40 фз об осаго в редакции 2021 года:правила страховния, изменения

Алан-э-Дейл       22.05.2023 г.

Оглавление

Правомерно ли наложение ареста за езду без ОСАГО в 2021 году?

Нет, но на практике это активно применяется.

Но вначале рассмотрим, в каких случаях и на каких основаниях автовладельцам может грозить административный арест за отсутствие полиса ОСАГО. Затем расскажем, почему требование ИДПС прекратить правонарушение в 2021 году незаконно. И, наконец, выясним, что же делать попавшимся водителям и какие перспективы ожидают их на практике.

И начнём мы с распутывания клубка под названием «арест за управление автомобилем без ОСАГО»:

  • так вот, прекращение противоправных действий – это, по факту, указание водителю застраховать автогражданскую ответственность (ведь она отсутствует),

Но при чём здесь арест?

И среди мер ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ:

  • штраф от 2 000 до 4 000 рублей,
  • арест на срок до 15 суток,
  • обязательные работы сроком до 120 часов.

Таким образом, на практике в 2021 году за езду без ОСАГО водители действительно рискуют загреметь под арест на несколько суток.

Некоторые могут усмотреть тут двойное наказание – но это не так! Административные правонарушения разные по своей сути. Штраф в 800 рублей выписывается водителю за управление автомобилем без ОСАГО, а арест назначается судом за невыполнение тем же водителем законного требования сотрудника полиции в отведённый для этого срок. Такая же практика действует и в борьбе с чрезмерной тонировкой.

Официальный ответ из ГИБДД

Теперь рассмотрим, что думают по этому поводу те, кто фиксирует правонарушения в области страхования и выносит постановления с требованиями к водителям.

Один из депутатов ЛДПР усомнился в законности новой практики арестов за езду без ОСАГО. Чтобы прояснить ситуацию он обратился к главе Госавтоинспекции. Ответ не заставил себя долго ждать – в ГИБДД подтвердили возможность применения полицейскими ч. 1 ст. 19.3 КоАП за управление автомобилем без страховки.

Вот официальный ответ от начальника ГИБДД Михаила Черникова:

Однако, в разъяснении нет ни слова о форме выражения требования инспектора ДПС прекратить противоправные действия за езду без ОСАГО. То есть наиболее спорный вопрос оставили без комментариев (но ниже будут комментарии от нас).

Но вы должны понимать, что в ГИБДД не уполномочены подтверждать законность той или иной правоприменительной практики. Такие полномочия имеются лишь у Верховного Суда. А в Госавтоинспекции могут разве что выразить мнение по тому или иному вопросу – что и было сделано в официальном ответе на запрос депутата ЛДПР.

Позиция Верховного Суда

Устоявшаяся судебная практика свидетельствует о том, что суды встают на сторону ГИБДД. Рассчитывать на успешное обжалование по неисполнению требования инспектора ДПС крайне сложно.

Однако, в пример можно привести одно решение Верховного Суда в пользу водителя. Правда, оно не по ОСАГО, а по тонировке (что, в общем-то, схоже по привлечению к ответственности).

ВС РФ признал арест автолюбителя незаконным. Только это произошло не из-за факта незаконности требования ИДПС об устранении правонарушения, а ввиду отсутствия сроков устранения тонировки. Вдобавок было нарушено право задержанного водителя на привлечение его адвоката (Постановление ВС РФ по делу №9-АД 19-7 от 18.04.2019 года). Но хоть гражданин и добился морального удовлетворения, до этого ему пришлось отсидеть трое суток.

Как не стать владельцем мопеда

Пока камеры не не заработали, автовладельцы зачастую узнают, что ездили с поддельным полисом, только после того, как попали в ДТП. В РСА советуют: если у вас возникли сомнения в отношении действительности полиса ОСАГО, следует проверить его на сайте Союза или с помощью мобильного приложения «ДТП. Европротокол». Однако сайт не позволяет узнать, кто значится в базе в качестве страхователя и какой автомобиль туда вписан. Для более детальной проверки соответствия внесенных в базу данных рекомендуют к обращаться к страховщику.

ОСАГО

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

— Необходимо оформлять полис в страховой компании либо ее представительствах. Так снизятся риски с выдачей дублированных или несуществующих полисов ОСАГО, либо, если такой возможности нет, потребовать предоставление договора, на основании которого действует страховой агент от имени страховой компании, но это не исключает риска стать жертвой мошенников, — рассказал «Известиям» ведущий юрист Европейской Юридической Службы Максим Беканов. Директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Ермилов советует проверить разноцветные защитные волокна на бумажном документе, рельефный индивидуальный номер, водяные знаки с эмблемой РСА. Также на бланке должна быть вшитая металлическая линия.

Что за изменения с 1.05.2019?

Речь идёт о том, что большинство изданий и обычных пользователей называет «реформой ОСАГО». Но, если быть точнее, то это только её начало.

  • 17 апреля 2020 года Госдумой был принят Федеральный закон №88-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Больше всего поправок внесено в закон Об ОСАГО.
  • 1 мая 2020 года документ был официально опубликован и вступил в законную силу, но не по всем пунктам.
  • отдельные нормы обновлений законодательства вступают в силу в июне, сентябре и в конце октября этого же года.

В статье мы рассмотрим новое в законе Об ОСАГО и как изменится жизнь автомобилистов и даже пешеходов в связи с ними.

Итак, давайте обо всём по порядку!

https://youtube.com/watch?v=GH3Bw9Vyw2k

Продолжительность действия соглашений по страхованию ГПО

Характер взаимоотношений между субъектами страхования (владельцами ТС и СК) по закону определяется заключенным между ними договором. Срок действия данного документа составляет календарный год.

Исключения относительно указанной продолжительности соглашения касаются следующих ситуаций:

  • эксплуатации владельцем транспортного средства не весь год, а определенный сезон (с ограничением в пределах полугода);
  • принудительной ликвидации страховщика;
  • если речь идет о машине до ее официальной постановки на учет;
  • нахождения ТС в РК на временной основе, от пяти дней и более.

СК по закону не могут не принять заявки клиента, обратившегося по поводу указанной страховой защиты. Законодательно установлены договора стандартного типа, распространяющиеся на один автомобиль, и комплексного, включающие одновременно несколько автомашин.

Льготы и снижение стоимости при оформлении договора

Закон РК устанавливает возможность предоставления следующих скидок определенным категориям граждан, участвующим в транспортном потоке:

  • ветеранам ВОВ, инвалидам первой и второй групп, пенсионерам – в половину стоимости (если в полис не вписываются лица, не относящиеся к данной категории льготников);
  • предоставляемой по желанию страховой организации, при заключении соглашения через интернет.

Соглашение составляется таким способом, чтобы в нем указывалась полная сумма страховых услуг и предусмотренная скидка.

Ключевые особенности закона

ФЗ № 40-ФЗ направлен на регулирование всех возможных правоотношений, связанных со страхованием гражданской ответственности водителя на дороге.

К главным его особенностям следует относить:
  • наличие большого количества дефинитивных норм, что позволяет максимально точно применять и толковать закон на практике. Благодаря подробной регламентации выработалась и сложилась единая судебная практика;
  • главная особенность заключается в защите водителя на случай наступления страхового случая, поскольку он не понесет материальную ответственность, если иное не предусмотрено законом;
  • важнейшим документом рассматриваемого закона выступает страховой полис ОСАГО.

ВАЖНО !!! На сегодняшний день наличие страхового полиса является обязательным для каждого водителя. При его отсутствии невозможно поставить автомобиль на учёт, водителю будет грозить штраф, а в случае аварии, вся ответственность ляжет на него

Условия прямого возмещения убытков

Ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО» предусматривает право на прямое возмещение убытков потерпевшему, возможное при наличии одновременно следующих условий:

  • в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в пп. «б» п. 1 ст. 14.1;
  • дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО».

Право на обращение

Реализация права на прямое возмещение убытков не ограничивает право потерпевшего обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, который возник после предъявления требования о прямом возмещении убытков и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования (п. 3 ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

Потерпевший, имеющий в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО» право предъявить требование о возмещении причиненного его имуществу вреда непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) или в случае отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности предъявляет требование о страховом возмещении страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (п. 9 ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме (п. 3.1 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»).

Основы ОСАГО

Выучить все пункты законы сложно, поэтому многие вообще избегают знакомства с этим правовым актом. Но можно обойтись знанием самых основных пунктов, которые обязательны для каждого водителя:

  1. Закон распространяется одинаково на всех водителей. Но если кто-то желает увеличить страховую сумму или добавить дополнительные преимущества к своей страховке ОСАГО, он может оформить дополнительную добровольную страховку ДСАГО.
  2. Сумма ответственности по страховке установлена в пределах 400 000 рублей, если пострадали только ТС и 500 000 рублей, если еще был причинен вред здоровью. Если пострадавших несколько, сумма ущерба делится между ними пропорционально причиненному ущербу. Если суммы компенсации страховой компании недостаточно, чтобы возместить весь ущерб, остальную сумму должен компенсировать сам виновник происшествия.
  3. Стоимость страховки устанавливается законодательством в размере базовой тарифной ставки. Она может быть уменьшена или увеличена страховщиком в зависимости от определенных коэффициентов. Все страховые компании обязаны считать стоимость полиса по одной методике, поэтому независимо от выбранной компании, цена ОСАГО будет одинаковой.
  4. Для получения компенсации от страховщика необходимо соблюдать строго установленный порядок действий на дороге. При его нарушении и непредставлении необходимых документов, страховщик имеет право в выплате отказать.
  5. Компенсация ущерба осуществляется в натуральном и денежном эквиваленте. Если причинен материальный ущерб одному ТС, то страховая компания должна направить его на восстановительный ремонт (если автомобиль подлежит восстановлению). Затем страховщик оплачивает выполненные работы. Если восстановить ТС невозможно, либо пострадало несколько автомобилей, компенсация осуществляется в денежном эквиваленте.
  6. Для получения компенсации можно обращаться не только в страховую компанию виновника, но и в свою собственную. Это значительно облегчает выплату, так как вы можете обращаться туда, куда вам территориально удобно, а не ехать в другой регион, где находится страховая компания виновника.

Другой лимит выплат по Европротоколу

В рамках первого пакета изменений закона об ОСАГО в новой редакции, вступившего в силу 2.04.2014 г. водители, не желающие собирать многокилометровые очереди из-за пустякового ДТП и решившие оформить его самостоятельно по Европротоколу, могут рассчитывать на страховые выплаты до 50 тыс. руб.

Напомним, что водители, оформившие страховку до 2 августа, могут рассчитывать получить по Европротоколу лишь 25 000 рублей.

Условия для оформления ДТП по Европротоколу:

  • участие лишь двух застрахованных по ОСАГО ТС в ДТП;
  • вред причинен лишь имуществу и нет других потерпевших;
  • определены и не вызывают сомнений обстоятельства аварии и виновность одного из участников.

При этом одновременно с увеличением лимита по ОСАГО до 400 тыс. рублей, то есть с 1.10.2014 г., в экспериментальных регионах — Москве, СПБ и соответствующих областях максимальные выплаты по Европротоколу также стали составлять 400 000 рублей. В остальных российских регионах поправка вступит в силу через несколько лет.

Однако и жителям экспериментальных регионов на такие значительные выплаты по Европротоколу сильно рассчитывать, наверное, не следует. Дело в том, что закон об ОСАГО 2021 для данного случая устанавливает дополнительные требования. Так, обязательно должны присутствовать фото- и видеоматериалы с места ДТП, причём сделаны последние должны быть устройствами, соответствующими требованиям правительства РФ и работающими в связке с GPS/ГЛОНАСС. Словом, при необходимости страховщик сможет найти повод отказать в выплате.

Размер средних выплат по ОСАГО повысится

Выше мы уже упоминали, что страховые выплаты по ОСАГО практически всегда не покрывают полную стоимость ремонта

Но это связано не только с учётом степени износа ТС, но и с тем, что при проведении экспертизы использовались несовершенные методики подсчета стоимости восстановительного ремонта, которые зачастую брали в расчёт лишь стоимость самих поврежденных деталей, но не в полном объёме учитывали стоимость проведения работ и совсем не принимали во внимание необходимость использования расходных материалов. Таких методик существовало целых пять, а результаты подсчета по ним могли отличаться в разы

Например, при необходимости покраски кузовной детали учитывалась лишь стоимость краски, иногда шпатлёвки, но в расчёт не принималось, что для проведения покраски эту деталь нужно снять, демонтировать некоторые другие элементы, зашпатлевать, прогрунтовать и лишь затем покрасить.

Порядок определения размера компенсации

Величина выплаты, которая полагается пострадавшему в связи с причинением вреда, рассчитывается согласно правилам гл. 59 ГК. Потерпевший должен предоставить страховщику, осуществляющему исчисление, все документы и сообщить сведения, подтверждающие вред, его характер и объем. В случае наступления имущественного вреда потерпевший должен предъявить испорченные материальные ценности либо их остатки для осмотра и выполнения независимой оценки (экспертизы). Если данное мероприятие невозможно, страховщик обязан осмотреть ТС виновного. При необходимости проводится экспертиза автомобиля. Осмотр ТС или его оценка осуществляется в пятидневный срок с даты обращения потерпевшего, если другой период не был согласован сторонами правоотношений. Если страховщик не исполнил указанных выше требований, пострадавший вправе самостоятельно привлечь экспертов к осмотру ТС.

Почему требование инспектора ДПС прекратить правонарушение в виде отсутствия ОСАГО незаконно?

Прежде чем привлекать водителя по ч. 1 ст. 19.3 КоАП, инспектор составляет требование (или предписание) о прекращении правонарушения. Сам документ вполне имеет право на жизнь.

Но применительно к ситуациям с отсутствием ОСАГО такое требование полицейских в 2021 году незаконно – и вот почему:

  • участники дорожного движения обязаны исполнять лишь законные требования сотрудников ГИБДД,
  • таким образом, требование о прекращении противоправных действий в отношении обычного водителя без страховки не соответствует закону.

Второй довод в пользу незаконности требования прекратить правонарушение со страховкой связан с характером деяния. В соответствии с пунктом 2 ст. 4 ФЗ Об ОСАГО, водитель обязан застраховать свою ответственность в течение 10 дней с момента возникновения у него права владения транспортным средством (покупка, получение в дар, наследство). На 11-й день водитель совершает правонарушение – то есть не исполняет свою обязанность по обязательному страхованию. И такое правонарушение нельзя считать длящимся.

Таким образом, требование прекратить правонарушение в виде страхования автогражданской ответственности, которое и так закончено вынесением водителю справедливого штрафа в 800 рублей – незаконно. Ну а правонарушение в виде управления автомобилем без «автогражданки» прекращается в момент остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД. И в этом случае требование также неправомерно.

Законно ли предостережение?

А вот предостережение вполне законно.

И вот предостережение о недопустимости действий, создающих условия для административного правонарушения – выглядит вполне законным. Однако, на практике сотрудники ГИБДД всё равно выписывают требования. И суды не усматривают в этом ничего критичного.

Право владения

К апрелю в базе РСА должны появится специальные «отсечки», которые лишат недобросовестных посредников возможности вводить заведомо неверные данные при оформлении полиса ОСАГО. Пока же поправки, вступившие в силу 29 октября, вводят более строгий процесс оформления полиса.

Прежде всего, договор ОСАГО теперь заключает не абстрактный страхователь, а конкретный владелец транспортного средства. Эта мера также направлена на борьбу с посредниками. При оформлении владелец предоставляет документ, подтверждающий право собственности. Если человек арендует автомобиль, он должен доказать право владения транспортным средством. При оформлении страховки на трактор или самоходную дорожно-строительную технику нужно будет предоставить паспорт самоходной машины, свидетельство о прохождении техосмотра, удостоверение тракториста-машиниста.

трактор

При оформлении страховки крупногабаритных машин типа «трактор» нужно будет предоставить паспорт самоходной машины

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Если владелец транспортного средства неправильно оформил заявление или не предоставил все документы, страховщик в тот же день сообщает ему о необходимости исправить ошибки и добавить недостающее. При этом на сайте страховой нельзя будет оплатить полис.

Суммы страховых выплат

Действующая редакция базового документа в области обязательного автострахования — №40-ФЗ (датируется 25 апреля 2002) устанавливает такой максимальный размер компенсации по ОСАГО:

  • 400 тыс. руб. – при причинении ущерба имуществу пострадавшего;
  • 500 тыс. руб. – при нанесении вреда его жизни или здоровью.

Претендовать на большую сумму в рамках обязательного автострахования возможно в том случае, если такой пункт содержится в тексте заключенного со страховой компанией договора. В противном случае придется обращаться в суд.

Для большей наглядности имеет смысл рассмотреть несколько практических ситуаций, для каждой из которых действуют разные правила определения суммы компенсации. Чаще всего встречаются следующие из них.

При ДТП по Европротоколу

Если аварийная ситуация оформляется с применением Европротокола, максимальная сумма страховой выплаты равняется 100 тыс. руб. Причем речь идет исключительно об ущербе, который нанесен транспортному средству. Если пострадали люди, такая схема урегулирования конфликтной ситуации, возникшей в результате дорожно-транспортного происшествия, не допускается.

На законодательном уровне допускается увеличение компенсации до максимальных по №40-ФЗ 400 тыс. руб. На практике такая ситуация невозможна, так как требует одновременного выполнения трех условий. Два из них вполне достижимы: ДТП на территории Москвы, СПб, Подмосковья и Ленинградской области, а также фиксации происшествия устройством с поддержкой ГЛОНАСС. А вот третье нереализуемо, так как заключается в обработке данных специальной программой, которая до настоящего времени на разработана или, по крайне мере, не введена в действие.

При повреждениях авто

Сумма компенсации в этом случае определяется на основании экспертного заключения. Если страхователь не согласен с выводами оценщика, он инициирует проведение независимой экспертизы. Полученные по ее результатам данные становятся основанием для обращения в суд.

Авто не подлежит восстановлению

На практике нередко возникает ситуация, когда максимальная сумма выплаты, равная 400 тыс. рублей, не покрывает ущерба, так как транспортное средство попросту не может быть отремонтировано. В этом случае допускается компенсация фактической стоимости автомобиля, даже если она превышает установленный лимит.

Денежные средства сверх 400 тыс. рублей, выплаченные пострадавшей стороны, взыскиваются с виновника дорожно-транспортного происшествия.

Нанесен ущерб жизни или здоровью

Действующие сегодня правила определения компенсации вреда, нанесенного здоровью и жизни пострадавшего в результате ДТП человека, увязывают сумму выплаты с тяжестью ущерба. Таблица выплат по ОСАГО за вред здоровью приводится ниже.

Уровень вреда

Сумма компенсации, тыс. руб.

В %% от максимальной выплаты по №40-ФЗ

Инвалидность ребенка любой степени

500

100%

Инвалидность взрослого 1 степени

500

100%

Инвалидность взрослого 2 степени

350

70%

Инвалидность взрослого 3 степени

250

50%

Если ДТП привел к смертельному исходу, выплачивается максимально возможная компенсация в размере полумиллиона рублей. Денежные средства распределяются следующим образом:

  • 475 тыс. руб. перечисляются выгодоприобретателям покойного;
  • Оставшиеся 25 тыс. руб. направляются в качестве возмещения расходов на похороны усопшего.

Увеличение выплат по ОСАГО

Это без преувеличения важнейшее изменение, которое предусматривает увеличение лимита страховых выплат до 400 000 рублей при возмещении имущественного ущерба, а также до 500 000 рублей по возмещению вреда здоровью.

Напомним, закон о страховании ОСАГО в старой редакции устанавливал 120 000 рублей в качестве максимальной суммы возмещения вреда имуществу единственного потерпевшего и 160 000 рублей, если потерпевших несколько. Вред здоровью и жизни каждого потерпевшего оценивался в те же 160 000 руб.

Изменятся и правила, по которым эти страховые выплаты будут начисляться. Так, если сегодня на выплату могут рассчитывать лишь те пострадавшие (за исключением смертельных случаев), которым невозможно оказать помощь в рамках обязательного медстрахования, то 1.04.2015 г. выплаты пострадавшим будут фиксированными в зависимости от тяжести травмы.

Почему автомобилисту важно знать о Законе

Законодательство возлагает ответственность за возмещение причиненного в результате аварии вреда на виновника ДТП. При наличии у последнего полиса ОСАГО обязательства по выплате компенсации переходит к компании, с которой заключен договор о страховании. Но выбранная фирма производит перечисление денежных случаев только при соблюдении определенного порядка регистрации ДТП.

Здесь и вступает в действие ФЗ №40-ФЗ. Только при выполнении указанных в нем правил и соблюдении установленных сроков автомобилист может рассчитывать на помощь страховой компании. Незнание норм Закона «Об ОСАГО» может повлечь за собой отказ компании от выплаты компенсации, как в деле № 2- 9/2016, рассмотренном Южно-Сахалинским судом.

Несоблюдение сроков, установленных в указанном нормативном акте ,привело к вступлению в силу 14 статьи, устанавливающей возможность требования регресса. То есть по факту, денежные средства пришлось выплачивать клиенту компании-страховщика, участвующего в ДТП.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.

Мнение эксперта
Соколов Сергей Игоревич
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — семейное право. Большой опыт в защите в суде.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях.

Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства.

Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Правила ОСАГО в 2021 году — действующая редакция правил страхования с последними изменениями

  • Цель ФЗ №40
  • Страховое возмещение в 2021 году
  • Новый порядок рассмотрения требований о возмещении вреда
  • Регресс
  • Стоимость полисов в 2021 году
  • Электронный полис
  • Порядок получения электронного документа
  • «Натурализация» выплат

Закон об ОСАГО является финансовой гарантией возмещения вреда, причиненного имуществу, здоровью, жизни потерпевших владельцами ТС, является социальной мерой, действует как материальный рычаг повышения безопасности дорожного движения. Новая редакция закона об ОСАГО с последними изменениями 2021 года учитывает многолетнюю практику применения не только в России, но и мире, опирается на достижения в сфере высоких технологий.

Поведение участников несчастного случая

Закон «Об ОСАГО» устанавливает ряд требований и правил для владельцев ТС, ставших участниками ДТП. В частности они должны сообщить другим лицам, попавшим в происшествие, сведения о договоре по их запросу. Данная обязанность возложена и на водителя, который управляет ТС при отсутствии страхователя. О причинении ущерба последний должен сообщить обслуживающей организации в срок и способом, установленным договором. До удовлетворения требований потерпевшего о возмещении ущерба он обязан уведомить об этом страховщика и осуществлять дальнейшие действия по его указаниям. Если к владельцу ТС или водителю предъявлен иск, обслуживающая организация должна привлекаться к участию в процессе.

Бумажные новшества

При оформлении электронного договора ОСАГО он может быть распечатан на простом листе бумаги. Скоро водитель сможет продемонстрировать инспектору ГИБДД электронный полис на экране смартфона, но пока не вступили соответствующие поправки в ПДД, придется возить с собой бумажный документ.

ДТП по европротоколу вскоре можно будет оформить в электронном виде с помощью приложения, интегрированного с Единым порталом госуслуг. Но только после того, как ЦБ РФ определит допустимые для такого оформления случаи, закрепит их в правилах ОСАГО и установит форму электронного документа. Пока же европротокол придется оформлять по старинке, на бумаге.

дтп

ДТП по европротоколу скоро можно будет оформить в электронном виде

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

В законе предусмотрена еще одна новация. Страховщики теперь обязаны принимать документы, подтверждающие наступление страхового случая, не только от ГИБДД, но также от аварийно-спасательных служб и медицинских организаций

Знакомый с ситуацией источник рассказал «Ъ», что это будет важно в тех случаях, когда машину вскрывают представители МЧС. Справка от спасателей подтвердит, что такие повреждения — не результат ДТП

Выплаты в счет возмещения ущерба жизни/здоровью

Такая компенсация начисляются в тех случаях, если она не может быть уплачена по договору страхования. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  1. Признания страховщика банкротом.
  2. Неизвестности человека, который ответственен за нанесение ущерба.
  3. Отсутствия соответствующего договора, по которому застрахована ответственность лица, нанесшего вред. Это имеет место в случаях неисполнения указанным субъектом обязанности, установленной рассматриваемым ФЗ. Компенсация выплачивается в том случае, если требования потерпевшего удовлетворены не были, несмотря на совершение им всех надлежащих действий для получения суммы. Пострадавший может предъявить исковые требования в течение 2 лет.

Заключение договора ОСАГО

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы (п. 3 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»):

  • заявление о заключении договора обязательного страхования;
  • паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица);
  • документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
  • водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
  • диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных п. 3 ст. 10 ФЗ «Об ОСАГО»).

В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

Бланк полиса

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 закона об ОСАГО. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности (п. 7 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.