Бюджетный кодекс россии 2021

Алан-э-Дейл       25.04.2022 г.

Основные блоки кодекса

Данный документ разделён на 5 частей, 10 разделов и 30 глав. Это говорит о том, что кодекс содержит большое количество информации, разделённой на множество крупных и мелких блоков. Такая насыщенность продиктована необходимостью унификации процесса для обеспечения принципов непрерывности формирования, обеспечения и выполнения бюджетов любых иерархических уровней.

Всю информацию, сконцентрированную в Бюджетном кодексе РФ, можно объединить в следующие информационные блоки.

  1. Бюджетная система, её характеристики и принципы функционирования. Иерархия системы формируется по принципам единства, самостоятельности, равенства, сбалансированности, совокупного покрытия расходов, прозрачности, достоверности и адресности (ст. 28 БК).
  2. Доходы. Общий перечень доходов бюджетов любого уровня универсален. Однако каждый иерархический уровень формирует свою доходную часть из доминирующих поступлений. Такое сочетание унифицированности и специфичности связано с тем, что на каждом уровне существуют свои налоговые и не налоговые поступления, которые и создают специфику.
  3. Расходы. Эта часть процесса осуществляется в плановом порядке и в соответствии с расходными обязательствами данного бюджетного иерарха (ст. 65 и ).
  4. Сбалансированность. Этот блок раскрывается с помощью нормативов, посвящённых дефициту бюджета (Глава 13), использованию доходов от нефтегазовой сферы экономики, регулированию внутреннего и внешнего долга, межбюджетным трансфертам.
  5. Бюджетный процесс. Это непрерывная цепь действий уполномоченных лиц, которые участвуют в формировании проекта, его утверждения, а так же учёта, исполнения и контроля бюджета как закона. Участниками этого процесса являются персоналии, наделённые соответствующими полномочиями (президент, главы исполнительных и законодательных органов власти), Центробанк, органы финконтроля, распорядители, администраторы и получатели средств (ст. 152 БК РФ).
  6. Проекты. Это первая стадия процесса, которая напрямую зависит от того, как был сформирован и выполнен бюджет предыдущего финансового года. Такая зависимость основана на главном принципе составления проекта – учёте прогноза социально-экономического развития страны и конкретного территориального образования (ст. 169).
  7. Исполнение. Оно осуществляется с помощью кассового плана и сводной бюджетной росписи (ст. 215.1). Кассовый план выполняет функцию каркаса выполнения бюджета. В нём определяется максимально допустимый объём средств, которые используются для финансовых операций (ст. 217.1).
  8. Финансовый контроль. БК РФ предусматривает четыре вида такого контроля – предварительный, последующий, внутренний и внешний. Каждый вид реализуется уполномоченными органами на данном уровне бюджета (ст. 265).
  9. Нарушения и принуждения. Бюджет страны и её структурных частей – это закон, обязательный к выполнению на всех уровнях государственной и муниципальной власти. Не стоит путать два понятия – наказание и принуждение. Первое предусмотрено за правонарушения или преступления в бюджетной сфере. Второе представляет собой меры по обязательным переводам, взысканиям, пеням и прочим процедурам, необходимость которых возникла после обнаружения нарушений.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ построен в соответствии с логикой от общего к частному и от основных процессов формирования и исполнения к контролю и выявлению нарушений в данной сфере.

Новое в Бюджетном Кодексе с 2016 года: изменения

Новый БК выпущен на смену Кодекса, который был принят еще в 1998 году. И содержит около 100 новых положений.

К 2016 году были изменены некоторые главы БК Российской Федерации, введены поправки. А также объединены ряд федеральных законов, которые были приняты за последние годы, с целью регулирования бюджетных правоотношений. В целом, изменения, которые в закон в 2016 году:

  • деление кодекса на разделы и главы, вместо частей;
  • полное уточнение ключевых понятий документа и введение новых;
  • единый портал для информирования граждан;
  • одна норма для всех публично-правовых образований;
  • описание состава доходов по их виду и создание более совершенной основы для планирования расходов;
  • единый принцип зачисления доходов от штрафов.

К тому же в новом БК прописано увеличение срока предоставления кредита до 50 дней. Условие, которое необходимо соблюдать: возврата денег не позднее 25.11 текущего года (финансового).

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 800 350-73-59

Статья 161 Главы 18 Кодекса отражает «Особенности правового положения казенных учреждений». Она регулирует, как обязаны взаимодействовать казенное учреждение с распорядителем бюджетных средств, в случае осуществления полномочий получателя. Все операции происходят исключительно посредством лицевых счетов.

Важным является то, что фин. обеспечение деятельности учреждения происходит за счет финансирования из соответствующего сектора бюджета на основании сметы.

В случае нарушения казенным учреждением этих правил при заключении государственных контрактов и других договоров, суд имеет право признать заключения недействительными. При этом казенное учреждение (как в качестве истца, так и ответчика) должно самостоятельно выступать в суде.

Основные обязанности и ограничения для казенного учреждения:

  • исполнение денежных обязательств, которые указаны в исполнительном документе;
  • нельзя получать или предоставлять займы;
  • не разрешено покупать ценные бумаги;
  • также казенному учреждению не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты;
  • можно передавать иной централизованной бухгалтерии полномочия по ведению учета и формированию отчетности.

Статьи 73, 78, 272

Статья 73. О реестрах закупок. В числе новых дополнений были определены такие положения:

  • обязанность получателей БС вести реестры закупок, даже тех, которые были заключены без составления государственных или муниципальных контрактов;
  • особенности реестров закупок, осуществленных без заключения контрактов (должны кратко содержать наименование товаров, работ и услуг, имя и адреса поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг);
  • цену и дату оплаты закупки.

Текст пишется онлайн, поэтому знание, какая последовательность в схемах и таблицах списке, литературы

Статья 78 о предоставлении субсидий юрлицам, при исключении:

  • государственных и муниципальных учреждений;
  • ИП;
  • физических лиц.

Общая характеристика БК: что определяет, над чем устанавливает контроль

БК определяет взаимоотношения между субъектами бюджетных правоотношений. И ним устанавливается правовой статус его участников. А также порядок и условия привлечения лиц, нарушающих его, к ответственности. Это относится к МУПам, частным предпринимателям, государственным учреждениям и другим. Чтобы полнее определить характеристики этой системы России, следует кратко определиться с основными принципами БК (освещены в статье № 28 Кодекса):

  • единства системы, кассы, которыми обладает гарант (предусматривает перечень налоговых обязательств, которые являются едиными для всех, в том числе и для Москвы);
  • самостоятельности, сбалансированности и достоверности бюджета;
  • полноты отражения движения средств (в том числе и долговых) и эффективного их использования;
  • разграничения расходов (подведомственности и совокупного их покрытия), доходов, других источников финансирования;
  • равенства прав и открытости;
  • значение квалификационного экзамена, чтобы оформить установленные листы для занятия хозяйственной деятельностью;
  • адресного использования средств (принимается образец для корректного заполнения документов).

Краткое содержание

Вступил в действие в феврале 2016 года. Последняя его редакция была выпущена еще в 1998 году. После этого вносились исключительно правки.

Всего новый БК имеет в своем составе 9 разделов, которые включают 313 статей, сгруппированных в 33 главы. Также его можно прочитать на английском языке. Сущность его от этого не меняется. Отдельным пунктом прописаны права и обязанности ДНР и ЛНР.

Также выделяют стадии, в порядке которых происходит распределение местных и государственных средств. Расходование, дефицит и установленные трансферты, предоплата, резервный фонд Президента, перечисления поправок – все это называется группировка понятий по расходным. Каждый учредитель предприятия из любого города в праве оформить проект, в котором будут учтены все нововведения БК.

Бюджетная система

Вторая часть кодекса, состоящая из трёх глав, целиком посвящена устройству бюджетной системы государства российского. Это не констатация факта, а законом установленная и закреплённая норма. Изменения бюджетной системы в этом случае возможно только после осуществления процедуры внесения изменений в данный кодекс.

Бюджетная система страны построена по принципу иерархии территориального деления. Она слагается из бюджетов федерального, субъектного и местного уровней. Соответственно устроена и правовая форма бюджетов разного уровня (ст. 11). Каждый бюджет утверждаются в виде законов федерального, регионального и муниципального уровней.

Для целей контроля вводится единая бюджетная классификация (Глава 4 БК РФ). Она основана на делении по принципам доходов, расходов, особенностей финансирования в условиях дефицита, операций управления (ст. 19). Для идентификации этих категорий вводятся коды, в которых зашифрованы (ст. 20, , , 23.1):

  • виды и другие категории доходов;
  • администраторы доходов, расходов и финансирования дефицитов;
  • распорядители средств;
  • категории расходов;
  • источники финансирования дефицитов;
  • операции сектора бюджетного госуправления.

С помощью такой классификации и кодирования создаётся единая система формирования бюджета, управления его динамикой, контроля доходной и расходной части. В конечном итоге всё бюджетное законодательство страны создаёт основу для поддержания баланса доходов и расходов, которые и формирует бюджет.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.