Статья 801 гк рф. договор транспортной экспедиции

Алан-э-Дейл       08.05.2022 г.

Оглавление

Содержание договора

В Гражданском Кодексе прописано, что экспедитор на основе заключенных договорных отношениях за счет заказчика организует качественное выполнение услуг, которые связаны с перевозкой того или иного груза.

Обычно текст стандартного договора на оказание экспедиторских услуг состоит из нескольких пунктов, основными из которых являются:

  • предмет договора;
  • условия грузоперевозки, где обычно прописывают основные характеристики груза;
  • права обеих сторон;
  • обязанности обеих сторон;
  • порядок проведения расчетов;
  • претензии;
  • реквизиты сторон.

Если сторонам договора кажется, что данных пунктов недостаточно, то можно внести дополнительные пункты. В договоре экспедиторы достаточно часто включают пункт о том, что за компанией закрепляется право не отдавать груз получателю, пока услуга не будет оплачена в полном объеме.

Договор аренды транспортного средства с экипажем

  Договор аренды транспортного средства с экипажем (Скачать образец)     Пример подготовки договора аренды транспортного средства с экипажем (Скачать)

По этому транспортному договору арендатор получает от арендодателя транспортное средство и услуги по его управлению и технической эксплуатации. Идентифицировать передаваемый транспорт надо так же подробно, как мы рассмотрели выше.

В целом, договор аренды транспорта с экипажем мало чем отличается от обычного договора аренды транспорта. Дополнительные условия касаются описания оказываемой услуги по управлению и эксплуатации транспортом.

Предмет договора должен включать в себя два обязательства арендодателя:

  • передачу транспортного средства во временное владение и пользование;
  • оказание услуги по управлению и эксплуатации транспортом.

Отсутствие одного из обязательств приведет к переквалификации договора – в обычный договор аренды транспорта или в договор возмездного оказанию услуг по управлению им. Рекомендуем прописывать в тексте договора условие об экипаже (состав, квалификацию, водительский стаж, категорию прав), хотя оно и не является существенным.

Обратите внимание: члены экипажа остаются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, но только в части управления и технической эксплуатации транспорта. Что касается коммерческой эксплуатации транспорта (например, графика пассажирских перевозок), то экипаж здесь должен подчиняться распоряжениям арендатора

Особенностью этого транспортного договора будет указание арендной платы, состоящей из двух частей: за предоставление транспорта и за оказание услуг по его управлению и технической эксплуатации. Можно указать и одну сумму, но при этом уточнить, что в арендную плату включена стоимость услуги по управлению.

Дополнительно арендодатель может предложить арендатору другие услуги:

  • организацию питания и обслуживания пассажиров;
  • услуги гида или переводчика;
  • проведение видео и фотосъемки на протяжении маршрута;
  • организацию спутниковой связи и др.

Стоимость таких услуг тоже может быть включена в арендную плату или оплачиваться отдельно.

Срок погрузки и доставки

В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.

Пример:

Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.

За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.

Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.

Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.

Смешанный договор с экспедитором на перевозку грузов

Главные обязанности перевозчика:

  • соблюсти сроки доставки;
  • сохранить груз;
  • выдать товар получателю в конечном пункте.

Ключевой обязанностью экспедитора является услуга по организации перевозки груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Если в тексте не будет прописано это условие, договор можно считать незаключенным.

Существует мнение, что транспортная экспедиция вторична по отношению к договорам перевозок, так как экспедиция не может осуществляться без перевозки. В связи с этим нередки случаи, когда функции экспедитора берет на себя перевозчик (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае с клиентом заключается либо две отдельных сделки (на перевозку и экспедиторство), либо один смешанный договор. Контракт при этом подпадает под юрисдикцию сразу двух видов норм: о перевозке и о транспортной экспедиции.

Образец смешанного договора перевозки и транспортной экспедиции можно скачать ниже:

Скачать образец

Обеспечение завоза грузов в порты и аэропорты, на станции железных дорог

Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

На экспедиторов переходит ряд обязательств, отличающихся второстепенным характером по отношению к самой транспортировке. Сами обязательства вводятся для обслуживания отдельных этапов работы.

Экспедиторы связываются следующими обязательствами, согласно данному соглашению:

  • Сдать грузы перевозчику, чтобы они попали в конечные пункты.
  • Заключить договор с транспортной компанией, когда ставится либо имя экспедитора, либо данные по клиентам.
  • Приемка с соблюдением требований, установленных договорными отношениями.

Следующая
ПродажаДоговор поручительства между юридическими или физическими лицами: образец 2021 года

Определение и характеристика формы

Каждая из сторон имеет встречные обязательства и права, которые максимально подробно прописываются в основной части документа.

Возмездность соглашения заключается в платности работ экспедитора – заказчик оплачивает его труд и компенсирует затратные статьи, связанные с выполнением взятых на себя обязательств. Динамика выполнения данного процесса так же должна быть указана в договоре.

Значимые условия документа:

  • предметная часть соглашения;
  • перечень условий и обстоятельств, относительно которых по взаимному заявлению участников достигаются все необходимые договоренности.

Форма документа – письменная. Составляется в двух экземплярах. Подписывается всеми участниками процесса и хранится у каждого из них.

Изменение экспедиции

Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.

Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Порядок согласования изменений записывают в договор.

Пример:

Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.

Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.

Ответственность экспедитора

Мера ответственности выглядит следующим образом:

  • за потерю, недостачу вверенного товара – в денежном эквиваленте согласно заявленной клиентом стоимости груза, пропорционально недостающей его доле;
  • если изначально базовая стоимость не была официально заявлена – экспедитор оплачивает недостающий объем товара по его фактической цене, указанной в накладных документах;
  • помимо погашения недостачи, экспедитор в случае выявления нарушений договора, которые привели к факту нехватки вверенных ему ценностей, обязан компенсировать заказчику его упущенную прибыль и вернуть полученное ранее материальное вознаграждение за свою работу;
  • на экспедитора может лечь так же возмещение финансовых убытков клиента, если они стали результатом утраты товаром функциональности, внешнего вида по его вине.

При этом сумма материальной ответственности имеет законодательные ограничения. Так, например, неустойка по вине работника назначается в размере 3%, но не больше чем 80% от общей величины заработной платы за транспортную экспедицию.

Кроме того, в случаях, приведших к масштабным нарушениям условий соглашения и достаточно больших материальных убытков, к лицу, виновному в данном факте, может быть применена не только административная, но и уголовная ответственность.

В данном видео представлена информация по оплате перевозке и вознаграждению экспедитора.

Об авторе

Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
  • 2020.07.08Иностранные организацииРезидент и нерезидент РФ: кто это и чем отличаются
  • 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
  • 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
  • 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку

Страхование грузов и ответственности

Сохранность грузов – зона интересов, которая касается экспедиторов напрямую. Когда заключается договор страхования, экспедитор становится адресатом для желаемой защиты имущества от убытков, которые способны возникнуть из-за повреждений, либо по вине третьих лиц. Из круга которых не исключаются и сами перевозчики.

Страховые договоры способствуют защите следующих разновидностей интересов:

  • Риск того, что определенное имущество будет утрачено, повреждено. Либо получено в недостаточном количестве.
  • Ответственность в связи с обязательствами из-за того, что наносят ущерб имуществу, жизни и здоровью других лиц.

При необходимости страхуют и ответственность, возникающую из-за договоров. Тогда все попадает под определение риска гражданской ответственности.

При этом отсутствует правило, которое бы запрещало сам факт составления соглашений со сторонними компаниями, занимающимися страхованием. Если соответствующее условие прописывается в начальном договоре, то расходы могут быть отнесены на экспедиторский счет.

Образование доходов и налог на прибыль при этом не зависят от данной группы по расходам. Данную задачу решают либо сами клиенты, либо экспедиторы – в зависимости от того, как прописан договор. Стороны сами выбирают вариант, который кажется наиболее удобным.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

К обязанностям клиента относится:

1) выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

2) предоставить экспедитору документы, а также информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки.

3) предоставить экспедитору документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора).

4) предоставить иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей, предусмотренную договором.

В случае если экспедитору недостаточно информации, предоставленной клиентом, он вправе ее запросить. В случае если клиент не предоставит недостающую информацию, экспедитор вправе не приступать к исполнению договора, а также потребовать от клиента возмещения убытков.

Основные понятия, регулирование отношений

Заключение соглашений с экспедицией в сфере транспорта – приводит к образованию отношений, за регулирование которых отвечает Гражданское Законодательство. Кроме того, можно опираться на Правила по деятельности в этой сфере вместе с Федеральным Законом №87-ФЗ.

В тексте соглашения указывается, что есть две стороны, одна играет роль экспедитора, а другая – клиента. Он сам может отправлять либо получать грузы. Первая сторона обязуется выполнить определенные услуги, связанные с доставкой грузом, за личный счет второй стороны. Конкретный список действий оговаривается в первоначальном соглашении.

Сам транспортный процесс с участием груза относится к основным условиям в договоре. Ответственность по товарам может возлагаться на самих экспедиторов. Но привлечение сторонних исполнителей – более распространенное решение для данной задачи.

Компании занимаются основными либо дополнительными услугами.

В основной части пишут о том, как контролировать перевозку, о каждой операции. Их список состоит из:

  • контроля за отправкой и получением
  • оформления соглашений, функцию составителя которых выполняет экспедитор либо сами клиенты
  • организации перевозки, использования определенного вида транспорта, и следования выбранному маршруту

Что касается дополнительных услуг, то они имеют обычно вид:

  1. Получения грузов в конечном пункте вместе с хранением.
  2. Перечисления любых расходов, возлагающихся на клиента, с включением налоговых сборов и пошлин.
  3. Погрузки, выгрузки, контроля за состоянием груза.
  4. Соблюдения формальностей. Таможенные не становятся исключением.
  5. Получения документов, без которых невозможен экспорт или импорт.

В чем общие моменты

Договор перевозки и экспедиторский договор являются:

  • взаимными, так как после заключения документа у обеих сторон возникают индивидуальные обязанности;
  • возмездными, то есть в результате оказания определенных услуг одной из сторон получается оплата;
  • публичными, предлагаемые для всех предприятий, занимающихся определенной сферой деятельности на одинаковых условиях;
  • реальными, при возложении на перевозчика дополнительных функций экспедитора.

Реальным считается договор, по условиям которого одной стороной производится передача предмета договора (в данном случае грузов или пассажиров) другой стороне.

Форма любого договора – письменная с наличием реквизитов, подписей и печатей организаций (ИП).

Как именно заключается договор?

Законодательство не выставляет отдельных требований к тому, какого порядка надо придерживаться при оформлении соглашений. Допустимо поэтому опираться на общие правила, касающиеся письменных форм соглашения. Кроме того, им стороны могут обменяться путем телефонной или электронной, почтовой связи. Или любого другого канала, если будет понятно, от кого посылается оригинал документа.

В таком случае необходимо сказать о решении в тексте самого договора. Не стоит забывать о ссылке на предоставление оригинала. И в самой заявке, которая направляется по факсу, нужно четко указать цель – заключение соглашения по транспортной экспедиции.

ДОКУМЕНТЫ И ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ЭКСПЕДИТОРУ

3.1. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим договором.

3.2. Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить – у Клиента необходимые дополнительные данные.

Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

3.3. В случае непредоставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

3.4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п.3.1.

Порядок расчетов

Данный пункт заключенного договора может быть указан либо в тексте самого документа на оказание услуг, либо вынесен в отдельное приложение к документу. Оплата исполнителя может быть прописана в нескольких вариантах:

  • фиксированная сумма;
  • определенный процент от определенной суммы;
  • тариф, который устанавливает экспедитор.

В стоимость оплаты услуг также включаются все расходы, которые так или иначе связаны выполнением своих обязательств перед заказчиком.

Чаще всего оплата происходит следующим образом. Исполнитель выставляет клиенту счет. Тот в свою очередь знакомиться с ним и если его устраивает сумма, то оплачивает. Оплата поступает на счет в течение 3-5дней.

Некоторые экспедиторы требуют предоплаты, которая обычно составляет не более 30% от общей суммы договора. Однако, стоит сразу отметить, что такого рода требования многие заказчики воспринимают в штыки.

Комментарий к статье 801 ГК РФ

1. В коммент. ст. сформулировано общее определение договора транспортной экспедиции, а также указаны стороны данного договора и их основные обязанности. Сторонами договора транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент (в роли экспедитора может выступать и сам перевозчик). Клиентом является грузоотправитель или грузополучатель. Основная обязанность экспедитора — выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, у клиента — уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему расходы, связанные с исполнением договора. Нормативными правовыми актами (ст. 3 — 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности) и договором могут предусматриваться и иные права и обязанности сторон.

2. Предмет договора транспортной экспедиции — выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, перечень которых, приведенный в ГК, не является исчерпывающим. Эти услуги, перечисленные в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 801 ГК, подразделяются на основные и дополнительные. В частности, к основным услугам относятся обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и проч.

3. В п. 2 ст. 801 ГК предусмотрена возможность выполнения обязанностей экспедитора непосредственно перевозчиком. Заключаемый в таком случае договор может быть смешанным (п. 3 ст. 421 ГК), сочетающим элементы договоров перевозки и транспортной экспедиции. Стороны могут также заключить одновременно два договора — перевозки и обеспечивающий его договор транспортной экспедиции. В любой ситуации к отношениям сторон по транспортно-экспедиционному обслуживанию применяются правила гл. 41 ГК.

4. Пункт 3 определяет основы механизма выполнения договора транспортной экспедиции, а также указывает на круг нормативных правовых актов, регулирующих отношения по транспортной экспедиции. По общему правилу договор транспортной экспедиции выполняется на тех условиях, которые предусмотрены в самом договоре (соглашении сторон), однако иное в виде соответствующего императива может быть предусмотрено в нормативных правовых актах.

Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием транспортно-экспедиционных услуг, наряду с правилами гл. 41 ГК, осуществляется Законом о транспортно-экспедиционной деятельности. Данный Закон, построенный по модели транспортных уставов и кодексов, определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Другими законами и правовыми актами, формально регулирующими договорные отношения по транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы. Вместе с тем лишь в УЖТ содержится правило, посвященное транспортной экспедиции (ст. 120). В КВВТ, КТМ, ВК и УАТ норм о транспортной экспедиции не имеется. Статьей 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предусмотрено принятие Правительством РФ правил о транспортно-экспедиционной деятельности (см.: Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3890). Этими Правилами определяются перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг, порядок оказания экспедиционных услуг и т.д.

Зачем нужны дополнительные транспортные договоры, какие из них более выгодны для заказчика грузоперевозки?

Получая от транспортно-информационного сервиса «Transportica» уведомления о доступных грузах, частные автоперевозчики (владельцы грузовиков) сталкиваются с примечаниями «перевозка с оформлением договора» или «перевозка с экспедированием». Такие меры нужны заказчикам грузоперевозки, чтобы уточнить все нюансы автомобильной транспортировки, повысить ответственность грузоперевозчика, застраховать себя от хищения, утери, повреждения товаров. Отдельные договоры точно определяют права и обязанности сторон, служат основанием судебных разбирательств.    Украинским законодательством виды договоров перевозки грузов не определены, документы составляются в произвольной форме, перед подписанием согласовываются и корректируются сторонами.В дополнительных договорах более подробно расписываются права и обязанности сторон грузоперевозки, штрафные санкции, все нюансы автомобильной транспортировки. Экспедирование грузов может быть отдельным разделом общего договора автомобильной перевозки или оформляться отдельным документом.   Традиционный договор перевозки составляется в произвольной форме, в котором обязательными считаются несколько разделов.  К обязательным разделам договора перевозки автотранспортом относятся дата, подписи, печати, фиксирующие согласие сторон с содержанием документа. В отличие от товарно-транспортной накладной, в транспортном договоре может не быть спецификации грузов, веса, тары, конкретных номеров и характеристик автотранспорта

Основное внимание в документе уделяется срокам доставки, штрафным санкциям, ответственности за сохранность груза в пути. Вопросы приемки груза от отправителя и выдачи его грузополучателю в таких документах не конкретизируются

  При многих видах автомобильной грузоперевозки заказчик отправляет с ценным грузом собственного экспедитора. Если это невозможно, с автотранспортным предприятием, водителем (владельцем грузовика) лучше заключить отдельный договор транспортной экспедиции.  Договор экспедирования не дублирует договор автомобильной грузоперевозки. По договору организация транспортировки может быть поручена третьим лицам (не перевозчику). Говорить о том, какой из договоров лучше для заказчика бессмысленно, так как они дополняют друг друга.   Основными разделами договора становятся обязанности сторон транспортной сделки, права экспедитора, размер оплаты, штрафные санкции. В ходе выполнения договора, водитель — экспедитор, действующий по доверенности заказчика, должен обеспечить:

  • проверку, приемку, погрузку товаров (контроль действий грузоотправителя);
  • заполнение или проверку сопроводительной документации;
  • организацию погрузочных работ;
  • обеспечение сохранности груза в пути;
  • выполнение обусловленных сроков доставки товаров;
  • подготовку места выгрузки, обеспечение такелажных работ (включая наем грузчиков, складской техники);
  • получение складской расписки грузополучателя;
  • отправку всех документов заказчику грузоперевозки.

Включаются в договор транспортной экспедиции и существенные условия, определяющие такие обязанности экспедитора, как согласование с заказчиком маршрута автомобильной грузоперевозки, постоянное оповещение о состоянии и местонахождении груза, уплату сборов и пошлин (при международных перевозках).     Фактически заказчик грузоперевозки, находясь в Киеве, может поручить автотранспортному предприятию или водителю-экспедитору получение товаров на нескольких складах в Одессе, проверку документов и состояния грузов, их доставку в Хмельницкий и прием покупателем.   В Украине попутные перевозки желательно проводить с водителем-экспедитором,  который постоянно контролирует правильное размещение груза, оформление документов, выдачу груза. Дополнительные договоры выгодны заказчику грузоперевозки, так как могут точно определить все обязанности перевозчика. Правильно составленный договор становится дополнительной страховкой от возможных транспортных ущербов.          

Транспортно-экспедиционное обеспечение доставки груза получателю

Предмет заключения подобных соглашений – обеспечение экспедитором всего транспортного процесса для груза. Который касается любых этапов в перемещении товаров, первый – это принятие, а последний – передача третьему лицу. Выбор маршрута, рекомендованного к передвижению – обязанность клиента, либо экспедитора, в зависимости от договоренности.

Клиентами могут стать не только те, кто отправляют, но и те, кто получают грузы. Экспедиторы принимают на себя несколько обязанностей, когда начинают распоряжаться транспортными средствами:

Логистическая компания

  1. Выдать получателю посылку, когда она окажется в конечном пункте.
  2. Осуществлять транспортировку с соблюдением предусмотренного маршрута, и обеспечением сопровождения, охраны в пути.
  3. Принять отправление со стороны клиентов.

Тогда экспедиторы в одном лице объединяют роли отправителя и перевозчиков. Сама перевозка грузов становится лишь одной из граней в обязанностях. Ответственность возлагается не только в этой части, но и в других положениях ГК РФ, с более общим характером. Недопустимо тогда приведение ссылок по ограничениям, на которые могут рассчитывать перевозчики.

Можно указать, что не сама непосредственная доставка груза считается фактом исполнения обязательств. А то, что от имени клиента был заключен контракт с другими перевозчиками. Главное – чтобы условия соответствовали первоначальному договору.

Если задачи трудно выполнимы, экспедиторы имеют право прибегнуть к услугам сторонних фирм. Если они работают там, где находится получатель груза. Далее переходят только к оформлению соответствующего договора.

Договор о полном обеспечении доставки

Этот вид соглашения наиболее распространен. По его условиям, экспедирующая фирма полностью отвечает за перевозку — с момента погрузки до сдачи отправления получателю. Клиент по такому договору вообще не участвует в процессе транспортирования.

Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Для выполнения взятых на себя обязательств экспедитор использует собственное ТС или на договорных условиях привлекает третьих лиц, автотранспортные предприятия.

Полное обеспечение доставки предусматривает совершенную ответственность перед клиентом. Это отмечается в ст.

805 Гражданского кодекса РФ. Однако здесь бывают исключения.

Возникают ситуации, когда получатель груза заключает договор с другим предприятием, специализирующемся на транспортно-экспедиционной деятельности. Тогда ответственность действует только до момента передачи груза.

Договор транспортной экспедиции: оформляем «первичку» без ошибок

Многие организации осуществляют перевозку товаров в интересах заказчика, как в рамках договора поставки, так и на основании отдельного договора транспортной экспедиции. При заключении таких договоров и оформлении заказов на транспортировку нередко допускаются нарушения и неточности. Рассмотрим, как следует документально оформлять эти операции, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при отражении их в бухгалтерском и налоговом учете.

Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \»О транспортно-экспедиционной деятельности\», а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Согласно  договору транспортной экспедиции, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом экспедитор имеет право привлечь к исполнению данного обязательства третьих лиц. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом.

Сами  экспедиторские услуги делятся на основные и дополнительные.

К  основным услугам относятся:

  • организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза.

Дополнительные услуги включают в себя:

  • получение (оформление) требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения, проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.

Обратите внимание! Не следует путать экспедицию с перевозкой. В компетенцию экспедитора входят организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения)

Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная компания выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются положениями не только гл.41 ГК РФ \»Транспортная экспедиция\», но и гл.40 ГК РФ \»Перевозка\», а договор, заключенный между компанией и клиентом, считается смешанным.

Вознаграждением экспедитора является разница между согласованными тарифами и суммой расходов экспедитора на организацию перевозки. Заказчик в порядке, предусмотренном договором, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента (п.2 ст.5 Закона № 87-ФЗ).

Экспедитор может заключить договор с перевозчиком, как от своего имени, так и от имени клиента. Необходимость действовать от своего имени (и наоборот) определяется в договоре. Если договор перевозки заключается от имени клиента, последний должен выдать экспедитору соответствующую доверенность. Такой вариант упрощает документооборот между всеми участниками перевозочного процесса, а также бухгалтерский учет и налогообложение операций, осуществляемых в рамках договора транспортной экспедиции. Однако чаще всего экспедитору приходится заключать договор на перевозку вверенного ему груза от собственного имени.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.