Госэкспертиза условий труда

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

Содержание ст. 216.1 ТК

В её начале указано, что госэкспертиза параметров труда осуществляется профильной государственной структурой исполнительной власти, получившей свои полномочия на федеральном уровне для осуществления надзора в области трудовой деятельности. Также её вправе проводить соответствующие региональные структуры в порядке, прописанном федеральным органом, уполномоченным на это Правительством.

Во второй части описан порядок обращения специалистов, проводящих госэкспертизу, с необходимыми им документами. Указано, что если данные документы и иные материалы не переданы им лицами, обладающими полномочиями на обращение с заявлением о госэкспертизе, то эти специалисты вправе сами запрашивать нужную информацию. Приведён и перечень структур, где они получают подобные сведения:

  • госструктуры, предоставляющие профильные услуги;
  • прочие госструктуры;
  • органы местного самоуправления;
  • другие органы, подведомственные вышеперечисленным;
  • субъекты, в отношении которых проводится госэкспертиза.

Далее перечислены цели госэкспертизы. Она осуществляется для оценки:

  • качества проведения специальной оценки условий работы;
  • корректности предоставления сотрудникам льгот, положенных им за работу во вредных условиях;
  • реальных параметров осуществления трудовой деятельности.

Отдельно указаны основания для проведения госэкспертизы. Она проводится на основе:

  • постановлений судов;
  • заявлений соответствующих госструктур;
  • обращений нанимателей и их союзов;
  • обращений сотрудников и их представителей;
  • обращений профсоюзов и их объединений;
  • заявлений подразделений ФСС.

Следующая часть посвящена полномочиям специалистов, занимающихся госэкспертизой условий для работы. У них есть права:

  1. В соответствующем порядке посещать любых нанимателей для проведения госэкспертизы при условии наличия своего удостоверения. Подобные визиты должны проходить беспрепятственно.
  2. Запрашивать и получать на бесплатной основе нужные им документы и иные данные.
  3. Осуществлять мероприятия научно-технического характера (расчёты, замеры и т.д.), привлекая при необходимости соответствующие лаборатории, прошедшие положенную аккредитацию.

В заключении указано, что специалисты, осуществляющие госэкспертизу трудовых условий, должны:

  1. Составить по итогам проведённой ими экспертизы заключения о соответствии этих условий актуальным нормативам.
  2. Направить эти заключения в структуры, перечисленные во второй части статьи.
  3. Обеспечить беспристрастный и обоснованный характер выводов, изложенных в заключениях.
  4. Принять меры по сбережению документов и иных материалов, предоставленных им для экспертизы, а также обеспечить нераспространение содержащейся в них конфиденциальной информации.

Рассмотренная статья, как видно из её содержимого, подробно разбирает нюансы, которые должны учитываться всеми сторонами при проведении госэкспертизы.

Особенности проведения экспертизы

Экспертная комиссия проводит положенную проверку в полном соответствии с установленными на административном уровне регламентами. Также за основу берется приказ Минтруда России No 708н. Услуга проведения ГЭУТ осуществляется с соблюдением следующих правил:

  1. К работе привлекаются только аккредитованные лаборатории.
  2. Срок проведения не должен быть выше 30 дней. Дата отсчета – день регистрации оснований для ГЭУТ.
  3. Продление возможно, но исключительно на основании решения руководителя экспертной комиссии.

Если принимается решение продлить государственную проверку, нужно быть готовым к тому, что продление будет невозможно выполнить на срок более 60 дней.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московского района
  • Сектор 5 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Петроградского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Петроградского района
  • Сектор 7 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 3 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 4 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 5 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 6 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Приморского района
  • Сектор 2 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Центрального района
  • Сектор 1 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Центрального района
  • Сектор 4 многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Невского района

Законодательство

Федеральное законодательство

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ
  • Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и(или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении …
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.08.2014 №549н «Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.10.2014 №682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.11.2015 №843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов …
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2016 №501н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, …

Регламент проведения мероприятий

Базовые правила проведения экспертизы установлены в ст. 216.1 ТК РФ. Они конкретизированы приказом Минтруда N 549н, принятым 12 августа 2014 года.

Мероприятия могут проводиться несколькими структурами:

  • трудовой инспекцией, являющейся федеральным контролирующим органом (больше о полномочиях трудовой инспекции читайте тут);
  • государственным промышленным надзором при проверке предприятий, добывающих энергоресурсы, а также относящихся к химической и металлургической промышленности (ст. 366 ТК РФ);
  • Госэнергонадзором, в части контроля за соответствующими объектами;
  • Госатомнадзором (ему подконтрольны предприятия, обращающиеся с ядерными материалами);
  • Санэпидемнадзором, в рамках своей компетенции;
  • региональным ведомством, курирующим вопросы охраны труда (их наименование отличается в разных субъектах РФ).

Экспертиза осуществляется в ограниченные сроки. Их устанавливает должностное лицо, принявшее решение провести соответствующие мероприятия. При этом устанавливается ограничение: проверка не может осуществляться более 30-ти рабочих дней с момента поступления запроса о ее проведении. Согласно п. 18 приказа, период экспертизы может быть продлен, если требуется получение ряда документов или проведение дополнительных исследований. Срок мероприятий может продлеваться не более, чем на 60 рабочих дней по решению руководителя проводящего их ведомства.

Функции и цель экспертизы

Проводится оценка условий работы.

Выделяют несколько функций проведения подобного рода экспертизы:

  1. Осуществление контроля над условиями трудовой деятельности лиц, за правильностью осуществления аттестации рабочих мест, верностью перечисления компенсационных выплат в связи с деятельностью в тяжелых и вредных условиях;
  2. Осуществление разработки правовых актов, которые содержат предложения о включении предприятий в конкретный класс риска;
  3. Написание заключений для судебной инстанции, осуществляющей рассмотрение судебных дел, связанных с ликвидацией организаций, нарушающих требования закона в сфере охраны и установления условий трудовой деятельности;
  4. Организация и осуществление проверки на объектах, которые строятся или реконструируются, для проверки соответствуют ли организованные рабочие места требованиям закона;
  5. Обеспечение для работников законных условий трудовой деятельности, обеспечение защиты прав, когда они нарушаются со стороны работодателя.

Выполняя вышеуказанные задачи, преследуются следующие цели осуществления экспертизы:

  • проверка качества осуществленных аттестаций в отношении имеющихся на производстве рабочих мест;
  • проверка правильности предоставляемых гарантий, компенсаций в соответствии с вредными или опасными условиями, имеющимися на предприятии;
  • проверка соответствия проектов, разработанных при реконструкции или строительстве новых рабочих объектов, имеющие рабочие места;
  • проверка непосредственных условий трудовой деятельности, организованных на трудовых местах на которых случились несчастные случаи с работниками, а также условий предшествовавших несчастному случаю на предприятии.

Порядок действий при экспертизе

Необходимо составить заявление.

Общий период осуществления исследования равен одному месяцу. Когда этого времени не достаточно, допускается увеличение этого срока, но не более чем на два месяца.

Если с инициатором проведения исследования трудовых условий выступает не уполномоченный орган, необходимо направить заявление, имеющее письменный вид.

В документе должны быть указаны следующие данные:

  1. Наименование заявителя или его ФИО;
  2. Адрес места нахождения предприятия, или проживания физического лица;
  3. Наименование объекта производимого исследования;
  4. Информация об экспертизах, проводимых ранее (если они были проведены);
  5. Сведения о трудовом месте лица, занимаемой им должности;
  6. Информация об осуществлении оплаты экспертизы (когда необходима).

Если с заявлением обращается работодатель по вопросам предоставления компенсаций и гарантий, предоставляется следующая информация:

  • отчеты, содержащие данные о ранее проведенной специальной оценке трудовых условий;
  • договоры с представительным органом сотрудников, коллективные соглашения, действующие на предприятии;
  • трудовое соглашение между конкретным сотрудником и организацией;
  • перечень лиц, которые проходят медицинские комиссии;
  • заключения о проведенных медицинских комиссиях (предоставляются только копии);
  • документы, принятые предприятием на локальном уровне;
  • при подаче документов, имеющих электронный вид, они должны быть снабжены электронной цифровой подписью.

Обратите внимание на то, что на сегодняшний день допускается подача заявления с помощью портала «Госуслуги». В случае подачи заявления с помощью электронного сервиса можно отследить ход административных процедур в отношении поданного заявления

Если проведения исследования осуществляется на возмездной основе, то её оплата должна быть осуществлена до момента обращения с заявлением.

Когда необходимо исследование вредных факторов, то оплата лабораторий, осуществляется в течение 10 дней с момента получения уведомления от должностного лица.

Поданный документ должен быть зарегистрирован. Его рассмотрение должно быть осуществлено не позднее 10 дней с момента его принятия и регистрации.

Результаты рассмотрения

Несколько вариантов после рассмотрения заявления.

После рассмотрения представленных сведений, принимается одно из следующих решений:

  • проведение исследования;
  • отказ в осуществлении экспертизы.

Решение об отказе принимается, если имеются следующие обстоятельства:

  1. Непредставление всех требующихся данных;
  2. Непредставление дополнительных сведений или документ, когда проведение исследования без них не представляется возможным;
  3. Внесение недостоверной информации или представление ложных документов.

Когда результатом рассмотрения поданного заявления является решение о проведении исследования, то его организация осуществляется экспертом единолично, либо экспертной комиссией.

Обратите внимание на то, что уполномоченное лицо на проведение исследования имеет право запросить недостающую для полноты выводов информацию. Когда такая информация не представлена, должностное лицо имеет право отказать в осуществлении исследования

При осуществлении исследования, на должностное лицо возложены следующие обязанности:

  1. Составить заключение, в котором излагаются выявленные нарушения на предприятии, или сведения о том, что нарушений нет;
  2. Изложить выводы на основании принципов объективности и обоснованности;
  3. Сохранить все материалы и документы, которые были представлены заявителем, а также не допустить разглашения содержащихся в них данных.

Законом, уполномоченным сотрудникам, занимающимся проведением исследования, предоставлены следующие полномочия:

  • при предъявлении удостоверения эксперта проходить на территорию предприятия, для получения данных в момент проведения исследования;
  • получать сведения, а также документы, которые требуются для проведения исследования, а также для формулирования объективных выводов;
  • получать требующиеся данные осуществляя наблюдение, расчеты, измерения;
  • привлекать, если для этого возникает необходимость лаборатории, имеющие аккредитацию, полученную в установленном для этого порядке.

Государственная экспертиза условий труда

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Государственная экспертиза условий труда

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.

Исходя их основных положений и норм российской законодательной базы, каждый гражданин нашей страны имеет право на защиту интересов в трудовой сфере. Условия выполнения трудовых обязанностей должны быть нормальными и адекватными, и не ставить под угрозу жизнь или здоровье человека.

Однако зачастую работодатели идут на существенные нарушения, и потому российская правовая база внедрила экспертную оценку условий труда, главной задачей которой является проверка работодателя и соблюдение им всех законодательных предписаний.

Органы, осуществляющие экспертизу условий труда

Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.

По сути, государственная экспертиза условий труда – это комплексные мероприятия по анализу и оценке качества проведения установленной нормы осуществления трудовой деятельности.

Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:

  • федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
  • исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.

Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.

1 ТК РФ, граничный срок проведения государственной экспертизы труда не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы).

Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.

Цели государственной экспертизы условий труда

Учитывая тот факт, что с каждым годом возникают сложности, связанные с соблюдением установленных по закону правил организации трудовой деятельности, на государство были возложены функции своеобразного контролирующего органа, главной задачей которого является проведение такой процедуры, как государственная экспертиза условий труда и контроль за четким исполнением всех норм и положений российской правовой системы, затрагивающей данную сферу.

Согласно ст.216 ТК Российской Федерации, контроль за исполнением работодателями всех предписаний государственного характера, которые позволят максимально эффективно защитить права и интересы наемного персонала, возлагается на органы исполнительной власти в регионах, и на федеральную инспекцию труда.

Среди основных целей государственного контроля в данной сфере можно выделить:

  • повышение качественного уровня проведения аттестации рабочих мест по текущим условиям труда;
  • отслеживание государственных нормативов относительно предоставления работникам разнообразных компенсационных выплат за осуществление трудовой деятельности в опасных и вредных условиях работы;
  • оценка условий трудовой деятельности работников, и прогнозирование потенциальных негативных проявлений, которые могут возникнуть из-за игнорирования работодателем норм права, и работниками – установленного комплекса правил безопасности при выполнении того или иного вида работ;
  • соответствие строительных, производственных и прочих инновационных проектов всем требованиям нормативной охраны труда и ее компонентам.

Причины инициирования экспертизы

На данный момент отмечается две основные причины для проведения ГЭУТ. Они касаются крайностей проведения СОУТ, которые становится основанием для появления разногласий. Каждую из причин стоит рассмотреть более подробно.

Причина 1

Экспертизу часто требуется проводить по причине высокой стоимости процедуры СОУТ и проведения спецоценки. Повышается она в следующих условиях:

  1. Монополизация услуги в отдаленных и малонаселенных областях РФ.
  2. Перенасыщенность рынка компаний и предприятий в центральных областях России.

Проблема с проведением СОУТ основана не только на повышении стоимости. В некоторых регионах ее в принципе сложно провести. Например, в Забайкальском крае специальная оценка осуществляется только для крупных промышленных производств и для деревообрабатывающих организаций. Фермерские хозяйства при этом не стремятся проводить оценки.

В подобном случае необходимые проверки проводятся специальными городскими экспертами, имеющими соответствующие аккредитации. На основе появившегося исключительного права, без непосредственного участия работодателя проводят требуемые замеры.

Стоимость в данном случае зависит от количества выявленных при проверке вредных классов УТ. Именно по этой причине компания выставляет крупные счета за проверку, гарантии и льготы. У работодателей данных регионов обычно нет собственного опытного специалиста ОТ, потому представленные выводы считаются истиной и не оспариваются.

Причина 2

ГЭУТ проводят после обращений в суд и после выявленных нарушений в процессе оценки. Довольно часто экспертная организация вступает в сговор с руководителем компании. В результате проводятся такие действия:

  1. Занижение классов условий трудовой деятельности.
  2. Отсутствие полноценного ВОПФ.
  3. Проведение формального лабораторного контроля.
  4. Отнесение множества разнородных процессов к аналогичным рабочим местам.
  5. Игнорирование мнения экспертов.
  6. Сотрудникам не поясняются их права.

В данном случае комиссия не общается с экспертами. По сути всеми вопросами занимается определенный представитель работодателя. Стоимость проверки здесь зависит от уровня сговорчивости экспертной организации.

Во всех перечисленных ситуациях возникает определенный конфликт. При наличии первой причины руководитель компании рано или поздно начинает сомневаться с том, насколько обоснованными были дополнительные финансовые траты. Вопросы такого плана начинают возникать после понимания, что иные предприятия с аналогичным направлением деятельности платят меньше.

При наличии второй причины сотрудник просто обнаруживает, что его права были нарушены и обращается в суд или к специалистам для проведения ГЭУТ. Профессионалы довольно быстро обнаруживают недочеты в проведенном СОУТ, проводя такие операции:

  • анализ деклараций;
  • изучение сводных счетов;
  • анализ статистики;
  • проведение плановых и внеплановых проверок.

Имеющий опыт инспектор довольно быстро обнаружит стройность показателей при достаточно плачевном состоянии условий труда по факту.

Заключение экспертизы

Если ранее в организации провели СОУТ и нарушили установленные правила, в заключении обязательно будут указаны все обнаруженные недочеты. В течение трех дней с даты утверждения заключения один экземпляр передают тому, кто выступает инициатором экспертизы. Остальные варианты пересылают в организацию Минтруда и в исполнительный орган по ОТ.

Одновременно с этим результаты проведенной проверки направляются в федеральную информационную систему

Это важное правило, так как результаты требуют обязательного учета результатов проведения проверки

Если руководитель предприятия по какой-то причине не согласен с результатами проверки, он может оспорить решение. Сделать это можно через Министерство труда и организацию социальной защиты РФ. Процедура оспаривания осуществляется совершенной бесплатно.

В России побеждает тот, кто знает свои права

или по телефону:

Москва и область:+7 (495) 128-79-68

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.