Оглавление
Описание закона
Закон был принят Государственной думой 26 февраля 2006 года. Действующий ФЗ №35 устанавливает главные аспекты, способствующие выполнению условий защиты от террористических действий. Также используются организационные и правовые принципы, при помощи которых проводятся профилактические мероприятия для устранения терроризма в стране. Последние изменения вступили в силу 6 июля 2016 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.
ФЗ-35 «О противодействии терроризму» рассматривает следующие вопросы:
- В законе перечислены основные понятия;
- Описываются предложения по организационным действиям для защиты населения от террористических действий;
- Предлагаются способы защиты от террористических действий в воздушной, подводной и наземной среде;
- Описаны условия, способствующие проведению контртеррористической операции;
- В законе предусмотрена ответственность компаний и организаций за причастность к террористическим действиям;
- Описаны способы вознаграждения в случае содействия в борьбе с терроризмом.
Изучите также ФЗ о прокуратуре.
Скачать
ФЗ-35 «О противодействии терроризму» гласит о том, что Российская Федерация сотрудничает с зарубежными странами в сфере противодействия терроризму на основании международных договоров.
В списке значатся:
- Иностранные государства;
- Специальные службы;
- Правоохранительные органы.
Последние изменения в ФЗ-35 «О противодействии терроризму»
Следует отметить, что значительные изменения, внесенные в Федеральный закон о терроризме, вступили в силу 20 июля 2016 года. Был изменен перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму.
6 июля 2016 года была изменена часть 3 статьи 15.
Статья 15
В ст 15 действующего закона описываются силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Чтобы предотвратить действия террористических групп, используются средства федеральной службы безопасности.
Также создается группировка сил и средств. В их состав включаются воинские части, подразделения и соединения Вооруженных Сил РФ. Сюда относятся и подразделения федеральных органов исполнительной власти, которые решают вопросы в сфере обороны, безопасности, внутренних дел для обеспечения деятельности войск национальной гвардии РФ.
Подразделения Вооруженных сил РФ защищают не только территорию, но и население от возможных чрезвычайных ситуаций, появлению которых способствуют террористические группировки. Также обеспечивается пожарная безопасность и защита людей на водных объектах.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 800 350-73-59
Организованного бандитского подполья в России больше нет
— Расскажите о конкретных результатах своей работы.
— Десяток лет назад России приходилось противостоять организованному преступному сообществу, поддерживаемому из-за рубежа, совершающему жестокие убийства и страшные теракты: взрывы в московском метро и аэропорту «Домодедово», подрыв «Невского экспресса», теракты в Назрани, Кизляре, Владикавказе, Грозном, Махачкале и многие другие.
В основном, конечно, мы сталкивались с активным проявлением террористической активности на Северном Кавказе — там террористы сформировали целую армию бандитского подполья, третирующую население. Тогда и было принято решение о создании НАК, а через некоторое время указом президента России была утверждена концепция противодействия терроризму.
За годы с момента образования НАК в стране развернута целостная система противодействия терроризму, направленная, прежде всего, на предупреждение угроз и недопущение распространения идеологии терроризма. Удалось создать уникальный механизм, в работу которого вовлечены все элементы государства и общества.
В последнее десятилетие уровень террористических угроз был существенно снижен. Система руководства преступными сообществами, которые мы еще недавно называли «бандитским подпольем», практически парализована. Сейчас мы и слова-то такие не употребляем, потому что такового в России просто не существует.
Мы, конечно, сталкиваемся с отдельными попытками преступной самоорганизации, в частности в форме так называемых законспирированных ячеек. Но большинство из них выявляются на ранней стадии, когда они только намереваются совершить преступление.
— Создание такой общегосударственной системы — это что-то эксклюзивное, или за образец брался зарубежный опыт?
— Ни в одной стране такой стройной системы нет. Для многих иностранных коллег мы являемся примером не только оптимальной структуры, но и комплексного подхода, позволяющего вовлечь в антитеррористическую деятельность все сферы государства и общества. Когда наши коллеги из-за рубежа проявляют интерес к работе НАК, мы всегда с удовольствием делимся опытом.
Но мы не склонны почивать на лаврах, тем более что обстановка на поле противодействия терроризму остается достаточно сложной. Необходимо держать в тонусе все структуры государства, стоящие на страже интересов граждан. Это наша работа, и мы не прекращаем ее ни на минуту, даже в трудные дни борьбы с пандемией.
— Пандемия коронавируса никак не сказалась на противодействии терроризму?
— Никоим образом. Мы постоянно контролируем обстановку и проводим все необходимые мероприятия. Примеров немало. Могу упомянуть проведенную 30 апреля органами ФСБ России контртеррористическую операцию в пригороде Екатеринбурга, в результате которой была нейтрализована группа бандитов, готовивших теракт.
Коронавирус — не повод терять бдительность. Никакая эпидемия не может помешать нам противостоять угрозам.
— Есть ли в мире силы, поддерживающие те или иные крупные террористические группировки?
— Я всегда скептически относился к теме неких «центров управления миром». Мне кажется, это способ примитивно объяснить сложные процессы в мире. Таких явно выраженных центров управления, которые управляли бы террористической деятельностью в глобальном масштабе, думаю, нет. Но время от времени возникающие очаги терроризма наводят на мысль, что многие кажущиеся спонтанными события — это следствие реализации интересов конкретных стран или групп государств.
Достаточно вспомнить, что происходило в Ираке и Ливии, которые в XXI веке стали гнездом террористических сил, способствующим созданию целых террористических агломераций.
Классификация
На сегодняшний день наряду с основными принципами противодействия терроризму выделяют теракты по характеру проведения преступления:
Индивидуальный (неорганизованный) |
Такие действия характеризуются тем, что инициатором и исполнителем является одно лицо, которое пытается выразить свою неприязнь и агрессию на основе своей личной неприязни к кому-либо или чему-либо. Как правило, такое преступление имеет спонтанный характер. |
Организованный (коллективный) |
В таких случаях к преступлению тщательно готовится целая группа. На сегодняшний день это самый распространенный вид теракта |
Также существует классификация по масштабам проведения:
- внутренний, то есть преступление происходит внутри конкретной страны и совершается ее же согражданами;
- международный, насильственные действия в данном случае направлены представителями одной страны против жителей другого государства.
Для определения основных принципов и направлений противодействия терроризму очень важно определиться и с целью теракта. В современном мире выделяют следующие целевые направления:
Националистическое |
В таких случаях все преступные мероприятия направлены на вытеснение и даже уничтожение культурных ценностей через захват земель и имущества. |
Религиозное |
Такие насильственные действия нацелены на то, чтобы вытеснить, покорить или даже полностью ликвидировать лиц определенного вероисповедания. |
Кибернетическое |
Это достаточно новое явление и связано с появлением интернета. Все действия преступников направлены на вывод из строя банковской или государственной компьютерной системы через распространение вируса. |
Экономическое |
В таких случаях действия преступников направлены на дестабилизацию экономической и финансовой стабильности конкретной страны или отдельного финансового субъекта |
В любом случае, какими бы целями ни руководствовались террористы, оправдания их действиям нет.
ОБЖ
Федеральный закон
«О противодействии терроризму»
от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (извлечения)
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Статья 1. Правовая основа противодействия терроризму
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
- системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
- приоритет мер предупреждения терроризма;
- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
- конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
- недопустимость политических уступок террористам;
- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
- соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;
противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Меры безопасности
Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.
В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.
Описание 114 ФЗ
Экстремистской организацией называются социальные или религиозные касты, а также любые другие сообщества, деятельность которых признана запрещенной на территории РФ.
Существует множество разновидностей насильственного экстремизма. При этом мотивы злоумышленников обычно связаны с конкретными идеологиями (например, пропаганда политических или религиозных убеждений). Согласно ФЗ №114, развитию экстремизма способствуют, в первую очередь, социальный или экономический кризисы, а также резкое ухудшение уровня жизни в стране. В подобных ситуациях, крайние методы воздействия со стороны правительства могут стать единственной возможностью предотвратить последствия насильственных действий, особенно, если в государстве начинается гражданская война. В этом случае, вынужденный экстремизм — оптимальное решение для спасения страны.
О прохождении военной службы в РФ читайте подробнее тут:
Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности впервые был одобрен государственной думой 25 июля 2002 года, а позднее, 10 июля 2002 года, утвержден советом Федерации. В целях защиты прав и свободы гражданских лиц и для поддержания основ конституционного порядка формируются принципы противостояния экстремистской деятельности. Главной обязанностью правительства является мониторинг активности экстремизма на территории РФ, а именно:
- признание проблемы, проведение профилактических бесед, нацеленных на охрану здоровья и гражданских прав населения, а также организаций;
- гласность;
- законность;
- обеспечение безопасности граждан;
- введение санкций на реализацию экстремистской деятельности;
- сотрудничество государства с социальными, религиозными сообществами, другими законными организациями и гражданами РФ, в целях борьбы с экстремистской деятельностью.
Пресечение терроризма на воде
Внутренние воды, территориальное море и свой континентальный шельф и национальное морское судоходство (в том числе и подводное) ВС РФ тоже должны защищать, используя вышеперечисленные методы борьбы с терроризмом. Если морские или речные плавательные средства не отвечают на команды и сигналы по прекращению нарушения правил пользования водного пространства РФ и подводной среды либо следует отказ подчиниться, оружие военных кораблей и самолётов ВС РФ применяется для принуждения, чтобы остановить плавательное средство и устранить угрозу теракта даже путём его уничтожения. Предотвратить гибель людей или экологическую катастрофу необходимо, применяя любые меры борьбы с терроризмом.
Международные конвенции, связанные с терроризмом и делами о борьбе с терроризмом
Терроризм стоит в международной повестке дня с 1934 года, когда Лига Наций , предшественница Организации Объединенных Наций , начала разработку конвенции о предотвращении терроризма и наказании за него. Хотя конвенция была принята в 1937 году, она так и не вступила в силу.
Сегодня действуют 15 международных конвенций о борьбе с терроризмом. Они были разработаны под эгидой Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, а также Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Более того, 8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Глобальную контртеррористическую стратегию».
Соглашения открыты для всех государств
- Конвенция 1963 года о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токийская конвенция)
- Конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция)
- Конвенция 1971 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Конвенция о саботаже или Монреальская конвенция)
- Конвенция 1973 года о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (Конвенция о дипломатических агентах)
- Международная конвенция 1979 года о борьбе с захватом заложников (Конвенция о заложниках)
- Конвенция 1980 года о физической защите ядерного материала (Конвенция о ядерных материалах)
- Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (Протокол аэропортов)
- Конвенция 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Морская конвенция)
- Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Протокол стационарных платформ)
- Конвенция 1991 г. о маркировке пластических взрывчатых веществ с целью обнаружения (Конвенция о пластических взрывчатых веществах)
- Международная конвенция 1997 года о борьбе с бомбовым терроризмом (Конвенция о бомбовом терроризме)
- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. ( Конвенция о финансировании терроризма )
- Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. ( Конвенция о ядерном терроризме)
- Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации 2010 г. (Пекинская конвенция)
- Дополнительный протокол 2010 г. к Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Пекинский протокол)
16-я международная конвенция, предлагаемая Всеобъемлющая конвенция о международном терроризме , в настоящее время находится на стадии переговоров.
Резолюции Совета Безопасности
- Резолюция 731 Совета Безопасности ООН (21 Январь 1992 г.)
- Резолюция 748 Совета Безопасности ООН (31 марта 1992 г.)
- Резолюция Совета Безопасности ООН 883 (11 Ноябрь 1993 г.)
- 28 сентября 2001 г. Резолюция 1373 Совета Безопасности ООН, принятая в соответствии с главой VII Устава ООН , делает ее юридически обязательной для государств-членов. Среди прочего, он способствовал обмену разведданными между государствами-членами и законодательным реформам. Он учредил Контртеррористический комитет Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (КТК) для контроля за соблюдением государством его положений. Более поздними резолюциями по тому же вопросу были резолюции , , 1535 СБ ООН (которые реструктурировали КТК), 1566 и 1624.
Европа
- Европейская конвенция 1977 г. о пресечении терроризма (Страсбург, январь 1977 г.)
- Протокол 2003 г. (Страсбург, май 2003 г.)
- Конвенция Совета Европы 2005 г. о предупреждении терроризма
Содружество Независимых Государств
Договор о сотрудничестве между государствами-членами Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, июнь 1999 г.)
Африка
Конвенция Организации Африканского союза о предупреждении терроризма и борьбе с ним (Алжир, июль 1999 г.) и Протокол к этой Конвенции , Аддис-Абеба, июль 2004 г.)
Азия
- Дополнительный протокол к конвенции, Исламабад, январь 2004 г. .
- Конвенция АСЕАН о борьбе с терроризмом, Себу, Филиппины, 13 января 2007 г.
Южная Корея
Закон о запрещении финансирования терроризма (29 Февраль 2008 г.)
→ (rev) Закон о запрещении финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения (29 марта 2016 г.)
Закон о борьбе с терроризмом для защиты граждан и общественной безопасности (3 марта 2016 г.)
Террор Северного Кавказа
В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций — террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.
Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока — активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.
Террор и международные отношения
Трансграничные формы терроризма — самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А мировое сообщество в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.
Прежде всего, терроризм — это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если террористический акт затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.

Эта тема закрыта для публикации ответов.