Особенности межбюджетных трансфертов

Алан-э-Дейл       02.07.2022 г.

Направления совершенствования

С каждым годом в России происходит расширение количества форм поддержки регионов. Все более распространенными становятся узкоцелевые виды межбюджетных трансфертов РФ. Последнее может негативно сказываться на укреплении финансовой самостоятельности отдельных субъектов. Поэтому рациональным является введения блочных трансфертов. Таким образом могла бы осуществляться модернизация всей отрасли в регионе в целом. В этом случае федеральные власти устанавливают формулу распределения средств и условия их расходования, а местные – пропорции использования на нужды каждого из направлений. Важна и методика расчета объема трансфертов.

Одним из направлений совершенствования могло бы стать использование индекса благосостояния населения. При этом распределение дотаций должно быть ориентировано исключительно на выравнивание обеспеченности денежными средствами регионов. Задачи вроде стимулирования расширения налоговой базы субъектов РФ и повышения финансовой дисциплины лучше решать с помощью иных инструментов. Только в этом случае трансферты могут эффективно выполнять свою основную функцию. В России необходимо создание обоснованных принципов распределения средств. Только так можно обеспечить устойчивость экономики государства. Пока система распределения бюджетных трансфертов в России работает неэффективно, поэтому вопрос её совершенствования как нельзя актуален.

Обзор документа

В соответствии с Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов (ИМБТ) регионам предоставляются средства на обеспечение дорожной деятельности приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» госпрограммы развития транспортной системы.

Соответствующее соглашение заключается между Росавтодором и региональной властью. В нем содержится обязательство субъекта Федерации направить на вышеуказанные цели средства консолидированного бюджета региона (без учета федеральной поддержки) в размере не менее объема предоставляемых ИМБТ. Таким образом, Правилами не предусмотрено предоставление субъектами Федерации за счет средств федерального бюджета ИМБТ местным бюджетам на указанные цели.

Указаны коды направлений расходов, которые используются при перечислении субсидий в местный бюджет.

Также обращено внимание на то, что поправками к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации добавлены новые коды классификации доходов бюджетов на обеспечение дорожной деятельности. Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Межбюджетные трансферты в России – проблемы и пути решения

Потребность в трансфертах в условиях современной России связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая значительную дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и соответственно значительными различиями в уров­нях бюджетного потенциала регионов.

К сожалению существующий механизм бюджетного выравнивания в Российской Федерации сложен, нестабилен и непрозрачен. Он не обеспечивает своей главной цели — выравнивания бюджетных фондов регионов. Очень много проблем в системе межбюджетных отношений так и остаются нерешенными, а разделение доходов и межбюджетные трансферты используются как расчетные инструменты для сведения баланса субнациональных бюджетов.

По мнению многих специалистов, для перехода к новой, более эффективной системе межбюджетных отношений необходимо разделение ответственности за осуществление расхо­дов.

Для этого нужно учесть ряд принципов:

Во-первых, государственные услуги, положительный эффект которых проявляется в местном масштабе, должны обеспечиваться властями на местном уровне.

Во-вторых, услуги, которые оказываются на благо нескольких территориальных образований, должны предоставляться на уровне области (или субъекта Федерации).

В-третьих, услуги, положительный эффект которых проявляется в масштабах всей страны, должны пре­доставляться только федеральными властями.

Такие принципы нужно иметь в виду, когда рассматриваются вопросы оказания централизованной помощи отдельным регионам государства. Тщательный анализ позволит также определить наиболее целесообразную и эффективную форму помощи (будет это дотация, субсидия или субвенция).

Среди межбюджетных трансфертов важным компонентом является  фонд финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого фонда осуществляется на основе норматива финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, которые обеспечивают минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы по вопросам местного значения.

Право получить трансферт из фонда финансовой поддержки регионов предоставляется тем субъектам государства, налоговые доходы которых не достигают минимального уровня, который установлен (так называемый дотационный регион).

Рассматривая проблемы распределения межбюджетных трансфертов, стоит помнить о том, что не существует идеальной модели распределения централизованных бюджетных средств, так как справедливого дележа не может быть в принципе. Из-за несовершенства системы всегда будет ущемление интересов каких-то субъектов распределительных отношений.

Мы коротко рассмотрели межбюджетные трансферты их суть и предназначение, виды и функции.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Функции МТ

МТ важны для бюджетного регулирования по причине выполнения ими ряда характерных функций:

  1. Поддержка бюджетов нижних уровней в выполнении общенациональных задач при недостатке их собственных финансовых поступлений.
  2. Регулирование межбюджетных диспропорций в сфере решения социально значимых вопросов по причине региональных спадов в экономике.
  3. Стимуляция налоговых отчислений местных властей.

Уровни развития систем регионов (экономический, социальный), их финансовых потенциалов сильно разнятся. Это вызывает необходимость выравнивания их бюджетов. Правительственные группы разных уровней не всегда быстро достигают согласия в таких вопросах, провоцируя своеобразные торги.

Доводы федерального центра: следует жёстче контролировать использование МТ. Доводы местных представителей: в центре плохо понимают местные приоритеты, у нас мало свободы.

Поэтому технологии выделения и получения МТ должны быть стабильными.

С этой целью следует учитывать принципы:

  1. Государственные пакеты услуг местного значения обязаны обеспечивать местные органы власти.
  2. Услуги, предоставляющиеся нескольким территориальным образованиям, обеспечиваются областным уровнем.
  3. Услуги в масштабах страны предоставляются властями федерального значения.

При дефиците федеральных средств, объёмы трансфертов, соответственно, сокращаются. Субъекты Федерации в результате также испытывают нехватку средств.

Комментарий к Ст. 130 Бюджетного кодекса РФ

Статья 130 БК РФ устанавливает порядок передачи расходов и доходов бюджетов. Так, отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации путем включения соответствующих норм в федеральный закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации; отдельные виды расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 86 БК РФ), — путем включения таких норм в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

В отдельных случаях финансирование государственных объектов субъектов Российской Федерации может производиться из федерального бюджета (пункт 4 ст. 85 БК РФ).

Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством России в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок передачи доходов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджету другого уровня производится в следующем порядке.

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам нижестоящего уровня по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет в соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» <*>. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство (ст. 52 БК РФ).

———————————
<*> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4464.

Согласно ст. 4 упомянутого Закона увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов подлежат компенсации одновременно с принятием об этом решения.

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации как от региональных налогов и сборов, так и закрепленных за ними федеральных налогов и сборов передаются местным бюджетам в аналогичном порядке (ст. 58 БК РФ).

Собственными доходами считаются налоговые и неналоговые платежи, закрепленные за определенным уровнем бюджета (федеральным, региональным, местным) полностью или частично на постоянной основе соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты (см. также ст. 47 БК РФ).

Ст. 63 БК РФ определяет, что доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 130 БК РФ определяется порядок передачи средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, передаваемых из соответствующего бюджета.

Похожие термины:

  • net tran fer ) разность между денежными переводами рабочих-мигрантов, являющихся резидентами, из данной страны и в нее.

  • (capital transfers) Передача активов одним физическим лицом другому посредством дарения или наследства, при которой получатель рассматривает поступление не как часть своего дохода, а как прирост капитал

  • (lifetime transfers) См.: дары, сделанные при жизни дарителя (inter vivos gifts).

  • (Capital transfers) безвозмездные платежи органов государственного управления, не предусматривающие возникновения или погашения финансовых обязательств. За счет капитальных трансфертов получатель фин

  • бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, предусмотренных законодательством.

  • государственные пособия населению, предъявляемые в виде натуральных товаров и услуг. К таким трансфертам относят в первую очередь медицинское обслуживание, образование, бесплатное питание.

  • пенсии, стипендии и др. пособия (выплаты). Их доля в РФ составляет в настоящее время более У6 денежных доходов населения.

  • Пособия в натуральной форме — государственные пособия населению, выдаваемые в виде натуральных товаров и услуг: бесплатное питание, медицинское обслуживание и т.п.

  • перераспределение доходов консолидированного бюджета от регионов-доноров регионам, которые не могут обеспечить достаточные доходы из местных источников. Может происходить как непосредственно,

  • («Inter Vivos» Transfers) — в США трансферты между двумя живыми людьми — например, между родителем и ребенком.

  • (Grants) -безвозмездные невозвратные трансфертные платежи, выплачиваемые одной организацией или частным лицом другим организациям; субсидии, предоставляемые одним уровнем государственной власти д

  • товары и услуги, бесплатно предоставляемые населению в основном государственными органами и в небольших количествах некоммерческими учреждениями, а их получателями являются домашние хозяйства.

  • (Current account surplus of deficit with receipt of grants) — превышение текущих доходов над текущими расходами.

  • (Current account surplus of deficit with receipt of current grants) превышение текущих доходов (включая полученные текущие официальные трансферты) над текущими расходами.

  • нерыночные услуги в области просвещения, образования, культуры, поступающие домашним хозяйствам от органов государственного управления и некоммерческих организации.

  • перераспределительные платежи и поступления текущего характера, осуществляемые в виде налогов на доходы и собственность, выплат из государственного бюджета на социальные нужды. страховых преми

  • товары и услуги, безвозмездно, в одностороннем порядке передаваемые органами государственного управления, включая государственные внебюджетные социальные фонды. Т. г. делятся на капитальные и те

  • показатель статистики платежного баланса, составными компонентами которого являются: сальдо внешней торговли товарами и услугами; чистая величина внешнеэкономического дохода от инвестиционног

  • выплаты по социальному страхованию, пособия безработным, пенсии ветеранам, стипендии и т.д., которые предоставляются получателям безвозмездно, в одностороннем порядке. Они осуществляются из бюдж

  • После того как в Великобритании в 1986 г. налог на наследство (inheritance tax), заменил прежний налог на передачу капитала (Capital-transfer tax) так стали называться “дары, сделанные при жизни” (inter vivos gifts). Для расче

Субсидии

Рассматривая межбюджетные трансферты, виды и назначение которых прописаны в законодательстве, важно уделить внимание инструментам, которые помогают устранить негативные последствия реализации совместных проектов, имеющих значение для всей страны. Субсидии необходимы для того, чтобы компенсировать расходы местных фондов. Цель и задачи их предоставления устанавливаются законодательством РФ и ее субъектов

Например, субсидии могут предоставляться на развитие социальной или инновационной инфраструктуры наукоградов страны. Они могут выделяться как из Фонда софинансирования, так и из резервных фондов президента и правительства РФ. Субсидии, как и дотации, даются регионам на безвозмездной основе. Они покрывают часть расходов, для которых выделены, остальные средства берутся из местного бюджета

Цель и задачи их предоставления устанавливаются законодательством РФ и ее субъектов. Например, субсидии могут предоставляться на развитие социальной или инновационной инфраструктуры наукоградов страны. Они могут выделяться как из Фонда софинансирования, так и из резервных фондов президента и правительства РФ. Субсидии, как и дотации, даются регионам на безвозмездной основе. Они покрывают часть расходов, для которых выделены, остальные средства берутся из местного бюджета.

Цели трансферта

Трансферт предоставляется для выполнения задач:

  • обеспечение вертикального баланса бюджета;
  • горизонтальное выравнивание дохода;
  • выравнивание доходов населения услугами, финансируемыми из казны;
  • стимуляция местных органов власти к политике, отвечающей интересам региона.

Трансферт из бюджетов всех уровней

Из федеральной казны страны трансферт предоставляется как помощь субъектам РФ, субсидирование программ правительства, бюджетные ссуды регионам и другие безвозмездные перечисления.

Трансферы предоставляются на условиях:

  • соблюдение субъектами бюджетной и налоговой базы;
  • отсутствие долга перед федеральной казной;
  • запрет на предоставление госкредита из казны юридическим лицам.

Если в течение двух последних лет доля дотации превысила 50%, то средства предоставляются после подписания договора с Минфином страны о мерах по увеличению эффективности расхода бюджетных денег.

Трансферы предоставляются из бюджета субъекта:

  • субвенция местной казне из регионального фонда;
  • субсидии для долевого финансирования правительственных программ и приоритетных расходов на социальные нужды;
  • государственные кредиты из казны на год.

Местные бюджеты также предоставляют трансферт — дотации, обеспечивающие финансовую поддержку населению, и субсидии, направленные на решение муниципальных задач.

Любой вид трансферта — правительственный инструмент органов власти, помогающий регулировать финансы отдельных субъектов страны.

Формы и условия предоставления

Дотации – это безвозмездные нецелевые МТ, не требующие возврата, без указания условий и регламентации направлений применения. Предоставляются в случае недостаточности собственных доходов в бюджет. Объём их определяется бюджетными нормативами;

Субсидии – безвозмездные целевые МТ, направляемые в субъекты для софинансирования расходов страны, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Субвенции – безвозмездные целевые МТ, выделяемые субъектам РФ из фонда федерального бюджета. Их целью является обеспечение целевых расходов с учётом налогового законодательства. Целевое назначение определяется государством.

Кредит бюджетный – предоставление требуемого финансирования другому бюджету с обязательством возврата.

Следует учесть: идеальной модели принципов распределения МТ не существует. Как правило, чьи-либо интересы оказываются ущемлёнными.

Основными направлениями трансфертной политики считаются:

  • снижение зависимости субъектов от федерального центра;
  • повышение региональных бюджетных потенциалов;
  • реализация максимальной бюджетной сбалансированности.

Бюджетный трансферт

Официальный трансферт в госбюджете — безвозмездное необязательное поступление в виде дотации, субвенции, дарения, полученного от национального или иностранного учреждения государственного управления.

Действие трансферта зависит от его типа. Региональные или местные власти получают нецелевой трансферт для использования средств по своему усмотрению на цели. Процент федерального налога в бюджет субъектов страны или финансирование общественных благ — нецелевой трансферт.

Целевой трансферт — перемещение средств на определенные правительственные задачи. Программа — хороший метод передачи ресурсов для функций, важных с точки зрения Правительства.

Методы распределения бюджетных трансфертов

Мировая практика выделяет следующие методы распределения бюджетных трансфертов:

  •  Пропорционально доходам местного сообщества;
  •  Многофакторная формула;
  •  Компенсация фактических расходов местных общин;
  •  Как часть годового бюджета местных общин.

Чтобы распределить бюджетные дотации часто применяются второй и четвертый методы, для связанных бюджетных трансфертов – первый и третий.

Межбюджетные трансферты — это совокупность отношений, которые возникают в процессе перечисления средств из одного бюджета бюджетной системы государства в другой.
Отношения между разными уровнями государственной власти, также как и характер межбюджетных отношений, обязательно закрепляются в Конституции страны.

Виды трансфертов

По виду различают трансферты капитальные и текущие.

Капитальные трансферты представляют собой безвозмездную передачу права собственности на активы (кроме наличных денег и материальных оборотных фондов) или передачу необходимых средств для их приобретения от одной институциональной единицы к другой. Обычно капитальные трансферты  являются единовременными и существенными по величине операциями, связанными с приобретением или выбытием активов у участников этой операции.

Они включают:

  • налоги на капитал;
  • инвестиционные субсидии;
  • разные другие капитальные трансферты.

К текущим трансфертам относятся:

  • текущие налоги на доходы;
  • отчисления на социальное страхование;
  • социальные пособия; штрафы и так далее.

Суть и предназначение межбюджетных трансфертов

Для значительного повышения эффективности и результативности решения текущих задач территориальных бюджетов, важную роль играют межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты — это бюджетные средства, которые передаются на безвозвратной и безвозмездной основе из одного бюджета в другой бюджет (как правило, из вышестоящего нижестоящему).

Межбюджетные трансферты осуществляются через разные Российские фонды, а именно: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд регионального развития.

В настоящее время все существующие в России межбюджетные трансферты можно условно разделить на следующие группы:

  1. нецелевые (или их еще называют блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  2. целевые трансферты;
  3. компенсационные выплаты.

В соответствии с бюджетным законодательством государства межбюджетные трансферты могут предоставляться в разных формах: дотации, субвенци и другие межбюджетные трансферты. 

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены такие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит — это особая форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление необходимых средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация — это бюджетные средства государства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Предоставляются дотации при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Дотация – это межбюджетный трансферт, который предоставляется , как правило, из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету только в том в случае, если для сбалансированности нижестоящего бюджета собственных и регулирующих доходов недостаточно. Объем дотации на планируемый период определяется на основании нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности.

Под нормативом бюджетной обеспеченности понимается главным образом гарантированный государством в пределах имеющихся бюджетных средств уровень финансового обеспечения полномочий местных исполнительных и распорядительных органов.

Субвенция — это средства бюджета, которые переданы бюджету другого уровня бюджетной системы. Субвенция– это говоря более точно межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету (обычно нижестоящему) на осуществление определенных целевых расходов.

Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируют на основании расходов федерального бюджета, при этом учитываются изменения бюджетного и налогового законодательства в стране.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета Российской Федерации поступают в таких видах:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
  • субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

Многообразие типов и видов трансфертов продиктовано их назначением в практике межбюджетного регулирования.

Межбюджетные трансферты подразделяются на следующие виды:

  1. дотация выравнивания;
  2. субвенция;
  3. средства, которые передаются в государственный бюджет и местных бюджетов из других местных бюджетов;
  4. дополнительная дотация.

Функции

Различные виды межбюджетных трансфертов используют для достижения следующих целей:

  • Устранение горизонтальных диспропорций между регионами. Таким образом, различные виды межбюджетных трансфертов в местные бюджеты позволяют ликвидировать социальную напряженность, связанную с экономическими спадами.
  • Возмещение бюджетов менее развитых регионов средств, потраченных на выполнение задач общегосударственного значения. Таким образом, они не позволяют диспропорциям увеличиваться во время осуществления масштабных проектов.
  • Устранение недостатков системы взимания налогов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.