Статья 41. виды доходов бюджетов

Алан-э-Дейл       26.07.2022 г.

Госбюджет РФ

Государственный бюджет РФ, статистика за период 2007-2018 годов (данные единого портала бюджетной системы РФ): год / фактические доходы в трлн. руб. / фактические расходы в трлн. руб. / дефицит или профицит в %

2007 — доходы 7,781 млрд. руб. / расходы 5,987 = +23,06%;

2008 — 9,276 / 7,567 = +18,43%;

2009 — 7,338 / 9,637 = -31,33%;

2010 — 8,305 / 10,116 = -21,80%;

2011 — 11,368 / 10,926 = +3,89%;

2012 — 12,856 / 12,895 = -0,3%;

2013 — 13,020 / 13,343 = -2,48%;

2014 — 14,497 / 14,832 = -2,31%;

2015 — 13,659 / 15,620 = -14,35%;

2016 — 13,460 / 16,416 = -21,96%;

2017 — 15,089 / 16,420 = -8,82%;

2018 — 19,454 / 16,713 = +14,09%.

За разработку госбюджета РФ отвечает правительство РФ, а Госдума утверждает смету за 3 шага:

1. Первое чтение — утверждение основных параметров бюджета.

2. Второе чтение — утверждение бюджета по разделам.

3. Третье чтение — утверждение бюджета по подразделам.

Структура доходов и расходов бюджета РФ на примере 2018 года:

Основные доходы государственного бюджета России (в %):

24% — доходы нефтегазового сектора (продажа природного газа, нефти URALS, бензина, дизеля и др.);

20% — страховые взносы;

16% — НДС;

11% — налог на прибыль;

10% — налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4% — акцизы;

2% — ввозные пошлины.

Основные расходы государственного бюджета России (в %):

35% — социальная сфера;

15% — оборона и безопасность;

11% — образование;

10% — здравоохранение.

Комментарий к Ст. 56 Бюджетного кодекса РФ

Основная доля доходов региональных бюджетов приходится на налоговые поступления.

К налоговым доходам региональных бюджетов относятся:

1) собственные налоговые доходы субъектов Российской Федерации;

2) отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты.

Собственные налоговые доходы региона — это налоговые доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за бюджетом субъекта Российской Федерации.

Источниками собственных налоговых доходов являются региональные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ региональными признаются налоги и сборы:

— устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации;

— вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации;

— обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам и сборам отнесены:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем региональных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона от 27 декабря 1991 года N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах»). В настоящее время продолжает действовать статья 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с которой перечень региональных налогов и сборов составляют:

1) налог на имущество предприятий;

2) лесной доход;

3) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

4) налог с продаж;

5) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Пропорции распределения собственных налоговых доходов субъекта Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются:

а) законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;

б) Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Помимо собственных налоговых доходов, источниками формирования налоговых доходов региональных бюджетов являются отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты. Нормативы такого распределения определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, например, в приложении 2 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год» содержатся нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2002 год.

Доходы от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам, не относятся к налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

ТОП-10 стран с самым большим бюджетом

У каких стран самый большой бюджет?

Десятка государств, имеющих самый большой госбюджет (в $ млрд., 2019 год):

1. США — 3422.

2. Китай — 2948.

3. Германия — 1334.

4. Франция — 1252.

5. Великобритания — 1066.

6. Япония — 933.

7. Италия — 845.

8. Бразилия — 616.

9. Канада — 550.

10. Австралия — 445.

15. Россия — 304.

57. Украина — 39.

60. Казахстан — 36.

Как видим, только 5 стран имеют бюджет, превышающий триллион американских долларов. За исключением Китая, все остальные — близкие политические и военные союзники США. Впрочем, как и во всей первой десятке. Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада — партнеры по НАТО. Япония имеет статус ключевого военного союзника США вне НАТО, Австралия давний партнер, да и с Бразилией устанавливаются тесные контакты.

Обучение трейдингу в Академии Masterforex-V

Для понимания логики финансового рынка и получения стабильного заработка на нем необходимы теоретические и практические навыки. Академия Masterforex-V обеспечивает качественное обучение трейдингу.

Ознакомьтесь с рядом авторских работам в открытом доступе:

  • ;
  • Торговая стратегия Билла Вильямса или как за год увеличить торговый депозит в 20 раз?
  • Masterforex-V: Точки безошибочного для трейдера открытия сделок по форексу;
  • Чарльз Доу: теория теханализа и ноу-хау Masterforex-V;
  • Беспроигрышные счета трейдеров Masterforex-V и их стратегии.

Кликните на ссылку снизу и начните свое обучение прямо сейчас!

Доходы бюджета от пользования имуществом

Доходы бюджетов от использования имущества, которым владеет государство или муниципалитет:

  • доходы, которые были получены в качестве платы за аренду или другой платы за то, что было передано в возмездное пользование государственное и муниципальное имущество, исключая имущество бюджетного и автономного учреждения, а также имущество государственного и муниципального унитарного предприятия, включая казенные;
  • денежные средства, которые были получены в виде процентов на остаток бюджетных средств на счете Центрального Банка Российской Федерации и кредитных организаций;
  • доходы, которые были получены за счет передачи имущества, которым владеет государство или муниципалитет (исключая имущество бюджетного и автономного учреждений, имущество государственноо и муниципального унитарного предприятий, включая казенные, и имущество, которое было передано в доверительное управление юридического лица, созданного на основании организационно-правовой формы государственной компании) в залог или доверительное управление;
  • доход от платы за использование бюджетных кредитов;
  • доход как прибыль, приходящаяся на долю уставного (складочного) капитала хозяйственного товарищества или общества, дивидендов от акций, которые принадлежат РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям, исключая случаи, которые установлены на основании федеральных законов;
  • часть прибыли от государственного или муниципального унитарного предприятия, которая остается после того, как были уплачены все налоги и обязательные платежи;
  • иные доходы, предусмотренные на основании законодательства Российской Федерации от пользования имуществом, которое находится в государственной или муниципальной собственности, исключая имуществом бюджетных или автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, включая казенные.

Замечание 2

Один из основных источников неналогового дохода – это поступления от продаж и пользования имуществом, которым владеет государство или муниципалитет.

Неналоговые доходы от продажи имущества, которым владеет государство или муниципалитет, могут образовываться на основании средств возмездного отчуждения имущества, которое находится во владении РФ, ее субъектов, муниципального образования в собственность физического или юридического лица, на основании 1 статьи Федерального закона от 21.12.2001 под номером 178-Ф3 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Доход от платных услуг, которые оказываются в лице казенных учреждений. На основании 161 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляется, что казенные учреждения могут заниматься деятельностью, которая приносит доход, исключительно если данное право предусмотрено на основании его учредительного документа. Доходы, которые получают в результате осуществления указанной деятельности, далее идут в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Казенным учреждением осуществляются операции по бюджетным средствами через лицевые счета, которые были открыты им на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Определение 1

К доходам от платных услуг, которые оказываются в лице бюджетных учреждений могут относиться: плата за предоставленную информацию из единого государственного реестра налогоплательщиков; плата за то, чтобы были рассмотрены ходатайства, которые предусмотрены на основании антимонопольного законодательства; плата за предоставленные сведения, которые содержаться в Едином госреестре юридических лиц и Едином государственном реестре ИП; плата за оказание РФ услуг, другие виды платных услуг.

Другой комментарий к статье 41 Бюджетного Кодекса РФ

Статья представлена в новой редакции.

К доходам от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах относятся:

— согласно ст. 13 НК РФ, такие федеральные налоги и сборы, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина;

— согласно ст. 14 НК РФ, такие региональные налоги, как налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;

— согласно ст. 15 НК РФ, такие местные налоги, как земельный налог и налог на имущество физических лиц;

— согласно ст. 18 НК РФ, такие специальные налоговые режимы, как система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Перечень неналоговых доходов, установленных п. 3 ст. 41 БК РФ, является не исчерпывающим и должен быть дополнен неналоговыми доходами, установленными ст. 51, 57 и 62 БК РФ (неналоговые доходы федерального, региональных и местных бюджетов).

К безвозмездным поступлениям относятся соответственно дотации, субвенции, субсидии и иные трансферты из других бюджетов бюджетной системы. В отличие от прежней новая редакция БК РФ не содержит в ст. 6 определение указанных финансовых потоков, поскольку в соответствующих главах и статьях БК РФ они используются применительно к конкретным видам бюджетных ассигнований.

Вместе с тем, исходя из смысла нового бюджетного законодательства (например, ст. 129 — 142.4), общее содержание этих понятий остается прежним, а именно:

— дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе;

— субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

— субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу, на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

  1. Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
  2. Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
  3. Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

  • имущественный налог организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;
  • лицензионные сборы и пошлины.

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на землю;
  • на содержание жилищного фонда;
  • на рекламу.

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход

Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Анализ

Среди наиболее распространенных методов прогнозирования и планирования бюджета следует отметить способы:

  • экономического анализа;
  • математического моделирования;
  • экстраполяции;
  • балансовый;
  • индексный и проч.

Экономический анализ выступает в качестве неотъемлемого элемента процесса прогнозирования и планирования. Он реализуется как на микро-, так и на макроуровне. В ходе анализа применяется системный подход. Ключевой структурой выступает хозяйство и его части. Суть метода заключается в том, что определенный процесс либо явление разделяется на составные компоненты, после чего выявляется взаимосвязь и воздействие каждого элемента друг на друга и на развитие экономики.

Анализ способствует раскрытию сути процесса, установлению закономерности изменений в плановом периоде. Он позволяет оценить имеющиеся возможности и варианты достижения целей. Невозможно прогнозировать расходы без анализа исполнения бюджета. Он дает возможность установить степень реализации показателей за прошедший период.

На стадии формирования статей основной упор делается на обнаружение резервов увеличения доходной части. В этой связи анализу подвергается деятельность всех органов власти. В его рамках проверяется, насколько эффективно используется государственная или муниципальная собственность, своевременность и полнота обязательных отчислений и проч. Все это способствует определению наиболее результативных направлений деятельности уполномоченных органов, выявлению недочетов и ошибок в работе.

Доходы и расходы бюджета

Доходы

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).

Состав доходов бюджета:

  • Налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.
  • Неналоговые доходы: доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).

Расходы

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.

Расходы:

  • Государственное и муниципальное управление;
  • Национальная оборона;
  • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  • Поддержка отраслей материального производства;
  • Научно-технический прогресс (НТП);
  • Социальная защита населения;
  • Охрана окружающей среды и природных ресурсов;
  • Обслуживание и погашение государственных долгов.

В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:

  • Текущие — обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;
  • Капитальные — обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).

Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.

Доходы территориальных бюджетов

Делятся на два вида:

  • Собственные — виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;
  • Регулирующие — федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

К регулирующим доходам относятся:

  • Трансферты — средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;
  • Дотации — средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;
  • Субвенция — средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;
  • Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.

Доходы федерального бюджета

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) – по нормативу 100 %;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ;
  • налога на добавленную стоимость;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию;
  • акцизов на табачную продукцию;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 40 %;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам);
  • водного налога;
  • единого социального налога по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты).

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, – после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • прочих лицензионных сборов;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов;
  • платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;
  • платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий;
  • платы за пользование водными объектами;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • консульских сборов;
  • патентных пошлин;
  • платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей – по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Зачем нужно знание бюджета

Данные государственного бюджета — на что тратит государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер — один из показателей, принимаемый аналитиками для оценки экономического состояния государства.

Эти сведения необходимы:

  • политикам и чиновникам у власти, чтобы пояснять избирателям, на что они тратят казенные, т.е. принадлежащие всему народу, деньги;
  • для Центрального банка, чтобы повышать или понижать ключевую ставку, которая влияет на размер кредитов для населения и бизнеса, а значит и ставку по сберегательным и депозитным счетам (подробнее см. таблицу );
  • для валютного рынка (форекс и биржи) — ведь страна с высоким дефицитом бюджета начнет тратить ЗВР, а это может спровоцировать девальвацию национальной валюты к доллару США, евро, британскому фунту, иене, швейцарскому франку и другим мировым резервным валютам, стать причиной медвежьего тренда и высокой волатильности;
  • для финансовых доноров (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и др.), которые могут предоставить кредит при соблюдении просителем встречных условий (подробнее: );
  • для фондового рынка — не нужно ли пересмотреть котировки основных национальных ценных бумаг и деривативов;
  • для инвесторов и акционеров — доходность их инвестиций в USD и EUR может измениться из-за девальвации национальных фиатных денег;
  • инвестиционных фондов, частных инвестиций, всевозможных инвестиционных портфелей, фондов доверительного управления (ДУ), биржевых фондов (ETF), ПИФов, хедж фондов, поскольку возрастает риск оттока капитала (финансовых активов и квазиденег).

При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов (чем ниже кредитный рейтинг, тем выше проценты, но и риски невыплаты), фондовых индексов, обыкновенных акций и «префов» ведущих отечественных компаний («голубых фишек»), депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже (подробнее см. таблицу );

Т.е. показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и др. перспектив той или иной страны. Эти данные необходимы трейдерам и инвесторам для комплексного фундаментального анализа.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.