Охрана труда: формирование системы охраны труда на предприятии

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Комментарий к статье 210 ТК РФ

1. Комментируемая статья определила принципы института охраны труда, которые можно разделить на три группы:

1) принципы формирования единого общегосударственного правового механизма регулирования отношений в сфере охраны труда: принятие и реализация федерального и регионального законодательства об охране труда, а также специальных многоуровневых программ улучшения условий и охраны труда; организация и обеспечение государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, государственной статистической отчетности об условиях труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости, функционирование единой информационной системы охраны труда; государственная экспертиза условий труда, установление порядка проведения специальной оценки условий труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

2) принципы экономической государственной политики в области охраны труда: участие государства в финансировании мероприятий по охране труда, проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда; разработка и внедрение безопасных технических средств и технологий; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами; установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;

3) принципы организации охраны труда: подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда.

2. Указанные направления государственной политики в области охраны труда реализуются согласованными действиями социальных партнеров на всех уровнях социального партнерства. Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 — 2016 годы в разд. V «Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность» предусматривает, что обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала.

В чем заключается надзор и контроль

Данные процедуры выполняют представители государственных органов и профсоюзные специалисты. В перечень прав государственного инспектора, согласно статье 357 ТК РФ, входят следующие:

  1. Посещение в рамках инспекции работодателей, проводимое в установленное время или в любой момент в зависимости от типа проверки (плановая, экстренная).
  2. Запрос у работодателя и получение документации, устных и письменных объяснений, актов, касающихся трудовых условий.
  3. Изъятие образцов материалов, с которыми работает персонал предприятия, для проведения анализов, составление соответствующих бумаг с результатами.
  4. Расследование происшествий и форс-мажоров на производстве, говорящих о нарушениях охраны труда.
  5. Предъявление предписаний работодателю, где указан перечень найденных нарушений трудового права, методы устранения и сроки, в которые нарушения должны быть исправлены.
  6. Направление требований о ликвидации предприятия или прекращения его деятельности на определенный период в судебные органы при условии наличия акта государственной экспертизы с указанными нарушениями и отсутствием действий по их исправлению.
  7. Оформление предписаний об отстранении от работы персонала, не прошедшего инструктаж, проверку практических и теоретических знаний и навыков.
  8. Составление протоколов, рассмотрение случаев административных правонарушений, лежащих в пределах полномочий инспектора, подготовка дел и отправка в правоохранительные органы с целью привлечения к ответственности виновных лиц.
  9. Работа экспертом в суде при рассмотрении исков о нарушении законов в юридической трудовой сфере.

  1. Контроль над выполнением требований законодательства в юридической области со стороны работодателей.
  2. Проведение независимых экспертиз по соблюдению безопасности и созданию комфортных условий труда на предприятиях.
  3. Расследование форс-мажоров, несчастных случаев, установление степени вины пострадавшего и работодателя, а также третьих лиц.
  4. Получение данных от работодателя или официального представителя о состоянии предприятия и степени соблюдения трудовых условий.
  5. Защита прав и интересов участников профессионального союза в вопросах, касающихся возмещения ущерба, причиненного здоровью или жизни в результате производственных происшествий.
  6. Формирование и направление работодателю акта о нарушениях с требованиями остановить производство до выяснения нюансов либо устранения всех выявленных нарушений.
  7. Участие в комиссиях, проводящих экспертизу условий труда, состояния оборудования, материалов, сырья и т.д.
  8. Участие в разработке местных и федеральных нормативных актов.

Решения инспекторов могут быть оспорены работодателем; как правило, это происходит при рассмотрении дела в судебном порядке.

Семинар по системе управления охраной труда представлен ниже.

Об авторе

Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
  • 2020.07.08Иностранные организацииРезидент и нерезидент РФ: кто это и чем отличаются
  • 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
  • 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
  • 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку

Комментарий к Ст. 216 Трудового кодекса РФ

1. Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

Государственное управление охраной труда возложено на Правительство РФ. По поручению последнего эти полномочия выполняет Министерство труда и социальной защиты РФ и другие федеральные органы исполнительной власти.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

2. Ориентиром нормотворческой деятельности исполнительных органов является Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351. В числе основных задач демографической политики указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда (п. 3 Концепции).

Полномочия по разработке порядка оценки уровня профессионального риска, положения о системе управления профессиональными рисками предоставлены Министерству труда и социальной защиты РФ.

3. Названное Министерство в соответствии с Положением о нем, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе такое структурное подразделение, как Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июля 2012 г. N 31), названное Министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

4. Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь в качестве главных составляющих организационной структуры успешно используют функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а также метод производственной демократии или активного участия жителей в охранительных мероприятиях. Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 «Об охране труда в городе Москве» предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать правовые и технические инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, предписания которых являются обязательными для работодателей.

5. Муниципальный уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих «ступеней», поскольку введен в связи с изменениями в ТК РФ от 18 июля 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда в Тоншаевском районе на 2011 — 2016 годы, утв. Постановлением главы местного самоуправления Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 г. N 6. Примечательно, что в данной Программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий.

Каковы статус и подчиненность службы охраны труда в организации?

Статья 217 ТК РФ предписывает, что служба охраны труда создается при численности работников от 50 человек и больше. Указывается также на возможность создания отдельной должности. Специалист при этом должен обладать необходимой подготовкой и знаниями в данной области.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Если штат сотрудников имеет меньшую численность, то решение о создании данной структуры или должности остается за руководителем. При этом указывается, что в случае отсутствия таковых, предприятием должен быть заключен договор с внештатными специалистами или учреждениями, которые могут оказать услуги в вопросах трудовой дисциплины и техники безопасности.

Статус данного подразделения определяется ее ролью и назначением. Одна из основных обязанностей работодателя — это обеспечить соответствующие условия трудовой деятельности, а также безопасность жизни и здоровья сотрудников. Для этих целей и создается соответствующий отдел.

Кому подчиняется служба охраны труда в организации

Вопрос о том, кому должна подчиняться служба охраны труда в организации является актуальным для многих работодателей. Для ответа на него необходимо обратиться к общим положениям указанного Постановления:

  • служба охраны труда подчиняется напрямую руководителю предприятия, если же было издано соответствующее поручение, то одному из его заместителей;
  • организовывается данное отделение в качестве самостоятельной структуры, имеющей своего руководителя;
  • данное подразделение должно тесно взаимодействовать с соответствующими государственными органами.

Отдельно также оговаривается, что в своей деятельности данное подразделение руководствуется законодательными актами РФ, локальными положениями предприятия, а также трудовым договором.

Виды толкований

Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

  • Государственная Дума РФ;
  • Президент РФ;
  • законодательные органы на региональном уровне;
  • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
  • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.

К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии

Специалист по охране труда и его должностные обязанности

Главные обязанности инженера (специалиста) по охране труда:

  • 1. Создание системы управления охраной труда.
  • 1.1 Проведение обучения и инструктажи.
  • 1.2 Оказание методической помощи по ОТ подразделениям.
  • 1.3 Контроль выполнения нормативно-правовых актов по ОТ.
  • 1.4 Обеспечение средствами защиты.
  • 1.5 Управление профессиональными рисками.
  • 1.6 Специальная оценка условий труда.
  • 1.7 Организация медицинских осмотров.
  • 2. Информирование об условиях охраны труда в организации.
  • 3. Технические задания.
  • 4. Планирование бюджета на мероприятия по охране труда.
  • 5. Ведение отчетности по охране труда.

Полный перечень обязанностей специалиста по охране труда прописаны в Профессиональном стандарте специалиста по охране труда.

Учитывая особенности своей деятельности, организации дополняют должностные инструкции специалистов по охране труда новыми требованиями, а часть приведенных в справочнике требований при этом, наоборот, убирают. Поэтому должностные инструкции инженеров по охране труда, работающих, например, в школе, на цементном заводе или в сети супермаркетов, существенно отличаются.

В функциональные обязанности инженера по охране труда включены:

➤Регулярные проверки того, как на его участке, в подразделении соблюдаются требования охраны труда. Для этого специалисту заранее нужно составить график проверок, в котором будет указано, когда и что именно будет проверяться. Время от времени полезно «радовать» коллег внеплановыми проверками.

➤Организация аттестации и сертификации рабочих мест «своего» участка, подразделения, организации. После проведения этих процедур нужно внедрить рекомендованные мероприятия (организовать выдачу молока или дополнительных СИЗ, увеличить длительность отпуска).

➤Контроль исправности оборудования, наличия необходимых документов, соблюдения сроков поверок.

➤Работа в качестве члена комиссий различного назначения. Чаще всего это  комиссии по проверке знаний, расследованию несчастных случаев, мониторингу технического состояния принадлежащих организации производственных объектов (оборудование, здания).

➤ Внесение предложений относительно снижения производственных рисков, улучшения условий труда, выведение их на уровень международных стандартов, реализация одобренных руководством инициатив.

➤ Систематический контроль обеспеченности работников спецодеждой, спецобувью, СИЗ (проверка карточек выдачи, фактического наличия и использования).

➤ Проведение вводного инструктажа. Ведение других видов инструктажей в обязанности специалиста по охране труда в организации не входит. Однако ему следует контролировать своевременность и качество их проведения, не допускать формального заполнения журналов без проведения фактического обучения.

 ➤ Предоставление руководителям подразделений информации по инструкциям ОТ, необходимой для их составления, корректировки и пересмотра.

➤ Подготовка списков работников, которым нужно проходить периодические, а также предсменные или предрейсовые медосмотры.

➤ Формирование отчетов и сдача их в срок.

Комментарий к Ст. 210 ТК РФ

1. Основные направления государственной политики в области охраны труда, базирующиеся на соответствующих положениях Конституции РФ, обеспечиваются согласованными действиями органов государственной власти и управления РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, а также представительных органов работников.

2. Обеспечить решение основных задач в области охраны труда призвана Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 — 2010 годы, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. N 586 (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2009. N 1).

Как сказано в Преамбуле данного документа, Программа направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения.

Вопросы по содержанию ст. 210 ТК

На каких документах базируется эта статья?

Она опирается на соответствующие конституционные положения и статьи международных документов. Так, на уровне МОК по охране труда были приняты Конвенции № 81 и 155 в, соответственно, 1947 и 1981 годах. Эти документы касались принципов функционирования инспекции труда и безопасности трудовой деятельности. А в Конституции отдельная ст. 37 декларирует основные принципы трудовой деятельности на общефедеральном уровне.

В каких документах применяются положения данной статьи?

Прежде всего они используются в текстах соответствующих федеральных законов. Так, они применяются в последних редакциях ФЗ № 426 от 28.12.13 и ФЗ № 125 от 24.07.98, посвящённых, соответственно, оценке надлежащих условий для проведения трудовой деятельности и страхованию трудящихся от несчастных случаев. Также они применяются и в иных правовых документах – Приказ Минтруда № 412н от 24.06.16, посвящённый стандартному положению комиссии по охране труда и пр.

Дополнительно нужно отметить и связь ст. 210 с другими статьями ТК. Так, госнадзору по охране труда посвящена отдельная глава 57. Тема экспертизы условий трудовой деятельности дополнительно затронута в ст. 216.1 и т.д.

О каких целевых программах упоминает рассматриваемая статья?

Примером такого рода программ является общефедеральная Концепция по росту эффективности отслеживания соблюдения правил, закреплённых в действующем профильном законодательстве. Она была утверждена на правительственном уровне в 2015 году. Среди основных направлений этого документа:

  • стимулирование нанимателей к безопасности трудовой деятельности, в том числе с помощью соответствующей пропаганды;
  • формирование информационной открытости контроля со стороны государства за параметрами безопасности труда;
  • расширение практики отслеживания соответствующих рисков со стороны государства;
  • качественное развитие профильных госструктур и их координация с трудящимися, их нанимателями и т.д.

Нетрудно заметить, что многие из перечисленных целей созвучны положениям рассматриваемой статьи.

Что должно отражаться в политике по охране труда?

В политике отражаются:

а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

г) порядок совершенствования функционирования системы управления ОТ.

Все это выполняется благодаря контролю и качественному проведению мероприятий по охране труда работодателем. Однако реализует он это все не в одиночку, а посредством механизмов, которыми он располагает в рамках организации. Именно разработка политики является руководством по работе этими механизмами.

UrDela.ru

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда — документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. ‹ Глава 33. (ТК РФ) ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Вверх Статья 210 (ТК РФ) Основные направления государственной политики в области охраны труда ›

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.