Муниципальная должность. муниципальный служащий. реестр муниципальных должностей

Алан-э-Дейл       30.04.2022 г.

Понятие и принципы муниципальной службы

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Таким образом, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса муниципальными служащими не являются.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

Основными принципами муниципальной службы являются:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
  • профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
  • стабильность муниципальной службы;
  • доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
  • правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
  • ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • внепартийность муниципальной службы.

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.

Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при определении минимальных местных бюджетов.

Муниципальная служба и государственная гражданская служба тесно связаны между собой. Эта взаимосвязь обеспечивается посредством:

  • единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  • единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  • единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  • соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и членов их семей в случае потери кормильца.

6.2. Муниципальная должность. Муниципальный служащий

Муниципальная
должность

— это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в
соответствии с законом субъекта Федерации, с установленными полномочиями на
решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих
полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в
соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом
обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа и
ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Муниципальные
должности подразделяются на два вида:

1) выборные
муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов
(депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные
лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений
представительного или иного выборного органа местного самоуправления в
отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных
выборов;

2) иные
муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Дискриминация
граждан Российской Федерации в доступе к муниципальной службе запрещена.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям.

На муниципальных
служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о
труде с особенностями, установленными Федеральным законом «Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации».

Муниципальные
должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных
должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской
Федерации.

В реестре
муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены
муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения
исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность,
которые замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора
на срок полномочий указанного лица.

Законами
субъекта Федерации устанавливается соотношение муниципальных должностей
муниципальной службы и государственных должностей государственной службы
Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к
соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

Муниципальным
служащим

является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий
в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с
федеральными и региональными законами, обязанности по муниципальной должности
муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств
местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной
службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности
органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Квалификационные
разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного
экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной
подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к
муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией
муниципальных должностей муниципальной службы.

Квалификационные
разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении
муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы
либо государственные должности государственной службы субъектов Федерации, а
также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы
устанавливаются региональными законами в соответствии с федеральными законами.

Предыдущая

Муниципальная служба

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.

Должности муниципальной службы – должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

В настоящее время в муниципалитетах Ростовской области трудится порядка 11,3 тысячи специалистов, в обязанности которых входит ежедневное решение актуальных вопросов социально-экономического развития муниципальных образований, из них более 10 тысяч человек с высшим образованием.

В 2013 году постановлением Праительства Ростовской области от 25.09.2013 № 602 была утверждена государственная программа Ростовской области «Региональная политика» в рамках которой действует подпрограмма «Развитие муниципального управления и муниципальной службы в Ростовской области, дополнительное профессиональное образование лиц, занятых в системе местного самоуправления».

Основными целями подпрограммы являются:

— совершенствование муниципального управления, повышение его эффективности;

— совершенствование организации муниципальной службы в Ростовской области, повышение эффективности исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

Для достижения данной цели подпрограммой предусмотрено решение следующих задач:

  • совершенствование правовых и организационных основ местного самоуправления, муниципальной службы;
  • повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в области муниципального управления;
  • оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления;
  • обеспечение дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих;
  • развитие системы подготовки кадров для муниципальной службы, дополнительного профессионального образования муниципальных служащих;
  • повышение гражданской активности и заинтересованности населения в осуществлении местного самоуправления;
  • внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности;
  • оптимизация штатной численности муниципальных служащих;
  • повышение престижа муниципальной службы;
  • привлечение на муниципальную службу квалифицированных молодых специалистов, укрепление кадрового потенциала органов местного самоуправления Ростовской области.

В результате реализации подпрограммы ожидается повышение доверия граждан к муниципальным служащим, совершенствование нормативной правовой базы муниципальной службы и механизмов ее реализации, повышение открытости и престижа муниципальной службы, улучшение профессиональной компетентности муниципальных служащих и качественного состава кадров муниципальной службы.

Обязанности

Муниципальная должность предполагает определенную ответственность гражданина. В частности она устанавливается за невыполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей. К ним относят:

  1. Соблюдение конституционных положений, законодательства, устава МО и прочих нормативных актов, а также обеспечивать их исполнение.
  2. Поддерживать квалификационный уровень, необходимый для осуществления своей профессиональной деятельности.
  3. Соблюдать интересы и права организаций и граждан при реализации своих полномочий.
  4. Надлежащим образом выполнять свои обязанности.
  5. Соблюдать распорядок территориального органа власти.
  6. Не разглашать информацию, составляющую тайну, охраняемую федеральным законодательством, и сведения, ставшие известными в связи с исполнением своих обязанностей.
  7. Сообщать о приобретении другого гражданства и отказа от подданства РФ.
  8. Бережно относиться к муниципальному имуществу, в том числе предоставленному для выполнения обязанностей.

Права

Муниципальная должность предполагает наличие ряда возможностей для гражданина, ее замещающего. В частности сотрудники имеют право:

  1. На обеспечение надлежащих организационных и технических условий для выполнения ими своих обязанностей.
  2. Ознакомление с документами, определяющими их полномочия и ответственность.
  3. Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные в законодательстве.
  4. Отдых, обеспечиваемый определением нормальной длительности рабочего времени, предоставлением праздничных и выходных дней, ежегодных отпусков (основного и дополнительных).
  5. Получение материалов и информации, необходимых для реализации своих полномочий.
  6. Внесение предложений, направленных на совершенствование деятельности территориального органа власти.
  7. Доступ в местные органы самоуправления, общественные и прочие организации в установленном порядке.

Общие принципы

В ФЗ № 25 установлены основные положения организации муниципальной службы. Эта профессиональная деятельность базируется на следующих принципах:

  1. Верховенство Конституции, федерального и регионального законодательства над прочими нормативными актами, инструкциями при реализации работниками своих обязанностей и обеспечении их прав.
  2. Приоритет свобод и прав человека и гражданина, непосредственное их действие.
  3. Самостоятельность территориальных органов власти в рамках их полномочий.
  4. Компетентность и профессионализм муниципальных служащих.
  5. Ответственность сотрудников за невыполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
  6. Равный доступ граждан к службе в соответствии с их профессиональной подготовкой и способностями.
  7. Единство требований, предъявляемых к деятельности в РФ, с учетом исторических, культурных и других особенностей территории.
  8. Социальная и правовая защищенность работников.
  9. Внепартийность деятельности.

Ограничения

ФЗ № 25 установлены запреты для муниципального служащего. Гражданин, занимающий пост в территориальном органе власти, не вправе:

  1. Осуществлять иную оплачиваемую деятельность, кроме творческой, научной и педагогической.
  2. Являться депутатом Госдумы, законодательного органа региона и МО, иных выборных структур.
  3. Осуществлять предпринимательскую деятельность как лично, так и через доверенных ему лиц.
  4. Входить в состав органа управления коммерческой компании, если другое не предусматривается законодательством или если ему не поручено в рамках его компетенции участвовать в администрировании этой организации.
  5. Выступать в качестве представителя или поверенного третьих лиц в территориальной структуре, в которой он является служащим или которой подконтролен/непосредственно подчинен.

Законодательство также не допускает использования в нерабочих целях средств материально-технического, информационного и финансового обеспечения, прочего имущества, а также сведений, ставших известными в рамках исполнения своих обязанностей.

Гарантии

Муниципальная должность позволяет гражданину:

  1. Получать для ознакомления кадровые документы о нем до включения их в личное дело, приобщать письменные объяснения и прочие бумаги к этим материалам.
  2. Требовать защиты данных о нем.
  3. Проходить переподготовку, повышать уровень квалификации, продвигаться по карьерной лестнице.
  4. Состоять в профсоюзе.
  5. Заявлять о необходимости проведения служебной проверки.
  6. Получать пенсионное обеспечение в порядке, предусмотренном в федеральном законодательстве.
  7. Защищать свои права и законные интересы, в том числе путем обращения в судебные инстанции.
  8. Получать медицинскую страховку, защиту жизни и здоровья, имущества.

Особенности правового статуса муниципальных служащих

Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:

  • права и обязанности служащих;
  • ограничения и запреты, установленные для местных чиновников;
  • требования к служебному поведению;
  • особенности проведения конкурса на замещение должностей и т.д.

Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.

Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).

А какие запреты установлены для местных чиновников?

Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:

  • заниматься предпринимательской деятельностью (о собственном бизнесе придется забыть);
  • публично высказываться о деятельности местной власти (т.е. критиковать местных чиновников — во всяком случае, публично — вы больше не сможете);
  • принимать звания и награды от иностранных государств без разрешения работодателя;
  • разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;
  • выезжать в командировки за счет средств других лиц (если об оплате командировки договорится сам орган власти, то можно);
  • быть поверенным третьих лиц в органах власти;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без письменного разрешения работодателя (если оплата будет происходить за счет средств иностранных государств) и т.д.

Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).

То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).

Порядок поступления граждан на муниципальную службу

Порядок поступления на муниципальную службу

Порядок поступления граждан на муниципальную службу регламентирован Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: 1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р; 3) паспорт; 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые; 5) документ об образовании; 6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; 7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; 8) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу (учетная форма № 001-ГС/у); 10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 11) характеристику с предыдущего места работы (службы); 12) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Сведения, представленные гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», и оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы. Поступлению на муниципальную службу и назначению на должность муниципальной службы может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений; 3) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу и подтвержденного заключением медицинского учреждения; 4) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 5) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу; 6) непредставления установленных законодательством сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 7) после достижения возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.