Виды органов дознания и их процессуальные полномочия

Алан-э-Дейл       02.07.2022 г.

Виды органов дознания

Следственные органы, руководители следственных подразделений и должностные лица, уполномоченные проводить расследование (дознаватели), по закону классифицируются как сторона обвинения (статья 40, 401, 41 УПК).

Поэтому органы дознания, начальники подразделения дознания и дознаватели в досудебном порядке должны удовлетворить процессуальную функцию обвинения.

Осуществляя уголовное преследование, орган дознания и дознаватель, когда обнаруживают признаки преступления, принимают правовые меры для установления уголовного преступления и разоблачения виновника или преступника.

В согласовании со статьей 40 УПК к органам дознания относятся:

органы внутренних дел Российской Федерации, а также другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;

органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК);

  • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • органы государственного пожарного наблюдения федеральной противопожарной службы.

Перечисленные органы дознания срабатывают в границах собственной компетенции.

В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40 УПК) определены 2 основных направления процессуальной работы органов дознания:

  • производство дознания по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, – в порядке, установленном гл. 32 и 321 УПК;
  • осуществление неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным (ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса).

Замечание 1

Кроме этого действующий закон возлагает на органы дознания последующие процессуальные возможности:

  • принятие, рассмотрение и разрешение жалоб и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ);
  • производство некоторых следственных и процессуальных действий, также оперативно-разыскных событий по письменному распоряжению следователя;
  • помощь следователям в проведении отдельных расследований и разбирательств (статьи 38 и 157 УПК).

Особенности контроля

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Всё об уголовных делах

Перейти к тексту УПК

Url Дополнительная информация:

— ч.1 41 УПК

полномочия по дознанию, возлагаются начальником

— ч.2 41 УПК

запрет дознания для лица, проводившего ОРМ

Права дознавателя

— п.1 ч.3 41 УПК

самостоятельно направлять ход расследования

— п.1.1 ч.3 41 УПК

давать поручения оперативникам

— п.2 ч.3 41 УПК

указания прокурора и указания начальника дознания

Статья 41 УПК. Дознаватель

Url Дополнительная информация:

— п.1 ч.1 40.1 УПК

поручение дознавателю от начальника дознания

1) Полномочия органа дознания, предусмотренные п.1 ч.2 40 УПК, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

2) Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3) Дознаватель уполномочен:

1). самостоятельно производить следственные и иныепроцессуальные действия и приниматьпроцессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом на это требуются:— согласие начальника органа дознания,

Url Дополнительная информация:

— п.5 ч.2 37 УПК

согласие от прокурора дознавателю

— согласие прокурора,

Url Дополнительная информация:

ч.2 29 УПК

процессуальные действия требующие судебной санкции

— и (или) судебное решение;

1.1). давать органу дознания в случаях и порядке, установленных Уголовно-процессуальным кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения:

— о проведении оперативно-розыскных мероприятий,

— о производстве отдельных следственных действий,

— об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу,

— и о производстве иных процессуальных действий,

— а также получать содействие при их осуществлении;

Url Дополнительная информация:

— Глава 32 УПК порядок производства дознания

2). осуществлять иные полномочия, предусмотренные

Уголовно-процессуальнымкодексом. Url Дополнительная информация:

— п.4 ч.2 37 УПК

указания прокурора дознавателю

— ч.4 40.1 УпК

указания начальника подразделения дознания

4) Указания прокурора и указания начальника органа дознания, данные в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, обязательны для дознавателя.

При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Вернуться к тексту УПК Обратиться за консультацией

Структуры отделов

К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:

  • Главного судебного пристава РФ.
  • ОВД Российской Федерации.
  • Оперативные подразделения ФСБ РФ.
  • Главного военного пристава.
  • Федеральную пограничную службу.
  • Главных судебных приставов субъектов РФ.
  • Командиров соединений, воинских частей.
  • Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
  • Органы противопожарной службы России.
  • Начальников военных гарнизонов или учреждений.

Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:

  • Прокуратуры.
  • ОВД.
  • ФСБ.

При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.

Комментарий к статье 41 УПК РФ

1. Согласно пункту 7 статьи 5 УПК дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо упол-номоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом, прежде всего — производить неотложные следственные действия по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (см. статью 157 УПК и комментарий к ней).

2. Правомочны осуществлять указанную процессуальную деятельность и в силу данного обстоятельства являются дознавателями — участниками уголовного процесса — руководители органов дознания (по должности) и лица, назначенные в установленном порядке на штатную должность дознавателя. Кроме того, правомочия дознавателя могут быть делегированы начальником органа дознания подчиненному ему должностному лицу в разовом порядке для производства дознания по конкретному уголовному делу. В органах внутренних дел это наиболее подготовленные в юридическом отношении лица начальствующего состава (офицеры милиции), в частности сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, сотрудники ГИБДД (ГАИ), участковые уполномоченные, для которых производство дознания по порученному делу (по характеру преступления) связано с осуществлением своих повседневных служебных обязанностей в сфере административной юрисдикции и оперативно-розыскной деятельности.

3. Согласно части второй данной статьи дознаватель не может проводить по данному делу оперативно-розыскные ме-роприятия. Словом, дознаватель — это не оперативный работник, не сыщик, а должностное лицо, осуществляющее, подобно следователю, чисто процессуальные функции. Данное обстоятельство не соответствует исторически сложившемуся содер-жанию понятия дознания как полицейской деятельности, основанной на теснейшем, органическом сочетании оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. Оно превращает дознание в следствие «второго сорта».

4. Из содержания части третьей комментируемой статьи явствует, что дознаватель, подобно следователю, обладает процессуальной самостоятельностью. Однако в отличие от следователя он не вправе не выполнять указания начальника органа дознания и прокурора, каких бы вопросов эти указания ни касались. Данное положение спорно. Получается, что дознаватель, будучи самостоятельным органом расследования, вместе с тем обязан против своей воли, подчиняясь указаниям, привлечь невиновного в качестве обвиняемого, квалифицировать его действия вопреки своему убеждению и направить дело для предания невиновного суду.

5. При отсутствии прямого указания в УПК, что дознаватель имеет такое-то право или несет такую-то процессуальную обязанность, следует прежде всего руководствоваться частью первой статьи 223 УПК, согласно которой дознание производится по правилам предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК (статьи 223 — 226). Если изъятие не предусмотрено, это означает, что по уголовному делу, законно принятому им к производству, процессуальное положение дознавателя в данном правоотношении аналогично процессуальному положению следователя, из чего и следует исходить при наличии законодательного пробела. Например: несмотря на то, что в статье 217 УПК говорится только о следователе, а дознаватель вообще не упомянут, весь комплекс процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных данной статьей, посвященной окончанию предварительного следствия, относится и к дознавателю. В частности, по уголовному делу, подсудному областному и приравненному к нему суду (часть третья статьи 31 УПК), дознаватель, заканчивая расследование, обязан, как и следователь, разъяснить обвиняемому его право на рассмотрение уголовного дела с участием присяжных заседателей, а материалы дознания направить в суд через областного и приравненного к нему прокурора (см. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 11. С. 7 — 9).

Если вам нужна помощь Адвоката

Полномочия органа дознания

Одним из полномочий является возможность ведения предварительного расследования как часть дознания по уголовным процессам, в том числе и в тех случаях, когда предварительное дознание не является необходимым (согласно гл. 32 УПК РФ).

Вторым полномочием является возможность ведения неотложных следственных действий по уголовным процессам, для которых совершение предварительного следствия является необходимым (статья 157 УПК РФ).

Третьим полномочием является возможность исполнения других полномочий, приведенных в УПК РФ. Среди таких полномочий, например, могут быть дополнительные следственные действия после письменного приказа следователя.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Проблемы, с которыми сталкиваются дознаватели ФССП

При злостном уклонении от уплаты платежей у пристава возникают проблемы с поиском ответчика, выходом с ним на связь. Нередко подозреваемого приходится объявлять в международный розыск. Если у другой страны нет договора о правовой помощи с Россией, привлечь злоумышленника к ответственности вряд ли удастся.

Сейчас в законодательстве нет определения злостности. Это означает, что должник может каждый месяц вносить минимальную сумму по алиментам и утверждать, что платит столько, сколько может. Без дополнительного поиска имущества и мест работы доказать его умышленные действия будет сложно.

Еще одна трудность – привлечение к ответственности за проявление неуважения к суду. В большинстве случаев такое нарушение выражается в оскорблениях, а для получения точной информации и объективной картины потребуется проводить лингвистическую экспертизу.

Некоторые преступления включают в свой состав другие статьи, например, связанные с мошенничеством или растратой. Поэтому судебным приставам необходимо постоянно сотрудничать с Росфинмониторингом, предоставляющим данные о совершении сделок.

Статьи:

Обязательность требований судебного пристава-исполнителя согласно ст 6. фз 229: содержание и применение

Понятие обеспечительных мер в исполнительном производстве

Дополнительные полномочия для гражданских лиц

Замечание 1

Помимо вышеописанных органов дознания, полномочиями по началу уголовного процесса и выполнение следственных действий может распространяться на должностных лиц, которые не являются этими органами.

Исходя из 40 статьи УПК РФ, такими могут быть капитаны морских и речных судов, которые находятся в дальнем плавании, но только в случае, если преступления были совершены на судах под ответственностью этих капитанов.

Кроме капитанов судов, в роли органа дознания могут выступать руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, которые находятся вне возможности прямого доступа для органов дознания.

Замечание 2

Как и в первом случае, руководители могут начать следственные действия по уголовным делам в случае, если преступления были совершены на территориях, являющихся частью их ответственности.

Начальники представительств Российской Федерации за границей также имеют полномочия органов дознания в случае совершения преступлений на территории этих представительств.

Подчиненные

Служащие, которые входят в орган дознания и предварительного следствия, имеют специальное юридическое образование. Кроме этого, сотрудники обладают и соответствующим опытом работы. Перечень лиц, которые наделяются необходимыми полномочиями, утверждается распоряжением (приказом) руководителя подразделения. Сотрудники, входящие в орган дознания и предварительного следствия, после появления оснований для начала производства по делу производят проверку сведений о преступлении. Данная процедура осуществляется по указанию руководителя. Начальник поручает ее конкретному служащему.

Обязанности дознавателя ОВД

Определение 1 Обязанности дознавателя ОВД – это служебные обязанности, которые должен осуществлять в соответствии с установленным законодательством дознаватель органов внутренних дел.

Основой любой судебной работы является предварительное расследование, а одним из способов предварительного расследования выступает дознание. Правовой основой дознания является Инструкция органов дознания.

В ходе дознания предусмотрены определенные действия: неотложные следственные, осуществляемые после возбуждения уголовного дела, в соответствии с которым является обязательным производство предварительного следствия для выявления и фиксации следов и улик преступления, доказательств, которые требуют немедленного закрепления, изъятия, изучения; процессуальные действия; розыскные меры, или меры, которые принимает дознаватель, следователь, орган дознания для установления лица, которого подозревают в свершении преступления.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Обязанности дознавателя 460 руб.
  • Реферат Обязанности дознавателя 220 руб.
  • Контрольная работа Обязанности дознавателя 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Процесс дознания заключается в следующем:

  • принятие заявления с сообщением о преступлении и проверка действительности факта преступления;
  • следственные действия по выявлению следов преступления, установление личности, преступившей закон до возбуждения уголовного дела;
  • принятие решений по результатам расследования о возбуждении / не возбуждении уголовного дела;
  • передача дела в суд, прокуратуру после выяснения всех обстоятельств по делу.

Дознание производится в ограниченный срок – до 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Предварительное расследование проводится дознавателем. Дознаватель — это должностное лицо, уполномоченное вышестоящими должностными лицами или органами осуществлять дознания в виде предварительного расследования.

Основные обязанности дознавателя ОВД:

  1. При проведении дознания и проверки заявлений о преступлениях дознаватель обязан выявить причины совершения преступления, условия при которых данный факт преступления произошел, условия, подтолкнувшие к совершению преступления. В установленном законом порядке давать поручения о принятии мер для их устранения в соответствующие органы и учреждения, организации, предприятия.
  2. В случае невыполнения должностными лицами, организациями раннее данных дознавателем поручений по устранению условий и причин, которые способствовали совершению преступления, или какого-либо нарушения закона, дознаватель обязан направить информацию в органы прокуратуры, судебные органы для принятия соответствующих законодательству РФ мер.
  3. Дознаватель обязан в течении трех дней передать информацию в соответствующие органы, подразделения ОВД о лицах, в отношении которых мера пресечения – постановка на профилактический учет, в отношении таких лиц уголовное преследование прекращено.
  4. Дознаватель обязан проводить профилактические действия в виде бесед и других подобных действий, направляющих лица, потерпевшие от преступных посягательств, на изменения виктимного поведения.
  5. При наличии явных признаков преступления дознаватель обязан возбудить уголовное дело.
  6. Дознаватель обязан соблюдать установленные сроки и нести ответственность за их несоблюдение при проведении процессуальных действий, соблюдать законность принимаемых процессуальных решений.
  7. В обязанности дознавателя входит составление обвинительного акта.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Деятельность дознавателя и должностных лиц в качестве органов дознания заключается в: принятии и проверке информации о готовящихся или совершенных преступлениях; осуществление разного рода следственных действий по установлению лиц, причастных к совершению преступлений, по закреплению следов самого преступления, до момента возбуждения уголовного дела; вынесение решения по рассмотренным сообщениям о преступлении; направление прокурору и руководителю следственного комитета постановления о возбуждении уголовного дела, приложение всех необходимых материалов по проверенным данным о совершенном преступлении, при производстве каких-либо следственных действий по установлению лица, совершившего преступление или закреплению следов преступления – соответствующих постановлений и протоколов.

Замечание 1

Дознаватель ведет только предварительное расследование по поданным заявлениям, все стальные оперативно-розыскные работы проводит следователь.

Подчиненные

Служащие, которые входят в орган дознания и предварительного следствия, имеют специальное юридическое образование. Кроме этого, сотрудники обладают и соответствующим опытом работы. Перечень лиц, которые наделяются необходимыми полномочиями, утверждается распоряжением (приказом) руководителя подразделения. Сотрудники, входящие в орган дознания и предварительного следствия, после появления оснований для начала производства по делу производят проверку сведений о преступлении. Данная процедура осуществляется по указанию руководителя. Начальник поручает ее конкретному служащему.

Функции

Должностное лицо, в подчинении которого находится орган дознания, и дознаватель организуют осуществление необходимых мероприятий для обнаружения, предупреждения и пресечения преступных посягательств. Они также принимают меры для выявления и изобличения виновных субъектов. В законодательстве установлены обязанности начальника относительно дел, по которым необходимо проведение предварительного следствия. В частности, в предусмотренном кодексом порядке руководитель должен оказать содействие уполномоченному служащему при принятии последним решения по вопросу наличия либо отсутствия оснований и поводов для начала производства.

Должностное лицо, возглавляющее орган дознания, вправе сам возбудить дело. При необходимости руководитель может лично осуществить неотложные мероприятия по выявлению обстоятельств вероятного преступления. Он также вправе поручить их выполнение соответствующим служащим своего подразделения. Данная возможность закреплена в ст. 146 кодекса. Руководитель обеспечивает выполнение поручений, данных следователем, прокурором либо должностным лицом, возглавляющим следственный отдел, реализацию оперативно-розыскных мероприятий подчиненными ему сотрудниками.

В его полномочия также входит организация участия служащих в производстве отдельных процедур, осуществляемых служащими других подразделений в установленных в законе случаях. Лицо, которое возглавляет орган дознания, передает результаты выполненных по указаниям мероприятий в отделы или сотрудникам, от которых они поступили. По запросу прокурора или руководителя уполномоченного подразделения он выделяет необходимое число подчиненных для участия их в выявлении обстоятельств вероятного преступления в составе оперативной группы. Указания, которые направляет в орган дознания следователь, являются для обязательными для исполнения. Их обжалование не приостанавливает их реализацию.

Статья 44 УПК РФ. Гражданский истец

  1. Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.
  2. Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
  3. Гражданский иск в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, может быть предъявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов государства — прокурором.
  4. Гражданский истец вправе:
    1) поддерживать гражданский иск;
    2) представлять доказательства;
    3) давать объяснения по предъявленному иску;
    4) заявлять ходатайства и отводы;
    5) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
    6) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
    7) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии гражданского истца дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;
    8) иметь представителя;
    9) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием;
    10) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
    11) отказаться от предъявленного им гражданского иска. До принятия отказа от гражданского иска дознаватель, следователь, суд разъясняет гражданскому истцу последствия отказа от гражданского иска, предусмотренные частью пятой настоящей статьи;
    12) знакомиться по окончании расследования с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному им гражданскому иску, и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;
    13) знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы, и получать копии процессуальных решений, относящихся к предъявленному им гражданскому иску;
    14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций;
    15) выступать в судебных прениях для обоснования гражданского иска;
    16) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
    17) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
    18) обжаловать приговор, определение и постановление суда в части, касающейся гражданского иска;
    19) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;
    20) участвовать в судебном рассмотрении принесенных жалоб и представлений в порядке, установленном настоящим Кодексом.
  5. Отказ от гражданского иска может быть заявлен гражданским истцом в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему.
  6. Гражданский истец не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. за разглашение данных предварительного расследования гражданский истец несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Права и обязанности

Прокурор дает письменные указания по каждому уголовному делу. Органы предварительного следствия исполняют эти предписания в обязательном порядке. Однако бывают ситуации, когда сотрудники не согласны с тем или иным указанием. В этом случае у следователя есть возможность передать дело на рассмотрение вышестоящему прокурору. При этом сотруднику необходимо изложить свои возражения в письменном виде.

При признании аргументов убедительными прежние предписания будут отменены вышестоящим прокурором. Если они покажутся недостаточно вескими, то дело будет передано другому сотруднику. Органы предварительного следствия, кроме процессуальной независимости, обладают определенной властью. Они имеют право давать сотрудникам прочих подразделений письменные указания о выполнении оперативно-розыскных мероприятий в рамках конкретного дела, находящегося в производстве. Постановления, которые принимают органы, осуществляющие предварительное следствие, обязательны к исполнению всеми учреждениями, предприятиями, гражданами, должностными лицами, организациями.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.