Злоупотребление доминирующим положением

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

Доминирующее положение хозяйствующих субъектов на ранке

Перечень критериев, по которым определяется возможность конкретной организации или нескольких компаний совместно доминировать на определенном рынке, установлен в статье 5 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Согласно части 1 обозначенной статьи, основным критерием для признания доминирования компании является доля фирмы, превышающая 50% объема покупок (продаж) конкретного товара, если только сотрудниками ФАС не будет признано, что конкретный субъект, несмотря на столь значительную долю рынка, не может оказывать на него существенного влияния. В силу части 5 статьи 5 ФЗ № 135 к числу доминирующих субъектов также относятся естественные монополии.

Состояние доминирования может быть признано и при концентрации у одного субъекта доли рынка в размере свыше 35%. Для этого, в силу части 1 статьи 5 ФЗ № 135, у конкретной организации и ее конкурентов должны быть стабильные, мало изменяемые на протяжении времени, размеры долей на рынке, а также наличие трудностей в доступе на рынок новых компаний или иные подобные условия. При этом признать доминирующим субъекта хозяйствования допустимо лишь в случае, если это прямо обозначено в законе (часть 6 статьи 5 ФЗ № 135) или речь идет о нескольких субъектах, которые в совокупности являются доминирующими (часть 3 статьи 5 ФЗ № 135).

Доминирование группы организаций

Важно помнить, что доминирующим может быть признан не только 1 субъект, но и группа компаний. Для такого признания необходимо соблюдение сразу 3 условий (часть 3 статьи 5 ФЗ № 135):

  1. Доля 3 крупнейших участников рынка суммарно составляет больше 50 % либо 5 крупнейших субъектов занимают более 70% рынка. При этом каждый из перечисленных участников рынка должен обладать долей в 8% и более.
  2. В течение года либо более длительного периода величины долей перечисленных субъектов неизменны либо подвержены несущественным колебаниям, а доступ на рынок прочих участников осложнен.
  3. Продаваемый товар невозможно заменить аналогами, рост не обусловлен колебанием спроса, информация об условиях реализации или цене доступна лишь ограниченному кругу субъектов.

Исключения из правил

При этом перечисленные выше правила не распространяются на следующих субъектов (даже если те подпадают под признаки доминирующих):

  • организации, в которых учредителями выступают только граждане, и выручка за последний год не превышает 400 млн руб. (часть 2.1 статьи 5 ФЗ № 135);
  • ИП, размер выручки которого за последний календарный год меньше 400 млн руб.

Часть 4 статьи 5 ФЗ № 135 также позволяет любой организации представлять в органы ФАС доказательства, которые свидетельствуют о том, что положение компании, несмотря на значительную долю контролируемого рынка, не является доминирующим, то есть конкуренцию на данном рынке не ограничивает.

Процедура фиксации доминирующего положения

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 23 ФЗ № 135, фиксация факта доминирования конкретного хозяйствующего субъекта проводится на основании решения ФАС, которое принимается по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке либо в ходе рассмотрения материалов о нарушении условий конкуренции. Процедура проведения исследования состояния конкуренции на товарном рынке определяется порядком, утвержденным приказом ФАС «Об утверждении…» от 28.04.2010 № 220.

Нормами пункта 1.3 данного порядка установлены основные этапы изучения конкуренции на конкретном рынке, в том числе:

  1. Установление интервала времени для проведения анализа.
  2. Определения продуктовых и географических границ рынка.
  3. Установление круга участников рынка.
  4. Определение методики расчета общего объема рынка и долей в нем отдельных компаний.
  5. Расчет уровня концентрации рынка.
  6. Рассмотрение вопросов о наличии барьеров и препятствий для свободного доступа.
  7. Оценка степени конкуренции на рынке.
  8. Составление аналитических отчетов, по результатам которых принимается решение о доминировании того или иного субъекта.

Субъекты, признанные доминирующими, включается в специальный реестр, основания и порядок ведения которого определены пунктами 1, 2 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 № 896. Реестр доступен для ознакомления на сайте ФАС.

Злоупотребление господствующим положением

Факт существования у организации главенствующего статуса не может рассматриваться как противоправное деяние и возможность использовать рыночную власть в своих целях.

Виды злоупотреблений

  • внесения в договорные условия дискриминирующих неравноценных положений;
  • навязывания невыгодных соглашений либо не касающихся предмета сделки;
  • установления завышенных или заниженных цен;
  • нарушения установленных правил ценообразования.

Судебная практика показывает, что для квалификации противозаконной деятельности монополистов потребуется доказать его исключительное положение, осуществление им действий либо бездействия, которые привели к появлению угрозы ограничения конкуренции, а также ущемлению прав заинтересованных лиц.

Это справедливо, если она превышает размер требуемых для производства и продажи продукции затрат и доходов. Кроме того, доказано, что установленная стоимость превышает цену, сложившуюся в условиях нормального рыночного соперничества с похожим составом покупателей и продавцов, правилами обращения и входа на рынок, государственным регулированием, включая налоговую нагрузку и таможенно-тарифный контроль.

Если же ценник не превышает сформировавшуюся ценовую категорию по итогам конкурентных действий в сопоставимом сегменте экономики, то её нельзя признать монопольно высокой. Поэтому для подтверждения такого факта суд руководствуется превышением анализируемых цен над требуемыми затратами и доходами, а также величиной стоимости, сформировавшейся в регионе в конкурентных условиях.

Ответственность за нарушения

Основными инструментами, используемыми антимонопольными органами для пресечения нарушений, считаются направление предписаний с необходимыми для выполнения требованиями и решениями о наложении санкций, которые можно опротестовать в судебном порядке.

Однако ФАС не вправе возбудить дело помимо указанного предупреждения о запрете, направленного на пресечение навязывания невыгодных торговых условий контрагенту, не связанных с предметом соглашения. Кроме того, предупреждение может быть направлено в связи:

  • с немотивированным уклонением от заключения договорных обязательств с отдельными приобретателями;
  • с необоснованным установлением завышенных тарифов на товар;
  • созданием ущемляющих интересы партнеров условий.

Если по результатам совершенных недобросовестных деяний произойдет недопуск конкурента, притеснение либо изменение конкурентных условий, то субъект может подвергаться штрафу величиной:

  • до 0,15% от суммы прибыли от реализации товара или от суммы затрат на покупку продукции;
  • но не больше 0,02% от общего размера выручки от продажи всей продукции, но не меньше 100 000 рублей.

Больше примеров естественных и искусственно созданных монополий можно найти в сюжете ниже.

Об авторе

Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
  • 2019.01.23Налог на имущество организацийОплата налога на имущество физических лиц через Сбербанк Онлайн
  • 2019.01.22Каталог франшизУсловия и цена открытия ресторана по франшизе Макдональдс в России в 2020 году
  • 2019.01.22ОтпускаПравила расчета отпускных в 2020 году
  • 2019.01.22Постановка ЮЛ на учет в фондахОнлайн-способы узнать свой ИНН по паспорту и фамилии

Формы злоупотребления доминирующим положением на рынке

Часть 1 статьи 10 ФЗ № 135 указывает на следующие формы злоупотребления своим особым положением на рынке:

  1. Установление чрезмерно завышенных либо излишне заниженных монопольных цен на конкретный товар. Определение таких цен содержится в статьях 6 и 7 ФЗ № 135, согласно которым завышенной считается цена, превышающая сумму затрат производителя (продавца), величину прибыли и аналогичную цену, которая сформировалось на другом сопоставимом рынке для данного товара. Соответственно, монопольно низкой ценой является величина, которая не покрывает необходимых расходов (т. е. не обеспечивает достаточную прибыль) и оказывается ниже аналогичных цен на сопоставимых рынках.
  2. Умышленное уменьшение количества товара (изъятие из оборота) в целях повышения на него отпускной цены.
  3. Навязывание своим контрагентам условий, которые не обусловлены требованиями законодательства или обычными для заключения подобных сделок правилами.
  4. Умышленное сокращение (прекращение) производства востребованной на рынке продукции при наличии возможности его производства в условиях рентабельности.
  5. Отказ от сделки либо уклонение от ее заключения, если у доминирующего субъекта имеется возможность производства и поставки конкретного товара.
  6. Установление для разных контрагентов различных цен для поставки конкретного товара при сопоставимых условиях.
  7. Искусственное создание условий, дискриминирующих других участников рынка.
  8. Воспрепятствование в доступе на рынок других организациям (конкурентам) или в выходе из рынка прочим участникам экономических отношений.

***

Подводя итог, остается отметить, что доминирование на рынке само по себе не является неправомерным действием хозяйствующего субъекта. Однако наличие особых преимуществ в силу доминирования создает условия для различных злоупотреблений, на борьбу с которыми и направлено действующее антимонопольное законодательство.

Виды доминирующего положения

В зависимости от количества участвующих лиц господствующий статус может быть нескольких видов.

Индивидуальное

  • транспортировки газо- и нефтепродуктов по трубопроводам;
  • перевозки ж/д транспортом, услуги в терминалах воздушных и морских портов;
  • почтовый сервис и электросвязь;
  • передачи тепловой и электроэнергии;
  • использования инфраструктуры водных путей сообщения, ледокольный проход судов;
  • радиоактивного захоронения;
  • централизованное снабжение водой и ее отведение, структур коммунального хозяйства и прочее.

Достаточным основанием для определения компании доминирующей считается приказ тарифной службы для внесения его в перечень лиц естественного доминирования, в отношении которых проводится госконтроль и регулирование.

Но и его отсутствие в этом реестре не говорит о том, что он не господствует в сфере товарного обращения.

Анализ практики исследования антимонопольными структурами рынков удостоверяет, что существенный размер присутствия компании в основном свидетельствует о наличии исключительного положения в сфере, где установлены барьеры для входа в неё.

Коллективное

Господствующее положение определяется для нескольких субъектов или групп компаний, к которым применимы следующие критерии:

  • общая доля трех предприятий в конкретном сегменте более 50% или пяти компаний – свыше 70%;
  • каждый субъект занимает больше 8% части конкретного сектора экономики;
  • в период до 1 года размеры указанных участников рынка не меняются или имеют малочисленные перемены, а появление новых участников очень затруднено;
  • продаваемая продукция не имеет аналога, рост цены на неё не сопровождается понижением спроса, а сведения о товаре находится в открытом доступе.

Участники коллективного господствующего положения не обременены действиями, связанными с внесением их в соответствующий перечень, не представляют необходимую документацию и не согласовывают с антимонопольной службой разные сделки, но соблюдают требования закона в части злоупотребления своим особым статусом.

Предприятие является монополистом, если у него господствующий статус на рынке продукции, не имеющей заменителей или в секторе взаимозаменяемой продукции. Это дает возможность организациям затруднять появление на рынке новых производителей и диктовать им свои требования.

Организация находится в доминирующем статусе, если его рыночное участие превышает 50%. Но её нельзя признать монополистом при условии, что она сумеет доказать отсутствие доминанты в её деятельности, не смотря на выход из установленных пределов лимита. Если доля предприятия не выше 35%, его нельзя считать монополистом.

Ответственность за злоупотребление

За нарушение хозяйствующим субъектом антимонопольного Закона предусмотрена административная ответственность. Ст. 14. 31 КоАП устанавливает наказание за следующие виды противоправных действий:

  • При злоупотреблении доминирующей позицией, которое приводит к ущемлению интересов других лиц, но при этом не ограничивает или не устраняет конкуренцию, штраф составляет до 20 тыс. рублей с должностного лица, до 1 млн. рублей с организации.
  • Если допущенное нарушение устраняет или ограничивает конкуренцию между участниками рынка, с должностного лица могут взыскать штраф до 50 тыс. рублей либо дисквалифицировать на срок до 3 лет. Для юридического лица размер выплаты составит от 1/100 до 15/100 суммы от реализации товара, в результате продажи которого совершено правонарушение.

Кроме того, за действия, ограничивающие или устраняющие конкуренцию, установлена уголовная ответственность. Ст. 178 УК определяет наказание за умышленный сговор между хозяйствующими субъектами, который причинил крупный ущерб гражданам, юридическим лицам или государству.

За совершение данного преступления виновному назначают:

  • штраф до 500 тыс. рублей;
  • до 3 лет принудительных работ либо лишения свободы. К этому наказанию могут добавить запрет занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью на срок до 1 года.

Читайте: Ответственность за незаконное использование чужого товарного знака

Крупным ущербом в данном случае следует считать сумму свыше 10 млн., особо крупным – более 100 млн. рублей.

В случае, когда преступление совершено с использованием служебного положения или  привело к повреждению либо уничтожению чужого имущества, или причинило особо крупный ущерб, виновным грозит согласно ч. 2 ст. 178:

  • до 5 лет принудительных работ;
  • либо до 6 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн. рублей и одновременным запретом занимать руководящие должности на срок до 3 лет.

Если соучастник сообщит о преступлении добровольно, будет помогать в его раскрытии и возместит ущерб и причиненный вред, то от уголовной ответственности его освободят.

Следит за соблюдением Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба и ее региональные подразделения. Она наделена полномочиями привлекать виновных к административной ответственности и контролировать устранение нарушений.

Если потерпевший понес убытки или ему причинен вред, то спор между хозяйствующими субъектами рассматривает арбитражный суд. В случае необходимости применения к должностному лицу дисквалификации, дело передают на рассмотрение в суд общей юрисдикции.

Главной задачей антимонопольного законодательства РФ является поддержка добросовестной конкуренции. Любые действия, препятствующие свободным отношениям между участниками рыночных отношений, негативно сказываются на обращении товаров и услуг. Поэтому государство ограничивает и строго пресекает попытки хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, злоупотреблять своим преимуществом и создавать условия для того, чтобы ограничить или устранить конкуренцию.

Комментарии к статье 14.31 КоАП РФ, судебная практика применения

О применении положений главы 14 Особенной части КоАП РФ см. п.п. 13-22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

В п.п. 10, 10.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» содержатся следующие разъяснения:

К ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ может быть привлечен любой участник группы лиц, получивший доход

Рассматривая дела о привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.31 — 14.33 КоАП РФ, или об обжаловании постановления антимонопольного органа о привлечении лица к административной ответственности, установленной этими статьями (а равно дела об оспаривании предписания антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, или дела по заявлению антимонопольного органа с требованием о взыскании в федеральный бюджет такого дохода), арбитражные суды должны учитывать, что к административной ответственности может быть привлечен любой участник группы лиц, получивший доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства (предписание может быть выдано, а требование — заявлено любому участнику группы лиц, получившему доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства).

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации… См. подробнее п.п. 10 — 10.2 Постановления Пленума ВАС РФ № 30.

В п. 18 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 года приведена следующая правовая позиция:

Когда назначается минимальный предел санкции по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в размере 100000?

Минимальный предел санкции, установленный частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в размере 100 000 рублей может быть назначен судом только в том случае, когда сумма штрафа при его исчислении окажется меньше указанного размера.

… Как следует из санкции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, размер административного штрафа подлежит исчислению исходя из суммы выручки правонарушителя («оборотный» штраф). При этом минимально установленная санкцией сумма штрафа в размере 100 000 рублей может быть назначена только в том случае, когда определенная расчетным методом сумма штрафа окажется меньше указанного размера (подробнее см. п. 18 Обзора судебной практики).

Понятие конкуренции

Конкуренция является важной составляющей развития коммерции и инициативы, а также способствует качественному распределению ресурсов. Конкурентная борьба компаний перенаправляет их в создание той продукции, в которой заинтересованы покупатели, а соперничество идет за предпочтения потребителей

Для этого не нужен административный ресурс, что увеличивает возможность для роста прибыли.

Доминирующее положение предприятий

Это особенный статус организаций в конкретном сегменте реализации товаров, не имеющих подобной или заменяемой продукции, дающей возможность влиять на условия торгового процесса либо затруднять выход на рынок другим заинтересованным лицам.

Его можно охарактеризовать такими признаками:

  • хозяйствующее лицо может представлять отечественная либо иностранная компания, объединения, общественные союзы, участвующие в коммерческой деятельности и ИП;
  • продукция производится для реализации или мены и может стать товаром, произведенным для индивидуальных нужд;
  • исключительное положение предприятия, позволяющее влиять на состояние конкурентоспособности в конкретном экономическом сегменте.
  • если она составляет не больше 35% – состояние не может считаться исключительным;
  • доля от 35 до 50% – может признаваться господствующим положением. Но этот статус не безусловен, а устанавливается соответствующей антимонопольной организацией, при этом субъект предпринимательства заносится в специализированный Реестр. При появлении злоупотреблений с его стороны будет выявляться факт нарушения прав;
  • если доля свыше 50%, то положение может быть названо господствующим.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.