Протоколы

Алан-э-Дейл       09.07.2022 г.

Другой комментарий к Ст. 27.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная принудительная мера применяется к правонарушителю в целях составления протокола об административном правонарушении, если отсутствует возможность его составления на месте выявления правонарушения, а составление протокола является обязательным. Например, при нарушении правил пользования транспортными средствами, Правил дорожного движения, законодательства об охране окружающей среды, при выявлении нарушений таможенных правил и др.

2. Доставление — это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел, помещение военной прокуратуры, органа местного самоуправления или в иное служебное помещение. По своей правовой природе доставление нарушителя является составной частью такой процессуальной меры, как административное задержание.

3. Комментируемая статья содержит перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление. Так, по делам об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции); при выявлении административных правонарушений на транспорте — должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; при выявлении административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды, лесного фонда, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства — должностными лицами органов, на которые возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства в соответствующей сфере, и т.д.

4. Срок доставления не предусмотрен, однако закреплено, что доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

5. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Если лицо оказало неповиновение, сопротивление или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к нему специальных средств (дубинка, наручники и т.д.), в протоколе о доставлении это должно быть зафиксировано.

Клееное дело

Итак, 4 ноября прошлого года некий инспектор остановил в 2 часа ночи машину, которой управлял некто Платон А.В. Инспектор заподозрил, что водитель был нетрезв. Эту версию поддержали мировой, а также кассационный суды. Однако Верховный суд с такими решениями не согласился. Дело в том,что Платону не были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1 КоАП и 51 Конституции. Все эти пункты предусмотрены в бланке протокола об административном правонарушении. Нарушителю остается только поставить подпись под соответствующими пунктами. Но в этой истории что-то пошло не так.

Из материалов дела видно, что оригинал протокола и его копия имеют существенные отличия. А именно — в копии протокола, полученной лицом, в отношении которого он составлен, отсутствуют его подписи в соответствующих оригиналу графах.

Если бы он отказался от подписи, то инспектор должен был бы составить соответствующий акт. Но его нет в деле. При этом в копиях других процессуальных документов подпись Платона есть.

И еще один нюанс: оригинал протокола не вшит в материалы дела, как положено, а подклеен.

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу, если ему не были предварительно разъяснены его права и обязанности.

В копии протокола нет подписи Платона ни в графе о разъяснении его прав, ни в графе о содержании этих статей. То есть права ему были не разъяснены

И не важно, что в оригинале протокола его подпись стоит. Оригинал, по всей видимости, был впоследствии поправлен

Но правки в протокол можно вносить только при согласии подозреваемого. О чем должна быть соответствующая запись. Если ее нет — это подделка.

Право на защиту требует, чтобы обвиняемому была предоставлена возможность оспорить показания свидетеля и произвести его допрос

Впрочем, в этом Верховный суд даже не сомневался. Из содержания протокола об отстранении от управления транспортным средством, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и письменных объяснений понятого Иванкова А.К., напечатанных на типовом бланке, усматривается, что его подпись, проставленная в этих документах, отличается от его подписи в паспорте на имя Иванкова Александра Кирилловича, копия которого приобщена к материалам дела.

Суды не исследовали доводы жалобы Платона о фактическом отсутствии понятых при составлении процессуальных документов. Мировым судьей понятые Иванков А.К. и Ковалев А.В., а также инспектор ДПС в судебное заседание не вызывались и не допрашивались.

ВС напомнил, что, согласно позиции Европейского Суда по правам человека, прежде чем признать лицо виновным, все доказательства должны быть изучены судом в его присутствии в ходе публичного заседания с целью обеспечения состязательности процесса. Право на защиту требует, чтобы обвиняемому была предоставлена адекватная и надлежащая возможность оспорить показания свидетеля и произвести его допрос. Иное признается нарушением права на справедливое судебное разбирательство.

Кроме того, мировым судьей при рассмотрении настоящего дела не устранены противоречия во времени составления процессуальных документов: акт освидетельствования, которым установлено состояние алкогольного опьянения, составлен раньше, чем проведено исследование выдыхаемого воздуха.

Все это привело к тому, что Верховный суд попросту прекратил дело об управлении автомобилем водителем в нетрезвом виде.

Лишение прав или штраф если уехал с места ДТП?

Случаи, когда происходит оставление места
аварии, обычно связаны со следующими обстоятельствами:

  • если
    водитель уехал с места ДТП, не поняв, что было столкновение машин – если
    отсутствовали внешние признаки аварии, характерные звуки, сигналы от второго
    участника;
  • если
    отъезд вызван умышленными действиями автовладельца, который решил избежать санкций;
  • если
    возникла необходимость срочно доставить пострадавших граждан в медучреждение.

Обратите внимание! Законные варианты отъезда
с места ДТП указаны только в ПДД. Водители могут самостоятельно принять такое
решение только после оформления извещения по программе Европротокола, либо при
добровольном урегулировании всех взаимных претензий

При любых обстоятельствах
запрещено уезжать, есть участники аварии или случайные пешеходы получили
травмы.

Если уехать с места ДТП до соблюдения
всех обязательных правил, ответственность наступает даже при отсутствии
серьезных последствий. Закон обязывает выполнить следующие действия:

  • незамедлительно
    после столкновения убедиться в отсутствии пострадавших, оказать первоочередную помощь
    в случае причинения вреда, вызвать медиков;
  • зафиксировать
    местоположение машин, участвовавших в ДТП, выставить аварийные знаки;
  • уведомить
    об аварии ГИБДД, если отсутствуют основания для составления Европротокола;
  • оставаться
    на месте аварии до оформления всех юридически значимых документов.

Закон позволяет водителям разъехаться,
только при заполнении протокола о нарушении ПДД, либо извещения о ДТП по
программе Европротокола. Даже попытка решить вопрос выплатой компенсации сразу
после аварии, без оформления иных документов, может расцениваться как
оставление места ДТП, если потерпевший впоследствии заявит об этом нарушении.

Какое наказание грозит, если водитель
все же уехал с места ДТП и проигнорировал требования правил? Для этого будет
применяться ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность по
следующим основаниям:

  • наказание
    назначается только водителю, т.е. лицу, находившемуся за рулем автомобиля
    (водители иных авто, ставшие свидетелями столкновения, не понесут
    ответственности);
  • санкции
    последуют только в случае, если водитель уехал с места ДТП в нарушение правил
    (в ПДД указаны специальные основания, когда можно на законном основании уехать);
  • штраф
    за указанный проступок закон не устанавливает, а виновное лицо будет лишено
    прав на период от 1 до 1.5 лет, либо арестовано на срок до 15 суток.

Если гражданин уехал с места ДТП без
законных оснований,  последствия будут
однозначными – санкция КоАП РФ предусматривает только лишение прав. Арест
применяется только к лицам, ранее лишенным прав, либо не имеющих их.

Что грозит, если машина уехала с места ДТП,
а другие участники аварии не успели записать номера, не располагают сведениями
о водителе? В этом случае дополнительных санкций не последует, так как в КоАП
РФ только одна статья карает за покидание места аварии. Даже если от наезда
пострадали граждане, розыск неизвестного виновника будет вестись по линии МВД.

Что представляет собой процедура?

Кодекс об административных правонарушениях в статье 27.2 определяет, что доставлением является препровождение (принудительное) физлица в здание ОВД для оформления протокола. При этом составление документа должно быть обязательным (предусмотренным законом), а оформить протокол на месте не представляется возможным. Главная цель доставления — составить административный протокол и обеспечить производство по делу о нарушении. Поэтому доставление не может быть осуществлено без состава преступления (административного правонарушения).

Осуществлять процедуру, если дело касается нарушений на дороге, могут сотрудники структур, контролирующих безопасность дорожного движения. Малозначительные нарушения правил требуют рассмотрения, применения установленных мер воздействия на месте, без доставления в служебное помещение. Точное время, отведенное на препровождение гражданина, в законе не прописано, однако имеется указание, что процедура должна быть выполнена в возможно короткий срок.

Как понять, что Вас задерживают

Согласно УПК РФ, задержать полиция может в следующих случаях:

  • взятие с поличным;
  • прямая наводка свидетелей;
  • наличие следов преступления на одежде или теле (кровь жертвы, травмы, нанесенные в драке и т. д.).

Кроме того, задержать могут, если имеются достаточные подозрения в том, что человек скроется от правоохранительных органов или же не имеет прописки на территории России. Работает это в том случае, если у сотрудников полиции не получилось установить личность или же прокурором была выбрана мера пресечения – заключение под стражу.

В Федеральном законе о «Полиции» также разъяснено, что задержанию подлежат лица:

  • объявленные в розыск;
  • скрывающиеся от административного ареста;
  • сбежавшие из-под стражи;
  • сбежавшие из психоневрологических учреждений и уклоняющиеся от помещения в данные заведения на законных основаниях;
  • находящиеся в наркотическом, алкогольном и ином измененном состоянии сознания, чьи действия способны нанести вред им самим и окружающим;
  • военнослужащие, подозреваемые в совершении преступления (их могут задержать сотрудники не ведомственной полиции до прибытия военной полиции);
  • проникнувшие на объекты с особым статусом;
  • самоубийцы в момент или до момента попытки довести дело до конца;
  • иностранцы по требованию о выдачи от иностранного государства.

Стоит заметить, что в ряде случаев задержание лица осуществляют не только полицейские, но и уполномоченные за сохранение порядка на определенной территории должностные лица. Например, командир военной части, капитан корабля или военного судна, охрана объекта, МЧС и иные государственные органы и уполномоченные лица. В данном случае задержание возможно только в первых трёх случаях.

Процедура задержания зависит от того, по какой именно причине человека задерживают. Прежде чем задержать, сотрудник полиции должен представиться, а также показать свое удостоверение, если гражданин этого потребуете. Также ему обязаны объяснить причину и основание задержания, огласить права и обязанности.

Обычно сотрудники полиции подходят к подозреваемому лицу и просят показать документы, в случае отказа, они объяснят по какому поводу планируют задержать его. Если установить личность на месте за неимением документов не получилось, то сотрудники имеют право задержать человека на 3 часа до выяснения личности, если есть подозрение, что именно он причастен к совершению преступления, объявлен в розыск или скрывается от ответственности.

В случае, когда полиция задержала несовершеннолетнего, сотрудник органов немедленно уведомляет об этом его родителей или опекунов. Допрос лица, не достигшего 18 лет, необходимый для составления протокола, не является законным без участия психолога или родителей ребенка.

При задержании во время уличных митингов, необходимо узнать, на каких основаниях сотрудники полиции сделали выводы о вашем участии в митингах. Простое нахождение на улице во время проведения подобного мероприятия не является поводом для ареста. Только наличие плакатов, транспарантов, выкриков и опасного поведения (драки и вандализм) явственно доказывает причастность человека к участию в незаконных митингах. Также доказательством может являться фотосъемка, где видно, что конкретное лицо является непосредственным участником незаконного собрания.

Глава 27 — другие статьи

  • Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
  • Статья 27.3. Административное задержание
  • Статья 27.4. Протокол об административном задержании
  • Статья 27.5. Сроки административного задержания
  • Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
  • Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
  • Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
  • Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
  • Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
  • Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
  • Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
  • Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
  • Статья 27.13. Задержание транспортного средства
  • Статья 27.13.1. Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
  • Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
  • Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
  • Статья 27.15. Привод
  • Статья 27.16. Временный запрет деятельности
  • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
  • Статья 27.18. Залог за арестованное судно
  • Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
  • Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Кто имеет право заниматься доставлением

В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

  1. Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
  2. Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
  3. Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
  4. Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
  5. В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
  6. При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

Комментарий к статье 27.2 КоАП РФ

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа <160>. По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.

———————————
<160> См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.

3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.

Комментарий к Статье 27.2 КоАП РФ

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа <160>. По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи. ——————————— <160> См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.

3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП.

Основания для задержания в полиции

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона “О полиции”, гражданин может подвергнуться задержанию в случае:

  • подозрения его в совершении преступления;
  • избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • уклонения его от исполнения наказания;
  • нахождения его в розыске;
  • в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;
  • нарушения гражданином правила комендантского часа;
  • незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;
  • попытки самоубийства;
  • наличия признаков выраженного психического расстройства;
  • получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;
  • когда действия лица создают опасность для него и окружающих.

Задержание на 3 часа

Период задержания отличается в зависимости от основания. 

Задержание, сроком не превышающее трех часов, предусмотрено статьями 27.3-27.5 КоАП РФ. Мера применяется при совершении гражданином административного правонарушения, когда это необходимо для пресечения противоправных действий, установления личности нарушителя, составления протокола, если его нельзя составить на месте.

Обратите внимание! Задержание в рамках КоАП РФ не допускается, если за нарушение на месте его совершения может быть выписан штраф или сделано предупреждение. Указанный срок начинает течь с момента фактического ограничения свободы гражданина

За исключением случаев, когда он находится в состоянии алкогольного опьянения — трехчасовой срок начинает течь с момента полного отрезвления. Процесс возвращения задержанного в трезвое состояние не должен превышать двух суток. Фактически период задержания начинается с момента доставления его в отделение для составления протокола

Указанный срок начинает течь с момента фактического ограничения свободы гражданина. За исключением случаев, когда он находится в состоянии алкогольного опьянения — трехчасовой срок начинает течь с момента полного отрезвления. Процесс возвращения задержанного в трезвое состояние не должен превышать двух суток. Фактически период задержания начинается с момента доставления его в отделение для составления протокола.

Основания (выяснение личности)

Задержание для выяснения личности правонарушителя производится, если он по требованию сотрудника полиции не предоставил один из следующих документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • временное удостоверение личности, выдаваемое при процедуре замены паспорта;
  • свидетельство о рождении — для граждан, в силу возраста не имеющих паспорта;
  • паспорт иностранного гражданина;
  • документ апатрида о праве на пребывание в РФ;
  • военный билет военнослужащего.

Для выяснения личности необходимо отправиться в отделение полиции, где сотрудники сделают это на основании информации, предоставленной задержанным и с помощью электронной информационной базы.

Задержание на 48 часов (2 суток)

Задержание на двое суток предусмотрено положениями статьи 91 Уголовного процессуального кодекса РФ, а также пунктами 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ. В случае задержания на такой период, задержанный имеет право просить сотрудников уведомить родственников, руководство по месту работы или учебы, а также защитника о принятой в отношении него мере.

Обратите внимание! Сотрудник должен сделать это в первые три часа с момента задержания. Если ограничение применено к лицу, не достигшему совершеннолетия, его родители уведомляются сразу же

К административным основаниям задержания на срок до 48 часов относится необходимость установления личности или выяснения обстоятельств, связанных с:

  • рассмотрением дел о посягательстве на режим государственной границы РФ и нарушении порядка пребывания на территории РФ;
  • рассмотрением дел о нарушении таможенных правил или совершении правонарушения в территориальных водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ.

Основанием для задержания на двое суток также является перспектива применения к лицу административного ареста или выдворения за пределы страны.

Основания (подозрение в уголовном преступлении)

На 48 часов может быть задержан подозреваемый в совершении преступления при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • лицо застигнуто в процессе совершения преступления или сразу после этого;
  • имеются свидетельства потерпевшего или очевидцев о факте совершения преступления именно этим лицом;
  • побнаружены явные следы преступления на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище.

Что представляет собой процедура?

Кодекс об административных правонарушениях в статье 27.2 определяет, что доставлением является препровождение (принудительное) физлица в здание ОВД для оформления протокола. При этом составление документа должно быть обязательным (предусмотренным законом), а оформить протокол на месте не представляется возможным. Главная цель доставления — составить административный протокол и обеспечить производство по делу о нарушении. Поэтому доставление не может быть осуществлено без состава преступления (административного правонарушения).

Осуществлять процедуру, если дело касается нарушений на дороге, могут сотрудники структур, контролирующих безопасность дорожного движения. Малозначительные нарушения правил требуют рассмотрения, применения установленных мер воздействия на месте, без доставления в служебное помещение. Точное время, отведенное на препровождение гражданина, в законе не прописано, однако имеется указание, что процедура должна быть выполнена в возможно короткий срок.

Что говорит закон

Итак, как уже было указано, такое мероприятие, как доставление, в том числе и гражданина, нашло отражение в КоАП РФ в статье 27.2. Именно из данной нормы можно узнать всю важную информацию.

Так, закон говорит, что доставление представляет собой определенную меру, которая предполагает соблюдение некоторых условностей. К таковым можно отнести ситуации, при которых составить протокол об административном правонарушении на месте совершения события не представилось возможным. Кроме того, обязательно должен быть оформлен данный документ именно за тот проступок, что совершил человек. Доставление происходит принудительно.

Знак «Въезд запрещен» – всегда ли запрещено ехать под «кирпич»?

Нарушителя обязаны доставить в отделение полиции в максимально короткий срок.

В иных ситуациях действия уполномоченных лиц можно признать незаконными и обжаловать их в установленном порядке, например, в суде.

Комментарий к статье 27.1. КоАП РФ:

1. В комментируемой статье устанавливаются цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и перечень указанных мер. Некоторые из них носят комплексный характер, поскольку они применяются в различных целях.

2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.

3. Перечень указанных мер включает: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 7) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 8) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 9) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 10) привод; 11) временный запрет деятельности.

Данные меры вправе применять только специально уполномоченные на то лица, причем строго в пределах своих полномочий (см. комментарий к ст. ст. 27.2, 27.3, 27.7 — 27.10, 27.12 — 27.16).

4. Следует иметь в виду, что цели применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях носят более узкий характер по сравнению с содержанием комментируемой статьи.

Так, согласно ст. 27.2 Кодекса доставление применяется в целях составления протокола об административном правонарушении. В соответствии со ст. 27.3 Кодекса административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела и исполнения вынесенного постановления. В ст. 27.7 Кодекса предусмотрено, что личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения.

5. В случае незаконного применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях причиненный вред подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме.

В ст. 1069 ГК РФ специально установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.