Электронный аукцион по 44-фз: просто о сложном

Алан-э-Дейл       21.10.2022 г.

Оглавление

Опорные моменты

Для понимания всех нюансов ФЗ №127 необходимо определиться с некоторыми базовыми определениями. Начнем мы с того, что такое предприятие должника.

Предприятие должника — это какой-либо объект, несущий имущественную ценность и служащий для осуществления предпринимательской деятельности. Если предприятие признается банкротом и его владелец не в состоянии исполнять свои кредитные обязательства, то принимается решение о его реализации.

Продажа объекта может включаться в план, разработанный внешним управлением, путем вынесения решения органом управления, которое в соответствии с учредительной документацией может принимать подобные решения. Это вполне естественно, ведь подобные сделки относятся к достаточно серьезным мероприятиям.

Объектами реализации собственности должника могут стать самые разные имущественные ценности. Закон регламентирует следующие:

  • участки земли;
  • строения и здания;
  • оборудование;
  • сооружения;
  • инвентарь;
  • запасы сырья и продукции;
  • права на проведение предпринимательской деятельности (коммерческое обозначение, товарные знаки и т.д.).

Отметим, что в соответствии с данным ФЗ при продаже новому владельцу не передаются долговые обязательства. Исключения составляют задолженности, возникшие уже после признания организации банкротом. Именно поэтому перед покупкой лучше всего все тщательно проверить.

Значение регуляторного акта

Законодательство о тендерах регулирует отношения, которые связаны с непосредственным размещением заказов на поставки различных товаров, а также выполнением работ и оказанием услуг для удовлетворения муниципальных либо более масштабных государственных потребностей.

44–ФЗ определяет единый порядок проведения торгов и размещения заказов для обеспечения сохранности единого экономического пространства на территории всего государства.

Сфера применения нового закона распространяется на отношения, которые направлены на обеспечение государственных и местных нужд.

Основные задачи

Закон призван предотвращать правонарушения, которые касаются:

  • начального планирования закупок продукции, работ или услуг;
  • процесса определения поставщиков (прозрачность проведения отбора победителей);
  • заключения договора на выполнение тендерной заявки;
  • аудита в сфере закупок, работ и услуг;
  • особенностей выполнения условий контрактов.

Закон о тендерах в России 44-ФЗ должен:

  • стимулировать развитие здоровой экономической конкуренции;
  • обеспечить все условия для предотвращения коррупции в сфере государственных закупок;
  • обеспечить гласность и прозрачность всех процессов, связанных с организацией и проведением торгов, а также определением победителя;
  • регулировать рациональное использование целевых и нецелевых средств;
  • совершенствовать деятельность органов государственной власти в сфере государственных торгов.

Содержательные аспекты

Тем, кто желает стать участником государственного или муниципального конкурса, закон о тендерах следует изучить основательно, так как в нем содержится основная информация:

  • об иных законодательных актах, касающихся сферы госзакупок;
  • о том, кто такие государственные и муниципальные заказчики;
  • о том, как проходит размещение заказов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • о формировании тендерной комиссии;
  • о том, кто может стать участником торгов;
  • о способах размещения заказов;
  • об информационном обеспечении торгов;
  • о том, какие документы предоставляются участниками и в какие сроки;
  • об особенностях проведения аукционов;
  • о размещении заказов посредством запроса котировок;
  • о технических особенностях проведения тендеров;
  • о предварительном отборе участников, желающих разместить заказ;
  • об особенностях проведения конкурсов.

Помимо данного ФЗ, существует множество иных актов (постановления и распоряжения правительства РФ, приказы и письма Минэкономразвития).

Новое в тендерном законодательстве

Однако этот процесс имеет множество специфических особенностей. Например, участнику электронных торгов в обязательном порядке необходимо получить электронную подпись. Также на таких торгах (аукционах) вся документация находится в электронном виде и не дублируется на бумажных носителях, поэтому 44-ФЗ разрешает осуществлять обмен документами между участниками в электронном виде.

В список этих документов входят:

  • заявка на участие в тендере;
  • документы, подтверждающие гарантийное обеспечение тендера;
  • контракт, заключаемый между победителем и заказчиком.

Следует также сказать, что 44-ФЗ содержит в себе положения о планах закупок, контрактных службах и антидемпинговых мерах во время проведения закупок.

Суть электронной процедуры

Сторонами электронного аукциона являются:

  • заказчик;
  • поставщики;
  • ЭТП.

ЭТП представляет собой ресурс в интернете, который дает остальным сторонам технические возможности для взаимодействия в целях проведения торгов и заключения контрактов. Управляется каждая площадка оператором, то есть владеющим ею юридическим лицом. К торгам по 44-ФЗ допускается не любая ЭТП, а лишь те из них, которые отвечают определенным требованиям. В настоящее время есть всего 6 площадок, которые допущены к проведению процедур в рамках госзакупок. Однако вскоре ЭТП может стать больше.

Чтобы стать участником торгов на ЭТП, нужно пройти аккредитацию. Пока эта процедура проводится на каждой площадке отдельно, однако после перехода всех закупок в электронную форму вместо этого достаточно будет лишь зарегистрироваться в ЕИС.

Обмен документами

Название процедуры подразумевает электронный документооборот. Это значит, все документы, которые подписывают стороны, имеют в электронный формат и подписываются электронной подписью. Чтобы получить сертификат ЭЦП, заказчики должны обратиться в Казначейство. Поставщики могут получить подпись в любом удостоверяющем центре.

Обмен электронными документами происходит через площадку. Исключение составляет процесс заключения госконтракта — он происходит в ЕИС. ЭТП обязаны обеспечивать конфиденциальность информации об участников аукциона до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Кроме того, на площадке хранятся сведения и документы по всем состоявшимся на ней ранее процедурам.

В обязанности оператора ЭТП входит публикация документов. Распространяется это не только на протоколы, которое составляется в ходе аукциона, но и на документы, которые загружают на площадку заказчики, а именно на извещения и прочие документы о закупке, на их изменения, на разъяснение положений документации и извещения об отказе от проведения аукциона. Все эти документы (за исключением извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, которая размещается в ЕИС) оператор направляет также на почту участников.

Оплата услуг площадки

Иногда заказчикам предлагают поработать бесплатно, а комиссию ЭТП взимают только с участников-победителей, но обычно коммерческие площадки базируются на принципе «с миру по нитке…» и с организаторов торгов также берут комиссию.

Кстати! Выгоднее воспользоваться тарифным планом, включающим определенное количество процедур или конкретный период – 1 месяц, полгода, год и т.д.

Пакетное обслуживание может включать не только услуги площадки, но еще получение ЭЦП, обучение, консультации и другие полезные «плюшки» для заказчиков.

Затраты на оплату услуг ЭТП относим на расходы в зависимости от системы налогообложения. По УСН учитывать расходы можно при условии включения в перечень (статья 346.16), например, юридические услуги, оплата труда (управляющий закупками), командировочные расходы. На ОСНО расходы принимаются как прочие, НДС подлежит вычету при наличии счета-фактуры. В бухгалтерском учете делаем проводку Д 91.2 К 60, 76, 26, 10… – затраты по организации и проведению конкурса или аукциона.

Заметьте, заказчик может получать задаток (взнос) за участие в процедуре. Эти суммы не относятся к доходам, если в будущем возвращаются участникам. Если они становятся платой за участие или изымаются в счет санкций по контракту, то их необходимо учесть как прочие доходы: Д 76 К 91.1. Получение задатка или платы за участие (подлежащих возврату) – Д 51 К 76 и Д 76 К 51 после перечисление обратно участнику.

Документация

Извещение об аукционе

Извещение о проведении аукциона публикуется в ЕИС и в любых средствах массовой информации в такие сроки:

  • если цена контракта меньше 3 млн рублей — не менее чем за 7 дней до окончания срока приема заявок;
  • если цена контракта более 3 млн рублей — не менее чем за 15 дней.

В извещение включается информация, обязательная для всех закупок:

  1. Реквизиты заказчика — название, адрес, контактные данные, ФИО ответственного за закупку лица.
  2. Условия контракта — описание закупки в соответствии со статьей 33, сведения о количестве закупаемых товаров или объеме работ, услуг, а также месте их выполнения.
  3. Срок исполнения контракта.
  4. НМЦК и источник финансирования.
  5. Идентификационный код.
  6. Ограничение или преференции для отдельных групп участников. Например, проведение информация о том, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства.
  7. Способ определения поставщика.
  8. Информация о подаче заявок.
  9. Сведения о размере и порядке предоставления обеспечения заявки.
  10. Сведения об обеспечении контракта — размер, порядок представления, информация о банковском или казначейском сопровождении.

Помимо этого, в извещение включается информация о конкретной процедуре: адрес ЭТП, даты окончания приема заявок и проведения аукциона, размер обеспечения заявки, требования к участнику — общие и дополнительные, условия и запреты для реализации национального режима (если установлены).

Аукционная документация

В документах об аукционе в целом повторяется вся информация, которая содержится в извещении. Кроме этого, аукционная документация содержит такие сведения:

  1. Полное описание объекта закупки, условия госконтракта, а также обоснование цены.
  2. Требования к содержанию заявки, включая инструкцию по заполнению.
  3. Порядок расчетов, включая вопросы применение курса иностранной валюты.
  4. Сведения о контрактной службе заказчика, контрактном управляющем либо лице, которое ответственно за этот аукцион.
  5. Информация об изменении условий контракта.
  6. Срок подписания контракта.
  7. Условия, при которых победитель будет признан уклонившимся от.
  8. Период, в которой участники могут послать запрос на разъяснение положений документации.
  9. Информация об одностороннем расторжении контракта.
  10. Проект контракта.

Запрос на разъяснение

Если у поставщика возникают вопросы по поводу отдельных положений документации, он может запросить разъяснения. Эта возможность работает для любого аккредитованного участника. Каждый из них может подать 3 запроса в рамках одной процедуры. Для этого установлены такие сроки:

  1. Запрос направляется не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок.
  2. ЭТП передает его заказчику в течение 1 часа.
  3. Заказчик размещает свои разъяснения в течение 2 дней. При этом информация об участнике, подавшем запрос, не публикуется.

Изменения в документации

В результате разъяснения закупочная документация может быть изменена. Кроме того, заказчик может сделать это и по своему усмотрению. Правила таковы:

  1. Изменить документацию можно не позже, чем за 2 дня до конца приема заявок.
  2. Изменение публикуется в течение 1 дня после принятия такого решения.
  3. Срок принятия заявок продлевается таким образом, чтобы до его окончания оставалось 7 или 15 дней в зависимости от цены контракта.
  4. Разъяснение должны уточнять или вносить дополнения в документацию, но не менять ее суть.
  5. Запрещено менять объект закупки, увеличивать обеспечение контракта.

Что необходимо для участия в электронном аукционе

Для того, чтобы стать участником электронных торгов, необходимо выполнить минимальные требования:

  1. КЭП позволяет получить доступ ко всем этапам процедуры проведения электронного аукциона: подать заявку, ценовое предложения и подписать контракт.

  2. Процедура аккредитации подразумевает под собой регистрацию и вход на электронную площадку. На федеральных ЭТП процедура прохождения аккредитации бесплатна, но необходима, так как при её отсутствии невозможно совершение какие-либо действий. Кроме того, после прохождения аккредитации каждый пользователь получает доступ в личный кабинет, функционал которого предусматривает подачу заявок на участие в аукционах, непосредственное участие в аукционах, а также подачу заявок на разъяснение аукционной документации.

  3. Спецсчётом называется банковский счёт, предназначенный для зачисления на него денежных средств, являющихся своего рода залогом и обеспечением заявок на участие в электронном аукционе и на котором производятся операции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе (блокировка/разблокировка денежных средств, перечисления в бюджет и т.д.). Открыть такой счёт можно в одном из банков, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», например в Банке ВТБ, Сбербанке, Райффайзенбанке, ЮниКредит Банке или любом другом из перечня.

Нюансы работы со специальным банковским счётом:

Остаток на счёте – он в обязательном порядке должен быть достаточным для обеспечения сделки и при частом участии в аукционах требует регулярного пополнения

ВНИМАНИЕ! В случае недостатка средств на счету, подать заявку на участие в аукционе будет невозможно! Денежные средства подлежат блокировке в тот же день и час, когда происходит завершение подачи заявок на электронной площадке и при нехватке средств, заявка будет отклонена.

Правила пополнения счёта – приходные операции по счёту может осуществить любое лицо. Тут ограничения отсутствуют.

Спецсчёт и ИФНС – в случае, если ИФНС по какой-либо причине (отсутствие своевременно предоставленной отчетности или задолженности по уплате налогов) примет решение о блокировке Ваших банковских счетов, спецсчёт будет точно также заблокирован, что в свою очередь лишит Вас права на подачу заявки на участие в торгах.

Согласно положениям закона 44-ФЗ, заказчики не имеют права проводить закупки на любой площадке по своему желанию. Размещение заявки на осуществление закупки правомерно только на одной из площадок, включенных в перечень, указанный в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р, а именно:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (АГЗРТ);
  • Единая электронная торговая площадка (РОСЭЛТОРГ);
  • Российский аукционный дом (РАД);
  • ТЭК-Торг;
  • ЭТС;
  • Сбер А;
  • РТС;
  • ЭТП ГПБ.

Необходима также регистрация участника в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) в ЕИС. Процедура регистрации физического лица, ИП и юридического лица имеет свои нюансы, которые рассмотрены в таблице. Перечень информации, которая потребуется при регистрации физлица, ИП и юрлица.

Регистрация физлица или ИП в ЕИС Регистрация юрлица в ЕИС
ФИО (при наличии) Полное и сокращенное (при наличии) наименование
ИНН или его аналог Наименование и цифровой код страны регистрации
Код страны по ОКСМ ИНН либо аналог — для иностранного лица
Почтовый адрес и адрес места жительства Код причины постановки на учет юрлица и дата постановки на учет в налоговой
Адрес электронной почты ОГРН
Номер контактного телефона Адрес (место нахождения)
Паспортные данные Код (коды) вида экономической деятельности
ОГРНИП Код причины постановки на учет обособленного
подразделения юрлица
Дата регистрации ИП и дата постановки на учет в налоговой Наименование обособленного подразделения
Принадлежность к СМП, при наличии Адрес (место нахождения) обособленного подразделения.
Принадлежность к субъектам МСП с указанием соответствующей категории (при наличии)
Копия паспорта ФИО (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица и ИНН (при наличии)
Выписка из ЕГРИП для ИП Сайт юрлица (при наличии)
Адрес электронной почты и номер контактного телефона
Паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица или данные иных документов, удостоверяющих личность
Копии учредительных документов
Решение об одобрении крупной сделки с указанием информации о максимальной сумме одной сделки

Конкурсный управляющий

За организацию аукциона отвечает специальный человек — конкурсный управляющий или специальная частная организация. Все расходы на оплату услуг организатора взимаются с счета предприятия-банкрота.

Во избежание фактов мошенничества организатор торгов не должен иметь каких-либо отношений (дружественных, партнерских и т.д.) с должником, кредиторами, а также внешним управляющим. Ввиду большой выгоды некоторых сделок факты мошенничества бывают, хотя со стороны закона эти случаи жестко пресекаются.

На основании рассматриваемого ФЗ на организатора возложены следующие функции:

  • прием заявок и ценового предложения (предоставление выполняется в течении 25 дней со дня объявления о проведении торгов);
  • заключение договора с претендентом о внесение предварительного взноса (не более 25% от стартовой стоимости);
  • утверждение участников аукциона;
  • проведение торгов в случае открытой формы ценовых предложений;
  • утверждение победителя, а также составление протокола, в котором прописываются результаты аукциона;
  • уведомление заявителей и участников мероприятия о результатах.

Также закон на организатора возлагает обязательства по публикации информационного сообщения о том, что будут проводится торги по банкротству. В этом сообщении указываются сведения об организации банкроте, его состав, характеристики, описание деятельности, форма проведения торгов, контактные данные, требования к участникам, размер задатка, стартовая стоимость, шаг повышения цены и т.д.

Обычно сообщение распространяется в печатном издании, ближайшем к должнику. Однако сегодня для привлечения больших масс покупателей такие сообщения распространяются в интернете на специализированном ресурсе.

Организационные моменты торгов с отрытым предложением

Как известно предприятие должника после проведения инвентаризации имущественных ценностей добавляется в специальный реестр, который отражает все предприятия-банкроты нашей страны. Если говорить точнее, то туда загружаются данные инвентаризации.

После этого специальный уполномоченный орган либо кредитор может направить внешнему управляющему требование о проведении оценки. После этого в течении двух месяцев внешний управляющий должен привлечь оценщика для уточнения стоимости объекта. Результаты оценки в соответствии с данным ФЗ должны быть включены в госреестр сведений о банкротстве.

Что касается стартовой цены, то ее утверждает собрание кредиторов, опираясь на реальную рыночную стоимость похожих объектов, а также на результаты оценки. Из практики следует, что обычно кредиторы несколько занижают цену для привлечения большего потока покупателей.

При открытых торгах по банкротству каждому участнику аукциона выдается специальная карточка, которая сигнализирует о намерении участника повысить цену. Цена повышается на фиксированный шаг. Победителем торгов признается участник, который предложил наиболее высокую цену.

Аукцион не состоялся

Итак, электронный аукцион признан несостоявшимся. Что дальше? План действий зависит от того, имеются ли претенденты на заключение контракта или нет.

Есть лишь один претендент

На аукцион может быть подана лишь одна заявка. Либо заявок подано несколько, но по итогам рассмотрения первых частей решено, что требованиям соответствует лишь одна из них. То есть к аукциону допущен лишь один участник. Понятно, что в такой ситуации проводиться он не может, однако с участником может быть заключен контракт, как с единственным поставщиком.

Оператор площадки должен не позже одного рабочего дня после того, как окончился прием заявок, направить документы участника заказчику. Далее аукционная комиссия рассмотрит его заявку – первую и вторую части – и примет решение, соответствуют ли они требованиям аукциона. В итоге будет составлен протокол, в котором заказчик укажет свое решение. Если будет признано, что заказчик соответствует всем требованиям, с ним будет заключен контракт.

Участники есть, но ценовых предложений нет

Еще один возможный вариант, когда аукцион признается несостоявшимся — допущенные до него участники в ходе торгов не подавали ценовые предложения. В этом случае заказчик рассматривает все вторые части заявок и определяет, кто из участников аукциона полностью соответствует требованиям. Контракт будет заключен с тем из них, кто признан соответствующим и направил заявку раньше других.

Претендентов нет

Такое возможно в ситуации, когда на аукцион не поступило ни одной заявки или по итогам рассмотрения первых частей ни одна из них не была признана соответствующей требованиям. В этом случае заказчик должен поменять свои плановые документы и провести запрос предложений. Если нормы закона 44-ФЗ позволяют, можно провести закупку другим способом.

Оформление договора купли-продажи

После определения победителя аукциона и составления протокола организатор мероприятия должен направить выигравшему копии протокола и предложение о заключении договора купли-продажи. При этом стоимость объекта должна соответствовать цене, которую предложил победитель.

Отметим, что закон обязывает составлять договор купли-продажи в соответствии с определенными условиями.

Итак, в документе должна быть представлена следующая информация:

  • сведения об объекте, его структура, описание;
  • цена покупки;
  • порядок и сроки передачи прав собственности;
  • условия приобретения имущества;
  • наличие или отсутствие обременений и долговых обязательств по реализуемой собственности;
  • данные сторон.

Если договор купли-продажи не будет составлен, то аукцион в соответствии с ФЗ №127 признается недействительным. В этом случае проводятся повторные торги по банкротству. При стартовая цена занижается.

В целом порядок проведения повторного аукциона ни чем не отличается от первоначального (действует тот же федеральный закон). Все процедуры и организация осуществляются точно также.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Аукцион – это разновидность тендера. Но если тендер – это бытовое обозначение конкурсных торгов, то аукцион – официально закрепленное в законах РФ наименование способа закупки. Порядок проведения аукционов определен в 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Электронная цифровая подпись выдается для конкретных площадок. Если на площадке проводятся как коммерческие, так и государственные закупки, можно получить универсальную ЭЦП, но она обойдется примерно в 2 раза дороже, чем отдельная электронная подпись для государственных или коммерческих закупок. Например, на Единой электронной торговой площадке ЭЦП для участия в торгах на 100 коммерческих и 9 государственных площадках стоит 6200 рублей, а только на государственных – 3600 рублей.

Частные компании вправе закупать без проведения конкурсных процедур что угодно и у кого угодно. Организация тендеров – это их инициатива, направленная на экономию средств или повышение прозрачности закупок для внутреннего контроля. А вот у государственных и муниципальных организаций закупки у единственного поставщика разрешаются только в нескольких случаях:

  • Если продавец товаров или услуг – естественный монополист (например, поставки электроэнергии, газа и т.д.);
  • Для закупок до 100 000 рублей (в год таких закупок может быть не более чем на 5% от общего объема или не больше чем на 2 миллиона рублей);
  • Для закупок у предприятий, оказывающих коммунальные услуги;
  • При закупке эксклюзивного вооружения;
  • Для закупок в случае чрезвычайных ситуаций и других обстоятельств, требующих экстренных приобретений;
  • Для закупок культурных ценностей и произведений искусства;
  • В других случаях, описанных в статье 93 закона 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика не являются тендерами, поскольку в них отсутствует элемент конкуренции и торга.

Тендерный кредит предоставляется банковской организацией поставщику товаров или услуг для обеспечения заявки на участие в конкурсных процедурах. От банковской гарантии отличается тем, что его может выдавать любой банк и даже микрофинансовая организация, жестких требований к кредиторам нет.

Условия по сравнению с банковской гарантией менее выгодные, зато одобрение получить проще. Может предоставляться как в виде одноразовой выплаты, так и в форме кредитной линии, однако за каждое возобновление этой линии банк возьмет вознаграждение.

Средняя процентная ставка по тендерным кредитам в РФ на октябрь 2018 года – 28% годовых. Выдается на период до 120 дней. Досрочное погашение, как правило, бесплатное (это выгодно для клиентов, поскольку обеспечение заявки не выигравшим участникам возвращается, и эти средства можно направить на выплату тендерного кредита).

Госзакупки обязательно проводятся в электронной форме (44-ФЗ – всегда, кроме закрытых конкурсов с подачей ценовых предложений в конвертах; по 223-ФЗ – до 1 января 2019 года теоретически можно торговать с молотком, но сведения нужно вносить в Единую информационную систему и извещение с отчетом размещать там же, а это лишает смысла неэлектронный аукцион).

Коммерческие тендеры могут проводиться как угодно, но ст.17 135-ФЗ требует равноправия участников, в том числе равных возможностей физически участвовать в аукционе. Без ЭТП это невозможно реализовать, если заявляется участник из другого города. Т.е. теоретически не электронный тендер может проводиться, но практически человек “с улицы” в нем принять участие не может.

Возможности, которые дают коммерческие торги

Коммерческие закупки хороши тем, что не ограничены в выборе формы и площадок для проведения. Другие положительные стороны:

  1. Экономия. Собственно, для этого все затевается – найти поставщика или подрядчика, предлагающего самую низкую цену. Признаю, в этом отношении конкурс объективнее, по его результатам побеждает не столько участник с наименьшей ценой, сколько тот, кто указал самые выгодные условия в целом.
  2. Долгосрочность. С удачным исполнителем компания может продолжить работу в дальнейшем без проведения аукциона, заключая обычный договор (конечно, если устав и другие внутренние положения позволяют так поступать).
  3. Широкий круг участников. Вы, как организаторы и будущие заказчики, способны проявить лояльность к будущим партнерам, ими могут стать не только юридические лица или ИП, но и физлица и самозанятые.

Даже крупные корпорации не брезгуют контрактом с частниками. Предметом такого договора может выступить покупка недвижимости, автомобиля, выкуп земельного участка, оказание редких или специфических услуг (реставрация, например).

Работа по 44 и 223 федеральным законам закаляет и готовит к любым другим торгам. Если вы уже побывали участником госзакупок, пора переходить на другую сторону и регистрироваться в качестве заказчика. Совет дня: для первого раза выбирайте крупного игрока на рынке ЭТП, у таких все отработано и устроено максимально комфортно для пользователя, да и линейка тарифов привлекательнее и шире.

Правовые акты, регулирующие торги муниципальным имуществом

Несомненно, торги, где реализуется муниципальное имущество, представляет больший интерес для предпринимателей, так как на таких торгах можно приобрести неплохое имущество для начала или расширения своего бизнеса.

Эту область муниципальных торгов регулируют не только выше перечисленные правовые акты, но и имеется и своя нормативно правовая база. В качестве основы выступает ФЗ о муниципальных торгах «О защите конкуренции» от 02.07.2008 года.

Этот закон о торгах муниципального имущества устанавливает особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, а именно по результатам проведения торгов (конкурсов или аукционов) на право заключения таких договоров. Также сюда относится и приказ Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2011 года № 732, регламентирующий порядок проведения муниципальных торгов и аукционов.

В частности, этими законами установлено, что:

  1. организатором аукциона на продажу может выступать федеральное или муниципальное унитарное предприятие, либо иное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальные торги

  1. При проведении аукциона на продажу, его организатор устанавливает задаток в размере 10 процентов от начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Информация о проведении аукциона на продажу размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов

(www.torgi.gov.ru). А также на официальном сайте в сети Интернет, определенном в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» для опубликования информации о приватизации федерального или муниципального имущества (www.rosim.ru ).

Динамика проведения муниципальных и государственных торгов

  1. заявка на участие в аукционе на продажу должна содержать документ с информацией о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица и подписанное руководителем письмо).
  2. Определен порядок подачи жалобы на действия или бездействия конкурсной комиссии или отдельных ее членов, препятствующих осуществлению законных прав на участие в муниципальных торгах или аукционах. Обжалование в порядке указанной статьи допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

При этом если договор не заключен по результатам торгов или торги были признаны несостоявшимися, то обжалование действий (бездействия) организатора торгов и комиссии возможно не позднее трех месяцев со дня подведения итогов торгов, либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

В заключение

Следует отметить, что приведенные основные нормативные документы, регулирующие муниципальные торги и закупки, практически полностью охватывают эту область управления отношений между муниципалитетами и другими субъектами права.

Тем не менее, имеется еще немало направлений, по которым нет достаточно проработанного законодательства по регулированию торгов, касающихся ,например, продажи лесных или водных угодий муниципалитетов, объектов интеллектуальной собственности (например, использование в торговых марках названий городов и поселков). Все это еще только предстоит сделать, как законодателям федерального  уровня, так и местным органам власти и самоуправления в будущем.

Заключение контракта по итогам электронного аукциона

С участником, который признан победителем, заказчик заключает госконтракт. В течение 5 дней после размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект контракта. В него должны быть внесены данные из заявки победителя и предложенная им цена. Сначала контракт подписывает исполнитель. У него есть 5 дней с даты размещения проекта в ЕИС на то, чтобы внести обеспечение и поставить свою подпись. В результате он должен разместить подписанный контракт и документ, подтверждающий внесение обеспечения.

Последним свою подпись в контракте ставит заказчик. Он может это сделать не раньше 10 дней с даты опубликования итогового протокола.

Борьба с демпингом и дополнительные меры обеспечения

Если в ходе торгов цена контракта опускается более, чем на четверть от начальной, вступают в силу антидемпинговые меры. Заключаются они в следующем:

  1. Если НМЦК более 15 млн рублей, размер обеспечения повышается в полтора раза.
  2. Если НМЦК менее 15 млн рублей, можно внести либо повышенное обеспечение (пункт 1), либо предоставить исполненные без штрафов контракты.

Для некоторых объектов закупки, которые относятся к категории жизненно необходимых товаров, установлены дополнительные требования. Это продукты питания, лекарственные препараты, средства для оказания неотложной помощи, топливо. Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, участник должен предоставить заказчику один из документов:

  1. Гарантийное письмо от изготовителя, в котором указывается цена и количество отгруженных поставщику товаров.
  2. Документ, который подтвердит, что поставщик располагает нужными для поставки товарами.
  3. Другие документы, подтверждающие, что поставщик в состоянии исполнить свои обязательства и поставить объект закупки по той цене, которую предложил.

Составление протокола разногласий

Закон 44-ФЗ не разрешает изменять существенных условий контракта. Однако поставщик может заметить в проекте, предложенном заказчиком на подпись, некоторые неточности: несоответствие данных тому, что указано в извещении, документации аукциона или заявке участника. В этом случае составляется протокол разногласий. В нем указывается, что именно и чему не соответствует.

Следующие 3 дня даются заказчику на ответ. А он может быть таков:

  • новый вариант контракта с исправленными неточности, на которые указал поставщик (без подписи заказчика);
  • контракт в старой редакции плюс документ-обоснование, почему правки не могут быть внесены.

Теперь уже 3 дня есть у поставщика на то, чтобы подписать контракт либо направить новый протокол разногласий. Подавать таких протоколов можно неограниченное число. Однако должно исполняться такое правило: последний протокол можно направить заказчику не позже 13 календарных дней с даты опубликования итогового протокола аукциона.

Уклонение от подписания контракта

Победитель аукциона будет признан уклонившимся от заключения контракта, если нарушит правила:

  • в установленный срок не подпишет контракт и не направит его заказчику;
  • направит протокол разногласий по прошествии 13 дней с даты публикации итогового протокола аукциона;
  • не внесет обеспечение либо предоставит обеспечение, не соответствующие требованиям.

У заказчика есть право обратиться в суд с целью истребовать с победителем аукциона убытки, которые повлек его отказ от заключения контракта. Что же касается закупки, то контракт может быть заключен с участником № 2. Если он дает свое согласие, то в течение 10 дней заказчик направляет ему проект контракта. Если же участник № 2 отказывается, то принимается решение о признании аукциона несостоявшимся.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.