Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности

Алан-э-Дейл       25.04.2022 г.

Последние поправки

Последние изменения в ФЗ 144 произошли под редакцией Федерального Закона от 6 июля 2016 года номер 374. Изменения были небольшими, в первой части шестой статьи добавили пункт 15 — «Получение компьютерной информации», в четвертой части тоже добавили фразу «с получением компьютерной информации». В 10 части восьмой статьи цифры изменились на «8-11, 15».

Основные изменения на протяжении существования закона произошли в других статьях. Во второй ст., где описаны задачи и цели оперативно — розыскной деятельности, добавили информацию о том, что сотрудники имеют право на конфискацию имущества и получение любой информации, если она касается действий или бездействия, создающих любую угрозу Российской Федерации.

В шестой статье перечислены мероприятия, проводимые при оперативно — розыскных процессах и все системы, документы и дополнения, считающиеся законными.

Сотрудники специализированных оперативно — розыскных органов вправе проводить:

  • Опросы;
  • Получать любую необходимую для дела компьютерную информацию;
  • Наведение справок и получение любой необходимой для мероприятия информации у других граждан;
  • Проведение экспериментов;
  • Сбор образцов, закупка для проверки качества, конфискация имущества и получение необходимых документов по первому требованию;
  • Внедрение, контроль поставки, прослушка всех телефонных переговоров и контроль пересылаемых сообщений;
  • Наблюдение и отождествление личности;
  • Проверку любых помещений, комнат, зданий, участков, транспортных средств и т. д.

В седьмой статье описаны все причины и основания для того, чтобы сотрудники оперативно — розыскных групп могли проводить свои операции. Основаниями считаются привлечения граждан к уголовной ответственности и получение сотрудниками информации о том, что на определенной территории или в определенное время могут быть проведены незаконные действия.

ОРД проводятся только при наличии определенных условий и требований. Однако задержаны лица могут быть вне зависимости от гражданства, политических убеждений, религии, национальности, социального положения или местонахождения. Все запреты и разрешения регулируются ст. восемь.

В девятой описаны ситуации, когда органы получают информацию для задержания судей. Также описаны ограничения в конституционных правах граждан во время проведения операций. Рассмотрение материалов о судье, по разрешению Председателя Верховного Суда РФ, происходит в другом равнозначном судебном органе. Судья другого равнозначного органа имеет право разрешить проводить оперативно — розыскные мероприятия с судьей или запретить это делать.

В 11 статье описаны ситуации и случаи, когда используются результаты оперативно — розыскной деятельности, как они используются, где используются и хранятся в дальнейшем и т. д. Информация может быть использована в любых следственных мероприятиях, для судебных разбирательств, в случаях, когда необходимо выявить и предупредить граждан об опасности, пресечь и раскрыть преступление, обнаружить и задержать лица, совершающие, совершившие или готовящиеся совершить уголовно наказуемые действия и т. д. Полученная против определенных лиц информация сотрудниками ОРПГО может быть поводом для возбуждения уголовного дела, задержания лица и т. д. Используются выявленные средства только в судебных заседаниях и во время следствий.

Согласно изменениям, проведенным в статье 13, органы, имеющие право проводить ОРД:

  • Органы внутренних дел Российской Федерации;
  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Внешняя разведка РФ;
  • Орган исполнительной власти в области гос. охраны;
  • Таможенный орган.

Все перечисленные органы имеют право проводить действия совместно с сотрудниками уголовно — исполнительной системы в следственных изоляторах. Сотрудники ОРПГО имеют право совершать процедуры, действия и мероприятия только в пределах собственных полномочий.

В 15 ст. перечислены все права сотрудников органов оперативно — розыскных действий. Согласно описываемому закону они имеют право изымать у граждан имущество, включая предметы, электронную информацию, бумаги, документы, материалы. Для защиты граждан существует протокол, который сотрудник обязан показать лицу для проведения дальнейших действий и процедур.

Скачать закон об ОРД в новой редакции

Федеральный закон об оперативно — розыскной деятельности регламентирует и контролирует все действия уполномоченных лиц, таким образом защищая граждан. Если лицо считает, что сотрудник ОРПГО нарушил свои полномочия или некачественно выполнил обязанности, ему рекомендуется ознакомиться с этим законом.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Контроль и надзор

Надзор за ОРД относится к единоличной компетенции прокуратуры России. Ведомственный контроль проводят руководители органов, непосредственно занимающихся реализацией ОРМ.

Значение и цель надзора и контроля

​​В ходе осуществления надзора за ОРД, прокурор регулярно проверяет в оперативных подразделениях специальные документы и дела, включающие сведения о проведенных ОРМ, обеспечивая при этом неукоснительное соблюдение государственной тайны. Основной целью указанных прокурорских проверок является воспрепятствование возможному нарушению конституционных прав человека со стороны оперативных сотрудников органов правоохраны, а также оценка полноты проведенных мероприятий.

Ведомственный контроль за ОРД аналогичен прокурорскому, но помимо этого, имеет организационно — руководящую составляющую при планировании и реализации на деле конкретных оперативных мероприятий.

https://youtube.com/watch?v=sb9daXaEjMc%3F

Иные полномочия органов, проводящих ОРД

  • допуске лица к данным, содержащим гос. тайну;
  • разрешении гражданину заниматься рабочей деятельностью на объектах, имеющих статус повышенной опасности;
  • допуске субъекта к участию в ОРД и к возможности его ознакомления с данными, полученными в результате ее проведения;
  • возможности начала и продолжения с конкретным гражданином взаимодействия при проведении ОРМ;
  • предоставлении или принятия решения о прекращении действия лицензии, дающей право заниматься индивидуальной деятельностью детектива (охранника);
  • достоверности данных о законности обладания различными ценностями и деньгами ближайшими лицами и родственниками субъекта, являющегося террористом (если имеются причины полагать, что вышеуказанные материальные объекты получены в результате противоправных деяний).

Предмет регулирования

  1. Конституционную — содержащую в себе итоги решений российского Конституционного суда по данному предмету регулирования.
  2. Международно-правовую, в основе которой заложены общепринятые нормы международного права.
  3. Законодательную — состоящую из ФЗ «Об ОРД», а также норм федеральных законов, регулирующих уголовно — правовую сферу (УК РФ, УПК РФ УИК РФ).
  4. Подзаконную — охватывающую соответствующие указы главы российского государства, постановления Правительства, организационно — распорядительные документы ГП РФ, а также межведомственные акты, регулирующие вопросы правоотношений в рассматриваемой сфере.

Безопасность и ее виды

В конце XIX в. в российской истории начинает активно использоваться понятие «безопасность». При этом акцент делался на «охрану общественной безопасности».

Этот вид деятельности был направлен на борьбу с государственными преступлениями. А также являлся исключительной привилегией политического сыска.

В нынешнее время под понятием «государственная безопасность» понимается регламентированная законом система общественных отношений. Она проявляется в защиье первостепенных интересов государства (суверенитет, конституционный строй, территориальная целостность, обороноспособность и др.), как политической организации современного российского общества, от внутренних и внешних угроз, которые позволяют ему продолжать свою жизнедеятельность и развитие.

Одним из звеньев государственной безопасности является военная безопасность. Обеспечивается она не только состоянием вооруженных сил, но и другими институтами общества, которые поддерживают оборонную мощь страны на требуемом уровне для установления наиболее выгодных отношений с другими державами.

Важную роль в ее обеспечении играют государственные органы, такие как ФСБ России, СВР и органы, осуществляющие ОРД – оперативные подразделения внешней разведки Минобороны России.

Экономическая безопасность

Определение 4

Экономическая безопасность – состояние защищенности экономической системы страны, которое обеспечивает достаточный уровень оборонной, политической и социальной жизнедеятельности и развития экономики государства. А также недосягаемость государственных экономических интересов по отношению к любого вида угрозам, как внешним, так и внутренним. Это стабильные условия защищенности общества, национальной экономики, региона или сферы хозяйственной деятельности.

При осуществлении экономической безопасности обеспечиваются:

  • действенная угода общественных потребностей в обстановке военной и социально-политической стабильности страны;
  • технологический суверенитет и неуязвимость государства от внутренних и внешних угроз;
  • защита интересов страны на мировом и на российском рынках, несмотря на трансформацию тактических целей России и аналогичные изменения внутренних и внешних угроз.

Уровень развития национальной экономики зависит от ее надлежащей защиты оперативно-розыскными и другими средствами.

Экономическая безопасность в демократических странах, подчиняющихся закону, представляет собой умение сохранять хорошие условия жизнедеятельности граждан, надежно оснащать возможностями экономику, а также предоставлять все необходимые средства и институты государства (включая спецслужбы и правоохранительные структуры) защите национальных государственных интересов в сфере экономики от материальных ущербов как внутренних, так и внешних.

Платформой национальной безопасности является экономическая безопасность. Так как именно от нее зависит безопасность других областей существования государства, общества, личности.

Замечание 4

В настоящий момент экономическая безопасность, являющаяся важнейшим критерием изменений, происходящих в государстве, выдвигается на первый план. Это обусловлено состоянием экономики, криминализацией общественных связей, недоработкой системы организации государственной власти и гражданского общества. Недоработки правоохранительных органов сегодня проявляются максимально отчетливо. Смена приоритетных задач влекла за собой неоднократную смену названия служб, которые специализируются на борьбе с экономическими правонарушениями. В конце концов привело это к усилению итак немалого количества преступных группировок. А средой, подпитывающих их, стали противозаконные формы получение и легализация незаконных доходов и теневая экономика.

Экологическая безопасность

Определение 5

Экологическая безопасность – это состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека, государства, мирового общества от негативного влияния различных явлений и антропогенных факторов.

Она является комплектующей национальной безопасности и может быть применена к личности, населению какой-либо территории, государству, технологиям и производствам, географической зоне. Потребность в ее обеспечении отмечена в п. 85 Указа Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года».

Сопровождение экологической безопасности значит сведение до минимума опасности отрицательного воздействия вредных факторов окружающей природной среды. А также сведение до возможно малой вероятности, при помощи метода адекватных оперативно-розыскных мер, последствий экологических аварий и катастроф.

История оперативно-розыскной деятельности

Поскольку сущностью оперативно-розыскной деятельности является проведение разведывательных мероприятий с целью получения и использования информации о противнике (потенциальном или ведущем активные действия), то по большому счету можно утверждать, что этот вид деятельности возник вместе с появлением на земле «человека разумного». И это естественно: отдельный человек или группа людей вынуждены были собирать сведения об окружающем мире, чтобы избежать опасности внезапного нападения со стороны хищников или других людей.

От примитивных приемов слежки и наблюдения, практикуемых среди первобытных племен, с возникновением государств, постоянно ведущих войны, приемы разведки и использования полученных с ее помощью сведений постепенно усложняются. Уже не только слежка и наблюдение используются для нейтрализации опасных действий противника, но и активно засылаются в противоположный лагерь лазутчики, осуществляются вербовка и привлечение на свою сторону бывших врагов. В этих целях активно применяется подкуп, использование человеческих слабостей (месть, стремление к власти и славе, ревность и т.д.) либо наличие компрометирующих материалов.

Одновременно с получением необходимых данных о противнике разведывательная деятельность используется также для введения противника в заблуждение, побуждения его к неверным ошибочным действиям, способным привести к поражению к выгоде стороны, правильно использующей добытые лазутчиками сведения.

О выигранных сражениях и одержанных победах в войнах с помощью удачно проведенных разведывательных операций можно написать многотомный исторический труд. Достаточно сказать, что искусная разведка помогала выигрывать решающие сражения таким прославленным в истории полководцам, как Александр Македонский, Ганнибал, Чингисхан, Фридрих II. Немало примеров одержанных побед в Первой и Второй мировых войнах благодаря разведывательным оперативным мероприятиям. Достаточно вспомнить пример с сообщением советского разведчика Зорге о нежелании Японии вступать в войну. Данная информация позволила перебросить свежие воинские части с Дальнего Востока под Москву и разбить наступающие немецкие войска.

Неоценимую помощь в победе советских войск на Курской дуге оказала информация, полученная легендарным разведчиком Николаем Кузнецовым, продублированная данными, добытыми зарубежной разведгруппой «Дора» о намерениях немецкого командования начать наступление именно под Курском.

Об эффективности агентурно-разведывательной работы наглядно свидетельствует тот факт, что нередко исторические деятели и полководцы наголову разбивали противника, численно превосходящего их собственные силы. Говоря об оперативнорозыскной деятельности как по сути своей разведывательной деятельности, необходимо отметить, что с веками изменились не только приемы и методы ее проведения, но и расширились способы использования полученных сведений. В результате исторического развития произошло четкое разграничение между внешней разведкой, призванной обеспечить безопасность государства от вражеского иностранного вмешательства, и внутренней разведкой, т.е. оперативно-розыскной деятельностью, направленной на борьбу с уголовной преступностью и нейтрализацию деятельности людей, вставших на путь предательства и осуществляющих активную деятельность, наносящую вред государственным и общественным интересам (контрразведка).

Таким образом, мы приходим к выводу, что развивающаяся и совершенствующаяся на протяжении всей истории оперативно-розыскная (разведывательная) деятельность не потеряла своего значения и в начале XXI века. Данное обстоятельство в решающей степени объясняется наличием противоречий между государствами, распространением международного терроризма и наркомании, увеличением количества уголовных проявлений внутри страны.

Все это вынуждает государства тратить значительные средства на содержание специальных служб и подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, совершенствовать ее приемы и методы, использовать для получения наибольшего эффекта передовые достижения науки и техники.

Признавая важность и, главное, историческую необходимость осуществления эффективной оперативно-розыскной деятельности в современных внутренних и внешних условиях существования России, крайне важно уяснить ее сущность и основное содержание

Принципы и основания для проведения ОРД


ст. 3 ФЗ «Об ОРД»

К основаниям для начала мероприятий действующий закон (ст. 7 ФЗ «Об ОРД») относит:

  1. Наличие заведенного следователем или дознавателем уголовного дела по соответствующей статье УК РФ.
  2. Имеющуюся у оперативных подразделений информации, свидетельствующей о: наличии признаков преступного деяния, а равно подготовки к нему (если на данный момент нет оснований для заведения дела); событиях и деяниях, создающих реальную угрозу для безопасности нашей страны в целом; преступниках, сбежавших от органов расследования или суда; исчезнувших без вести людях; в связи с обнаружением трупов, не поддающихся опознанию.
  3. Отдельные поручения лиц производящих расследование по уголовным делам (следователи и дознаватели) а также акты судов, вынесенные в ходе рассмотрения дел о совершенных преступлениях.
  4. Специальные запросы органов (в частности, дислоцированных в иных местах), занимающихся проведением ОРД.
  5. Постановления, предписывающие осуществление мер безопасности относительно определенных категорий лиц («засекреченные» свидетели).
  6. Запросы об оказании правовой помощи, полученные от международных органов правоохраны (согласно положениям заключенных между странами соглашений).

Важно знать: Вышеуказанные основания для проведения ОРМ представляются исчерпывающими! Проведение любых подобных мероприятий вразрез с указанными основаниями является незаконным!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.