Федеральный закон «об адвокатской деятельности и адвокатуре в российской федерации» от 31.05.2002 n 63-фз (ред. от 31.07.2020)

Алан-э-Дейл       05.05.2022 г.

Последние изменения

Как уже было сказано, за 15 лет своего существования, закон 63-ФЗ об адвокатуре претерпел множественные изменения в целях актуализации положений.

Множество поправок было внесено в июне 2016 года, что позволило значительно расширить полномочия адвоката: в некоторой степени статус его приблизился к положению государственного или муниципального служащего. Было введено понятие адвокатского запроса и ответственности третьих лиц за непредоставление запрашиваемых сведений. Также был рассмотрен вопрос ответственности за разглашение или незаконное использование полученной информации. Выросла значимость адвокатского удостоверения.

Самые последние изменения закона об адвокатуре датируются июлем 2017 года и связаны с выходом Федерального закона N 269-ФЗ «О внесении изменений…». Рассмотрим подробнее, каких статей и положений закона об адвокатуре коснулись поправки.

Подпункт 5 пункта 3 статьи 31 о Совете Адвокатской палаты был изложен в новой редакции. 

Теперь, согласно закону, Совет Адвокатской палаты не просто «определяет порядок оказания юридической помощи…», но организует ее оказание адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Порядок оказания помощи определяет Федеральная палата адвокатов.

В обязанности данного коллегиального исполнительного органа входит доведение до сведения о порядке оказания юридической помощи вышеуказанных органов и самих адвокатов, а также контроль за его соблюдением.

Пункт 3 статьи 37 о Совете Федеральной палаты адвокатов был дополнен подпунктом 3.1, согласно которому к функциям данного коллегиального исполнительного органа добавлено было определение порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Совет ФПА поручает советам адвокатских палат организацию исполнения установленного порядка.

Кратко рассмотрим статьи, которых последние поправки хоть и не коснулись, однако содержащиеся положения в данных статьях являются существенными в рамках закона об 63-ФЗ адвокатуре.

В ст. 6 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ указывается, что полномочия адвоката в рамках конституционного, гражданского и административного судопроизводства, а также производства по уголовным делам определяются в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. В части 3 ст. 6 расписаны мероприятия, которые защитник вправе проводить в рамках реализации своей юридической деятельности:

  • собирать необходимые сведения;
  • запрашивать справки, характеристики и др. от государственных органов (адвокатский запрос, п. 1 ч. 3 ст. 6);
  • опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией;
  • собирать вещественные и иные доказательства;
  • привлекать специалистов и т. д.

Рассмотрим также основные обязанности адвоката (ст. 7):

  • отстаивать права и законные интересы доверителя в соответствии с требованиями и положениями действующего законодательства; 
  • присутствовать на заседаниях суда;
  • постоянно совершенствовать и расширять профильные знания;
  • блюсти профессиональную этику и т.д.

Понятием «адвокатская тайна» (ст. 8) обозначаются любые сведения, связанные с оказанием юридической помощи доверителю. Защитник не может свидетельствовать против своего клиента и использовать информацию, полученную от того. Статус адвоката обязывает проводить оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в его отношении исключительно на основании судебного решения. 

Деятельность адвоката по защите прав и интересов доверителя осуществляется на основании заключенного с тем соглашения об оказании юридической помощи (ст. 25). Это гражданско-правовой договор, задача которого ясна из его наименования. Заключается в простой письменной форме. Существенными условиями данного соглашения являются:

  • Указание на адвоката, его образование и принадлежность к палате;
  • Предмет поручения;
  • Условия и размер выплаты вознаграждения;
  • Компенсация расходов, понесенных в ходе исполнения полномочий;
  • Ответственность адвоката.

В свое время рассмотренный нами закон 63-ФЗ об адвокатуре еще на этапе обсуждений породил множество споров, произведя в данной сфере юриспруденции революцию — именно в этом законе был заложен основополагающий демократический принцип независимости адвокатуры от органов государственной власти, в том числе и от Министерства Юстиции, — принцип свободы при осуществлении профессионального долга.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Статья 15. Внесение сведений об адвокате в региональный реестр

1. Квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен, уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

2. Форма удостоверения и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом юстиции. В удостоверении указываются фамилия, имя, отчество адвоката, его регистрационный номер в региональном реестре. В удостоверении должна быть фотография адвоката, заверенная в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

3. Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи. Удостоверение подтверждает право беспрепятственного доступа адвоката в здания районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, в здания, в которых правосудие осуществляется мировыми судьями, в здания прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Лицо, статус адвоката которого прекращен, и адвокат, статус которого приостановлен, после принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты обязаны сдать свои удостоверения в территориальный орган юстиции, который выдал данные удостоверения.

4. Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта Российской Федерации, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Адвокат, принявший решение об изменении членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, уведомляет об этом заказным письмом совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее также — совет адвокатской палаты, совет), членом которой он является.

Об указанном решении адвоката совет уведомляет территориальный орган юстиции в десятидневный срок со дня получения уведомления адвоката. В случае наличия у адвоката задолженности по отчислениям перед адвокатской палатой совет вправе не направлять указанное уведомление до полного погашения адвокатом суммы задолженности.

Территориальный орган юстиции исключает сведения об адвокате из регионального реестра не позднее чем через месяц со дня получения уведомления совета. При этом адвокат обязан сдать свое удостоверение в территориальный орган юстиции. Взамен сданного адвокатом удостоверения территориальный орган юстиции выдает адвокату документ, подтверждающий статус адвоката. В данном документе указываются дата внесения сведений об адвокате в региональный реестр и дата исключения сведений об адвокате из регионального реестра. Адвокат в месячный срок со дня исключения сведений о нем из регионального реестра заказным письмом обязан уведомить об этом совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, членом которой он намерен стать.

Совет адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня получения от адвоката указанного уведомления проверяет сведения об адвокате и выносит решение о его приеме в члены адвокатской палаты. Об этом решении совет уведомляет территориальный орган юстиции и адвоката в десятидневный срок со дня принятия решения.

Территориальный орган юстиции в месячный срок со дня получения уведомления от совета вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату новое удостоверение.

6. Адвокат со дня присвоения статуса адвоката, либо внесения сведений об адвокате в региональный реестр после изменения им членства в адвокатской палате, либо возобновления статуса адвоката обязан уведомить совет адвокатской палаты об избранной им форме адвокатского образования в трехмесячный срок со дня наступления указанных обстоятельств.

7. Невнесение сведений об адвокате в региональный реестр либо невыдача адвокату удостоверения в установленные настоящим Федеральным законом сроки могут быть обжалованы в суд.

8. Порядок изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации определяется советом Федеральной палаты адвокатов.

Система законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности

Ниже будет подробно рассмотрена система законодательства касательно адвокатуры и адвокатской деятельности, которая состоит из нормативных правовых актов, направленных на регулировку адвокатской деятельности в РФ на сегодняшний день.

Правовая основа, то есть фундамент всего актуального законодательства касательно отечественной адвокатуры – это Конституция страны, которая выступает в виде акта прямого действия и применения на абсолютно всей территории России.

Замечание 2

Ее нормы имеют высшую юридическую силу, а также занимаются регулированием самых значимых общественных отношений.

В части 1 статьи 19 действующей Конституции закреплен принцип равноправия, которым и обязана руководствоваться адвокатура. Он подразумевает абсолютно одинаковый подход во время решения вопросов касательно прав и свобод, ответственности и обязанностей каждого индивида. Помимо этого, реализация закрепленных в Конституции базовых прав и свобод гражданина невозможна в отсутствии гарантий их защиты государством (согласно статье 45), которые состоят в получении профессиональной правовой помощи, иногда бесплатной (согласно части 1 статьи 48). Оказание профессиональной юридической помощи гражданам, а также организациям и составляет главную задачу адвокатуры. Специфическим видом профессиональной юридической помощи считается помощь, которая оказывается в сфере уголовного судопроизводства индивидам с момента их задержания, взятия под стражу либо предъявления им обвинений (согласно части 2 статьи 48). В части 2 статьи 48 российской Конституции обозначен стартовый момент, с которого и становится возможным вмешательство в дело адвоката, процессуальные границы данного вмешательства закреплены непосредственно в УПК.

В пункте «о» статьи 71 российской Конституции определена компетенция разных органов госвласти в осуществлении регулирования адвокатской деятельности. Там сказано, что к ведению РФ причисляется судоустройство; уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство; помилование и амнистия; гражданско-процессуальное, гражданское, арбитражно-процессуальное законодательство. Согласно пункту «л» части 1 статьи 72 российской Конституции адвокатура находится в совместном ведении РФ, а также ее субъектов, из-за чего некоторые стороны организации адвокатуры способны определяться ФЗ, а также подзаконными нормативными правовыми актами и законами российских субъектов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.