Бюджетное устройство рф: понятие, элементы

Алан-э-Дейл       26.07.2022 г.

Слайд 24

Дотации – средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основах для покрытия текущих расходов

Субвенции –это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.Субсидии – это средства передаваемые бюджету другого уровня на условиях долевого участия целевых расходов.Кредитные ресурсы – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной безвозмездной (беспроцентной) или возмездной (под процент)основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Распределение средств бюджетов разных уровней

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти

Расходование городского бюджета

Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).

Распоряжение городским бюджетом

Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.

Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.

Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.

Принципы бюджетного устройства

Построение бюджетной системы происходит в соответствии с определенными принципами, которые представляют собой основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие работу бюджетной системы и правоотношений, связанных с ней.

Принципы бюджетной системы закрепляет статья 28 БК РФ, они включают:

  • единый характер;
  • разграничение, полное отражение источников, доходной и расходной части финансирования дефицита между бюджетами;
  • самостоятельность каждого бюджета;
  • равенство в бюджетных правах как субъектов, так и муниципальных образований РФ;
  • сбалансированность;
  • единство кассы;
  • эффективность и результативность в процессе использования средств бюджета;
  • общее (совокупное) покрытие расходной части бюджетов;
  • прозрачность (открытость), высокая степень достоверности;
  • целевой и адресный характер средств бюджета;
  • подведомственность расходной части.

Бюджетная классификация группирует доходную, расходную часть бюджета, источники финансирования дефицита. Она применяется в ходе создания и исполнения самих бюджетов, формирования бюджетной отчетности, предназначенной для сопоставления элементов бюджета (статья 18).

Структура кодов бюджетной классификации, принципы назначения, присвоение кодов составным элементам бюджетной классификации, — едины для всех бюджетов страны, их определяет Минфин России.

Бюджетная классификация состоит из:

  • классификации доходной, расходной части бюджетов;
  • источников финансирования бюджетного дефицита;
  • операций публичных правовых образований.

Приказом Минфина России от 21.12.11 г. № 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения классификации бюджетов РФ» были сформированы правила  использования бюджетной классификации всеми субъектами бюджетного процесса любого уровня, включая правила использования классификации операций сектора управления государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями РФ.

Вывод

Элементы бюджетного устройства РФ включают бюджетную систему, принципы системы бюджетов, бюджетную классификацию, правовые формы бюджетов, категорию финансовый год.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со статьей 28 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет — основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства.

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

К доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

· доходы от использования государственного или муниципального имущества;

· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· доходы от платных услуг, оказываемых государственными казенными учреждениями;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации;

· средства самообложения граждан.

К безвозмездным поступлениям относятся: дотации, субсидии и субвенции из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета РФ включают следующие основные группы затрат:

– государственное управление;

– международная деятельность;

– национальная оборона;

– правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

– образование;

– здравоохранение;

– социальная политика;

– судебная система;

– фундаментальные научные исследования;

– культура и искусство;

– средства массовой информации;

– спорт и физическая культура;

– обслуживание государственного долга;

– финансовая помощь субъектами РФ и закрытым административно-территориальным образованиям;

– другие расходы.

Соотношение доходов и расходов бюджета отражает его состояние. Выделяют три состояния бюджета: нормальное (сбалансированное), дефицитное и профицитное.

Сбалансированность бюджета – состояние бюджета, при котором доходы равны расходам бюджета.

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами.

< Предыдущая   Следующая >

Статьи.

Статьи всех бюджетов состоят из доходов и расходов.

Доходы разделяются на неналоговые и налоговые. К налоговым относятся:

  • Госпошлины.
  • Налоговые сборы.
  • Таможенные платежи и сборы.

К неналоговым относятся:

  • Прибыль от продажи/использования госимущества.
  • Доходов унитарных учреждений.
  • От внешнеэкономической деятельности.
  • Продажи госзапасов резервов.

Полученные средства расходуются на:

  • Работу судебной системы страны.
  • Международную деятельность.
  • Нацоборону и повышение нацбезопасности.
  • Финансирование научных процессов.
  • Содержание госорганов.
  • Поддержку госпроектов
  • Ликвидацию ЧС и бедствий федерального масштаба.
  • Погашение госдолга.
  • Выплаты пенсий, пособий и проч.

Сущность системы бюджета

Бюджетная система РФ — это структура, деятельность которой базируется не только на экономических отношениях, но и на самом государственном устройстве страны, регулирующемся на законодательном уровне.

Составляющими элементами БС Российской Федерации выступают:

  • Федеральный бюджет.
  • Бюджеты внебюджетных фондов государственного ранга.
  • Местные бюджеты.

Местные сметы дифференцированы на следующие составляющие: бюджеты муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований в Москве и Санкт-Петербурге, а также городских и сельских поселений. Составляющие сметы системы не входят друг в друга и являются по своей сути самостоятельными. Что касается доходов и расходов, то они характеризуются разнонаправленностью. Классификация была разработана с целью группирования расходов и доходов по идентичным признакам.

Характерные черты европейской бюджетной системы

Для  европейского типа бюджетной системы характерно прежде всего то, что государство предоставляет гражданам социальные гарантии за счет бюджетных средств, вмешивается в решение финансовых проблем административно-территориальных структур, и, несмотря на относительную самостоятельность, обеспечивает определенное «выравнивание» экономических условий в регионах. Самой отличительной чертой всех бюджетных систем европейского типа является их гибкость. Также в бюджетном процессе четко учитываются финансовые обязательства государства, предусмотренные конституцией и действующими законами.

Основа бюджетной системы РФ

В БК РФ нет как такового определения бюджетного устройства в нашей стране.

Раздел I «Бюджетное устройство Российской Федерации» в своем составе имеет несколько глав, относящихся к этому вопросу/

Бюджетное устройство РФ может определяться устройством государства, что закрепляет Конституция РФ. В единых унитарных государствах бюджетное устройство всегда отличается от состава бюджета федеративных стран.

Замечание 1

Бюджетное устройство России — более широкое понятие, чем ее бюджетная система. Это обусловлено тем, что оно способно определять организацию, отношения между элементами бюджетной системы, правовые основы работы бюджетов, их структуру, составные части, проблемы формирования и использования.

По статье 6 бюджетная система России базируется на экономических отношениях и устройстве государства. Она состоит из совокупности федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджета государственных внебюджетных фондов, которые регулируются законодательством РФ.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации

В России в настоящее время действует бюджетная система, которая состоит из трех уровней (включает муниципальный уровень, уровень субъектов Федерации и федеральный уровень).

Первый уровень – федеральный – разрабатывается федеральный бюджет Российской Федерации и рассматриваются бюджеты государственных внебюджетных фондов. Стоит заметить, что финансируются за счет средств федерального бюджета все расходы, которые связаны с централизованным управлением функций государства.

Второй уровень бюджетной системы включает бюджеты субъектов Российской Федерации и также территориальные государственные внебюджетные фонды (к которым пока относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Бюджеты на этом уровне бюджетной системы являются формой централизации денежных средств, и используются для решения задач и функций, которые отнесятся к предметам ведения субъекта Федерации. Стоит отметить, что из этих бюджетов в значительной степени финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи

Бюджеты субъектов Федерации имеют важное значение в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества

Третий уровень бюджетной системы — это бюджеты муниципальных образовании (муниципальных районов, поселений и городских округов). Говоря проще, здесь имеются подуровни. На этом уровне государственные внебюджетные фонды не формируются. В пределах нижнего уровня выделяются подуровни (бюджеты городских районов, муниципальных районов и поселений).

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет местный бюджет (бюджет муниципального образования) как форму образования и расходования денежных средств, которые предназначены для эффективного обеспечения ведения местного самоуправления.

В настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны является развитие именно муниципального сектора экономики.

Мы коротко рассмотрели бюджетная система.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источники бюджетного права

К источникам бюджетного права относятся нормы Конституции Российской Федерации, бюджетное законодательство и подзаконные нормативные акты. В Конституции Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы бюджетного устройства государства. Так, ст. 71, 72 определяют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов в отношении бюджета; ст. 101, 104, 106, 114 устанавливают основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля его исполнения, а также полномочия органов государственной власти в области бюджетной политики. Кроме того, конституционные нормы определяют основные принципы и формы взаимоотношений государства и административно-территориальных образований в области бюджета, устанавливают средства защиты прав и законных интересов субъектов бюджетной деятельности.

Если финансовое законодательство как термин еще не сформировалось, то в области бюджета уже с конца XIX в. действует понятие бюджетного законодательства. Принятие в 1998 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации стало принципиально новым этапом в развитии и совершенствовании бюджетного законодательства. Бюджетный кодекс Российской Федерации установил общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение и статус субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений. Статья 2 Бюджетного кодекса закрепляет структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, в которую входят:

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетных государственных внебюджетных фондов;
  • законы субъектов Российской Федерации о бюджете и бюджете территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах;
  • иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие соответствующие бюджетные правоотношения.

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются ко всем отношениям, возникшим после введения актов в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации или федеральным законом. К источникам бюджетного права относятся: указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах своей компетенции.

Однако данные нормативные правовые акты не входят в понятие бюджетного законодательства и не должны противоречить его нормам. Особое место среди нормативных правовых актов занимают акты Министерства финансов Российской Федерации, касающиеся практической организации бюджетной деятельности (порядка учета, отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы, введения режима сокращения расходов федерального бюджета и др.).

Источником бюджетного права являются и международные до-говоры Российской Федерации, которые применяются непосредственно к бюджетным правоотношениям, за исключением случаев, когда международным договором предусмотрено, что для его применения требуется издание внутригосударственных актов. Если же международным договором установлены иные правила по сравнению с бюджетным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. В сфере бюджетного регулирования за последние годы стали применяться различные международные нормы и правила. Так, Россия перешла на единую бюджетную классификацию (группировку доходов и расходов бюджета), применяемую в странах Европейского союза. Счетная палата Российской Федерации вошла в Европейскую ассоциацию парламентских органов контроля, Пра-вительство и Министерство финансов Российской Федерации исполняют рекомендации по использованию кредитов Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, закрепленные как в уставах этих организаций, так и в заключаемых с ними международных кредитных соглашениях.

Структура бюджета

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

  • федеральные прямые и косвенные налоги;
  • акцизные и таможенные пошлины и сборы;
  • региональные и местные налоги.

К расходной части относятся:

  • финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
  • финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
  • затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
  • финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.

ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным

Профицит и дефицит бюджета

При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.

Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.

При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.

Причинами дефицита могут послужить:

  • военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии;
  • неустойчивый курс национальной валюты;
  • снижение ВВП;
  • неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства);
  • недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.

Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.

Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.

Что такое бюджет?

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.

Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:

  • объём промышленного производства;
  • инвестиции;
  • достаток населения страны и показатели безработицы;
  • валютный курс;
  • внешний и внутренний долг государства;
  • инфляция и показатель ключевой ставки.

Слайд 15

В соответствии с бюджетным кодексом РФ (ст. 28) бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:

Единства бюджетной системы;Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;Принцип самостоятельности;Принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации, муниципальных образований;Принцип полноты отражения всех доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;Принцип сбалансированности бюджета;Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;Принцип общего(совокупного) покрытия расходов;Принцип прозрачности( открытости) бюджета;Принцип достоверности бюджета;Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств;Принцип подведомственности расходов;Принцип единства кассы.

Бюджетная система.

Наша БС имеет три ступени:

  • Федеральная ступень. Сюда относится госбюджет, внебюджетных учреждений и госфондов.
  • Региональные бюджеты и бюджеты субъектов.
  • Местные/городские/сельские.

Бюджет РФ является основным звеном всей БС страны. В нем отражаются все госресурсы, выражающие экономические процессы, способы образования и применения средств финансовых фондов, мобилизуются ресурсы предприятий и доходы граждан. Полученные средства идут на повышение обороноспособности государства, обслуживание госорганов, создание госрезервов, оказанием денежной поддержки регионов и местных субъектов, погашение гос.долга страны.

Среди функций бюджета можно выделить следующие:

  • Распределение ВВП и нацдохода.
  • Стимулирование и контролирование экономики страны.
  • Финансирование социальной политики.
  • Контроль за использованием бюджетных денег.

Таким образом, бюджет формирует рациональный процесс общественного производства, способствует эффективному использованию госсредств, является центральным компонентом экономического прогресса, оказывает влияние на хозяйствующие отрасли. Вся работа БС регламентируется единой законно-нормативной базой.

Состав бюджета Российской Федерации

Ст. 10 БК РФ устанавливает, что в состав бюджета РФ включены:

  • федеральный бюджет и внебюджетные фонды государства со своими бюджетами;
  • бюджеты субъектов государства и территориальные внебюджетные фонды с собственными бюджетами;
  • местный бюджет, включая бюджет муниципалитетов, городов, внутригородских муниципальных образований (города федерального значения);
  • бюджет городов и сельских поселений.

Главная роль бюджетной системы состоит в создании финансовой базы для работы государственных органов и органов местного самоуправления. В качестве формы перераспределения общественных финансов бюджетная система может являться финансовой базой для функционирования любого уровня государственной власти и местного самоуправления РФ, источником финансирования работы муниципальных и государственных органов, основной функцией которых считается реализация в жизнь основных положений Конституции РФ.

Статья 11 БК РФ гласит, что правовую форму бюджетов можно отнести к составляющим элементам бюджетного устройства. Разработка и утверждение любых типов бюджетов происходит в виде федеральных законов, бюджетов различных уровней, местных бюджетов в виде муниципальных правовых актов представительного органа муниципальных образований.

Замечание 2

Основным элементом бюджетного устройства считается финансовый год, соответствующий календарному году (в соответствии со статьей 12 он длится с 1 января по 31 декабря).

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

  1. Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
  2. Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
  3. Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

  • имущественный налог организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;
  • лицензионные сборы и пошлины.

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на землю;
  • на содержание жилищного фонда;
  • на рекламу.

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход

Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.