Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

За счет чего формируется местный бюджет?

Также как и бюджеты других уровней, доходы местных бюджетов формируются только за счет доходов (налоговых и неналоговых).

Неналоговые формы доходов — сюда включаются доходы от использования имущества, которое находится в государственной собственности, а также доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения, находящиеся в ведении местных органов власти. Кроме того, в местные бюджеты поступают отчисления средств на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; выделения средств на финансирование реализации местными органами власти федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, которые возникают в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также правовыми актами органов местного самоуправления.

На что расходуется местный бюджет?

Как уже было сказано выше, одна из основных задач местного бюджета – обеспечивать экономическое и социальное развитие определенной территории. Так, только из местного бюджета финансируются:

  • органы местного самоуправления;
  • муниципальная собственность;
  • развитие образовательных, культурных, спортивных учреждений и СМИ;
  • муниципальные органы общественного порядка;
  • муниципальные органы ЖКХ;
  • муниципальное дорожное строительство;
  • озеленение города;
  • утилизация и переработка мусора;
  • содержание местных архивов;
  • проведение местных выборов и референдумов.

Таким образом, главная статья расходов местных бюджетов – обеспечение жизнедеятельности общества. Большая часть из поступлений расходуется на комплекс ЖКХ, образование и охрану здоровья.

Бюджетные резервы

Система местных бюджетов в РФ предполагает, что в соответствующих институтах управления могут формироваться резервные фонды. Их предназначение — аккумулирование денежных средств, которые могут быть использованы муниципальными структурами исполнительной власти в случае непредвиденных обстоятельств, например, при ЧС. Порядок расходования соответствующих резервов органы городского управления устанавливают самостоятельно. При этом структуры исполнительной власти должны ежеквартально направлять в представительные учреждения информацию о том, как расходуется резервный фонд.

Задачи местного бюджета

Основными задачами местного бюджета является:

  • формирование денежных доходов, которые являются определенным финансовым обеспечением бесперебойной деятельности местных органов власти;
  • соразмерное распределение финансовых средств фондов между разными отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
  • четкий контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью учреждений, предприятий, и организаций, которые подведомственны местным органам власти.

В основе распределения общегосударственных финансовых ресурсов между частями бюджетной системы Российской Федерации заложены принципы самостоятельности местных (городских) бюджетов и их государственной денежной поддержки.

Похожие термины:

  • В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными фед

  • в РФ средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения. Решение о выделении Д.м.б. прин

  • предусмотренные расходными обязательствами местных бюджетов расходы бюджетных средств, обеспечивающие решение вопросов местного значения и выполнение полномочий органов местного самоуправле

  • расчетный объем доходов и расходов местного бюджета, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты. Федеральный закон от 25.09.97 N 126-ФЗ, ст.1

  • денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации. Подлежат возврату в соответствующий бюдж

  • Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства

  • налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе соответствующими законами.

  • федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не

  • режим, вводимый органом местного самоуправления самостоятельно, если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финанси

  • поступающие в местный бюджет денежные средства от местных налогов, устанавливаемых представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации

  • это бюджетные денежные средства, используемые для реализации задач и функций РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Различают: функциональную, экономическую, ведомственную и иные классифи

  • поступающие в местный бюджет денежные средства от региональных налогов, устанавливаемых представительными органами власти субъекта РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о

  • доходы от федеральных налогов и сборов зачисляемые в местные бюджеты по установленным нормативам отчислений в соответствии со ст.ст. 59–61 Федерального закона «Об общих принципах организации мест

  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 131ФЗ вправе наделять органы местного сам

Классификация доходов

Рассмотрим теперь подробнее то, какими могут быть доходы, которыми располагают местные бюджеты РФ. Распространено их подразделение на собственные, регулирующие и внешние.

Что касается первых, то к таковым относятся налоговые доходы местных бюджетов, сборы, штрафы и иные поступления, формируемые в пределах локальной хозяйственной системы. Регулирующие доходы — это предусмотренные законодательством отчисления от федеральных налогов, а также тех, которые установлены для субъектов РФ. Соответствующие нормативы фиксируются в бюджетных источниках права конкретного региона либо на уровне политического центра (если речь идет о федеральных налогах).

Что касается внешних источников финансирования локальных систем управления государственным капиталом, то таковыми могут выступать те самые дотации, субвенции и кредиты.

Анализ локальных бюджетов: расходы

Изучим теперь основные особенности, которыми характеризуются расходы местных бюджетов. Есть два их основных типа: текущие и капитальные. Рассмотрим их специфику.

Что касается капитальных, или инвестиционных расходов, то они представляют собой часть издержек, которые связаны с вложениями в действующие либо создаваемые юридические лица, осуществляющие деятельность в рамках тех или иных инвестиционных программ. В структуру капитальных расходов могут входить: бюджетные кредиты; капиталы, направленные на увеличение имущества, которым владеют муниципальные образования; бюджеты развития; издержки на капремонт тех или иных объектов.

Текущие расходы местных бюджетов — это издержки, которые обеспечивают необходимое функционирование политических институтов на уровне муниципалитетов, различных учреждений, а также становятся механизмом предоставления финансовой помощи в пользу систем управления государственным капиталом на иных уровнях в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных методов поддержки. К текущим издержкам относят те, которые не классифицированы как капитальные.

Существуют иные критерии деления расходов бюджета на различные категории. Так, распространена классификация, предполагающая распределение издержек по степени приоритетности. В соответствии с данным методом расходы подразделяются на группы очередности. Такой подход, как считают некоторые исследователи, позволяет существенно повысить эффективность локальной бюджетной системы. Вместе с тем подобные методы часто критикуются как не вполне оптимальные с точки зрения выполнения социальных задач, для которых несвойственно выявление первостепенных и второстепенных направлений расходования бюджетных средств. В привязке к первоочередным и тем издержкам, которые следуют за ними, могут формироваться очереди из различных доходов локальной финансовой системы.

Есть классификация расходов бюджетов, в основе которой — распределение соответствующих статей в зависимости от объекта финансирования. Данная схема предполагает выделение следующих базовых категорий издержек:

  • связанных с выполнением задач локального значения;
  • отражающих необходимость реализации на уровне муниципалитета отдельных государственных полномочий;
  • связанных с погашением долгов органами местного самоуправления;
  • страховых ассигнований.

Доходы локальных бюджетов

Рассмотрим то, как формируются доходы местных бюджетов. Выше мы уже отметили, что основной источник соответствующих поступлений в муниципальных хозяйствах — местные налоги. Значительный объем финансовых транзакций, наполняющих казну города или района, могут составлять сборы, штрафы, а также предусмотренные законодательством РФ отчисления от региональных и федеральных налогов в соответствии с принятыми нормативами.

Доходы местных бюджетов могут формироваться за счет поступлений, передаваемых политическим центром с целью реализации тех или иных государственных полномочий, за счет выручки от приватизации активов, сдачи имущества в аренду, прибылей муниципальных предприятий, трансферных платежей.

Федеральные структуры, а также органы власти субъектов РФ могут помогать муниципалитетам в части обеспечения минимального уровня бюджетных ресурсов. Критерии, определяющие эту величину, устанавливаются в региональных правовых актах (с учетом норм бюджетной обеспеченности). Если налоговые доходы местных бюджетов не позволяют покрывать минимальные издержки, необходимые для поддержания функционирования локальных институтов политического управления либо субъектов хозяйственного развития, то федеральные власти либо органы в субъектах РФ направляют в пользу муниципалитетов различные дотации и субвенции.

При этом законодательством РФ предусмотрены механизмы, при которых, в свою очередь, уже локальный бюджет может направлять необходимое финансирование на вышестоящие уровни государственной системы управления капиталами.

Обеспечение исполнения федерального бюджета

В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнение федерального бюджета
обеспечивается Правительством Российской Федерации (далее – Правительство РФ).

Согласно ст. 11 БК РФ федеральный бюджет Российской Федерации разрабатывается и утверждается в форме федерального закона.

Закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом (решением) о бюджете.

Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке.

Федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утвержден Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Меры по обеспечению исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее — федеральный закон о федеральном бюджете) устанавливает постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (вместе с «Положением о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).

Так же Правительством РФ принято постановление от 25.12.2018 №  1664 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Организация исполнения федерального бюджета возлагается на Министерство финансов РФ. Исполнение федерального бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

При составлении и ведении сводной бюджетной росписи федерального бюджета ее показатели утверждаются по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств.

Главные распорядители средств федерального бюджета, указанные в ведомственной структуре федерального закона о федеральном бюджете, распределяют в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке доведенные до них лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета для принятия и исполнения получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, а также бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 определено, что при обеспечении исполнения федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской федерации Казначейство России осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств, а также осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

В соответствии с положениями статьи 269.1 БК РФ Федеральное казначейство наделено полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля при санкционировании операций, к которым относятся:

контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями;

контроль за соответствием содержания проводимой операции коду вида расходов бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;

контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному контракту сведениям о данном государственном контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.

У органов МСУ стало больше полномочий по предоставлению субсидий юрлицам

Возможности муниципалитетов по предоставлению субсидий организациям, учредителями которых они не являются, существенно расширены. Теперь бюджетные и автономные учреждения, а также другие юрлица могут получать из местного бюджета субсидии на мероприятия, связанные с уменьшением негативных явлений в экономике муниципального образования, профилактикой распространения коронавирусной инфекции и устранением его последствий. Можно выделить субсидии, например, на санитарную обработку помещений, развитие систем бесконтактной доставки товаров первой необходимости пожилым людям.

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

  1. Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
  2. Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
  3. Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

  • имущественный налог организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;
  • лицензионные сборы и пошлины.

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на землю;
  • на содержание жилищного фонда;
  • на рекламу.

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход

Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Основные задачи

Местные бюджеты осуществляют общегосударственные экономические и социальные задачи, так как занимаются распределением средств на развитие и содержание социальной инфраструктуры страны. Формируются неналоговыми и налоговыми доходами, в том числе ассигнованиями, поступающими для осуществления определённых государственных полномочий.

Основные задачи, которые выполняет местный бюджет:

  1. Формировать денежные доходы, которые финансово обеспечат бесперебойную деятельность местной власти.
  2. Соразмерно распределять финансовые средства фондов по разным отраслям народного хозяйства.
  3. Чётко контролировать хозяйственную и финансовую деятельность всех организаций, подведомственных органам региональной власти.

Функции местных бюджетов

Местные бюджеты выполняют ряд важнейших функций. В числе таковых: формирование капиталов, которые задействуются в целях финансового обеспечения активностей муниципальных органов власти; эффективное распределение соответствующих фондов по различным отраслям муниципального хозяйства; поддержка функционирования экономической системы города или района.

Значимую роль локальные бюджеты играют также и в решении социальных задач — это обеспечение занятости и высокого уровня жизни граждан. Должный уровень финансирования различных учреждений во многом предопределяет качество взаимодействия государства и общества. Например, это может касаться работы муниципальных служб: при недостаточном уровне бюджетной поддержки таковых эффективность работы подобных учреждений может существенно снизиться, равно как и удовлетворенность граждан от пользования соответствующего типа сервисами.

Основные проблемы российской системы местных бюджетов

Роль местных бюджетов в России исключительно велика. Как мы отметили выше, она может прослеживаться в том, что соответствующие капиталы могут быть ведущими в части формирования спроса во многих сегментах локальных хозяйственных систем. Также в России существуют некоторые проблемы местных бюджетов.

К таковым современные исследователи относят прежде всего сильную зависимость соответствующих систем распределения капиталов от федерального центра, а во многом — и от региональных политических институтов. Выше мы отметили, что местные бюджеты являются зависимыми от регулирующих сборов. Собственно, локальные налоги занимают в большинстве случаев относительно небольшой процент в общем потоке финансовых поступлений в муниципальную казну.

Вторая проблема — анализ местных бюджетов многих российских городов показывает, что они в значительной степени зависимы также и от дотаций. Дело в том, что даже при наличии регулирующих сборов абсолютная величина денежных средств, которые попадают в распоряжение муниципальных властей, может быть недостаточной для решения локальных задач.

Еще одна проблема, характеризующая бюджетную систему РФ в части управления муниципальными денежными капиталами, — недостаточно строгий, как считают многие аналитики, уровень контроля над расходованием финансовых ресурсов внешнего происхождения. Отмеченная особенность соседствует с недостаточной прозрачностью операций по управлению денежными потоками, которая в ряде случаев допускается муниципальными властями.

Вместе с тем рассмотренные нами проблемы по мере совершенствования законодательства и улучшения инфраструктуры взаимодействия между бюджетами разных уровней понемногу решаются. Управление финансовыми средствами муниципалитетами постепенно становится прозрачнее и эффективнее.

Успешное решение отмеченных проблем (особенно в части преодоления зависимости локальных бюджетов от внешней поддержки) также может заключаться в стимулировании гражданских активностей, которые могут способствовать более интенсивной собираемости налогов. Прежде всего это, конечно, касается предпринимательских инициатив. При этом данная работа должна проводиться не только в части консультирования и распространения различных идеологических концепций. Предприниматели должны иметь реальный доступ к необходимым ресурсам для ведения бизнеса, прежде всего, недорогим кредитам и качественной инфраструктуре.

Классификация расходов по источнику финансирования

Еще одно возможное основание для классификации соответствующих издержек — распределение их в зависимости от того, каковы источники местных бюджетов. Так, есть расходы, которые могут финансироваться исключительно за счет денежных ресурсов, находящихся в распоряжении муниципальных органов власти. В числе таковых:

  • содержание аппарата управления города или региона;
  • формирование либо приобретение муниципальных активов, управление ими;
  • обеспечение работы муниципальных учреждений — школ, больниц, спортивных организаций;
  • финансирование деятельности служб обеспечения правопорядка;
  • содержание жилищно-коммунальной сферы;
  • благоустройство населенного пункта;
  • утилизация и переработка мусора;
  • защита экологии;
  • реализация программ дотирования.

Что такое дефицит местного бюджета?

Когда доходы местного бюджета меньше расходов, наступает дефицит местного бюджета

Это верный знак обратить внимание на методы управления муниципальной казной. Если в ней остались свободные средства за предыдущие годы, то дефицит можно ликвидировать, приложив определенные усилия

Если же таких средств нет, то у городских бюджетов все равно есть шанс пополнить бюджет развития за счет займов. Однако любой дефицит требует серьезных мер по стабилизации экономики: максимально удерживать расходы в объеме имеющихся средств и усиленно экономить.

Возможно, в скором времени в Украине изменится порядок распределения налогов, отправляющихся в местную и государственную казну. Новые принципы распределения средств предоставят большую финансовую свободу областям со сбалансированными местными бюджетами. Там же, где наблюдается постоянный дефицит, стоит всерьез задуматься о пересмотре способов хозяйствования, модернизации и экономии. Большая свобода местных бюджетов – это повод развивать производство, туризм, торговлю, сферу услуг и повышать уровень жизни жителей общины. Однако все это требует больших усилий и управленческого мастерства.

Чем занимаются местные бюджеты?

У местных бюджетов есть три самые важные задачи:

  • сформировать собственные доходы местных бюджетов, благодаря которым органы власти могли бы функционировать;
  • распределить эти доходы между местными представителями народного хозяйства;
  • проконтролировать деятельность предприятий и учреждений.

Таким образом, региональные и местные бюджеты представляют собой своеобразный план для исполнительного органа, и от этого плана можно отклоняться только в незначительной степени. По состоянию доходов и расходов местного бюджета можно судить о финансовом состоянии и развитии общины. Если расходы больше, то эту проблему нужно срочно решать. И наоборот – большие поступления в бюджет из регионов свидетельствуют о высоком потенциале местных предприятий. Когда доходы падают, возможен вариант кредитования. В этом случае местные бюджеты могут занимать средства у крупных коммерческих или государственных банков.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.