Внебюджетные фонды

Алан-э-Дейл       22.01.2023 г.

Классификация фондов

Система государственных внебюджетных фондов предполагает классификацию структур рассматриваемого типа в рамках широкого спектра критериев. Так, например, есть соответствующего типа организации, статус которых зависит от уровня политического управления. Есть, таким образом, фонды федеральные и региональные.

Другой критерий классификации организаций — специфика задач. Есть государственные социальные внебюджетные фонды, а есть те, которые решают преимущественно экономические задачи. Организации могут различаться также и по правовому статусу. Так, есть полностью или частично самостоятельные фонды и структуры, которые посредством того или иного механизма интегрированы в бюджет.

Внебюджетные социальные фонды государства

По значению и размерам к основным социальным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд социального страхования По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Фонд социального страхования подробнее .

Ранее в этот список входил и Государственный фонд занятости населения РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Государственный фонд занятости подробнее , функции которого сейчас выполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее (ПФР).Пенсионный фонд РФ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Пенсионный фонд РФ подробнее можно считать не только одним из самых важных институтов в социальной сфере, но и высшей финансовой федеральной системой в области социального государственного обеспечения населения. Он был официально основан Постановлением Верховного Совета в 1990-м году 22 декабря. Стоит подчеркнуть, что Пенсионный фонд РФ является внебюджетной системой накопления финансов, и средства фонда не подлежат перенаправлению в общий бюджет России. При этом деньги, находящиеся в бюджете, могут использоваться для различных социальных выплат гражданам государства.

Данная государственная организация является независимой и имеет кредитно-финансовую направленность деятельности. Она выполняет функции по сбору и накоплению с работающего населения государства страховых взносов, с целью осуществления пенсионных государственных выплат, а также других социальных выплат для населения страны.

Бюджет Пенсионного фонда РФ пополняется на основании страховых отчислений, поступающих от частных предпринимателей и от населения страны, трудоустроенного официально.

В структуру Пенсионного фонда РФ входит 84 отделения ПФР. В качестве высшего органа выступает Правление Пенсионного фонда РФ, за деятельность которого несет ответственность Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России.

Замечание 1

В мае 2019 года государство объявило о своих планах по подготовке к тому, чтобы придать Пенсионному фонду РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Органы пенсионного фонда РФ подробнее статус публично-правовой компании. Данные действия позволят осуществить переход управления на государство, работодателей и представителей профсоюзов. После такой реорганизации Пенсионный фонд России сможет претендовать на получение дополнительной прибыли за счет поступивших инвестиций.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Данный внебюджетный фонд также является государственным. Он создан с целью финансового обеспечения обслуживания граждан Российской Федерации в области медицины. Создание организации пришлось на 1993 год, а именно на 24 февраля, после того, как было вынесено Постановление Верховного Совета № 4543-I.

Регулирование функционирования фонда предусмотрено положениями Бюджетного кодекса РФ, федерального закона “Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, а также законодательных и нормативных актов.

К основным функциям фонда можно отнести следующие: выровнять условия работы территориально расположенных фондов медицинского страхования в области финансирования различных программ; обеспечить в рамках медицинского обязательного страхования финансирование программ, преследующих конкретные цели; осуществить контроль за использованием финансов обязательного страхования в медицинской сфере только в соответствии с поставленными целями.

Фонд социального страхования (ФСС). Данная организация является кредитно-финансовым, специализированным учреждением, имеющим в качестве назначения управление денежными средствами в области социального страхования. Фонд носит государственный характер.

К главным задачам Фонда социального страхования относятся следующие:

  • обеспечить для граждан предоставление пособий на реабилитацию, лечение, оздоровление за счет государства;
  • участвовать в процессе создания и дальнейшей реализации программ государства по охране здоровья граждан страны;
  • осуществлять обеспечивающие устойчивость Фонда социального страхования в области финансов меры;
  • организовывать работу по повышению квалификации и подготовке специалистов;
  • сотрудничать с другими фондами.

Уплата взносов. Отчетность по страховым взносам

Уплата взносов работодателями

Уплата страховых взносов с выплат физическим лицам предполагает, что в течение расчетного периода (года) необходимо исчислять и платить взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

По итогам каждого отчетного периода — I квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года — нужно подвести итоги по уплате страховых взносов: заполнить и сдать расчеты по начисленным и уплаченным взносам за эти периоды.

При этом, вести учет начисленных выплат и взносов нужно по каждому работнику.

Ежемесячный обязательный платеж уплачивается с 2017 года в ИФНС за всех работников общей суммой (кроме взноса в ФСС). Суммы ежемесячных обязательных платежей необходимо перечислять в рублях и копейках.

Ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам нужно уплачивать не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. Если последний день уплаты выпадет на нерабочий день, крайним сроком платежа будет следующий рабочий день.

Отчетность по страховым взносам

С 1 января 2017 года вступили в силу новые правила, по которым сдается отчетность по страховым взносам.

Начиная с 1 квартала 2017 года надо сдавать в свою налоговую новый единый расчет по страховым взносам. Он объединяет в себе данные сразу из четырех отчетов в фонды: РСВ-1 ПФР, 4 — ФСС, РСВ-2 ПФР и РВ-3 ПФР. Расчет, формат и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@.

Важно! Сроки сдачи расчета изменились.

Расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование нужно представлять в налоговый орган раз в квартал не позже 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Новшество связано с тем, что НК РФ дополнен положениями о взимании страховых взносов (кроме взносов на травматизм).

Из разъяснения ФСС следует, что расчет нужно подавать за периоды, начинающиеся не ранее 1 января 2017 года. Отчетность по взносам, в том числе уточненная, за более ранние периоды сдается по старым правилам. Они таковы: электронную 4-ФСС нужно представить в территориальный орган ФСС не позднее 25-го числа, бумажную — не позже 20-го числа месяца после отчетного периода. РСВ-1 в электронном виде следует направить в территориальный орган ПФР не позднее 20-го числа, в бумажном — не позже 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Крайний срок уплаты взносов остался прежним — 15-е число месяца, следующего после месяца, за который они начислены.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

Обратите внимание! За несвоевременную сдачу расчета по взносам проверяющие штрафуют по ст. 119 Налогового кодекса РФ, минимальный штраф — 1 000 рублей.

Эволюция бюджетных и внебюджетных фондов

Если рассматривать в историческом аспекте процесс формирования фондов, то мы увидим, что изначально возникали внебюджетные фонды. Их количество варьировало. С развитием и укреплением централизованных государств, происходило объединение определенных финансовых объединений и формирование единого бюджета.

В настоящее время вновь возродилась необходимость во внебюджетных фондах. Причина заключается в децентрализации власти, повышение роли местного самоуправления. Поэтому, все внебюджетные фонды, действуя в рамках нынешнего законодательства, решают важные экономические проблемы общегосударственного и регионального уровней.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд действует на основании Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого фонда перед застрахованными лицами.

Современная пенсионная система основывалась на следующих страховых идеях:

  • каждый гражданин, работающий по найму, подлежит обязательному пенсионному страхованию независимо от его воли и воли работодателя;
  • все условия и нормы уплаты страховых взносов, условия и нормы пенсионного обеспечения определяются законом и не могут меняться по соглашению сторон трудового договора, по воле Президента РФ или решениями Правительства РФ;
  • реальный уровень пенсий находится в неразрывной связи со страховым стажем и размером заработка, из расчета которого уплачиваются страховые взносы;
  • средства обязательного пенсионного страхования неприкосновенны, не могут изыматься даже временно и расходоваться на иные цели.

Как и любой другой денежный фонд, пенсионный фонд выполняет аккумулирующую, распределительную и контрольную функции – это:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;
  • капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • финансирование выплаты пенсии, а также других расходов в соответствии с назначением фонда;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств.

Средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет составляется на финансовый год, при этом устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда является консолидированным.

Бюджет Пенсионного фонда и отчет о его исполнении ежегодно утверждаются федеральными законами.

Доходы бюджета Пенсионного фонда:

  • страховые взносы (единый социальный налог);
  • средства федерального бюджета;
  • суммы пеней и иных финансовых санкций;
  • доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  • добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Расходы бюджета Пенсионного фонда:

  • выплата страховой и накопительной частей трудовых пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;
  • доставка пенсий;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности самого фонда;
  • выплата базовой части трудовых пенсий (за счет средств Федерального бюджета);
  • выплата пенсий по государственному социальному обеспечению (за счет средств федерального бюджета) — за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;
  • дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Изменение средств пенсионного фонда можно представить в виде баланса

ДСк = ДСн + ПДС – ИДС , (5)
где ДСк — остаток денежных средств на конец года; ДСн — остаток денежных средств на начало периода; ПДС — сумма поступивших денежных средств в течение года; ИДС — сумма израсходованных денежных средств в течение года.

Основой формирования Пенсионного фонда является единый социальный налог. Единый социальный налог в части, поступающей в Пенсионный фонд, делится на две части:

  • федеральный бюджет;
  • бюджет Пенсионного фонда.

Средства, поступающие в федеральный бюджет, предназначены для выплаты базовой части трудовой пенсии и государственного пенсионного обеспечения.

Средства, поступающие в пенсионный фонд, используются для выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Если образуется профицит бюджета пенсионного фонда, то создается резерв с целью обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.

Контроль за использованием средств бюджета пенсионного фонда осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика.

Доходы ПФР

За счет каких финансовых источников функционирует ПФР? С законодательной точки зрения механизмы получения Пенсионным фондом доходов определены в Налоговом кодексе и иных релевантных правовых актах.

Основные источники выручки ПФР, согласно установленным в законах РФ нормам:

— страховые взносы во внебюджетные фонды, перечисляемые работодателями и индивидуальными предпринимателями;

— ассигнования из государственного бюджета, направленные на выплату пенсий, а также с целью их индексации;

— добровольные взносы граждан и организаций.

Рассмотрим теперь структуру расходов ПФР.

Комментарий к Ст. 145 Бюджетного кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 11 комментируемого Кодекса правовой формой государственных внебюджетных фондов Российской Федерации является федеральный закон.

Бюджетный процесс применительно к государственным внебюджетным фондам РФ включает в себя пять основных стадий:

— составление проекта бюджета государственного внебюджетного фонда;

— представление проекта бюджета государственного внебюджетного фонда;

— рассмотрение и утверждение бюджета государственного внебюджетного фонда;

исполнение бюджета государственного внебюджетного фонда;

— составление, представление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда.

Комментируемая статья регулирует отношения, складывающиеся в рамках первых трех стадий.

2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет, что проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год (см. комментарий к ст. ст. 181 и 182 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, комментируемая статья разграничивает полномочия по составлению и представлению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов между органами управления таких фондов и Правительством РФ соответственно.

3. Далее комментируемая статья устанавливает, что бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием таких законов.

Здесь к положениям комментируемой статьи необходимо добавить то, что самостоятельному утверждению на уровне субъектов РФ подлежат только бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которые обладают значительной автономией в отношениях с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Иные же государственные внебюджетные фонды на уровне субъектов РФ имеют только территориальные отделения, которые не имеют собственных бюджетов.

Переход от ранее действовавшей системы пенсионного обеспечения к системе обязательного пенсионного страхования, связанный с принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», несколько изменил значение самого бюджета Пенсионного фонда РФ, а следовательно, и факта его утверждения Федеральным Собранием РФ. Теперь бюджет Пенсионного фонда РФ признается консолидированным (ст. 16 названного Закона), а следовательно, факт утверждения данного бюджета носит в большей степени информирующий характер.

Статус фондов

Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур — самостоятельное юридическое лицо. В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России. То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь — государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти — правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью. В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей. Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств.

Однако фонды наделены также полномочиями, отражающими широкий круг возможностей для самостоятельной деятельности. Так, в частности, ПФР, ФСС и ФОМС могут в достаточной мере независимом порядке решать вопросы, связанные с оперативным руководством, а также управлением финансовыми ресурсами. Фонды утверждают внутренние бюджеты, сметы различных расходов, нанимают в штат компетентных специалистов. При этом в некоторых случаях в структурах управления фондами могут присутствовать представители органов государственной власти.

Фонд социального страхования

Фонд социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, предназначенный для выплаты пособий, финансирования санаторно-курортного обслуживания трудящихся, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов трудящихся и распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезе.

В соответствии с Положением о фонде социального страхования основными его задачами являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости фонда, в том числе создание резерва;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

Этот фонд предназначен для обеспечения целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций, которые можно объединить в две группы:

  • I группа включает социальную помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период — на цели санитарно-курортного обслуживания трудящихся и членов их семей, а также санитарно-курортное лечение и оздоровление граждан и их детей;
  • II группа охватывает все виды социальной помощи семьям, имеющим детей.

Основными источниками средств фонда являются:

  • единый социальный налог;
  • страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний;
  • средства федерального бюджета;
  • остаток средств на начало конкретного финансового года;
  • прочие поступления.

Средства фонда расходуются на следующие цели:

  • выплата пособий по временной нетрудоспособности;
  • санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей;
  • финансирование научно-исследовательских работ по охране труда;
  • страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний;
  • дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • организация и ведение единой информационной системы социального страхования;
  • возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
  • оздоровление граждан;
  • выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;
  • оздоровление детей;
  • расходы на содержание самих учреждений фонда;
  • остаток средств на конец конкретного финансового года;
  • капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений фонда;

Схематично процесс формирования и использовании средств фонда можно представить следующим образом (рис. 9.1)

Размер страховых взносов предприятий и организаций в фонд социального страхования исчисляется как произведение установленного процента (тарифа) на фонд заработной платы рабочих и служащих.

Тарифы страховых взносов устанавливаются правительством на определенный срок по каждому профессиональному союзу, при этом учитываются условия труда и состав работников.

Специальные тарифы устанавливаются для страхователей, использующих труд привлеченных лиц, а также для религиозных организаций, если трудовой договор с работниками заключен при участии профсоюзов.

Понятие и правовые формы расходов. государственных внебюджетных фондов

Расходы государственных внебюджетных фондов — это денежные средства, выделяемые из бюджетов государственных внебюджетных фондов на цели, определенные законодательством РФ и субъектов РФ, регламентирующим их деятельность. Совокупность правовых норм, регулирующих порядок осуществления расходов из государственных внебюджетных фондов, образует правовой институт. Правовой институт расходов государственных внебюджетных фондов входит составной частью в раздел финансового права «государственные и муниципальные расходы».

В настоящее время правовой режим расходов государственных внебюджетных фондов определен, главным образом, постановлениями Правительства РФ, а также приказами и инструкциями федерального Фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ. Однако в ближайшее время во исполнение п. 2 ст. 143 БК РФ должен быть принят федеральный закон о государственных внебюджетных фондах, который, в частности, определит правовой режим расходования средств государственных внебюджетных фондов.

Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются путем финансирования, т.е. путем безвозвратного и безвозмездного выделения финансовых ресурсов тем субъектам, с рыми непосредственно работает тот или иной фонд. Однако финансирование из государственных внебюджетных фондов производится в двух формах: форме прямого финансирования; б) в форме финансирования путем зачета.

Прямое финансирование — это реальное выделение денежных средств на условиях безвозвратности и безвозмездности конкретным получателям этих средств.

Финансирование из государственных внебюджетных фондов путем зачета — это осуществление организацией (страхователем) расходов в счет начисленных предстоящих платежей (единого социального налога, страховых взносов на обязательное социальное страхование) в эти фонды.

При прямом финансировании осуществляется реальное движение финансовых ресурсов из государственного внебюджетного фонда получателю этих средств, а при финансировании путем зачета реального движения финансовых ресурсов не происходит. Здесь получатель средств из государственного внебюджетного фонда просто уменьшает сумму начисленных им предстоящих платежей в эти фонды на суммы предстоящих социальных выплат, т.е. своих расходов.

Расходование средств путем прямого финансирования осуществляется из Пенсионного фонда РФ, фондов обязательного медицинского страхования, а также, в ряде случаев, Фонда социального страхования РФ. Расходование средств путем зачетного финансирования производится из Фонда социального страхования.

Учитывая тот факт, что исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ (ст. 148 БК РФ), последнее непосредственно перечисляет средства со счетов Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования, открытых в Федеральном казначействе РФ.

Сохранность денежных средств в системе обязательного социального страхования и ее стабильность

Законодательно сохранность денежных средств обязательного социального страхования и стабильность всей системы гарантируются рядом нормативных требований, установлений и запретов.

Во-первых, средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, а страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Во-вторых, есть ряд требований, предъявляемых к хранению денежных средств обязательного социального страхования. Государственные внебюджетные фонды, территориальные фонды ОМС обязаны хранить эти средства на счетах в учреждениях Центрального банка РФ. При отсутствии таких учреждений на обслуживаемой территории или невозможности выполнения ими этих функций — на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых страховщиками на конкурсной основе.

Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

В-третьих, установлены государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования. К ним относятся: а) возможность финансирования бюджетов страховщиков межбюджетными трансфертами из федерального бюджета, б) ограничения, накладываемые на вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования (только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доходность).

В-четвертых, денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

В-пятых, отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания РФ

Правительством РФ и утверждаются федеральными законами.

В-шестых, в системе обязательного социального страхования предусмотрена возможность контроля как со стороны специальных уполномоченных государственных органов, так и со стороны профсоюзов.

В-седьмых, нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем надо отметить, что наказывается не только нецелевое расходование, но и ряд других правонарушений, подрывающих стабильность системы обязательного социального страхования. К этим правонарушениям относятся:

— в соответствии с КоАП РФ:

  1. нарушение кредитной организацией установленного срока исполнения поручения плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, а равно поручения органа государственного внебюджетного фонда, контролирующего исчисление, полноту и своевременность уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, по перечислению страховых взносов, пеней, штрафов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда;
  2. нарушение страхователями установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов;
  3. нарушение установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления сведений в органы государственных внебюджетных фондов;
  4. сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

— в соответствии с УК РФ:

  1. неисполнение обязанностей налогового агента;
  2. нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.

показать содержание

Бюджетные и внебюджетные организации

Бюджетный фонд — это основная финансовая система государства, которая направлена на обеспечение общественных потребностей. В понятие бюджета входят также целевые бюджетные фонды, они используются для конкретных целей и не могут быть направлены на другие цели, не соответствующие назначению.

Несмотря на похожий характер, между целевыми бюджетными и внебюджетными фондами существует ряд различий:

  1. Основное отличие состоит в том, что бюджетные фонды входят в состав бюджета, а ВБФ не входят, поэтому и называются так.
  2. Бюджет ВБФ устанавливается отдельным законом на год, а объем финансов целевых бюджетных фондов регламентируется законом о бюджете на год.
  3. ВБФ создаются в основном для решения социальных вопросов, а бюджетные имеют более узкое направление (развитие регионов, покрытие затрат, восполнение ресурсов и т. д. ).
  4. ВБФ создают на более длительный срок, нежели бюджетные.

Государственные бюджетные и внебюджетные фонды — это важное звено в системе финансов государства. Они дают возможность решать задачи, стоящие перед правительством, которые требуют немалых финансовых вливаний

Эти фонды рассматриваются как единое финансовое состояние, которое может помочь улучшить состояние экономики государства. Для этого важно с умом расходовать их средства.

Экономические внебюджетные фонды

В эту группу входят фонды, созданные для финансирования программ экономического развития государства. Учитывая интересы регионов, местные органы власти создают территориальные внебюджетные отраслевые фонды.

  1. Федеральный и региональные дорожные фонды финансируют проекты по развитию дорожно-транспортной системы субъектов Федерации.
  2. Инвестиционные фонды через субсидии и льготные кредиты финансируют государственные и частные компании, чья деятельность направлена на усиление экономической мощи страны.
  3. Для финансирования изысканий в крупных научных и промышленных центрах создаются научно-исследовательские фонды.
  4. Банковская система может организовывать специализированные кредитные фонды, которые выделяют свои средства на условиях возврата и уплаты процентов тем организациям, которые работают над выполнением государственных заказов.

Основы ВБФ

Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.

В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.

Отчисления во внебюджетные фонды:

  • налоги;
  • субсидии;
  • налог на доход от юридических лиц;
  • коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
  • неиспользованные средства бюджета;
  • займы и кредиты банков;
  • иные виды доходов.

ВБФ выполняют две основные функции:

  1. Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
  2. Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.

Финансово-правовой режим ФФОМС

Определение 10

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) организован для финансового обеспечения медицинского обслуживания российских граждан по программе обязательного медицинского страхования.

Замечание 3

ФФОМС является государственной некоммерческой организацией, имеющий статус финансово-кредитного учреждения. ФФОМС отчитывается перед Правительством РФ.

ФФОМС создавался для решения следующих задач:

  • внесение предложений и реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования;
  • проектирование и реализация мероприятий, призванных обеспечить финансовую стабильность системы обязательного медицинского страхования;
  • помощь в реализации равномерного распределения и повышения качества оказываемых гражданам РФ медицинских услуг.

Денежный фонд ФФОМС образуется из следующих источников:

  1. Часть из налоговых поступлений, распределяемых Федеральным казначейством между органами бюджетной системы РФ, в которую входят следующие виды налогов:
    • налог с организаций и предпринимателей, выбравших применение упрощенной системы налогообложения – 0,5%;
    • налог, величина которого складывается из стоимости патента в связи с использованием упрощенной системы уплаты налогов – 0,5%;
    • минимальный налог с организаций и предпринимателей, использующих упрощенную систему уплаты налогов – 2%;
    • единый налог на вмененный доход (ЕНВД), касающихся некоторых видов деятельности – 0,5%;
    • единый налог для занимающихся сельским хозяйством – 0,2%.
  2. Прочие источники:
    • пени и штрафы по уплатам в пользу Федерального фонда медицинского страхования;
    • доходы от финансовых операций со свободными денежными средствами, находящимися под управлением ФСС;
    • штрафы и санкции, взимаемые в качестве возмещения ущерба;
    • безвозмездные взносы.
  3. Передача финансов из федерального бюджета.
  4. Прочие источники.

Чтобы защитить денежные средства фонда от инфляции, временно свободные финансовые средства размещаются в банковских депозитах, а также инвестируются в высоконадежные государственные ценные бумаги. Прибыль от данных операций может быть использован только для целей ФФОМС, касающихся финансового обеспечения обязательного медицинского страхования российских граждан.

Деятельность ФФОМС в области управления денежными средствами контролируется ревизионной комиссией, а также подвергается ежегодному аудиту. Результаты аудиторской проверки передаются Правительству РФ на рассмотрение.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.