Какие антидемпинговые меры принимаются при проведении государственных и коммерческих закупок

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Адресация и краткое содержание

Соблюдение антидемпинга важно для обеих сторон закупки. Меру обеспечивает заказчик, что проявляется в виде дополнительного контроля при приёме заявки или контракта

Исполняют поставщики: если они подают предложения с ценой, которая на 25% и более ниже размера НМЦК, то обязаны либо предоставить обеспечение в 1,5-кратном размере, либо добросовестность (свидетельство, что исполнили минимум три госконтракта без претензий со стороны заказчика). В последнем случае важную роль играет НМЦК:

  1. Если она более 15 миллионов рублей, госконтракт с участником заключается после того, как он предъявит обеспечение, размер которого в 1,5 раза превышает размер исполнения контракта, указанный в документации (не меньше размера аванса).
  2. Если НМЦК 15 миллионов рублей и ниже, госконтракт заключается после передачи обеспечения в соответствии с п. 1 или информации из реестра контрактов о добросовестности участника (на дату подачи заявки).

В конкурсе подтверждение добросовестности содержится в заявке поставщика. При проведении аукциона такая информация доводится до заказчика одновременно с направлением подписанного госконтракта.

Такое обеспечение исполнитель предоставляет всегда до заключения контракта.

Конкурс

Если компания собирается принять участие в конкурсе, то в таком случае она должна предоставить всю соответствующую информацию в процессе составления заявки. На практике это выглядит так, что поставщик после ознакомления со всей конкурсной документацией и расчета того, что может предложить стоимость ниже стартовой, к примеру, на 30%, должен в составе конкурсной заявки предоставить определенный пакет документов, которые могли бы подтвердить его добросовестность в соответствии со списком, утвержденным после того, как было произведено введение антидемпинговых мер.

Получая заявку, заказчик должен проверить достоверность информации о добросовестности участника через реестр контрактов, то есть посмотреть:

  • факт наличия тех или иных контрактов;
  • соответствие стоимости указанному значению;
  • отсутствие каких-либо пеней, штрафов и прочих неустоек, присвоенных по причине ненадлежащего исполнения обязательств по составленному контракту.

Антидемпинговые меры по 223-ФЗ

Организации, которые работают с закупками по 223-ФЗ руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, иными законами федерального значения и НПА РФ, а также Положением о закупке, размещенном в Единой информационной системе (ЕИС).

Положение о закупке является руководством по работе для заказчика. Оно включает в себя требования к закупке, подготовке и проведению торгов (в том числе и способы закупки), условия их применения, порядок заключения и выполнения обязательств по контрактам, а также иные положения, связанные с проведением закупки (ч.2 ст.2 223-ФЗ).

Отсюда следует, что каждый заказчик сам разрабатывает Положение о закупке, указывая способы закупки, порядок их подготовки и проведения, а также антидемпинговые меры, применяемые к участникам. Эти меры могут разнится с мерами по ст.37 44-ФЗ.

Особый порядок в отношении некоторых закупок

В отношении некоторых закупок по 44-ФЗ предусмотрен особый порядок применения антидемпинговых мер. Например, при заказе на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ заказчик вправе установить разные критерии оценки заявок на участие: с ценой снижения до 25% и более 25% от НМЦК (по ч. 7 ст. 37 44-ФЗ).

В ч. 9 ст. 37 44-ФЗ прописан специальный порядок закупки товаров, работ и услуг в целях нормального жизнеобеспечения населения. Это, например, продовольствие, топливо, средства оказания неотложной помощи и пр. Поставщики, которые участвуют в таких закупках, помимо стандартных антидемпинговых мер в виде 1,5-кратного обеспечения и документального подтверждения добросовестности, должны дополнительно обосновать снижение цены через предоставление:

  • гарантийного письма от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара>;
  • документов, подтверждающих наличие данного товара у участника закупки (это, например, платежные документы, передаточные акты, товарная накладная);
  • прочих документов, подтверждающих возможность участника поставить товары по предлагаемой стоимости.

Дополнительные антидемпинговые меры

В некоторых случаях оно не используется, и снижение ценового предложения на 25% от НМЦК считается нормой. Рассмотрим данные ситуации.

В данном случае необходимо предоставить обоснование ценового предложения с помощью гарантийного письма от производителя, документации, свидетельствующей о наличии товара, и другого подтверждения возможности осуществить поставку. В закупках по таким условиях в большинстве случаях участвуют продукты питания, жизненно важные лекарственные средства, топливо, предметы для скорой медицинской помощи.

Если заказчик не указал в контракте об особом проведении демпинговых мер, то они применяются на общих основаниях согласно законодательству РФ.

Каких-либо специальных требований к обоснованию ценового предложения, а также оснований по отклонению обоснования комиссией заказчика Федеральным законом №44 не предусмотрено. Поэтому четкой регламентации составления обоснования нет, оно предоставляется в свободной форме.

Важно знать, что отстранение участника от закупки может быть только по одной причине – отсутствие обоснования

Подтверждение добросовестности

  1. Информация по трем или более контрактам за один календарный год до момента подачи заявки. Обязательное требование – контракты должны быть исполнены без явных нарушений.
  2. Информация о четырех и более контрактах за два календарных года до момента подачи заявки. Большая часть из них, а именно ¾, должна быть исполнена без зафиксированных нарушений.
  3. Информация по трем и более контрактам за три календарных года до подачи заявки для участия в конкретной закупочной процедуре. В данном случае контракты должны быть исполнены без нарушений по качеству продукции и регламентированным срокам.

Что такое демпинг

Согласно Современному экономическому словарю: ДЕМПИНГ – продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньше средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов.

В Законе 44-ФЗ под «демпингом» понимается снижение участником закупки ценового предложения на 25%  и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо на 25% и более ниже начальной суммы цен указанных единиц (при закупках «без объема» по ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ). В таком случае закон обязывает всех заказчиков применять специальные антидемпинговые меры (ст. 37 Закона 44-ФЗ).

Понятие демпинга и антидемпинговых мер используется только при проведении торгов. При закупках у единственного поставщика, при проведении запроса котировок и запроса предложений – ограничений на размер снижения цены законодательно не установлено.

При подаче ценового предложения с «демпингом» заявка участника закупки не может быть отклонена в безусловном порядке. Но при этом в определенных ситуациях участнику закупки придется подтвердить свою способность выполнить контракт по такой сниженной цене, а также свою добросовестность.

Так, при демпинге в конкурсе или аукционе с НМЦК, не превышающей 15 млн. руб., победителю закупки дается право выбора (ч.2 ст.37 Закона 44-ФЗ):

  • предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса),
  • предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в документации о закупке, одновременно с информацией, подтверждающей добросовестность такого участника закупки.

Зачем они нужны?

Антидемпинговая мера используется по той причине, что последствия искусственного занижения цены могут быть достаточно серьезными, а именно:

  • Обязательства по составленным контрактам в конечном итоге не исполняются. Достаточно часто случается так, что после необоснованного снижения НМЦ и составления контракта поставщики начинали понимать, что у них нет возможности обеспечить оказание услуг или поставку товаров по изначально предложенной стоимости.
  • Выполнение каких-либо работ, поставка товара или оказание услуг не соответствует заявленному качеству. В первую очередь это относится к торгам на поставку различных продуктов питания, после чего победители конкурса начали поставлять просроченный или некачественный товар с единственной целью – уложиться в предложенную стоимость.
  • Контракт расторгается в судебном порядке.
  • Приходится тратить время на проведение повторного тендера.

Введение реформы действующего законодательства в сфере муниципальных и государственных тендеров призвано решить данную проблему. В частности, были внедрены антидемпинговые меры по 44-ФЗ, которые используются при проведении различных конкурсов и аукционов. Данная норма закреплена в 37-й статье действующего закона о контрактной системе. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ не могут использоваться при проведении закупок какими-либо другими способами, и в таком случае у поставщиков есть право написать жалобу на такие действия со стороны заказчика.

Аукцион

В случае участия в аукционе компания должна предоставить данные, подтверждающие ее добросовестность, в процессе направления заказчику на подписание проекта контракта.

Применение специальных защитных антидемпинговых мер предусматривает предоставление обеспечения исполнения контракта со стороны участника, с которым заключается договор, до момента его заключения. Если поставщик не выполняет данное требование, его записывают как уклонившегося от составления договора, после чего уклонение оформляется официальным протоколом, размещенном в единой информационной системе.

При этом стоит отметить, что если информация, предоставленная участником, комиссией признается недостоверной, то в таком случае с ним не могут заключить контракт, а сам он, опять же, признается уклонившимся от составления договора. В такой ситуации решение, заключенное комиссией по проведению торгов, также должно быть обязательно оформлено соответствующим протоколом, размещенным в единой информационной системе и доведенным до сведения каждого участника на протяжении одного рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.

Подтверждение добросовестности

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ могут применяться по ошибке, и в этом случае поставщик вправе подтвердить свою добросовестность при возникающих подозрениях на занижение цены контракта.

Подтвердить свою добросовестность можно в том случае, если:

  1. В течение одного года до даты заключения текущего контракта организация исполнила обязанности по 3 и более договорам, без применения к ней пени и штрафных санкций.
  2. В течение двух лет до заключения данного договора на поставку было исполнено 4 и более контрактов, 75 процентов которых были выполнены без штрафов и начисления пени.
  3. В течение трех лет до подписания текущего договора было добросовестно исполнено 3 и более контрактов, каждый из которых не имеет штрафных санкций и начисленной пени.

Например, если сумма текущего договора составляет 100 миллионов рублей, то как минимум один из трех контрактов, исполненных без штрафов и пени в течение указанных выше сроков, должен иметь сумму в 20 миллионов рублей.

В этом случае заключение контракта возможно только после внесения требования по его обеспечению, сумма которого в полтора раза превышает ту, что указана в документации.

Добросовестность по 44 ФЗ

Понятие добросовестности в контрактной системе содержится как в Гражданском Кодексе РФ, так и в федеральном законе №44.

По нормам данного ФЗ добросовестность определяется исходя из ранее исполненных поставщиком обязательств. Необходимые сведения можно получить в реестре контрактов. Добросовестность подтверждается прикладыванием к контракту необходимой документации.

Добросовестность участника закупки по 44 ФЗ

Понятие добросовестности уже было рассмотрено выше. Нужно отметить, что добросовестность е всегда нужно подтверждать. Необходимость этого возникает лишь при проведении антидемпинговых мер. Во всех остальных случаях если закупщику необходимо проверить добросовестность, он может обратиться к сведениям, содержащимся в едином реестре контрактов.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: что это такое и для чего оно нужно?

Обеспечение исполнения договора в сфере контрактных правоотношений это механизм повышающий ответственность участника закупки и дающий определенные инструменты госзаказчику при недобросовестном дальнейшем поведении такого участника.

Закон о контрактной системе регулирует данные вопросы в статье 96 и предоставляет участникам самим выбрать один из двух возможных способов гарантии выполнения контракта. Это могут быть денежные средства, перечисленные на счет заказчика, а может быть и банковские гарантии для обеспечения выполнения договора.

От формы зависит порядок предоставления обеспечения, и требования которым оно должно соответствовать, также разные. Но в целом механизм гарантии выполнения договора законодателем в первоначальной редакции Закона о контрактной системе был установлен в качестве обязательного для большинства осуществляемых заказчиками закупок. На данный момент обеспечение выполнения контракта является обязательной мерой при заключении договора по результатам проведения всех конкурентных способов закупок, за исключением, грубо говоря, запроса котировок и запроса предложений. Оговорка сделана специально, поскольку более точные условия обязательного применения обеспечения исполнения контракта указаны в первоисточнике, а именно в части 2 статьи 96 закона о закупках. Так же, из-под обязательного применения гарантии выполнения договора выведено большинство случаев закупок у единственного поставщика.

Но во всех вышеуказанных случаях исключениях, заказчиком по своему усмотрению может быть установлено обязательное для выполнения контрагентом требование об обеспечении исполнения контракта. Если такое требование установлено, в не зависимости от того, сделано это госзаказчиком в силу обязанности предусмотренной законом, или в силу своего усмотрения и желания, данное требование становится обязательным для выполнения победителем закупки. Соответственно, договор не может быть заключен ни при каких обстоятельствах, если это условие не будет соблюдено, а в случае заключения такой договор может быть признан судом недействительным. Так же невыполнение требований о предоставлении гарантии выполнения контракта, скорее всего, повлечет внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков как уклонившегося от заключения контракта.

Как предоставлять эту информацию?

Комиссия, занимающаяся закупками, может отклонить любую заявку, если полученная информация будет признана недействительной. Решение об отклонении любых заявок обязательно фиксируется в протоколе с указанием конкретных причин, после чего информация доводится до участника закупки, направившего эту заявку, на протяжении максимум одного рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.

Если же участник при составлении конкурсной заявки не указывал никакой информации, которая могла бы подтвердить его добросовестность, то в таком случае составление контракта с ним осуществляется только после предоставленного обеспечения. Сегодня такие антидемпинговые меры в Таможенном союзе используются практически в любых вариантах закупок.

Многие заказчики не знают о том, нужно ли предварительно в аукционной документации прописывать, что если поставщик хочет снизить стоимость контракта более чем на 25%, на него возлагается обязанность о предоставлении обоснования такой цены. На самом деле на поставщика данная обязанность возлагается в любом случае в соответствии с действующим законодательством, и если заказчик даже не указывал соответствующие требования в конкурсной документации, за ним остается право требовать обоснование и расчет указанной стоимости. Также он может потребовать нужные документы или отклонить заявку какого-нибудь участника в случае их отсутствия. Но в любом случае, чтобы исключить какие-либо споры, лучше всего предусмотреть все заранее и указать в документации условие и случаи предоставления обоснований.

Что это за сведения?

Достаточно часто участники торгов не могут предоставить обеспечение, в связи с чем по закону предусматривается возможность подтверждения добросовестности. К таким сведениям может относиться различная информация, которую включает в себя реестр составленных контрактов, а также подтверждающая, что эта компания исполняет взятые обязательства по договорам. В частности, федеральный закон 44-ФЗ предусматривает возможность предоставления следующих сведений:

  • На протяжении года до момента подачи заявки на участие в тендере компания выполнила три или большее количество контрактов, и при этом все они исполнялись без применения каких-либо неустоек по отношению к участнику.
  • Если поставщик не принимал до этого участия в муниципальных или государственных закупках на протяжении года до момента подачи заявки, он может предоставить какие-либо сведения, которые могли бы подтвердить исполнение им обязательств по четырем или большему количеству контрактов на протяжении двух лет, но при этом более 75% из них должны исполняться без применения к нему пеней и штрафов.
  • На протяжении трех лет до момента подачи заявки поставщик исполнил три или больше контрактов, и при этом к нему не применялись никакие штрафы или пени.

Но, как говорилось выше, если НМЦ составляет более 15 миллионов рублей, и при этом участник предлагает стоимость заключения контракта на 25% ниже заявленной, у него пропадает возможность использовать альтернативу в виде подтверждения своей добросовестности какими-либо сведениями, и в любом случае нужно будет предоставить повышенное обеспечение исполнения своих обязательств.

Подтверждение добросовестности по 44 ФЗ

Подтверждение может происходить несколькими способами. Причем, поставщик сам имеет право избрать тот или иной способ. При проведении антидемпинга применяются такие способы подтверждения:

  1. Наличие у поставщика не менее трех исполненных контрактов при отсутствии возложения на него штрафных санкций.
  2. Исполненные за два года контракты, которых должно быть более четырех и в которых также отсутствуют штрафы.
  3. Контракты за три года, которых должно быть не менее трех и в которых отсутствуют штрафы полностью.

Все необходимые документы должны быть приложены к заявке, направленной для участия в аукционе.

Подтверждение добросовестности по 44 ФЗ

Подтверждение может происходить несколькими способами. Причем, поставщик сам имеет право избрать тот или иной способ. При проведении антидемпинга применяются такие способы подтверждения:

  1. Наличие у поставщика не менее трех исполненных контрактов при отсутствии возложения на него штрафных санкций.
  2. Исполненные за два года контракты, которых должно быть более четырех и в которых также отсутствуют штрафы.
  3. Контракты за три года, которых должно быть не менее трех и в которых отсутствуют штрафы полностью.

Все необходимые документы должны быть приложены к заявке, направленной для участия в аукционе.

Ответственность

Ответственность за непредставление информации о добросовестности организации-поставщика, необходимость которой возникает в случаях предусмотренных общими положениями антидемпинговых оснований, регламентируется частью 4.2 статьей 7.30 КоАП РФ.

Сумма штрафа составляет 3000 рублей и применяется к должностному лицу, которое внесло заведомо ложные сведенья в конкурсную документацию и документацию с запросами котировок и предложений, нарушающие требования предъявляемые законом.

Кроме того, отсутствие подтверждений добросовестности при заключении контракта в электронной форме влечет за собой внесение организации в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Отличия от 223-ФЗ

Если во время аукциона со стороны участника будет выявлен демпинг, победитель обязан подтвердить свою добросовестность сопроводительными документами. В противном случае информация о недобросовестном поставщике направляется в соответствующие инстанции. Если в качестве антидемпинговых мер применяется повышенный обеспечительный платеж, то участник обязан его предоставить перед процедурой заключения контракта.

Таким образом, заказчик имеет право внести применение антидемпинговых мер в текст Положения, которые могут совпадает с мероприятиями по ФЗ №44 или отличаться от них.

Подтверждение добросовестности по 44 ФЗ

Подтверждение может происходить несколькими способами. Причем, поставщик сам имеет право избрать тот или иной способ. При проведении антидемпинга применяются такие способы подтверждения:

  1. Наличие у поставщика не менее трех исполненных контрактов при отсутствии возложения на него штрафных санкций.
  2. Исполненные за два года контракты, которых должно быть более четырех и в которых также отсутствуют штрафы.
  3. Контракты за три года, которых должно быть не менее трех и в которых отсутствуют штрафы полностью.

Все необходимые документы должны быть приложены к заявке, направленной для участия в аукционе.

Нарушения при определении победителя закупки.

При проверке правильности осуществления процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) зачастую выявляются следующие нарушения:

  • нарушение при выборе конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Напомним, что учреждение самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика с превышением годового объема закупок, установленного п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика путем заключения разового договора на сумму, превышающую 100 тыс. руб. (400 тыс. руб.), предусмотренную п. 4 (5) ч. 1 ст. 93 данного закона;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг с нарушением ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе путем проведения запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 500 тыс. руб.;
  • заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 обозначенного закона без проведения конкурентных процедур при отсутствии правовых оснований;
  • заключение контракта с нарушением п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контрольным органом в сфере закупок, когда требуется такое согласование;
  • сокращение срока на подачу заявок на участие в закупках;
  • нарушение при допуске (отказе в допуске) участников закупки, отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или при отказе от заключения контракта (договора);
  • нарушение порядка приема заявок на участие в закупках;
  • нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки, установленного документацией о закупке;
  • нарушение срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;
  • нарушение требований к протоколам, составленным в ходе закупок, их содержанию и размещению в открытом доступе;
  • непродление срока на подачу котировочных заявок в случаях, установленных Законом о контрактной системе;
  • отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, запросе котировок по основаниям, не предусмотренным обозначенным законом;
  • неприменение антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона (ст. 37, 96 Закона о контрактной системе);
  • признание заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, соответствующей требованиям документации о закупке, в случае если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
  • выбор победителя с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.