Николай платошкин: надо не госсовет усиливать, а совфед ликвидировать

Алан-э-Дейл       25.04.2022 г.

Неприкосновенность парламентариев

Статья 98 Конституции РФ устанавливает как для членов Совета Федерации, так и для депутатов Государственной Думы гарантии неприкосновенности. Парламентарии обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

В свою очередь, ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 3-ФЗ, развивая вышеприведенные конституционные нормы, уточняет, что парламентарии не могут быть:

привлечены к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Используя расширительное толкование указанной нормы, можно сделать вывод, что Федеральный закон N 3-ФЗ допускает возможность привлечения парламентариев к иным видам ответственности, например гражданско-правовой

Важно отметить, что указанные законодательные положения корреспондируют с соответствующими нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ, в частности с нормами ст. 449 УПК РФ;
задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу (кроме случаев задержания на месте преступления), т.е

в отношении парламентариев не могут быть совершены следственные действия, направленные на установление истины по уголовному делу;
подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Важно отметить, что, исходя из содержания ч. 3 ст

19 Федерального закона N 3-ФЗ, неприкосновенность распространяется не только на личность самого парламентария, но и на ряд тесно связанных с ним объектов, к числу которых относятся жилые и служебные помещения, занимаемые указанными субъектами, транспортные средства, как личные, так и служебные, средства связи, документы, багаж, переписка парламентария.

Указанный перечень является исчерпывающим, и включение в него каких-либо иных объектов недопустимо.

Вопрос о лишении неприкосновенности парламентариев решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Процедура лишения парламентариев неприкосновенности определяется помимо норм Федерального закона N 3-ФЗ (ст. 20) еще и положениями регламентов соответствующих палат парламента.

Еще одной немаловажной составной частью неприкосновенности парламентариев являются положения ч. 6 ст

19 Федерального закона N 3-ФЗ, устанавливающие, что парламентарии не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий.

Важным дополнением к статусу неприкосновенности парламентариев является норма ст. 21 Федерального закона N 3-ФЗ, устанавливающая, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

На основании анализа положений Федерального закона N 3-ФЗ можно сделать вывод о том, что он соответствует позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 20 февраля 1996 г. N 5-П. В указанном Постановлении Конституционный Суд указал, что «неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в статье 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. Неприкосновенность не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимости».

Важно отметить, что неприкосновенность парламентариев по своей сути является исключением из общей конституционной нормы (ч. 1 ст

19) о равенстве всех перед законом и судом. Однако данное исключение обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена (депутата) федерального представительного и законодательного органа.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

7) Назначение на должности:

              а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

              б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.

8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:

             а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

             б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя,  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);

10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) Заслушивание ежегодных отчетов:

              а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

              б) Центрального банка РФ.

5) Назначение на должность и освобождение от должности:

              а) Председателя Центрального банка РФ

              б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты

              в)  Уполномоченного по правам человека

7) Объявление амнистии;

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности. 

Совет Федерации

Советом Федерации принято называть верхнюю палату Федерального собрания (Парламент) России.

Во 2-й части 95 статьи такого весомого документа, как Конституциия РФ указано, что данный государственный объект составляют представители из всех российских субъектов (по 2 человека: один от законодательного органа, другой – от исполнительного), а также люди, назначаемые непосредственно президентом, их число не может превышать 10% от количества членов, входящих в Совет Федерации. Эти 10% составляют сотрудники законодательной и исполнительной систем государственной власти, относящейся непосредственно к субъектам Федерации.

На сегодняшний день насчитывается 170 сенаторов от всех 85-ти субъектов. С 1993 года данное количество неоднократно изменялось, что связано в свою очередь со слиянием некоторых субъектов и образованием новых.

Совет Федерации, или Палата регионов, представляет интересы отдельно взятых субъектов на уровне Федерации, он также является отражением федеративного принципа РФ. Данный государственный орган представлен в виде института консолидации и интеграции, присущего региональной политике. Он должен обеспечивать баланс во время принятия каких либо решений не только в сфере регионального интереса, но также и общефедерального, этот интерес в свою очередь направлен на осуществление главнейших целей развития государства.

Формирование Совета Федерации происходит исключительно по непартийному принципу. Его представители не могут создавать ни фракций, ни различного рода партийных объединений.

Деятельность Совета Федерации осуществляется постоянно. Заседания проходят ежемесячно, не менее 2-х раз и являются основной рабочей формой парламента.

Парламент собирается для заслушивания указов и посланий Президента, выступлений глав других государств, а также дипломатов и Конституционного суда РФ.

Рабочая деятельность членов Совета Федерации осуществляется на постоянной основе. Сами члены данной палаты Парламента обладают политической неприкосновенностью. Их не имеют права:

  • Задерживать.
  • Арестовывать.
  • Подвергать досмотру их личное имущество.
  1. Изменение территориальных границ среди субъектов Федерации.
  2. Утверждение президентского указа в государстве о необходимости введения чрезвычайного положения.
  3. Назначение выборов на должность Президента РФ.
  4. Отрешение руководителя государства в порядке импичмента (для этого должны быть выдвинуты необходимыеобвинения).
  5. Назначение и отставка Генерального Прокурора государства и так далее.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Выучить полномочия Правительства на тренажере

Государственная Дума

Нижняя палата Федерального Собрания, более известная, как Государственная Дума считается высшим органом законодательной власти в РФ, наравне с Советом Федерации. Ее правовой статус подкреплен 5-й статьей Конституции.

Данный государственный орган является выборным. Выборы осуществляются посредством тайного голосования. Срок действия – 5 лет. Государственная Дума была сформирована еще в период правления печально известного венценосного монарха Николая II Романова. После событий Февральской революции 1917 года она была устранена за ненадобностью и заменена Временным Правительством.

Она снова получила важное государственное значение в период президентства Бориса Ельцина, который возродил Думу в 1993 году. В состав современной Государственной Думы входит 450 депутатов, первая половина из которых выбирается из кандидатов одномандатных округов в один тур, вторую составляют политические партии РФ, перешедшие порог в 5% по результатам всероссийского голосования

В состав современной Государственной Думы входит 450 депутатов, первая половина из которых выбирается из кандидатов одномандатных округов в один тур, вторую составляют политические партии РФ, перешедшие порог в 5% по результатам всероссийского голосования.

Депутатом данного законодательного органа может стать любой гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста, он имеет личное право участвовать в выборах. Депутатов избирают сроком на 5 лет.

Государственная Дума формируется исключительно по итогам выборов, порядок проведения которых устанавливает ряд федеральных законов.

Полномочия:

  1. Отстранения Президента от занимаемого кресла путем предъявления ему ряда обвинений.
  2. Заслушивание правительственных отчетов о решении государственных вопросов.
  3. Назначение и смещение председателя Счетной палаты и так далее.

Совет Федерации

Советом Федерации принято называть верхнюю палату Федерального собрания (Парламент) России.

Во 2-й части 95 статьи такого весомого документа, как Конституциия РФ указано, что данный государственный объект составляют представители из всех российских субъектов (по 2 человека: один от законодательного органа, другой – от исполнительного), а также люди, назначаемые непосредственно президентом, их число не может превышать 10% от количества членов, входящих в Совет Федерации. Эти 10% составляют сотрудники законодательной и исполнительной систем государственной власти, относящейся непосредственно к субъектам Федерации.

На сегодняшний день насчитывается 170 сенаторов от всех 85-ти субъектов. С 1993 года данное количество неоднократно изменялось, что связано в свою очередь со слиянием некоторых субъектов и образованием новых.

Совет Федерации, или Палата регионов, представляет интересы отдельно взятых субъектов на уровне Федерации, он также является отражением федеративного принципа РФ. Данный государственный орган представлен в виде института консолидации и интеграции, присущего региональной политике. Он должен обеспечивать баланс во время принятия каких либо решений не только в сфере регионального интереса, но также и общефедерального, этот интерес в свою очередь направлен на осуществление главнейших целей развития государства.

Формирование Совета Федерации происходит исключительно по непартийному принципу. Его представители не могут создавать ни фракций, ни различного рода партийных объединений.

Деятельность Совета Федерации осуществляется постоянно. Заседания проходят ежемесячно, не менее 2-х раз и являются основной рабочей формой парламента.

Парламент собирается для заслушивания указов и посланий Президента, выступлений глав других государств, а также дипломатов и Конституционного суда РФ.

Рабочая деятельность членов Совета Федерации осуществляется на постоянной основе. Сами члены данной палаты Парламента обладают политической неприкосновенностью. Их не имеют права:

  • Задерживать.
  • Арестовывать.
  • Подвергать досмотру их личное имущество.

Исключение составляет лишь тот факт, если член Парламента будет непосредственно пойман на месте преступления, в таком случае он становится фигурантом преступления, будь оно уголовное, политическое, либо экономическое.

Полномочия:

  1. Изменение территориальных границ среди субъектов Федерации.
  2. Утверждение президентского указа в государстве о необходимости введения чрезвычайного положения.
  3. Назначение выборов на должность Президента РФ.
  4. Отрешение руководителя государства в порядке импичмента (для этого должны быть выдвинуты необходимыеобвинения).
  5. Назначение и отставка Генерального Прокурора государства и так далее.

Общие сведения

В ст. 95 Конституции определен количественный состав палат ФС. Госдума включает в себя 450 депутатов. Численность членов СФ определяется по количеству регионов в стране. В Совете Федерации присутствует по два представителя от каждого субъекта РФ. Всего в него входит 178 членов. В 102 статье Конституции устанавливаются вопросы, относящиеся к исключительному ведению этой палаты.

Основные функции Совета Федерации

К ведению СФ относятся следующие вопросы:

  1. Утверждение изменений границ регионов.
  2. Решение вопроса об использовании ВС за пределами государства.
  3. Назначение судей ВАС, ВС и КС, Генпрокурора, Председателя и 50% аудиторов Счетной палаты.
  4. Утверждение президентских указов о введении чрезвычайного, военного положения.
  5. Назначение выборов Главы страны и снятие его с должности.

Чем обусловлена разница между порядком избрания Государственной Думы и порядком формирования Совета Федерации?

Андрей Бирюков 12188 год назад Бывший редактор TheQuestion, в прошлом также главный редактор интернет-издания The Brown Room. Пользователю можно задать вопрос

На мой взгляд, ситуация выглядит следующим образом.

В Государственную Думу набираются «народные избранники», а народ может избрать хоть своего участкового из села, если он выдвинется в депутаты. Участковый, хоть и юрист, но в законодательной сфере мало что понимает, мало что понимает так же в сфере государственного управления. А если взять не участкового, а, скажем, слесаря? Он вообще ничего не знает из вышеперечисленного, но ему доверена важная роль – представлять народ, то есть депутаты они представляют не государство, а народ.

Поскольку страна большая и права у нас как бы соблюдаются, существуют две палаты парламента. Одна, как я говорил, представляет народ – её граждане выбирают, они могут не понимать всей серьёзности и голосовать хоть за того же слесаря, поэтому Совет Федерации – это профессиональный орган, представляющий государство и его интересы. Туда набирают профессионалов из законодательной и исполнительной ветвей власти. Совет Федерации потому и выше – чтобы не пропускать тупые законы.

Допустим, избрали слесаря депутатом. А он предложил закон и внёс его в парламент – право всех слесарей принять по 100 грамм перед сменой. Он выдумывает кучу фактов, пользу обосновывает, другие депутаты думают – о, круто предложил, норм, надо поддержать. Так принимается закон в Думе, а затем он идёт в СовФед. СовФед смотрит и качает головой – дескать, какая жесть, и отклоняет этот закон.

Андрей Бирюковотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 0 0

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере

Организация работы

Заседание СФ будет считаться правомочным, если на нем находится не меньше 2/3 от общего количества членов палаты. Руководит обсуждениями Председатель. Он не имеет права высказывать свое мнение по вопросам повестки, комментировать выступление спикеров, давать им характеристику. Работа палаты осуществляется на официальном языке государства – русском. Члены СФ могут выступать с докладами, заключительным словом, содокладом, предоставлять справки, заявления и так далее. Принятие решений осуществляется тайным или открытым голосованием. Постановление будет считаться утвержденным, если за него проголосовало больше 50% от общего количества членов. Принятие конституционных законов осуществляется также голосованием. Однако для утверждения необходимо не меньше 3/4 от общего числа членов.

В чём смысл изменений?

Система Совета Федерации по сути не меняется, однако тонкое перераспределение полномочий в сторону верхней палаты укрепит его статус как значимого органа. Тесные отношения Совфеда с судебной властью стали особенно активно формироваться после переезда Конституционного суда в Санкт-Петербург в 2008 году, когда город возглавляла нынешняя глава верхней палаты Валентина Матвиенко. Теперь же судьи, как и прокуроры, окончательно потеряют всякую самостоятельность, укрепляя тем самым статус сенаторов.

При этом новая процедура назначения силовых министров и прокуроров регионов, при которой кандидатуры должны согласовываться с сенаторами, фактически декоративная. И таких декоративных функций верхней палате добавили достаточно. Например, конституционно закрепили возможность парламентского контроля, которая была у Федерального Собрания.

С другой стороны, обновлённый Совфед может стать местом, где формируется прослойка «высшей знати», некоего заслуженного сословия, в пользу чего говорит создание института пожизненных сенаторов. А поскольку пожизненным сенатором станет и президент после прекращения своих полномочий, это даст не только декоративный почётный статус, но и приятный бонус – сенаторский иммунитет. Поэтому после ухода Владимир Путин сможет получит гарантии не только как бывший глава государства, но и сильную – теперь уже конституционную – защиту. А ещё – приятный бонус – сможет контролировать вопрос о лишении неприкосновенности себя как бывшего президента, потому что этот вопрос тоже отходит в ведение Совфеда.

Каким будет новый Совет Федерации?

Хотя членов Совета Федерации неофициально называли сенаторами и раньше, поскольку так представителей верхней палаты парламента называют во многих странах, в том числе в США, Италии, Франции и Канаде, сейчас они станут сенаторами по Конституции. Это сделает их статус более прозрачным и понятным для представителей других стран.

Ещё один опыт скопирует с законодательной системы Великобритании: появятся пожизненные сенаторы – по аналогии с пожизненными пэрами в палате лордов, которые получают этот статус «за выдающиеся заслуги перед государством» (в основном это премьер-министры, спикеры и депутаты палаты общин, дипломаты после отставки). Пожизненными сенаторами в России тоже станут особо заслуженные граждане, в том числе бывший президент.

У Совфеда прибавится влияния на другие органы власти. Например, он сможет участвовать в процедуре назначения силовых министров и прокуроров регионов. Впрочем, это станет скорее декоративной функцией, которая добавит статусности ведомству Валентины Матвиенко, но не добавит фактической силы – сенаторы не смогут заблокировать какое-либо назначение.

Ещё Совфед получит право как назначать, так отстранять от должности судей ключевых инстанций, в том числе кассационных и апелляционных судов. Делать это сенаторы будут по представлению президента. А также верхняя палата получит право лишать неприкосновенности бывшего президента.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.