Формы семейного устройства ребенка

Алан-э-Дейл       02.07.2022 г.

Оглавление

Опека и попечительство

Принятие ребёнка в семью на правах воспитанника осуществляется с целью его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Под опеку берут детей до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками от 14 до 18 лет. Органы опеки регулярно контролируют условия содержания, воспитания и образования подростка. Довольно часто опека служит стартовой площадкой для последующего усыновления.

Плюсы:

  • Решение об опеке принимается главой местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление
    через суд.
  • К кандидату в опекуны предъявляются менее жёсткие требования относительно дохода и жилищных условий, чем к усыновителю.
  • На опекаемого выплачивается пособие, государство помогает опекуну с обучением, отдыхом и лечением воспитанника.
  • По достижении 18 лет опекаемому, у которого нет своего жилья, обязаны предоставить жилплощадь.

Минусы:

  • Воспитанник может не ощущать себя полноправным членом семьи.
  • Биологические родители и другие близкие родственники такого ребенка имеют право навещать его, а в некоторых случаях — и забрать обратно (например, при восстановлении родительских прав).
  • Подросток может быть усыновлен третьими лицами.
  • Невозможны смена фамилии и изменение даты рождения.

Помощь государства:

  • при передаче ребёнка на воспитание в семью — 8000 рублей.
  • Ежемесячные выплаты на содержание воспитанника — 10000 рублей.
  • Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг и телефона в жилом помещении, в котором фактически проживает несовершеннолетний подопечный — 700 рублей.
  • Ежемесячная компенсационная выплата для отказных, подкинутых и оставленных детей — 1560 рублей ежемесячно.
  • Бесплатный отпуск по рецептам врачей молочных продуктов детского питания — до 2-х лет.
  • Бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей — до 3-х лет.
  • Скидка 50% по оплате содержания подопечного в дошкольном учреждении.
  • Бесплатный проезд опекуна в городском пассажирском транспорте на основании Социальной карты москвича.
  • Льготный проезд воспитанникам обучающимся по очной форме обучения.
  • Бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха и других учреждений, находящихся в ведении Правительства Москвы — до 7 лет. Бесплатное посещение зоопарка, льготные цены на посещение музеев, выставок и т.п. учреждений, находящихся в ведении Правительства Москвы — детям от 7 до 18 лет или до конца очного обучения.
  • Бесплатное двухразовое питание в период обучения в общеобразовательных учреждениях.
  • Бесплатное обеспечение учебниками в период обучения в общеобразовательных учреждениях.
  • Обеспечение льготным или бесплатным горячим питанием обучающихся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования.
  • В случае смерти кровного родителя ребенка, назначается пособие по потере кормильца.

Усыновление

     Ребёнок принимается  в семью  на правах кровного и  становится родственником (сыном или дочерью) со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства. Для родителей это высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

 
   Отличия от других форм устройства:

  • ребёнок чувствует  себя полноценным членом семьи;
  • сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по достижении совершеннолетия;
  • имеется возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения;
  • оформляется дольше, чем опека (попечительство), так как усыновление устанавливается  гражданским судом;
  • государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка в том случае, если усыновляется младенец до 3-х месяцев, а также отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • органы опеки осуществляют ежегодный контроль за семьей усыновителей в течение как минимум трех лет после усыновления;
  • закон предъявляет самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства;
  • не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен. В случае лишения родителей родительских прав нужно выждать шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

     Пункты 2 и 3 статьи 124 Семейного кодекса РФ разъясняют, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

     Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых умерли; неизвестны; признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление; по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от воспитания и содержания.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Если несовершеннолетнего не удается определить в семью в населенном пункте, где он находится, в месячный срок, то информация о нем направляется в региональную базу данных, ведущуюся исполнительной властью области, края, республики. Далее принимаются меры по устройству одинокого малыша в новую семью на всей территории региона.

Граждане, которые хотят взять себе ребенка, обращаются к операторам, ведущим банки данных (в местных и региональных исполнительных органах власти, Минобразовании РФ) с документами:

  • заявлением о предоставлении сведений о детях, находящихся в банке данных, в связи с желанием взять в семью малыша;
  • анкетой;
  • , подтверждающим возможность заявителя стать приемным родителем, опекуном, усыновителем.

Оператор рассматривает полученный пакет документации 10 дней. После изучения он предоставляет заявителю детские анкеты и фотографии, которые соответствуют его пожеланиям. Для посещения понравившегося ребенка выписывается направление. В установленный срок человек, желающий взять малыша под опеку, должен письменно известить ответственный орган о своем решении. В случае отказа ему выдается направление к следующему.

Банк данных о детях

Информация о каждом ребенке, потерявшем родительскую опеку, вносится в специальную базу, называющуюся государственным банком данных. Такое правило учета установлено ФЗ № 44 и правительственным постановлением № 217 от 2002 г.

Информационные базы ведутся на всех уровнях управления. Региональные банки и единый федеральный банк составляют единую государственную базу. Порядок ее формирования и использования определяется законом.

Другой комментарий к Ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации

1. В ст. 123 СК РФ определены основные правила устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего в п. 1 закреплен исчерпывающий перечень форм отмеченного устройства, которые по своей правовой природе представляют собой юридические процедуры. К ним отнесены, во-первых, передача ребенка в семью на воспитание: усыновление (удочерение), передача ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. Во-вторых, такими формами являются передача детей в организации различных типов, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ). Причем передаче ребенка в семью на воспитание законодатель отдает приоритет. Соответственно устройство детей в отмеченные организации осуществляется только при невозможности устройства детей в семью.

Кроме обозначенного перечня форм устройства детей, п. 1 ст. 123 СК РФ устанавливает основное нормативное требование, которое должно учитываться при выборе конкретной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также ее параметров. В данном случае требуется учитывать этническое происхождение ребенка, принадлежность его к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. С момента, когда ребенок попал в трудную жизненную ситуацию (остался без родительского попечения), и до определения его судьбы в порядке устройства в семью или в названные в п. 1 ст. 123 СК РФ организации, в частности, до назначения ему опекуна или попечителя, может пройти довольно значительное время. Поэтому п. 2 ст. 123 СК РФ устанавливает правило о временном возложении исполнения обязанностей опекуна (попечителя) детей на органы опеки и попечительства. В данном случае эти органы должны обеспечить, в первую очередь, надлежащие условия проживания ребенка, а также реализацию его прав на содержание, защиту, воспитание и образование (об указанных правах см., в частности, ст. 148 СК РФ и комментарий к ней).

В связи с осуществлением предусмотренных СК процедур устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут совершаться различные неправомерные деяния. За подобные деяния закон устанавливает ответственность. Так, ответственность в виде административного штрафа, накладываемого на граждан, установлена ст. 5.37 КоАП РФ за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Если вам нужна помощь Адвоката

Требования к родителям

Патронатные и приемные семьи проходят тщательный отбор перед тем, как принять ребенка в семью. Для этого проводятся: ознакомительная беседа, диагностика жизни семьи, проведение консультаций и сопровождение принятия ребенка.

Органы социальной службы выбирают родителей, которые являются совершеннолетними и не имеют проблем со здоровьем

Также особое внимание обращается на нравственные качества, взгляды и принципы

Не наделены правами опекунства такие категории лиц:

  • люди, которые не имеют жилье в собственности;
  • биологические родители;
  • ранее судимые люди;
  • лица, которые ранее были лишены родительских прав и возможности взять ребенка под опеку;
  • бывшие усыновители;
  • инвалиды или иные граждане, которые имеют проблемы со здоровьем;
  • недееспособные лица.

Выявление детей оставшихся без попечения родителей

Порядок выявления ребенка, без родительского попечения устанавливается ст. 122 СК РФ.

Он включает:

  1. Получение сигнала от граждан, сотрудников медицинских или образовательных организаций.
  2. Проведение проверки в течение 3 дней с момента получения сигнала.
  3. Проведение обследования жилья, где проживает ребенок.
  4. Составление акта обследования.
  5. В случае подтверждения сведений, присвоение статуса.
  6. Направление информации о ребенке в региональный банк данных.
  7. В течение 30 дней, специалисты отдела опеки должны принять меры для семейного устройства выявленного ребенка.

Кто и куда должен сообщать?

Обязанностью по сообщению в районный отдел опеки о ребенке, оставшемся без родителей, наделяются все граждане (ст. 122 СК РФ).

В соответствии с законом от 1999 года № 120 дополнительные обязанности возлагаются на органы профилактики безнадзорности и беспризорности детей.

К ним относятся:

  • медицинские работники;
  • сотрудники образовательных учреждений;
  • специалисты социальных служб;
  • сотрудники полиции.

Любой гражданин, который узнал о факте отсутствия родительского попечения, должен немедленно сообщить в районный отдел опеки по месту выявления.

Действия органов опеки

Порядок действий специалистов отдела опеки установлен ст. 122 СК РФ:

  1. В течение 3 дней с момента получения сигнала специалисты обязаны посетить место проживания ребенка.
  2. В случае подтверждения информации, несовершеннолетний должен быть помещен в безопасное место (в семью родственников, центр реабилитации, центр семейного устройства).
  3. В течение 3 дней информация о ребенке передается в региональный банк данных.
  4. В течение 30 дней специалисты принимают меры по семейному устройству несовершеннолетнего.
  5. Если по истечение месяца отсутствует семья, готовая принять ребенка в семью, то он передается под надзор в центр содействия семейному устройству.

В 2021 году закон не предусматривает ответственность для отдела опеки в случае несвоевременного реагирования на сигнал.

Учет детей

В 2021 году учет детей ведется сразу на 3 уровнях:

  1. Муниципальный уровень – районный отдел опеки.
  2. Уровень субъекта РФ – региональный оператор.
  3. Уровень РФ – федеральный оператор.

Общий порядок предоставления сведений в государственный банк данных о детях-сиротах регулируется ФЗ от 2001 года № 44. Однако каждый регион самостоятельно разрабатывает административные регламенты по оказанию государственной услуги кандидатам в опекуны.

Какого ребенка отдадут в патронатную семью?

Опека – это форма устройства детей. Поговорим, кого могут отдать в патронатную семью. Другая подобная форма — это попечительство.

Если у ребенка возникают проблемы с родителями временного или постоянного характера, его могут направить проживать в патронатную семью. Ситуации, при которых человек становится сиротой:

  • родители признаны умершими или без вести пропавшими;
  • родственники находятся на лечении в больнице или заключены под арест и направлены в тюрьму;
  • вследствие судебного разбирательства родственники признаны недееспособными либо лишены родительских прав;
  • родители не могут обеспечить потребности ребенка, поэтому чадо испытывает дискомфорт в жизни (голодает, мерзнет, не обучается и подобное).

Перед тем как отдать ребенка в патронатную семью, сотрудники социальной службы проверяют новых опекунов и их способность содержать еще одного человека. Если ребенку на момент принятия такого решения исполнилось 10 лет, то представители соцзащиты должны спросить его согласия. Если у малыша есть братья, сестры, то такие дети оформляются вместе с ним. Исключения возможны только по медицинским показаниям после прохождения обследования.

Преимущества и требования к приемной семье

Такая форма предполагает проживание ребенка в семье, члены которой заключили договор с представителями органов опеки, что представляют собой альтернативу детскому дому. К этому методу прибегают в отношении детей, не обладающих нужным юридическим статусом или которым не удалось найти взрослых, которые стали бы опекунами или усыновителями.

Срок проживания в приемной семье определяется договором. Причем одна семья может воспитывать таким путем до 8 детей. Взрослые могут рассчитывать на зарплату и прибавку к трудовому стажу. Хотя ответственность ограничена, она по-прежнему остается достаточно высокой.

Достоинствами приемной семьи считаются:

  • шанс на обеспечение лучших условий проживания для мальчика или девочки, для которого не доступны иные формы проживания в семье;
  • менее строгие требования;
  • финансовая государственная помощь во многих сферах жизни;
  • предоставление льгот для членов приёмной семьи;
  • предоставление жилья ребенку по достижению совершеннолетия.

При этом приёмным родителям предстоит чаще отчитываться перед органами опеки. Это затрагивает воспитательный процесс и расходование выделенных денег. Процесс связан со сложностями в оформлении документов, поскольку требуется составить договор на передачу ребенка, а также трудовое соглашение.

Если воспитуемый ранее проживал в другом городе или регионе, возникнут дополнительные сложности в финансировании, так как за выплаты отвечают власти на местах. Так как ребенок не становится частью семьи в полной мере, он вправе поддерживать связь с кровными родителями и родственниками, что может сказаться на авторитете приемной семьи и качестве воспитательных мер.

Законодательное регулирование

  1. Статьи 121-123 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017).
  2. Статья 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018).
  3. Статьи 125, 239 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018).
  4. Федеральный закон N 44-ФЗ от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
  5. Постановление Правительства РФ N 217 от 4 апреля 2002 г. (ред. от 21.07.2014) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».
  6. Приказ Минобрнауки РФ N 334 от 14 сентября 2009 г. «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423».

Опека (попечительство)

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и законных интересов.

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

Опекун осуществляет контроль за сохраненностью и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Устройство детей под опеку (попечительство) не влечет за собой возникновения между опекуном (попечителем) и несовершеннолетним подопечным алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

      Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства

Адаптация приемного ребенка

Патронатная семья – это форма опеки над ребенком, которая также имеет проблемы. Одной из них является адаптация личности в новых условиях. Чтобы она прошла успешно, несовершеннолетнему лицу необходимо подружиться с воспитателями и другими сожителями, освоить правила нового дома.

В психологической практике принято выделять три этапа адаптации:

  1. Постинтернатный, срок – до 1 месяца. В это время ребенок может вести себя по-разному: тихо прятаться или активно сопротивляться новому режиму. Если постепенно малыш привыкает к обстановке и чувствует себя более уверенно, раскрепощенно, то адаптация проходит успешно. Многие дети замыкаются, боятся задавать вопросы – так проявляется страх снова вернуться в неблагополучную семью или приют. Главная задача воспитателей – проявить ласку и дать понять ребенку, что его любят и защитят. Ругать не стоит, необходимо объяснять малышу свои действия и показывать положительное отношение.
  2. Проявление характера – этап длится 2-4 месяца. В это время ребенок показывает свои негативные стороны и смотрит, как реагируют воспитатели. Проблемы могут появиться в социальной жизни, обучении, эмоциональной нестабильности. Возможно, в семье будут происходить скандалы, таиться обиды. Если ребенок не привык, например, убирать свои вещи и ежедневно выполнять гигиенические процедуры, то такие требования могут быть восприняты с агрессией. Рекомендовано консультироваться с психологом.
  3. После привыкания ребенка к воспитателям наступает период лояльного отношения. Несовершеннолетнее лицо начинает чувствовать себя необходимым, родным и проявляет положительные эмоции к окружающим.

Поскольку длительность адаптации разнится у каждого ребенка, то об этом следует поговорить с детским психологом перед тем, как взять ребенка в патронатную семью. Специалист расскажет, чего ожидать и как реагировать на происходящее. Обычно воспитателям рекомендуют не давить на ребенка, прислушиваться к его мнению и потребностям, больше разговаривать.

Временная передача детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи

     Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детского дома или школы-интерната), по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов.

     Срок временного пребывания ребёнка в семье не может превышать 1 месяц, а при наличии документально подтверждённых исключительных обстоятельств — 3 месяца. 
     Гражданин, желающий получить заключение о возможности временной передачи ребёнка в свою семью, обращается в орган опеки и попечительства по месту своего жительства.

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей – сложный процесс, протекающий в несколько этапов. Весь план мероприятий по вопросу сиротства зафиксирован в СК РФ.

Ход действий компетентных органов для выявления детей-сирот:

  • Должностные лица различных заведений, где находятся дети или субъекты, располагающие данными о нахождении ребёнка, оставшегося без попечения родителей, обязаны сообщить о ребёнке в органы опеки и попечительства по месту пребывания несовершеннолетнего. Если данное учреждение носит воспитательный, образовательный или лечебный характер, срок обращения для должностного лица ограничивается до 7 дней (п.1, 3, ст. 122 СК РФ).
  • После обращения должностного лица органы опеки и попечительства обязаны в трёхдневный срок установить условия проживания ребёнка, наличие родителей или родственников, на попечении которых он находится. Если таковые не находятся, органы опеки и попечительства обязаны защитить права и интересы несовершеннолетнего до момента, пока не решится вопрос о его устройстве (абз. 2, п. 1, ст 122 СК РФ).
  • Размещение и обустройство ребёнка осуществляется сроком не более чем в 1 месяц. Если вариант с передачей ребёнка на воспитание в семью не представляется возможным, органы опеки и попечительства перенаправляют документы о ребёнке в соответствующий орган исполнительной власти того или иного субъекта Российской Федерации и российский федеральный орган исполнительной власти. Он, в свою очередь, определяется непосредственно Правительством РФ. Сделано это не просто так. Таким образом ребёнок ставится на учёт и претендует на оказание ему помощи в поисках новой семьи (абз. 1, п.3, ст. 122 СК РФ).
  • Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца после получения документов о ребёнке обязан найти для ребёнка семью, где его будут растить и воспитывать, проживающую в данном регионе. В противном случае, при не обнаружении подходящих семей, региональный орган в обязательном порядке оповещает о сложившейся ситуации федеральные органы исполнительной власти (абз. 2, 3, ст. 122 СК РФ).

Замечание 2

За не предоставление данных о ребёнке, оставшемся без попечения родителей, сокрытие ситуации, за предоставленные недостоверные сведения должностные лица учреждений и представители соответствующих органов закон привлекает к обязательной ответственности (п.4 ст. 122 СК РФ).

Комментарий к Статье 123 СК РФ

1. Семейный кодекс РФ отдает приоритет семейному воспитанию детей (ст. 1). Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав каждого ребенка, которое получило свое закрепление в ст. 54 данного Кодекса. Обычно здесь речь идет о проживании и воспитании ребенка в семье своих родителей. В отношении детей, оставшихся по каким-либо причинам без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе органами опеки и попечительства форм воспитания таких детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передача на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью (см. гл. 19, 20, 21 СК РФ) и другие формы такого воспитания, установленные законами субъектов РФ (см. ч. 2 п. 1 ст. 123 СК РФ). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в соответствующие учреждения (в зависимости от возраста и состояния здоровья) на полное государственное обеспечение: в детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры и другие аналогичные учреждения. Администрация этих учреждений осуществляет права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении помещенных в них детей без специального назначения (см. ст. 147 СК РФ и комментарий к ней). При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую необходимости поиска ребенку приемной семьи.

Выбор той или иной формы устройства ребенка определяется исходя из интересов ребенка с учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения (см. комментарий к ст. 121 СК РФ) и с обязательным соблюдением требований, установленных законом для каждой формы устройства ребенка в семью (см. гл. 19, 20, 21 СК РФ и комментарии к ним). При устройстве ребенка должны также учитываться обстоятельства, перечисленные в ч. 3 п. 1 ст. 121 СК РФ.

  Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены и другие (кроме форм, установленных в СК РФ) формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Во многих регионах РФ идет их активный поиск. Это — мини-детские дома, детские деревни SOS и др.  

2. Органы опеки и попечительства сами могут временно осуществлять функции опекунов или попечителей (см. гл. 20 СК РФ), если не удалось в срок, установленный законом (п. 3 ст. 122 СК РФ), подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение (ч. 1 п. 2 ст. 123 СК РФ).

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

В Российской Федерации существует несколько форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Разумеется, что по возможности преимущество отдаётся воспитанию ребёнка в семье. В Семейном Кодексе представлена целая система форм воспитания детей-сирот:

  • Усыновление или удочерение. По сути – юридический акт, закрепляющий между усыновителем и усыновлённым законные права и обязанности родителей и детей. Если на момент усыновления у ребёнка живы биологические родители, то после процедуры они полностью утрачивают свои права на него.
  • Опека и попечительство. Правовая форма государственной заботы о детях-сиротах за счёт воспитания ребёнка в семье опекуна (над ребёнком до 14 лет) или попечителя (над подростком с 14 до 18 лет). Этим детям также, как и усыновлённым гарантируется защита всех личных и имущественных прав, однако в полном объёме юридические отношения опекун/опекаемый в семейные не переходят. Полномочия опекуна ограничены по сравнению с полномочиями усыновителя.
  • Воспитание в приёмной семье. Форма размещения детей в семью на воспитание на ограниченный срок, установленный по договору между семьёй и органами опеки и попечительства. Данный вид воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, может являться напоминанием усыновления, однако, он не порождает прав и обязанностей родителей и детей.
  • Воспитание детей в различных образовательных и лечебных учреждениях. В данном случае опекуны или попечители не назначаются, ими автоматически становится администрация заведения, в котором содержится ребёнок. Она же осуществляет контроль за соблюдением прав и интересов ребёнка, его содержанием и воспитанием.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Преимущества

Патронатное попечительство — это форма опеки, которая устанавливается над подростком 14-18 лет либо частично недееспособным лицом. Присмотр за лицом до 14 лет называется опекунством.

Рассмотрим подробнее преимущества сотрудничества с социальной службой:

  • Помощь несовершеннолетнему человеку, возможность внести свой вклад в развитие другой личности.
  • Возможность бесплатно посещать уроки воспитания детей.
  • Начисление пособия, которое рассчитано на воспитание ребенка.
  • Официальное трудоустройство, социальные гарантии.
  • Возможность получения бесплатной консультации юриста, детского психолога, педагогов, социального работника, педиатра.

Распределение ребенка в патронатную семью – это положительный фактор развития личности. Сирота также ощущает пользу, которая выражается в следующем:

  • Проживание в комфортных условиях.
  • Знакомство с устройством другой семьи, отношениями в ней.
  • Наличие людей, которые будут отстаивать интересы ребенка, заботиться о его здоровье и полноценной жизни.
  • Благодаря воспитанию в семье, ребенок получает необходимые социальные навыки для дальнейшей жизни.

Обязанность по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей

Несмотря на то, что защита интересов детей в случаях смерти родителей или иной ситуации потери их опеки — обязанность государства, граждане и организации (образовательные, лечебные и пр.) не должны отказываться от предоставления им помощи в такой ситуации. П. 1 ст. 122 СК РФ установлено, что любой гражданин или организация должны информировать попечительные органы об обнаружении малыша, оставшегося без родительской опеки.

Кто должен сообщать информацию в органы опеки

Организация или гражданин, нашедшие несовершеннолетнего, обязаны информировать о произошедшем событии ОВД или по месту обнаружения малыша в течение 2-х суток.

Дети, оказавшиеся без попечения родных, помещаются в различные учреждения, органы и организации:

  • ОВД;
  • медицинские учреждения;
  • воспитательные и образовательные организации;
  • органы и учреждения социальной защиты и др.

О произведении регистрации найденного несовершеннолетнего они обязаны заявлять в срок до 7 суток со дня обнаружения малыша.

Порядок выявления и учета

Порядок выявления и учета детей, оставшихся в России без попечения родителей, регламентирован законодательством. Статьей 122 СК РФ закреплена обязанность информирования государственный орган о ставшем известным случае.

С целью определения обстоятельств, доказывающих отсутствие у несовершеннолетнего гражданина родительской опеки, попечительский орган в течение 3-х дней должен осуществить обследование, включающее:

  • проверку истинности поступивших сведений;
  • рассмотрение условий его проживания;
  • нахождение родственников, способных к обеспечению временного ухода за ним.

Основания и порядок проведения обследования, а также форма акта, составляемого по его результатам, установлены в Приказе Минобрнауки РФ № 334. При отсутствии у найденного малыша родственников, он сразу определяется в воспитательное учреждение,  предусматривающее соответствующие формы содержания и воспитания несовершеннолетних граждан.

Учет детей ведется исполнительными органами власти. Для его осуществления предусмотрены специальные информационные базы местного, регионального и федерального уровня, в которые включаются данные о детях до нахождения им новых семей.

Ответственность за неисполнение обязанностей

В определенных российским законодательством случаях предусмотрена ответственность за несообщение информации об обнаружении несовершеннолетнего, утратившего родительскую опеку, и иные нарушения в этой сфере:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Статьей 125 УК РФ установлена ответственность лица за оставление без помощи человека, который находится в опасности и лишен возможности самосохранения в связи со своим малолетством, если оно:

  • было обязано позаботиться о гражданине и имело на это возможность;
  • само поставило его в опасное положение.

В случае небрежного или недобросовестного отношения к работе служащий может быть наказан за халатность, т.е. если он не осуществляет или осуществляет ненадлежащим образом свои должностные функции (ст. 293 УК РФ). Обвинить его можно только, если в результате бездействия наступили вредные последствия.

Если должностные лица неправильно осуществляют выявление и учет детей, нарушают сроки сообщения о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, руководство юридического лица, в котором пребывают такие малыши может быть привлечено к ответственности по ст. 5.36 КоАП РФ.

Как оформить патронат?

Патронатная семья – это возможность для ребенка получить временное жилье, пока не будет определена его дальнейшая судьба. Если люди хотят оформить такой вид опеки, то необходимо обратиться в совет опекунов, который находится в районной (городской) администрации, чтобы узнать о требованиях к воспитателям.

Далее семья действует согласно алгоритму:

  1. Написание заявления в службе патроната.
  2. Прохождение собеседования всеми членами семьи.
  3. Направление на медицинское обследование.
  4. Прохождение краткосрочных курсов подготовки воспитателей, которые длятся не более 80 часов.
  5. Прохождение проверки сотрудниками социальной службы. На этом этапе работники проверяют жилищные условия.
  6. Сбор необходимых документов.
  7. Прохождение психологического тестирования. На основании полученных данных психолог посоветует, какого ребенка распределить в конкретную семью.
  8. Знакомство с воспитанником.
  9. Составление договора с социальной службой патроната.

Если родители не соблюдают условия договора и нарушают права ребенка, то они лишаются возможности быть воспитателями.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.