Федеральный закон «о федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 n 40-фз (ред. от 01.07.2021)

Алан-э-Дейл       06.05.2022 г.

Правовое регулирование деятельности ФСБ и закон о данной структуре

Основным нормативным документом, каковой обеспечивает функционирование и реализацию всех полномочий ФСБ на территории РФ, является ФЗ №40 от 03.04.1995. Закон «О ФСБ» в полной мере раскрывает все возложенные на данную службу обязанности, права которыми она может обладать для исполнения таковых обязанностей, и другие особенности деятельности данной структуры. При этом этот закон является общедоступным документом, а изложенная в нем информация позволяет в достаточной мере понимать особенности деятельности ФСБ, а также спектр имеющихся у её сотрудников полномочий.

Обратите внимание

Вышеозначенный закон раскрывает только основные права и обязанности данной службы и полномочия сотрудников. Более точная информация относительно возложенных на конкретных работников обязанностей и предоставляемых им в связи с этим правах регламентируется внутренними служебными документами ФСБ и должностными инструкциями. При этом должностные инструкции ФСБ уже являются документом, не подлежащим свободному общественному доступу.

В целом, деятельность ФСБ в России предусматривает крайне широкие полномочия. Однако они не являются безграничными

Кроме этого, важность возложенных на ФСБ обязанностей требует наличия крайне широкого спектра прав, который превышает даже права работников МВД или военнослужащих, а в некоторых вопросах – дублирует их. Следует также помнить о том, что на работников ФСБ накладывается и большое количество ограничений и запретов, которые могут серьезно ограничивать их в правах по сравнению с обычными российскими гражданами в других аспектах жизни

Описание закона

ФСБ представляет собой единую централизованную систему государственных органов. Работа основывается на списке ограниченных полномочий, переданных исполнительной власти для решения задач по обеспечению высокого уровня безопасности на территориях Российской Федерации.

Как уже говорилось выше, руководство ФСБ осуществляется президентом РФ. Согласно закону, управлением органа исполнительной власти занимается руководитель федерального органа или его территориальные подчиненные. Руководитель федерального органа исполнительной власти освобождается или назначается на должность Президентом РФ.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» был принят Государственной думой 5 июля 1995 года. Последние изменения были внесены 6 июля 2016 года.

Краткое содержание закона «Об оперативно-розыскной деятельности» основывается на следующих аспектах:

  • Описываются общие положения ФСБ;
  • Перечисляются методы проведения оперативно-розыскной деятельности;
  • Перечисляются органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную проверку;
  • Описывается порядок содействия граждан в ходе проведения процедуры оперативно-розыскной работы;
  • В соответствии с законом определяется размер финансового обеспечения для осуществления оперативно-розыскной деятельности;
  • Осуществляется контроль над проведением оперативно-розыскной работы ФСБ.

Последние изменения в законе «Об оперативно-розыскной деятельности»

В Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» были внесены изменения 6 июля 2016 года. В частности, была изменена и дополнена статья 6 и статья 8 о ФСБ.

Статья 6

В статье 6 закона О ФСБ был дополнен абзац первой части об оперативно-розыскных мероприятиях.

Он связан с полным контролем следующих средств коммуникаций:

  • Телефонные звонки;
  • Почтовые письма;
  • Телеграфные или другие сообщения.

Прослушивание переговоров и их контроль осуществляется над следующими учреждениями:

  • Предприятия;
  • Организации и учреждения с различной формой собственности и управления;
  • Юридические и физические лица, предоставляющие услуги населению Российской Федерации.

Информация из подобных источников изымается благодаря использованию оперативно-технических сил и средств органов ФСБ. Они работают на основании нормативных межведомственных актов, которые позволяют осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Статья 8

В ст 8 действующего закона был изменен абзац. Теперь ФСБ могут проводить оперативно-розыскные работы, которые нарушают конституционные права человека и гражданина на тайные телефонные разговоры, телеграфные или почтовые сообщения, а также отправления сообщений почтой или использование электронных средств связи. Это возможно только в том случае, если было принято судебное решение по контролю над тайной информацией.

Иными словами, прослушивание телефонных или других переговоров в ФСБ разрешается только в том случае, если судебный пристав выдал копию судебного решения. Прослушивать можно только подозреваемых или обвиняемых лиц в совершении преступления от средней тяжести до особо тяжкого. Подобные записи хранятся в опечатанном виде в соответствующих архивах. Это позволяет обезопасить их от тиражирования или прослушивания посторонними лицами.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Ограничения и запреты для работников ФСБ

Учитывая широкий спектр прав, возможностей и полномочий сотрудников ФСБ, следует понимать, что подобные права могут требовать и целого ряда ограничений

Особенно если принимать во внимание необходимость обеспечения государственной безопасности. Именно для обеспечения госбезопасности России и были введены, в первую очередь, особые ограничения для сотрудников ФСБ

Таковые ограничения могут касаться следующих сфер:

Следует также понимать, что в отношении отдельных должностных лиц ФСБ могут действовать и дополнительные ограничения, связанные непосредственно с исполнением их конкретных служебных обязанностей. В целом же, наиболее строгими являются ограничения, касающиеся непосредственно военнослужащих ФСБ, а не всех остальных сотрудников данной организации. Обусловлено это тем, что в отношении военнослужащих этой структуры действуют как общие ограничения, предусмотренные для работников ФСБ, так и нормативы, касающиеся всех военнослужащих в общем и целом, вне зависимости от структуры, на службе в каковой они находятся.

Статья 14.1. Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

Органы федеральной службы безопасности защищают право каждого на неприкосновенность жилища.

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не вправе проникать в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Проникновение военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

а) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

б) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;

в) для пресечения преступления;

г) для установления обстоятельств несчастного случая;

д) для задержания лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния.

При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, военнослужащие органов федеральной службы безопасности вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, осуществляющие проникновение в жилое помещение, обязаны:

а) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников органов федеральной службы безопасности или может повлечь иные тяжкие последствия;

б) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

в) не разглашать ставшие известными им в связи с проникновением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

г) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте проникновения в жилое помещение.

О каждом случае проникновения военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилое или иное помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

О каждом случае проникновения военнослужащих органов федеральной службы безопасности на земельный участок при обстоятельствах, указанных в части четвертой настоящей статьи, в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, собственник земельного участка или его законный представитель, если такое проникновение было осуществлено в его отсутствие, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

О каждом случае проникновения военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов письменно уведомляется прокурор или суд (судья) в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Органы федеральной службы безопасности принимают меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью четвертой настоящей статьи.

Обзор документа

Сотрудники органов ФСБ, а также лица, уволенные из органов безопасности, обязаны соблюдать конфиденциальность информации о деятельности органов безопасности, которая не содержит гостайну, однако разглашение (распространение) которой может создать угрозу собственной безопасности органов или нанести ущерб их репутации.

Подготовленные для открытого опубликования (размещения, распространения) информационные материалы, касающиеся деятельности органов безопасности, подлежат экспертной оценке. Автор получит соответствующее заключение.

Перечень такой информации, а также порядок экспертизы определит руководитель ФСБ.

Опубликование (размещение, распространение) информационных материалов, касающихся деятельности органов безопасности, без заключения не допускается.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Обязанности сотрудников ФСБ

Непосредственные обязанности ФСБ, возлагаемые на структуру законодательством, рассматриваются положениями статьи 12 вышеупомянутого ФЗ №40. При этом данный перечень является исключительным – иные действия к обязанностям данной спецслужбы не относятся. В целом, в обязанности ФСБ входит:

  • Информирование руководства страны в целом и субъектов РФ в частности о наличии угроз для государственной или региональной безопасности;
  • Участие в вопросах предоставления российского гражданства, а также права на временное пребывание на российской территории и установку иных соответствующих прав и режимов вместе с органами МВД и пограничной служб;
  • Охрана правопорядка и обеспечение безопасности во время массовых собраний, митингов, мероприятий как светского так и религиозного характера вместе с представителями правоохранительных органов;
  • Следствие или дознание, выявление, пресечение, расследование, раскрытие по свершенным, длящимся или готовящимся террористическим актам любого характера, а также уголовным преступлениям и административным правонарушениям, находящимся в ведении ФСБ;
  • Контрразведывательные мероприятия в отношении представителей иностранных спецслужб, действия каковых могут подрывать госбезопасность РФ и нести для нее угрозу;
  • Предоставление и обеспечение безопасности в сфере шифрованной, засекреченной и иных способов специальной связи;
  • Обеспечение безопасности в пределах наличествующих полномочий в Вооруженных Силах РФ, аналогичных военизированных структурах, на оборонных и стратегических объектах, атомных объектах, объектах связи, местах проведения аэрокосмических исследований, в органах государственной власти, а также на комплексах жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров;
  • Разработка и внедрение мер по борьбе с незаконным оборотом оружия или наркотических средств, сепаратизмом, торговлей людьми, коррупционными деяниями, экстремизмом и терроризмом, и иными подобными деяниями в кооперации и при взаимодействии с другими правоохранительными и государственными органами;
  • Ведение разведывательной деятельности, также с применением средств спецсвязи, в интересах безопасности РФ или развития её экономических, оборонных и научно-технических потенциалов;
  • Ведение мер по охране и защите границы РФ, приграничных зон, территорий экономических интересов, шельфов, биологического богатства России и её территорий;
  • Разработка, внедрение и обеспечение мероприятий по охране безопасности государственной тайны, контроль нормативов и принципов допуска к ней во всех организациях, вне зависимости от формы собственности или структурной принадлежности;
  • Обеспечение охраны и защиты представительствам других держав на российской территории совместно с органами МВД;
  • Ведение учета и контроля радиоизлучающих устройств и непосредственного излучения, а также принятие мер по устранению таковых устройств и излучений, если они несут угрозу российской госбезопасности;
  • Поддержание мобилизационной готовности ФСБ, а также обучение и профессиональное образование сотрудников данной службы и связанных с ними лиц.

Логично, что данные обязанности относятся к ведению всей службы, а не каждого её конкретного сотрудника, в частности. Однако, как уже говорилось выше, конкретные обязанности отдельных сотрудников устанавливаются непосредственно их должностными инструкциями и внутренними распоряжениями ФСБ

В целом же, данные обязанности являются исчерпывающими для ФСБ, что является крайне важно в сфере определения прав и полномочий работников данной государственной структуры

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.