Егэ. общество. тема 14. общество и природа

Алан-э-Дейл       27.07.2022 г.

Введение

В начале XX века проблема охраны окружающей среды стала одной из самых острых во всех странах и достигла своего пика в наиболее развитых странах, где прямое и косвенное воздействие на природу было достаточно распространено. Нельзя игнорировать последствия вмешательства человека во всех областях природы. Природа — это мастерская, в которой создаются все необходимые для существования человека услуги. Она требует уважения к ее богатству, которое, как мы знаем, далеко не бесконечно.

Актуальность вопроса охраны
окружающей среды очень высока, особенно сейчас, когда ускорение
индустриализации привело к появлению и развитию новых методов ведения сельского
хозяйства, что, в свою очередь, привело к изменению структуры ландшафта. Более
интенсивно используются минералы, водные ресурсы, леса, луга и
сельскохозяйственные угодья. Значительно расширились промышленные предприятия,
сеть линий связи и населенных пунктов. Отходы вредных предприятий, количество
которых значительно возросло, заражают воду, воздух и почву.

Цель этой работы — определить
основные мероприятия по сохранению наследия в современном мире.

В соответствии с этой целью, задачи должны быть решены:

  1. для оценки текущих проблем экологического состояния природы
  2. чтобы выделить виды загрязнения;
  3. чтобы привести примеры мер по защите окружающей среды;
  4. проанализировать правовую базу охраны окружающей среды.

Проблема охраны окружающей
среды возникает не только для высокоразвитых стран, но и для экономически
слабых развивающихся стран.

Природоохранные принципы

В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002) к ним относятся:

  • соблюдение прав человека в благоприятных условиях окружающей среды;
  • рациональное использование природных ресурсов наряду с их охраной и воспроизводством являются необходимым условием сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • научное обоснование сочетания экологических, экономических, а также социальных интересов каждого человека, как и общества и государства в целом, при обеспечении устойчивого развития и сохранения благоприятной экологии;
  • презумпция опасности для экологии любой хозяйственной деятельности;
  • обязательность оценивания воздействия на окружающую среду в ходе принятия решений в пользу осуществления хозяйственной деятельности;
  • обязательность выполнения регламента государственной экологической экспертизы, соответствующей проектной и прочей документации в случаях возможного негативного влияния планируемой хозяйственной деятельности;
  • приоритетность сохранения природных экологических систем, естественных ландшафтов и комплексов;
  • сохранение биоразнообразия.

За все придется заплатить

Именно так можно перефразировать четвертый и последний закон Барри Коммонера. Еще Эйнштейн говорил, что если где-то прибыло, то где-то убыло. В биосистеме что-либо новое обязательно вытеснит старое. Это и есть та цена, которую платит природа за эволюцию. Но деятельность человека нарушает естественный ход событий и развития, внося в него коррективы, несвойственные экосистеме. Ученый называл это платежами «по векселям». Переход на новые сельскохозяйственные угодья – яркий и наглядный тому пример. Или применение генетически модифицированных продуктов – за их потребление мы платим своим здоровьем и здоровьем своих детей. И в этом случае идеи ученого о биотехнологиях производства, опять же, сегодня находят свое подтверждение. Натуральное ведение сельского хозяйства и натуральные продукты сегодня – фетиш человечества.

Первый закон

Наиболее наглядной иллюстрацией принципа динамического равновесия выступает первый постулат, сформулированный Коммонером — «Все связано со всем».

В написанных работах ученый старался донести мысль о том, что в окружающем мире все компоненты связаны друг с другом. Если человечество портит что-то в одном месте биосферы, то это непременно влияет на другие. Любое воздействие, даже небольшое, влечет за собой последствия, в том числе и негативные.

Этот принцип иллюстрирует огромное количество связей между находящимися в экосистеме живыми существами и окружающей средой, биосферой и обществом, и компонентами множества систем.

В своей работе Коммонер опирался на научные труды своих предшественников. В одном из трудов для иллюстрации первого принципа он изложил историю из жизни Чарльза Дарвина. Как то раз к Дарвину за советом пришли сельские жители. Они просили ученого подсказать им, как поднять урожайность гречневой крупы. На что ученый посоветовал завести больше котов: они уничтожат грызунов, которые поедают крупу, в результате чего урожайность последней повысится.

Институциональный подход

Он может стать решением проблемы передачи экологических знаний. Смысл его состоит в том, что не следует ограничиваться анализом чистых экономических категорий или процессов, а стоит включить в этот процесс институты и учесть внеэкономические факторы – экологические. При этом институционализация включает в свое понятие два аспекта:

  • институция – устойчивое объединение людей, созданное для эволюции общества на основе устойчивого развития;
  • институт – закрепление основных принципов и правил экологии в виде законов и учреждений.

Так, для успешного внедрения принципов устойчивого развития следует провести огромную работу по интернализации существующих экологических знаний, с тем чтобы они могли стать составляющей частью мировоззрения каждого современного человека и определять его поведение. Это повлечет неизбежную институционализацию, проявляющуюся в виде устойчивых общественных и профессиональных экологических объединений людей, а также принятия соответствующих документов.

Государственное управление в экологии

Под экологическим управлением понимают урегулированную правовыми нормами деятельность тех или иных уполномоченных органов власти, местного самоуправления, отдельных должностных лиц или же деятельность предприятий и граждан, которая направлена на создание определенных правоотношений в области охраны окружающей среды, принципов рационального природопользования, в целях исполнения обязанностей.

Основными принципами государственного управления в экологии являются:

Законность управления. Это означает, что осуществляться функции управления должны в соответствии с экологическим законодательством тем или иным компетентным государственным органом.
Комплексный (всесторонний) подход к вопросам охраны окружающей среды и природопользования. Обуславливается он объективным принципом единства природы и взаимосвязанностью происходящих в ней явлений

Проявляется в реализации всех вытекающих из законодательства функций всеми природопользователями, призванными исполнять экологические требования, а в ходе формулирования административных решений принятием во внимание всех видов вредных воздействий.
Сочетание бассейнового и административно-территориального принципов в ходе организации управления природопользованием. Может проявляться в разных формах.
Отделение хозяйственных и эксплуатационных от контрольных и надзорных функций в ходе организации деятельности тех или иных уполномоченных государственных ведомств или органов

Посредством этого принципа обеспечивается максимальная объективность в сфере контроля и надзора за окружающей средой, а также эффективность правовых действий в целом.

Основные темы

Основы теории права. Предмет и система экологического права. Источники экологического права. Объекты природопользования и природоохраны. Основания возникновения гражданских правоотношений, осуществление и защита гражданских прав. Институты гражданского права. Право природопользования. Основные виды природопользования. Правовые аспекты регулирования государственного механизма охраны природы. Правовая ответственность за правонарушения в сфере природопользования и природоохраны. Правовые формы возмещения вреда природной среде. Правовая охрана окружающей среды. Виды правовой охраны окружающей среды.<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />

Похожие:

«Защита прокурором трудовых прав граждан»Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является гражданско-правовая защита и восстановление в судебном… Программа вступительного испытания по обществознанию для поступающих в фгбоу впо «Саратовский государственный социально-экономический университет» в 2012/2013 учебном годуОбщество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество…
Программа вступительного испытания по обществознанию для лиц, имеющих высшее профессиональное образование и поступающих в фгбоу впо «Саратовский государственный социально-экономический университет»Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество… Программа вступительного испытания по обществознанию для поступающих в Марксовский филиал гоу впо «Саратовский государственный социально-экономический университет» в 2010/2011 учебном годуОбщество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество…
Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.) (с изменениями от 15 июня 1999 г.) Пояснительная записка защита информацииЦелью настоящей Конвенции является усиление защиты данных, точнее говоря, правовая защита личности при автоматической обработке персональной… Правовая защита детей от жестокого обращения Конвенция ООН о правах ребенка. Фз РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Наименование разделаСоциальная защита и помощь обучающимся, оказавшимся в социально- опасном положении (социальная, педагогическая, психологическая,… Документи1. /нормативно-правовая база/ДОГОВОР с родителями.docx2. /нормативно-правовая…
Контрольная работа по теме «Экологическая защита и охрана природы»Технология позволяющая использовать живые организмы или продукты их жизнедеятельности в охране природной среды называется Тезисы правовая основа нашего пребывания на земле русской. Я гражданин РФ. Паспорт гражданина РФ прямое этому доказательствоСтатья 2 Конституции РФ провозглашает: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав…

Документы

Документы

Правовая основа охраны окружающей среды

Правовой основой охраны
природы являются Конституция Российской Федерации, международные договоры,
законы об охране природы и основных составляющих природной среды, а также
решения законодательных органов различных уровней. Конституция Российской
Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей
территории России. В нем закреплено право человека на благоприятную окружающую
среду. Для того чтобы эффективно использовать ее, конечно же, необходимо
воспользоваться правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
(Статья 42). Правила и принципы охраны природы соблюдаются людьми, когда они
носят законодательный характер. В настоящее время действует Закон Российской
Федерации «Об охране окружающей среды». (19 декабря 1991 года). В
основе лежит признание природы и ее богатств «национальным богатством
народов России, естественной основой их социально-экономического развития и
благосостояния человека».

Согласно Закону 1991 года,
оценка состояния природной среды, в том числе в чрезвычайных экологических
ситуациях, должна производиться с точки зрения здоровья населения и состояния
природных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Основными целями
экологического законодательства Российской Федерации являются
«регулирование отношений в области взаимодействия общества и природы в
целях сохранения природного богатства и естественной среды обитания человека,
предотвращения экологически вредных последствий хозяйственной и иной
деятельности, улучшения здоровья и качества окружающей природной среды,
укрепления законности и правопорядка в интересах нынешнего и будущих поколений
людей».

Закон формулирует экологические
требования для всех экономических структур. Эти требования направлены на
предприятия, организации, учреждения, независимо от формы собственности и
подчиненности, а также на отдельных граждан.

В соответствии с российским
законодательством международные соглашения имеют преимущественную силу над
национальными государственными законами. Однако для того, чтобы международный
договор имел юридическую силу в России, он должен быть не только подписан
уполномоченными лицами, но и ратифицирован (одобрен) Федеральным Собранием
Российской Федерации.

Экологические меры
предусмотрены в законодательстве о земле, лесах, воде и других федеральных
законах. Ответственность за нарушения в области охраны природы установлена
главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации, главой 8 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, а также гражданско-правовой
ответственностью за отдельные виды нарушений. В ряде стран реализация
государственных программ по охране окружающей среды позволила значительно улучшить
качество окружающей среды в некоторых регионах (например, многолетняя и
дорогостоящая программа восстановила чистоту и качество воды в Великих озерах).
На международном уровне Программа Организации Объединенных Наций по окружающей
среде активно работает в дополнение к созданию различных международных
организаций по конкретным вопросам охраны природы.

Скачать закон об экологической безопасности РФ

Скачать Федеральный закон 7 «Об охране окружающей среды» можно здесь. В качестве основного закона об экологической безопасности данный документ наиболее актуален для изучения.

Иные документы, указанные в статье, можно скачать по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ – тут.

Все документы представлены в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2017 года.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Социальная ответственность и экология

В России немаловажным документом является принятый в 2010 году международный стандарт ИСО 26 000 «Руководство по социальной ответственности». В нем сведены принципы социальной экологии и дается разъяснение понятию социальной ответственности. Он требует обеспечения благоприятной окружающей среды в соответствии обширным перечнем требований, предъявляемых к ее качеству.

Они включают санитарно-гигиенические показатели, токсикологические и рекреационные нормативы, эстетические, градостроительные, а также социальные требования. Их важнейшее назначение – обеспечить комфортную физиолого-социальную среду обитания человека. Ведь именно это является необходимым условием прогресса общества.

Основные принципы экологии

  1. Важнейший из них – это принцип устойчивого развития. Суть его заключается в том, что удовлетворение потребностей современного человека не должно негативно сказываться на возможности удовлетворения тех же потребностей будущих поколений. Анализ существующей сегодня экономической модели хозяйствования показал, что она не соответствует этому принципу. Обществу необходима разработка новой модели экономического развития, которая будет согласовываться с фундаментальными процессами эволюции, происходящими в окружающей его среде.
  2. Необходимость формирования экологического мировоззрения населения всей планеты. Только так можно гармонизировать антропогенное воздействие на окружающую среду. Только если экологическое мировоззрение станет составляющим элементом общечеловеческой культуры, земляне смогут уменьшить негативные последствия своей жизнедеятельности на планете. Для реализации этого принципа экологии человеку необходимо выработать всемирную экологическую идеологию и на уровне государств подобрать механизмы формирования экологического мышления, подходящие именно для их населения.
  3. Закон необходимости регламентов при воздействии человека на окружающую среду. В целом экологическое мировоззрение является составным элементом общепланетарной идеологии устойчивого развития, которая направлена на обеспечение сохранности благоприятной обстановки в окружающей среде не только для сегодняшних людей, но и для будущих поколений. Эта система должна реализовываться на каждом из уровней организации современного общества – от конкретного индивидуума до целой планеты.
  4. Следующий принцип экологии – развитие системы за счет окружающей ее среды. Суть его сводится к тому, что любая система способна развиваться исключительно за счет материально-энергетических, а также информационных ресурсов окружающей среды. Вследствие этого неизбежно возникают неустранимые возмущающие антропогенные воздействия на нее.
  5. Внутреннее динамическое равновесие. Этот принцип имеет следующую формулировку: вещество, энергия, информация и любые динамические качества отдельных биологических систем (а также их иерархии) связаны так тесно, что даже незначительное изменение какого-либо одного из этих показателей приводит к сопутствующим функционально-структурным количественным и качественным изменениям, сохраняющим при этом общую сумму качеств системы. Вследствие этого, любое изменение в биосистеме провоцирует развитие природных цепных реакций, которые направлены в сторону нейтрализации оказанного изменения. Такое явление принято называть принципом Ле-Шателье в экологии, или же принципом саморегуляции.
  6. Физико-химическое единство живого вещества. Этот закон сформулирован Вернадским и говорит о том, что все живое вещество планеты Земля физико-химически едино. А значит, любую оценку человеческого воздействия на нее необходимо осуществлять по всей цепочке последствий.
  7. Принцип повышения идеальности. Гармоничность любых отношений между различными частями системы возрастает в ходе эволюции и исторического развития. Соответственно, и человечество обязано разработать и внедрить комплекс действий, направленных на снятие противоречий в экологии.

Принцип устойчивого развития

Он является базовым принципом, который определяет стратегическую цель соотношения антропогенной деятельности и фундаментальных закономерностей эволюции окружающей человека среды. Устойчивое развитие как понятие было заложено в Рио-де-Жанейро (1992 г.) в программном документе «Повестка на XXI век». Но устоявшегося в научном мире обобщенного определения его нет и по сей день, несмотря на многочисленные упоминания этого термина в научных трудах и всевозможных документах.

Концепция устойчивого развития обязана своим появлением объединению трех составляющих: экономика, социум и экология. Экономику можно представить как хозяйственную деятельность человеческого общества. Но вместе с тем она является и совокупностью отношений, возникающих в производстве, распределении, обмене и потреблении. Одной из ведущих целей экономической деятельности называют создание благ, необходимых для развития общества.

Само же общество (или социум) представляет собой совокупность исторически сложенных видов взаимодействия и форм объединения людей. Его целью является формирование неконфликтных, гармоничных общественных отношений, основанных на принципах толерантности. Под терпимостью в данном случае понимается следование общечеловеческим ценностям в условиях самоограничения, в том числе по отношению к окружающей среде.

Структура окружающей среды, а также ее функции, применительно к данному принципу экологии, следующие:

  • среда обитания всего живого в целом, и человека в частности;
  • источник разнообразных ресурсов, требующихся человеку;
  • место размещения отходов жизнедеятельности человечества.

Права и обязанности

Экологические права и обязанности человека – это совокупность юридических норм, определяющих меру возможного и допустимого поведения человека при взаимодействии с природой. Среди них основными являются права:

  • на благоприятную окружающую среду;
  • на доступ к полной и достоверной информации о ее состоянии;
  • на несудебные методы защиты природной среды;
  • на пользование природными ресурсами;
  • на возмещение ущерба, полученного в результате экологического правонарушения;
  • на участие в разработке и принятии экологически важных решений;
  • на охрану здоровья от вредного воздействия неблагоприятной окружающей среды;
  • на радиационную безопасность.

Они относятся к категории основных неотчуждаемых прав человека. Полученные в момент рождения, сохраняются за ним на всю жизнь. Никто, никогда и ни при каких условиях не может лишить человека этих прав.

Субъектами экологических правоотношений выступают физические, юридические лица, государственные органы и должностные лица, общественные объединения. Для реализации и защиты своих прав граждане могут:

  • формировать общественные организации, деятельность которых направлена на охрану окружающей среды и контроль над ее состоянием, становиться их членами, вносить свои сбережения;
  • принимать участие в акциях, пикетах, демонстрациях, имеющих целью привлечение внимания общественности к проблемам окружающей среды;
  • требовать от соответствующих органов достоверной и полной экологической информации, данных о санитарно-эпидемиологической обстановке, соответствия продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, оказываемых услуг требованиям экологической безопасности;
  • обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями, предложениями;
  • подавать судебные иски о нарушении своих экологических прав и требовать запрета на функционирование экологически вредных объектов, привлечения к ответственности виновных, возмещения ущерба.

В целях сохранения природной среды граждане обязаны:

  • осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства;
  • оказывать помощь органам государственной власти в решении вопросов охраны природной среды;
  • принимать активное участие в охране и восстановлении окружающей среды;
  • прививать подрастающему поколению культуру взаимодействия с природой;
  • не нарушать экологических прав других людей.

Право на благоприятную окружающую среду охраняется государством, для этого разработан комплекс активных мер:

  • мониторинг, охрана и восстановление природной среды;
  • предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф;
  • образование фондов помощи и страхования;
  • контроль над соблюдением природоохранного законодательства.

Органы государственной власти и уполномоченные должностные лица обязаны создавать все условия для реализации экологических прав граждан:

  • разрабатывать природоохранные нормативы;
  • привлекать виновных к юридической ответственности;
  • осуществлять финансовую поддержку экологических мероприятий и программ из средств бюджетов различных уровней;
  • предоставлять экологическую информацию;
  • учитывать экологические требования и нормативы в ходе планирования застроек;
  • осуществлять экологический контроль;
  • проводить экологические экспертизы.

За невыполнение этих обязанностей предусмотрена дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Для защиты экологических прав граждан предусмотрены государственные гарантии, которые заключаются в правах:

  • судебного обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений;
  • возмещения государством вреда, полученного в результате действий или бездействия органов власти и должностных лиц;
  • обращения в международные органы защиты прав и свобод.

Конституция позволяет гражданину защищать свои права любым способом, не противоречащим закону.

Общественные объединения, деятельность которых направлена на защиту окружающей среды, имеют право:

  • разрабатывать, пропагандировать и осуществлять природоохранительные программы, защищать интересы граждан;
  • вести пропаганду в сфере охраны и воспроизводства природных ресурсов;
  • организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу или рекомендовать своих представителей для проведения государственной экспертизы;

В своей деятельности общественные объединения подчиняются требованиям законодательства и могут осуществлять те же экологические права, что имеются и у рядовых граждан.

3.3. Законы социальной экологии

Законы социальной экологии:

Одним из первых в 70-е годы законы социальной экологии сформулировал Барри Коммонер: 1. Все связано со всем – этот закон близок к закону взаимооприспособления: вся биосфера Земли представляет собой единую систему, вещество, энергия, информация  и их иерархия тесно связаны между собой, любое изменение одного из показателей неминуемо приводит к функционально-структурным изменениям других, а они вызовут реакции ответа. Этот закон помогает понять, как накапливались изменения, приведшие к глобальному экологическому кризису. 2. Все нужно куда-то девать – близок к закону развития окружающей среды и его следствия о невозможности абсолютно безотходного производства. Проблема размещения отходов промышленного производства и бытовых отходов также стала глобальной проблемой, которая особенно остро стоит перед наиболее развитыми промышленными странами. Возникла целая отрасль по утилизации отходов, фирмы используют бедственное положение стран Азии, Африки и Латинской Америки для захоронения отходов. 3. За все надо платить – закон перекликается с законом о конечности природных ресурсов и законом уменьшения энергоотдачи. Добыча ископаемых энергоносителей обходится человечеству все дороже и дороже – в России, например, нефтедобыча вплотную подошла к побережью Северного Ледовитого океана, активно разрабатываются шельфы Каспийского моря, Сахалина, где стоимость добытого сырья в несколько раз выше, чем, например, в Ираке, Кувейте, Саудовской Аравии. 4. Природа знает лучше – за время эволюции природа создала огромное разнообразие видов, все живое генетически разное, и одновременно чрезвычайно близкое по химическому строению. В.И.Вернадский утверждал, что все живое вещество Земли имеет единую физико-химическую природу. Природа не может «вредить» ни одной из своих составных частей – закон экологической корреляции говорит о том, что все виды и абиотические компоненты среды функционально отвечают друг другу; в природе нет «ненужных» видов – все они участвуют в биогеохимическом круговороте, природа – саморегулирующаяся и самовосстанавливающаяся система, только человек вносит в природу возмущающие (антропогенные) факторы, которые и приводят к гибели экосистем в больших размерах – если в начале ХХ века хозяйственной деятельностью было затронуто 20% суши, то к концу века – уже 60%.

Важные для социальной экологии законы были сформулированы американским ученым Д.Чирасом в 90-е годы. Он подчеркивал, что природа существует столько же, сколько существует Земля, и эволюционирует благодаря действию следующих законов: 1. рецикличности,или повторного многоразового использования важнейших химических элементов, из которых состоит наша Земля; 2. постоянного возобновления ресурсов; 3. минимального потребления ресурсов – все живые существа потребляют столько энергии и материальных ресурсов (пищи), сколько им требуется для поддержания жизни и воспроизводства потомства; 4. популяционного контроля – природа «не допускает» бесконтрольного роста популяции каких-либо живых организмов. Общество должно научиться вести хозяйственную деятельность по этим природным законам, если оно хочет сохранить человечество как вид на Земле.

Пять законов социальной экологии сформулировал известный российский ученый Н.Ф.Реймерс: 1. общество развивается настолько, насколько сохраняется равновесие между давлением на среду и возможностью восстановление этой среды естественным или искусственным путем; 2. экономическое развитие общества ограничено экологическими факторами; 3.социально-экологические потребности человека могут быть изменены под влиянием среды; 4.общество, как и природа, не может развиваться от более поздней стадии к более ранней; 5. биосфера под влиянием научной мысли человечества неизбежно переходит в ноосферу.

В книге В.Д.Комарова «Что такое социальная экология» (Л., 1978) были сформулированы такие законы: 1. ведущая роль в определении характера использования природных ресурсов принадлежит обществу; 2. необходима координация темпов промышленного производства с состоянием природной среды; 3. эволюция ноосферы носит волнообразный, а не линейный характер – за взлетами могут следовать провалы; 4. необходим геоэквивалентный обмен между обществом и природой – где и сколько взял у природы, туда и столько же возврати; невозможность возврата ископаемой энергии, металлов, руды ставит вопрос о развитии возобновляемых источников энергии, рециркуляции, очистке, утилизации отходов; 5. темпы общественного прогресса должны коррелировать с состоянием биосферы.

Предыдущая

Законы Барри Коммонера

Автор множества книг, активный борец с ядерными испытаниями и известный биолог. Но известен миру он стал благодаря экологическим законам Барри Коммонера. Легкомысленное отношение общества к природе, потребительская концепция жизни и экстенсивная промышленность – вот лишь малая толика факторов, которые рассматривал и изучал ученый. Именно анализ всеобщего пренебрежения к экологичности использования имеющихся ресурсов привел к рождению в голове Барри Коммонера законов экологии (1974), которые сегодня знает каждый студент соответствующего профиля. Но они просты и понятны всем. Экологические законы Коммонера изучают в институтах и школах, но с ними знакомят и дошкольников. Не удивляйтесь – эти постулаты понятны даже им.

Региональное экологическое право

Учитывая, что статья 72 Конституции РФ классифицирует вопросы законодательного регулирования природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения безопасности экологии как вопросы, решаемые Российской Федерацией и субъектов РФ, различные регионы тоже принимают различные акты, относящиеся к экологической сфере.

Вместе с ростом правовой грамотности среди представителей уполномоченных региональных органов, выросло и количество принимаемых региональных актов. Можно обозначить рост осознания ответственности за обустройство благоприятной для проживания граждан экологической среды и ответветственности за ее охрану.

Краткое описание

Курс предназначен для изучения с помощью базовых понятий правоведения правовых основ охраны природы и природопользования. Он ставит своей целью изучить особенности правового регулирования природопользования как системы человеческой деятельности, дать правовую характеристику основным проблемам охраны природы, заложить основы эколого-правовых знаний, необходимые студентам для будущей профессиональной деятельности, способствовать формированию эколого-правового мировоззрения. Курс права, правовых основ охраны природы и природопользования, ориентирован, прежде всего, на особенную часть классического курса «Экологическое право», касающуюся видов природопользования и наиболее «росурсоемких и «вредных» отраслей экономики. Изучение дисциплины основано на головном природоохранительном Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Закон является комплексным, в нем нет дифференциации по объектам охраны. Согласно этому строится и система учебного курса, в котором представлены комплексные природоохранительные институты.<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />

В содержании дисциплины Право, правовые основы охраны природы и природопользования исследуются базовые понятия правоведения, необходимые для дальнейшего изучения институтов природопользования и природоохраны, основные принципы, виды и правовые механизмы природопользования, особенности правовых режимов отдельных видов природопользования в указанных отраслях хозяйственной и иной деятельности; основные методы, направления и формы регулирования применения природоохранного законодательства, роль правовых норм в решении основных проблем охраны атмосферного воздуха, воды, земель, недр, растительного и животного мира, аграрных и промышленных экосистем,

Дает научное представление об основных закономерностях функционирования системы государственного управления, компетенции государственных органов и иных лиц, осуществляющих деятельность по охране и использованию окружающей природной среды; представление о мерах государственного принуждения, административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.