Палаты федерального собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация

Алан-э-Дейл       21.12.2022 г.

Состав палат

2. Состав палат
определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от
каждого субъекта Российской Федерации – по два от каждого из субъектов РФ. Согласно
Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г.*, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного)
органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в
Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав
Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов
Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).

* СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4869.

Обзор документа

Вводится новый, более демократичный, порядок формирования верхней палаты российского парламента — Совета Федерации.

Как и ранее, в Совфед входят по 2 представителя от каждого региона: один от законодательного органа власти субъекта Федерации, другой — от исполнительного. Для них предусматриваются различные процедуры наделения полномочиями. В отношении первого в основном сохранен прежний порядок (решение о наделении полномочиями принимает законодательный орган). Причем кандидатом в представители от регионального парламента может быть только его депутат (ранее — также и депутат муниципального органа).

Представителя от исполнительного органа власти региона будут определять следующим образом. При проведении выборов главы субъекта Федерации каждый претендент на этот пост должен представить 3 кандидатуры в Совфед, одна из которых в случае избрания и будет наделена соответствующими полномочиями. Сведения об этих кандидатурах размещают в помещениях для голосования на выборах глав регионов. Тем самым реализуется идея о формировании Совфеда на основе волеизъявления избирателей.

Пересмотрены требования к кандидатам в сенаторы. Их минимальный возраст оставлен на уровне 30 лет. Кандидат должен иметь безупречную репутацию и постоянно проживать в соответствующем регионе не менее 5 предшествующих лет. Ценз оседлости не распространяется на кандидатов из числа членов Совфеда и депутатов Госдумы. Не касается он и лиц, занимавших в регионе госдолжности или находившихся на гражданской госслужбе не менее 5 предыдущих лет.

Не могут стать кандидатами в Совфед лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, осужденные к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления (даже если судимость снята или погашена) либо деяния экстремистской направленности (если судимость не снята или не погашена), а также привлеченные к административной ответственности за экстремизм.

Закрепляется непартийный принцип формирования и структурирования Совфеда. Его членам запрещено создавать фракции и партийные объединения, как депутатам Госдумы.

Члены Совфеда исполняют свои функции в течение срока полномочий назначившего их органа. При этом глава субъекта Федерации и региональный парламент не могут досрочно отзывать их по собственной инициативе. Для членов Совфеда предусмотрены те же основания досрочного прекращения полномочий, что и для депутатов Госдумы (личное заявление, получение иностранного гражданства, поступление на госслужбу и др.). При досрочном прекращении полномочий представителя от исполнительного органа его место занимает другой кандидат из губернаторского списка. Если же ни один кандидат не отвечает предъявляемым требованиям, глава региона назначает представителем в Совфед депутата регионального парламента.

Новый порядок формирования Совфеда вводится с 1 января 2013 г. При этом члены палаты, избранные (назначенные) до этого момента, продолжают исполнять свои полномочия до очередных выборов в соответствующие региональные органы власти.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Совет Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом РФ, представительным и законодательным органом.

Представительный орган означает, что формой государства является представительная парламентская демократия, опосредованная выборами народа, посредством которой реализуется принцип народовластия.

Законодательный орган означает, что народ передал парламенту законодательную власть.

Поэтому ни один закон в РФ не может быть принят без парламента.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственной Думы.

Порядок формирования: согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования Совета Федераций устанавливается Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (Президентом, губернатором) на срок полномочий указанного органа) и если депутаты парламента не проголосуют против данной кандидатуры более чем двумя третями голосов, данная кандидатура утверждается.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, избирается его депутатами на срок полномочий этого органа. В законе установлен перечень случаев, когда гражданин Российской Федерации не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В частности, не может быть кандидатом гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации – вносятся председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Важную роль Совет Федерации играет в законодательном процессе.

Законы, принятые Государственной Думой, в течение 14 дней должны быть одобрены Советом Федерации. Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения вопросов. Основной формой работы являются пленарные заседания палаты, проводимые открыто, но при необходимости могут проходить и закрытые заседания. Совет Федерации избирает тайным голосованием из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта федерации. Председатель Совета Федерации осуществляет общее руководство деятельностью палаты: председательствует на заседаниях палаты; представляет на рассмотрение членов палаты повестку дня заседания. Заместители выполняют поручения Председателя и замещают его, когда он отсутствует.

Полномочия:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
  • назначение выборов Президента РФ;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Структура: Руководство (председатель и его заместители), Совет палаты (входят председатель Совета Федерации и его заместители, а также председатели комиссий и комитетов – осуществляют организацию СФ ФС РФ), члены Совета Федерации, комитеты (по обороне и безопасности, по экономической политике), временные комиссии (по развитию информационного общества), аппарат Совета Федерации.

5.1. Порядок формирования парламента РФ

Федеральное собрание характеризуется конституцией как
законодательный орган – парламент РФ. Конституция устанавливает, что парламент
РФ является представительным государственным органом, сформированным в
результате всеобщих демократических выборов. Это означает, что верховная власть
принадлежит народу, но не парламенту, который выступает как власть,
уполномоченная народом – сувереном власти. Парламент призван агрегировать в
ходе дискуссий народную волю, общий интерес и выражать их в соответствующих
законах. Парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий
федерации компетенцией в законотворческой сфере.

Федеральное Собрание Российской
Федерации состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой
избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450
депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и
включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта).
Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума,
то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей
принадлежит право выражения вотума недоверия.

Совет Федерации как
верхняя палата по принципам формирования, по статусу и компетенции
непосредственно отражает федеративное устройство. Совет Федерации представляет
интересы всех субъектов федерации. В его состав входят по два представителя от
каждого субъекта – по одному представителю от законодательного и
исполнительного органа государственной власти. В соответствие с федеральным
законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации» от 5 августа 2000 г.
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ
избирает члена Совета Федерации на срок полномочий этого органа. Установлен
возрастной ценз члена Совета Федерации – не моложе 30 лет.

Право представления
кандидатуры для избрания членом Совета Федерации предоставлено председателю
законодательного органа субъекта РФ, в двухпалатных – председателям палат поочередно,
а также группе депутатов численностью не менее одной трети от общего числа
депутатов регионального парламента. Решение по избранию принимается тайным
голосованием, оформляется постановлением парламента.

Член Совета Федерации,
представляющий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ,
назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа
исполнительной власти) на срок его полномочий. Решение оформляется его указом
(постановлением), направляется в трехдневный срок в законодательный орган
субъекта РФ, вступает в силу, если против не проголосуют 2/3 от общего числа
депутатов парламента субъекта РФ.

Полномочия члена Совета
Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании
(назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании
(назначении) его преемника. Полномочия члена Совета Федерации могут быть
прекращены досрочно.

Государственная Дума
(нижняя палата) формируются путем общенациональных выборов. Выборы проводятся
по смешанной системе. 50% депутатов избирается по одномандатным территориальным
избирательным округам по мажоритарной системе, 50% — по пропорциональной
избирательной системе по партийным спискам. Списку партии или избирательного
объединения для прохождения в Думу необходимо набрать более 5% голосов избирателей.
В соответствие с новым законом, с 2007 г., депутаты Государственной думы будут
избираться по пропорциональной системе. Для прохождению в Думу партийным
спискам будет необходимо набрать не менее 7 процентов голосов избирателей.

Государственная Дума
единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают
на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают
неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно
действующий орган.

СЗ РФ. – 2000.-№ 32.-Ст.3330.

Предыдущая
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.