Государственный строительный надзор

Алан-э-Дейл       02.05.2022 г.

Государственный архитектурно-строительный надзор

Раньше был в нашей стране орган, который назывался Госархстройнадзор. Сейчас ни одного учреждения, которое бы осуществляло архитектурно-строительный надзор, в нашей стране нет. Раз службы нет, а функции все равно нужно выполнять, то был найден выход. Архитектурно-строительный надзор в соответствии с системой органов власти в нашей стране осуществляется специализированными отделами надзора Министерства обороны России.

Подобные органы созданы и на региональном уровне:

  1. Инспекция Тульской области по архитектурному надзору.
  2. Служба администрации Калининградской области.
  3. Инспекция архитектурно-строительного надзора в Ивановской области.

Эти же органы могут быть созданы в отдельных городах, например, в Липецке.

Все перечисленные службы имеют право подавать заявления в суд для того, чтобы привлечь компании по вопросам своей компетенции к административной ответственности.

Службы надзора и экспертизы

В некоторых городах нашей страны были созданы и такие службы. Они существуют в Еврейской автономной области, Хабаровском крае, Омской области, Санкт-Петербурге. Службы являются региональными органами строительного надзора и производят проверки согласно законодательству нашей страны.

Во время организации строительного надзора в регионах употребляется риск-ориентированный подход. Что это значит? Любые здания, которые подлежат реконструкции или отстраиваются в первый раз, делятся на три вида. Каждому типу требуется индивидуальное количество проверок. Другими словами, все должно проходить в соответствии законченного строительством объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана. Итак, вот эти категории:

  1. Высокий риск подразумевает двенадцать проверок во время всего процесса строительства.
  2. Средний устанавливает десять контролирующих осмотров.
  3. Низкий риск подвергнется всего семи проверкам за все время стройки.

Также в российском законодательстве указаны случаи, при которых число мероприятий можно увеличить в два раза.

Как связаны государственные экспертизы и строительный надзор? Напрямую, ведь все моменты прописаны в законодательной базе. Например, если возникают сомнения в том, что полномочия органа распространяются на какой-то предмет, то достаточно открыть Градостроительный кодекс и убедиться самостоятельно в своей правоте.

Что должно быть в акте проверки

Выше мы разобрали функции государственного строительного надзора и полномочия служащих надзорного органа. Пришла пора рассказать о том, что пишут в актах проверки, который выдается по окончании процедуры. Кстати, бумага обязательно должна быть в двух экземплярах.

  1. Время, дата и место, где был составлен акт.
  2. Номер и дата распоряжения, на основании которого и проводилось контрольное мероприятие.
  3. Название органа, осуществляющего госстройнадзор.
  4. Должность, имя, отчество и фамилия лица, проводившего проверку.
  5. Название юридической организации, которую координировали, данные индивидуального предпринимателя. Сюда относится в том числе должность и данные юрлица, которое присутствовало во время процедуры.
  6. Время, дата и место, где проводилась проверка.
  7. Информация о результатах осмотра, в том числе и о найденных нарушениях, их характере. В этом пункте необходимо указать лиц, на которых возлагается ответственность за несоответствие.
  8. Данные об отказе или ознакомлении с актом самого юридического лица или его представителя, а также свидетелей, присутствовавших на проверке. Необходимо также зафиксировать подписи этих людей или отказ от них.
  9. Подпись того человека, кто осуществлял проверку.

К акту необходимо приложить отказ от забора образцов продукции, протоколы исследований, если они были проведены, объяснения работников, должностных лиц, ответственных за нарушения. Проще говоря, все копии и официальные бумаги сопутствующих документов должны быть указаны и подшиты к акту.

Один экземпляр документа получает руководитель юрлица, а другой остается у должностного лица. Индивидуальный предприниматель, руководитель или заместитель обязан написать расписку о поучении официальных бумаг.

Те же индивидуальные предприниматели и юрлица обязаны вести журнал авторского надзора и производственных работ.

Случаи осуществления строительного надзора

Сообразно ГКРФ (статья 54) к предметам надзора относятся:

  1. Проверка соответствия материалов и результатов работ требованиям проектных документов и техническим регламентам.
  2. Сотрудникам службы надзора необходимо предъявлять разрешение на строительство.
  3. Проверка выполнения работ непосредственно предпринимателями, которые являются членами саморегулирующих организаций в области реконструкции, строительства и непосредственно капитального ремонта.
  4. Контроль соблюдения требований лицом, которое осуществляет строительство.
  5. Проверка того факта, что застройщик является членом СРО, а также привлекает других работников через подрядные соглашения.

Важно понимать, что Градостроительный кодекс Российской Федерации — не единственный документ, регулирующий эту сферу. Согласно письму от Ростехнадзора, проверяется не только соответствие нормативной документации внутри страны, но и техтребования Евразийского экономического союза

В том же Градостроительном кодексе указано, что проверки обязаны проводить региональные и федеральные органы.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Государственно-частное партнерство в ЖКХУправление многоквартирными домамиКапитальный ремонт в многоквартирных домахЛиквидация аварийного жильяМодернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестицийВнедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФЭнергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфереОбщественный контроль в сфере ЖКХИнформирование граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХГрафики передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства

Что не является предметом надзора

Тему мы практически рассмотрели, на основании вышеизложенного можем сделать вывод о том, что не подлежит стройнадзору. Это:

Отдельно стоящие дома не более трех этажей. Работает правило только в том случае, если проживает в нем только одна семья. Жилые здания с тремя этажами, которые состоят не больше чем из десяти блоков

Важно чтобы каждый модуль был предназначен только для одной семьи, можно иметь общую стену, но без проемов. Это называется жилыми домами блокированной застройки

МКД с тремя этажами, которые состоят из нескольких или одной блок-секции. Последних должно быть не больше четырех. В каждой секции необходимо оборудовать место общего пользования с выходом нескольких квартир. Отдельно стоящие объекты капстроительства с двумя этажами, которые предназначены для производственных работ и проживания людей. Здания капстроительства с двумя этажами, предусмотренные под производственные работы без установления санитарно-защитных зон. Объекты с проектной документацией повторного или типового применения.

Также экспертиза и проверка не проводится, если не нужно получать разрешение. К таким работам относят:

  1. Строительство гаража на земельном участке, находящемся во владении физического лица.
  2. Реконструкция или возведение объектов, которые не относятся к капитальному строительству.
  3. Работы по сооружению зданий вспомогательного назначения.
  4. Прочие случаи, предусмотренные российским законодательством.

Как видите, чтобы понять, какие объекты строительства не относятся к полномочиям госстройнадзора, необходимо было изучить очень много информации, прежде всего ГРК РФ, статью 54. Только в нормативных актах отражается настоящее положение дел.

Градостроительная деятельность и архитектура

Нормативно–правовое регулированиеНормативно–техническое регулированиеСаморегулирование в сфере строительстваЭкономически эффективная проектная документация повторного использованияЭКСПЕРТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕДеятельность координационного совета (штаба) по мониторингу исполнения законодательства о градостроительной деятельностиПромышленность строительных материаловПодтверждение пригодности новой продукции для применения в строительствеГосударственный контрольАнкета. Состояние развития строительной отрасли в субъекте Российской ФедерацииВсероссийский конкурс на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России»Открытый публичный конкурс на лучший архитектурный проект центральной районной больницыРеестр документов

Контрольная деятельность

Федеральный государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организацийПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2021 годуПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2020 годуПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2019 годуПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2018 годуПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2017 годуПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2016 годуПроверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2015 году

Порядок проведения проверок государственного строительного надзора:

  1. Анализ документации, в состав которой входит: общий и специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ; исполнительная документация; акты об устранении нарушений применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов; документы, подтверждающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  2. Визуальный осмотр выполненных работ и использованных строительных материалов. Осмотр проводится с целью проверки соблюдения требований технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации применительно к выполненным работам; устранения нарушений применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора; соблюдения запрета приступать к выполнению работ до составления акта об устранении нарушений, выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора.
  3. Оформление результатов проведенной проверки выполненных работ. В случае выявления нарушений составляется акт (см. приложение №7 к РД-11-04-2006),  на основании которого заказчику, застройщику, иному лицу, осуществляющему строительство выдается предписание об устранении выявленных нарушений (см. приложение №8 к РД-11-04-2006). После устранения нарушений лицо, осуществляющее строительство, направляет в орган государственного строительного надзора извещение об устранении выявленных нарушений (см. приложение №9 к РД-11-04-2006).

Проверки могут сопровождаться экспертизами, обследованиями, лабораторными и иными испытаниями выполненных работ и применяемых строительных материалов.

Итоговая проверка соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации проводится органом государственного строительного надзора в течение 7 дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (см. приложение №10 к РД-11-04-2006).

При проведении итоговой проверки визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный, отремонтированный объект капитального строительства в полном объеме и проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.

По результатам итоговой проверки составляется акт (см. приложение №7 к РД-11-04-2006), который является основанием для выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, являются:

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — при строительстве, реконструкции объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации; автомобильных дорог федерального значения; объектов культурного наследия федерального значения; особо опасных, технически сложных и уникальных объектов; объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности; иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.
  • Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора.

Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора.

РД-11-04-2006 устанавливает требования к:

  • проведению органами государственного строительного надзора проверок соответствия выполненных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов; 
  • к выдаче заключений о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации или принятию решения об отказе в выдаче такого заключения.

Проверку проводят должностные лица органа государственного строительного надзора в случаях:

  • наступления сроков завершения работ, которые подлежат проверке в соответствии с программой проведения проверок;
  • получения извещения от лица, осуществляющего строительство, о завершении работ, которые подлежат проверке, если срок окончания таких работ не совпадает со сроками, указанными в программе проведения проверок;
  • получения извещения от лица, осуществляющего строительство, о случаях возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
  • получения обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к осуществлению государственного строительного надзора;
  • получения сведений о выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, подлежащих проверке, из иных источников.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.