Статья 27 тк рф. формы социального партнерства

Алан-э-Дейл       31.07.2022 г.

Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование

Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:

Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.

Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере. Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.

Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей. Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:

  • Конвенция №98, принятая в 1949 году.
  • Рек. №91 от 1952 г.
  • Рек. №94 от 1952 г.
  • Рек. №113 от 1960 г.
  • Рек. №149 от 1975 г.
  • Рек. №152 от 1976 г.
  • Рек. №151 от 1978 г.
  • Рек. №159 от 1978 г.
  • Конвенция №154 от 1981 г.
  • Рек. №163 от 1981 г.

Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство

Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991. Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России

На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:

  • Раздел II в целом. Все статьи данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
  • Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
  • Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
  • Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
  • Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
  • Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
  • Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
  • Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
  • Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.

Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.

Социальное партнерство в разных странах мира

В ряде стран с довольно развитой рыночной экономикой социальное партнерство существенно отражается на социально-трудовых отношениях. Это происходит даже не взирая на тот факт, что его модели в ряде стран существенно отличается организационно-правовым механизмом. На сегодняшний день известны две основные модели соцпартнерства. А именно: трипартизм и бипартизм. В списке странах, где основная роль государства в управлении трудовыми отношениями, сравнительно невелика, а это такие страны как США, Канада, Великобритания, активно практикуется двустороннее взаимодействие между объединениями предпринимателей и целыми организациями трудящихся. Государство вправе целиком и полностью выступать в такой соцмодели в качестве арбитра или, иначе говоря – посредника, в случке возникновения соцконфликтов. Наиболее распространенный трипартизм – то есть трехстороннее сотрудничество – наблюдается во Франции, ФРГ, Швеции, Австрии. При этом государство играет самую что ни на есть активную роль, выступая в качестве соцпартнера.

Исключительно во всех странах Центральной, равно как и в Восточной Европы, начиная с конца 80-х годов, повсеместно наблюдается коренное и регулярное обновление трудового законодательства. Самыми первыми плодами данной работы были принятия законов о:

  • о забастовках и митингах;
  • перемены в законодательстве касательно профсоюзов;
  • внесение изменений к Трудовому кодексу в Венгрии;
  • закон о общих, коллективных переговорах на территории бывшей Чехословакии;
  • о профсоюзах и решении различных трудовых конфликтов в Польши;
  • румынские законы о коллективных договорах, различных трудовых конфликтах и профсоюзах за 1991 год;
  • правки к Трудовому кодексу Болгарии.

Подобные перемены уже не впервые в истории были предметами трехсторонних консультаций. В литературе ранее уже отмечалось, что в посттоталитарных государствах,  действие и введение соцпартнерства происходит “сверху”, а не “снизу”, при это решающая роль отводиться государству.

Система соцпартнерства

Систему социального партнерства составляют следующие уровни (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.

Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Социальное партнерство в труде

Органами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе (ст. 36 ТК РФ). В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями

В качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся. По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Роль государства

Государство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Политика социального партнерства

Партнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

Значение соцпартнерства

Значение социального партнерства в трудовой сфере состоит в том, что оно приводит разрозненные интересы работников и работодателей к общему значению. При этом прямое вмешательство государства без оснований невозможно. В итоге стороны приходят к взаимовыгодному соглашению.

Примеры соглашений и договоров с соцучреждениями

Наиболее часто встречаются договора и соглашения о социальном партнерстве, когда одной из сторон является социальное учреждение. Это может быть детский сад, школа, колледж, техникум, институт.

При этом обе стороны такого соглашения получают для себя очевидную выгоду: образовательное учреждение получает дополнительную площадку для развития своих воспитанников, а, например, предприятие — будущие кадры в свой штат.

Формы и принципы социального партнёрства в организации

Различают следующие формы СП:

  • Коллективные собрания по работе над составлением различных соглашений.
  • Консультации относительно управления трудовыми отношениями.
  • Участие трудящихся и их представителей в руководстве компанией.
  • Участие представителей и владельцев компании в досудебном урегулировании конфликтов.

Среди правовых форм СП выделяют коллективные соглашения.

Базовые принципы СП:

  • Каждый из участников имеет право начать переговоры.
  • Интересы каждой из сторон трудового пространства должны соблюдаться.
  • Закон дает участникам трудовых отношений много пространства для решения вопросов (к примеру, деятельность компании можно регулировать локальными актами).
  • Составленные соглашения не должны вступать в противоречие с законодательством.
  • Для назначения представителей нужно организовать собрание трудящихся и оформить протокол (если это профсоюз) или приказ (если это представители работодателя).
  • Представители получают право на отстаивание интересов их группы.
  • Круг вопросов, которые будут на повестке дня, определяется участниками.
  • Основа СП – свобода выбора. Все решения участников должны быть совершенно добровольными.
  • Пункты, прописанные в коллективных соглашениях, должны быть исполнены. Контроль за исполнением несут надзорные структуры.

Если принятые положения исполнены не были, на виновное лицо накладывается административная ответственность.

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Другой комментарий к Ст. 27 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Формы социального партнерства — это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия сторон социального партнерства в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

2. Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров, соглашений (см. гл. 6 ТК РФ и комментарий к ней).

3. Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по поводу обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования законодательства о труде. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. В частности, проведение взаимных консультаций осуществляется в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Об этом см. ст. ст. 372, 373 ТК РФ и комментарий к ним. Проведение консультаций может осуществляться как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

4. Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации (см. подробнее гл. 8 ТК РФ и комментарий к ней).

5. Формой социального партнерства является не всякое участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров, а лишь участие в процедурах урегулирования трудовых споров, в рамках которых решение об урегулировании спора принимают представители работников и работодателей. В частности, к социально-партнерскому урегулированию трудовых споров относятся рассмотрение индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам (см. ст. ст. 384, 388 ТК РФ и комментарий к ним); урегулирование коллективных трудовых споров (см. гл. 61 и комментарий к ней), также все формы внесудебного переговорного процесса об урегулировании трудовых споров между представителями работников и работодателей. Вместе с тем участие представителей работников и работодателей в разрешении трудового спора не превращает судебное рассмотрение в форму социального партнерства, так как решение по существу спора принимают не социальные партнеры, а суд, обращение в который последовало лишь от одной стороны.

6. Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в комментируемой статье. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.

Преимущества

Социальное партнёрство в организации выгодно не только для трудящихся, но и для тех руководителей, которые заинтересованы в развитии компании. Главная польза партнерства – создание такой атмосферы, в которой сотрудник чувствует себя ответственным за благополучие предприятия. Компания перестает восприниматься как нечто чужое и враждебное, так как трудящийся принимает непосредственное участие в ее развитии. Все это благоприятно сказывается на лояльности работников, показателях их трудоспособности, инициативности. Работникам СП выгодно потому, что помогает отстаивать законные интересы правовым путем. Несмотря на все выгоды, система соцпартнерства в России развита плохо.

Коллективный характер соцпартнерства

Взаимоотношения соцпартнерства носят на себе коллективный характер, в их основании лежит коллективная заинтересованность обеих сторон. Такой коллективный характер соцпартнерства оказывает влияние в трех аспектах: по наличию обоюдного интереса всех принимающих участие субъектов в области применения наемной работы; наличия в обороте общественных взаимоотношений в данной области; коллективной системе и структуре обеих сторон соцпартнерства.

За многие годы опыт множества стран по всему лицу земли неоспоримо доказывает, что проблемы экономики, равно как и общественной жизни, включая и сферу применения наемной работы, решаются самым выгодным и оптимальным образом, если приходит в действие система ориентации не на конфронтацию, а наоборот, на  достижение социального согласия.

Когда достигается социальное согласие, то это, в свою очередь, служит обобщению согласования всех интересов разнообразных общественных групп. Основой и внутренним стержнем соцпартнерства является принцип взаимовыгодного сотрудничества между непосредственно работодателями и нанимаемыми рабочими. Этот принцип вступает в действие в виде проведения переговоров, заключаемых коллективным договоров и соглашениями, и еще в ходе согласования проектов любых нормативно-правовых актов, советов в процессе принятия решений соцпартнерами на всех доступных уровнях.

Основным предметом социального партнерства выступают общие отношения между соцпартнерами, вытекающие из:

  • принятия участия трудовых коллективов в составе правил касательно условий работы;
  • из участия в управлении того предприятия, на котором они работают;
  • заключения. равно как и выполнение общих договоров и соглашений на отраслевом, региональном и национальном уровнях;
  • касательно работы профсоюзов, а также любых других представительных органов рабочего состава в социально-трудовых отношениях;
  • касательно образования и работы общих объединений работодателей;
  • из решения отдельных и общих рабочих споров.

К области социального партнерства относят:

  • достижение общего консенсуса по моментам обеспечения занятости,
  • создание вспомогательных рабочих мест,
  • компаний оплачиваемых общественные работа,
  • гарантия защиты населения от угрозы безработицы,
  • применение наемной работы с гарантией следования технике безопасности,
  • требования из общества здравоохранения рабочих в ходе выполнения работы,
  • оплаты стоимости труда и гарантия обеспечения воспроизводящей, равно как и стимулирующей функций зарплаты,
  • права самих рабочих на получение заработной платы вовремя,
  • гарантия обеспечения нормального графика работы, равно как и отдыха,
  • обеспечение права рабочих на принятие участия в регулировании работы на всем предприятии,
  • в грамотном распределении дохода для гарантии качества соцдеятельности предприятия,
  • в определении соцстандартов и определении их минимальных границ,
  • в учреждении порядка проведения общественных переговоров, решении об коллективных трудовых споров и другое тому подобное.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Ответственность сторон социального партнерства

Статьями 54, 55 ТК установлено что: 1) представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения; 2) лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров; 3) лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением — подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Данная ответственность конкретизируется ст.ст. 5.28-5.31 КоАП.

Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения предусмотрена ст. 5.28 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Субъектом правонарушения по этой статье является работодатель или лицо его представляющее.

Ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.29 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.

Ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.30 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.

Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрена ст. 5.31 и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.

Следовательно, нормами ст. 5.28-5.31 КоАП установлена ответственность лишь для одной стороны социального партнерства — работодателя или его представителей и только при заключении и исполнении коллективного договора.

Кроме того, поскольку ни работодатель, ни лицо его представляющее, не являются непосредственными участниками коллективных переговоров о заключении соглашений, они не могут быть субъектами ответственности за отказ их заключить.

Таким образом, объективная сторона данного проступка не охватывает посягательств на порядок заключения соглашений.

показать содержание

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.