Экономия подрядчика: как ее отразить в бухгалтерском учете заказчика

Алан-э-Дейл       20.11.2022 г.

Субподряд на исполнение государственного контракта

Некоторые подрядчики не ставят в известность заказчика о том, что к выполнению договора были привлечены третьи лица, а отследить подобные действия не всегда является возможным.

Почему же заказчику может не понравиться такой подход?

Все просто, составляя тендерную документацию, организатор торгов четко указывает обязательные условия для участников, например, наличие лицензий, СРО или определенного опыта в закупках.

Победитель тендера, подключая к исполнению контракта субподрядчика, может проигнорировать эти условия, что, вероятно, повлияет на качество и другие параметры выполнения работ (оказания услуг или поставку товара).

Естественно, заказчика может не устроить такой подход. Но отследить весь процесс исполнения договора можно только при наличии полной отчетности о движении денежных средств, затраченных на выполнение контракта.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Правомерность требования согласования субподрядчика.

Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.

С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе). Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 770 ГК РФ).

С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Однако как в практике ФАС, так и в судебной практике данный запрет признается неправомерным. Поэтому все же рекомендуется придерживаться именно указанного подхода.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 30 Закона о контрактной системе.

Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

См., например, Решение Челябинского УФАС от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода.

Решение Архангельского УФАС от 13.05.2016 по делу № 147мз-16.

См., например, Постановление АС ДВО от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС РФ от 26.09.2016 по делу № К-1541/16.

См., например, Решение Вологодского УФАС от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244.

Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».

См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016.

См., например, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1982/16.

Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 11.12.2015 № Д28и-3620.

Часть 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2015 № Д28и-3551.

Например, Решение ФАС РФ от 20.10.2014 по делу № К-1505/14.

Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу № А59-2287/2015.

Например, Постановление ФАС РФ от 09.06.2015 по делу № К-1048/14/АК286-15, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу № А12-10595/2014.

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),

журнал «Руководитель бджетной организации» № 6,июнь, 2017 года

Экономия подрядчика по государственному контракту

Перед тем как рассмотреть, что означает понятие экономии подрядчика применительно к государственным контрактам и каковы особенности употребления положений ст. 710 ГК РФ в сфере закупок, отметим общее для всех ДП правило: экономией подрядчика признается его выгода, полученная в результате применения наиболее эффективных способов исполнения работ, а не вызванная сокращением проектных объемов работ, неисполнением их части или корректировкой проектных решений в сторону более дешевых, завышением расценок при составлении смет (см. постановление АС Северо-Западного окр. от 23.05.2017 по делу № А56-24366/2016).

Экономия подрядчика связана с усилиями последнего по использованию оптимальных методов выполнения работы либо происходит вследствие изменения на рынке цен на те материалы и оборудование, стоимость которых учитывалась при определении цены.

В отношении муниципальных или госконтрактов применяется также следующее правило: при уменьшении объема оказываемых по такому контракту услуг соразмерно должна быть уменьшена и его цена. Утверждение, что цена контракта является твердой и подлежит уплате вне зависимости от фактического объема услуг, является ошибочным, т. к. в контракте изначально указывается цена применительно к согласованному объему услуг/работ (постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 № 19371/13). Если в проектную документацию вносятся изменения, в связи с чем уменьшается общий объем работ и их фактическая стоимость, суд не признает при таких обстоятельствах экономию подрядчика (решение АС Кировской обл. от 18.12.2017 по делу № А28-10308/2017).

Если же ни объем исполненных работ, ни их качество не противоречат условиям контракта, то можно говорить об экономии подрядчика (см. решение АС Московской обл. от 02.06.2017 по делу № А41-6879/17).

Распределение экономии подрядчика

Норма об экономии подрядчика носит диспозитивный характер: стороны могут по собственному усмотрению установить условие о возможности и порядке распределения полученной экономии подрядчика (п. 2 ст. 710 ГК РФ).

Правоприменитель указывает, что средства, которые являются экономией подрядчика (в соответствии с требованиями закона), по умолчанию должны быть выданы подрядчику и не являются неосновательным обогащением последнего, а их распределение между сторонами возможно только при наличии между ними соответствующего соглашения (например, при включении данного условия в ДП и т. д.; см. постановление 13-го ААС от 25.01.2018 по делу № А56-71051/2017). 

ВАЖНО! При надлежащем исполнении договора акты о завышении объемов выполненных работ и их стоимости, составленные после принятия работ заказчиком, не являются доказательством неосновательного обогащения подрядчика (причиненных убытков), см. определение ВАС РФ от 11.03.2014 № ВАС-19891/13. . В силу свободы договора стороны могут сами установить пропорцию, в соответствии с которой полученная экономия подрядчика будет распределена между ними

Также стороны могут определить дополнительные к предусмотренным в законе условия возникновения экономии подрядчика или генподрядчика (примеры таких условий приведены в постановлении 13-го ААС от 20.12.2017 по делу № А56-40018/2017). 

В силу свободы договора стороны могут сами установить пропорцию, в соответствии с которой полученная экономия подрядчика будет распределена между ними. Также стороны могут определить дополнительные к предусмотренным в законе условия возникновения экономии подрядчика или генподрядчика (примеры таких условий приведены в постановлении 13-го ААС от 20.12.2017 по делу № А56-40018/2017). 

*** 

Итак, экономия подрядчика — это сумма средств, на которую размер фактических издержек подрядчика при исполнении работ оказался ниже их суммы, предусмотренной договором подряда. 

*** 

Новые антикризисные меры в 44-ФЗ с 01.04.2020

01.04.2020 вступил в силу федеральный закон №98-ФЗ об изменении отдельных законов для экстренного реагирования на распространение коронавируса 2019-nCOV. Внесены такие изменения в закупки по 44-ФЗ:

  1. Госзаказчикам позволили до 31.12.2020 не требовать от СМП обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства.
  2. Обязали рассчитывать пени исходя из цены этапа за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Раньше вне зависимости от стоимости этапа пени считали исходя из цены контракта за вычетом исполненных обязательств. Не забудьте поправить проекты контрактов!
  3. Распространили случаи, когда участник закупки не обеспечивает исполнение контракта, на обеспечение гарантийных обязательств.
  4. Распространили порядок списания неустоек за 2020, 2020 годы на неустойки, которые начислены в 2020 году. Подробнее об этом: «Правительство спишет неустойку по 44-ФЗ в 2020 году».
  5. Уточнили основание закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  6. Разрешили менять цену и сроки в контрактах, если обязательства невозможно выполнить из-за коронавируса, но при условии, что правительство, региональные или местные власти дали согласие и есть лимиты бюджетных обязательств на это.
  7. До 31.12.2020 разрешили правительству использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в 44-ФЗ.

Отменили ст. 80–82 44-ФЗ о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе и особенностях котировок на оказание гуманитарной помощи или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Оглавление

Ч.1 статьи 740 ГК РФ

1. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Ч.2 статьи 740 ГК РФ

2. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока.

Ч.3 статьи 740 ГК РФ

3. В случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика), к такому договору соответственно применяются правила параграфа 2 настоящей главы о правах заказчика по договору бытового подряда.

Экономия подрядчика по государственному контракту

Перед тем как рассмотреть, что означает понятие экономии подрядчика применительно к государственным контрактам и каковы особенности употребления положений ст. 710 ГК РФ в сфере закупок, отметим общее для всех ДП правило: экономией подрядчика признается его выгода, полученная в результате применения наиболее эффективных способов исполнения работ, а не вызванная сокращением проектных объемов работ, неисполнением их части или корректировкой проектных решений в сторону более дешевых, завышением расценок при составлении смет (см. постановление АС Северо-Западного окр. от 23.05.2017 по делу № А56-24366/2016).

Экономия подрядчика связана с усилиями последнего по использованию оптимальных методов выполнения работы либо происходит вследствие изменения на рынке цен на те материалы и оборудование, стоимость которых учитывалась при определении цены.

В отношении муниципальных или госконтрактов применяется также следующее правило: при уменьшении объема оказываемых по такому контракту услуг соразмерно должна быть уменьшена и его цена. Утверждение, что цена контракта является твердой и подлежит уплате вне зависимости от фактического объема услуг, является ошибочным, т. к. в контракте изначально указывается цена применительно к согласованному объему услуг/работ (постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 № 19371/13). Если в проектную документацию вносятся изменения, в связи с чем уменьшается общий объем работ и их фактическая стоимость, суд не признает при таких обстоятельствах экономию подрядчика (решение АС Кировской обл. от 18.12.2017 по делу № А28-10308/2017).

Если же ни объем исполненных работ, ни их качество не противоречат условиям контракта, то можно говорить об экономии подрядчика (см. решение АС Московской обл. от 02.06.2017 по делу № А41-6879/17). 

Обложение НДС сумм экономии подрядчика

Согласно Налогового кодекса РФ налоговая база увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Поскольку экономия подрядчика является увеличением его доходов, связанных с оплатой реализованных работ, то она увеличивает и базу по НДС.

В письме Минфина России от 25 марта 2008 г. № 03-07-10/02 рассмотрена ситуация с наличием экономии у застройщика. Как следует из письма, если после завершения строительства подрядными организациями сумма денежных средств, полученных застройщиком, превышает затраты застройщика по переданной части объекта недвижимости, то суммы превышения, остающиеся в распоряжении застройщика, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Необходимость обложения НДС сумм экономии подрядчика (застройщика, лица, оказывающего услуги) подтверждается и арбитражной практикой. В частности, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 17 июня 2013 г. по делу № А26-5720/2011 отклонил как необоснованные ссылки подателя жалобы на то, что «экономия средств застройщика» не предусмотрена ст. 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения. В данном случае объектом налогообложения является выполнение обществом функций заказчика-застройщика (оказание услуг).

Вывод о том, что, если сумма денежных средств, полученных застройщиком от дольщиков, превышает затраты по переданной части объекта недвижимости, на основании НК РФ сумма превышения, остающаяся в распоряжении застройщика, подлежит обложению НДС, сделан и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13 мая 2014 г. по делу № А26-3816/2013.

Таким образом, суммы экономии подрядчика являются объектом обложения НДС.

Формирование бухгалтерских проводок в учете заказчика рассмотрим на примере. Проводки приведены для двух возможных на практике вариантов — строительство объекта и капитальный ремонт объекта (цифры условные):

при строительстве объекта:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» — К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 120 000 руб. — сформирована инвентарная стоимость объекта строительства исходя из расчета твердой договорной цены на основании форм № КС-2 и № КС-3;

Д 60 — К 91 «Прочие доходы и расходы» — 10 000 руб. — выявлена по результатам расчетов экономия 20 000 руб. и сумма экономии (50%) отражена в составе прочих доходов на основании протокола о корректировке окончательных сумм расчетов с контрагентом (с указанием в нем размера экономии);

Д 91 — К 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 1525 руб. — начислен НДС к уплате в бюджет;

при проведении капитального ремонта:

Д 20 «Основное производство» — К 60 — 120 000 руб. — сформированы расходы на капитальный ремонт из расчета твердой договорной цены на основании форм № КС-2 и № КС-3, актов выполненных работ, оказанных услуг (в том числе по диагностике);

Д 60 — К 91 — 10 000 руб. — отражена в составе прочих доходов сумма экономии (50%) на основании протокола о корректировке окончательных сумм расчетов с контрагентом (с указанием в нем размера экономии);

Д 91 — К 68 — 1525 руб. — начислен НДС к уплате в бюджет;

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.

Утверждены Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы), — информация Минфина России № ПЗ-10/2012.

Определением ВАС РФ от 31 января 2014 г. № ВАС-14462/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.

Что не признается экономией подрядчика

Далеко не в каждой ситуации то обстоятельство, что фактические издержки подрядчика оказались меньшими, чем это предполагалось при расчете цены ДП, может быть квалифицировано как экономия подрядчика. Выше мы уже привели перечень признаков, в соответствии с которыми происходит квалификация того или иного обстоятельства как экономии подрядчика.

Приведем также примеры ситуаций, когда факт снижения затрат подрядчика не может быть определен как такая экономия:

  • Исполнение меньшего объема работ (обоснование мы привели выше).
  • Наличие сметной ошибки или замена материала, используемого в работе, на более дешевый (решение АС Чувашской Респ. от 08.09.2017 по делу № А79-9529/2016).
  • Ошибочное перечисление подрядчику суммы за фактически не исполненные работы (постановление АС Северо-Западного окр. от 03.02.2017 по делу № А21-1950/2016). В т. ч. ошибочная оплата работ заказчиком после их приемки по причине отсутствия у него специальных знаний в области строительства также не считается экономией подрядчика и квалифицируется как неосновательное обогащение последнего (см. постановление АС Московского окр. от 14.09.2015 по делу № А41-65758/14).
  • Изменение условий ДП или контракта без согласования с заказчиком (постановление 17-го ААС от 15.12.2015 по делу № А60-20411/2015).
  • Корректировка неправильно примененных расценок при изначальном определении цены ДП (постановление АС Московского окр. от 10.06.2013 по делу № А41-25408/11).

В таких ситуациях на подрядчика возлагается бремя доказывания того факта, что выполнение работ с использованием материала меньшего объема или иные причины снижения размера фактических издержек были связаны именно с усилиями подрядчика по использованию наиболее эффективных методов выполнения работы. В противном случае суд не признает возникновение экономии подрядчика.

Работы по монтажу вентиляции не являются дополнительными и подлежат оплате заказчиком.

В соответствии с ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение 10 дней (если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок) подрядчик обязан приостановить соответствующие работы.

Подрядчик, не выполнивший указанной обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

Как правило, обращаясь в суды с исками о взыскании с заказчиков стоимости сверхсметных работ, подрядчики не получают удовлетворения. Однако бывает, что арбитры признают: спорные работы не являются дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ и подлежат оплате независимо от того, было ли получено согласие заказчика на их выполнение.

Обстоятельства одного из таких споров, решенного в пользу подрядчика, изложены в Постановлении АС ДВО от 30.03.2021 № Ф03-941/2021 по делу № А51-8834/2020.

Требуя оплаты работ, подрядчик представил в суд односторонний акт КС-2 и экспертное заключение о стоимости фактически выполненных работ по монтажу оборудования системы вентиляции.

Заказчик возражал: работы не учтены в первичной сметной документации и не включены в цену договоров, являются дополнительными, требовали согласования их объема и стоимости.

Арбитры решили:

  • работы по монтажу приточно-вытяжной вентиляции на объекте, в котором размещено предприятие общественного питания, не являются дополнительными по смыслу ст. 743 ГК РФ, входят в состав основных работ, предусмотренных проектной документацией, но ошибочно не учтены в первичной сметной документации;

  • заказчик, который не мог не знать о содержании сводных сметных расчетов к спорным договорам, в которые работы по монтажу приточно-вытяжной вентиляции ошибочно не включены, подписывая акт освидетельствования скрытых работ, получая паспорта на вентиляционную установку, а также руководство по эксплуатации данного оборудования, не заявлял каких‑либо возражений в отношении выполнения указанных работ;

  • заказчик не оспорил стоимость и объем выполненных работ;

  • спорные работы подлежат оплате.

Ухудшение качества работ и экономия подрядчика

В целях защиты законных интересов заказчика ГК РФ устанавливает: для признания в качестве экономии подрядчика факта уменьшения размера издержек подрядчика при исполнении работ по сравнению с определенным в ДП размером издержек связь между таким снижением издержек и ухудшением качества работ должна отсутствовать (п. 1 ст. 710 ГК РФ).

При этом бремя доказывания существования данной связи возлагается именно на заказчика.

В качестве ухудшения качества работ суд может рассматривать следующие обстоятельства:

  • Исполнение подрядчиком работ в меньшем объеме, чем это предусмотрено ДП (например, постановление 13-го ААС от 29.01.2018 по делу № А56-16877/2015). Доказательства того, что работы исполнены в объеме меньшем, чем предусмотрено ДП, представляет заказчик в соответствии с п. 1 ст. 710 ГК РФ (см. постановление 20-го ААС от 25.01.2018 по делу № А54-856/2017). Вместе с этим суд критически относится к доводам заказчика об уменьшении фактического объема работ по сравнению с предусмотренным ДП в случаях, когда такое уменьшение является объективно обоснованным или исполнение работ в указанных в ДП объемах невозможно (например, постановление 15-го ААС от 25.12.2017 по делу № А53-33588/2016).
  • Наличие в работе недостатков, несоответствие работ проекту, невозможность использования результата подрядных работ по его назначению (например, решение АС Респ. Саха (Якутия) от 29.01.2018 по делу № А58-2570/2016) и т. п. 

ВАЖНО! Заказчиком не могут быть предъявлены претензии в отношении качества или объема работ, выполненных подрядчиком, но не являющихся предметом ДП (см. решение АС Ростовской обл

от 15.01.2018 по делу № А53-27833/17). 

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.