Автономное учреждение и бюджетное учреждение: отличия и сравнение понятий

Алан-э-Дейл       03.05.2022 г.

Организационно-правовые формы в Российской Федерации

Классификатор

В Российской Федерации действует общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ).

К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

В общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) (ОК 028-99 (в ред изменения № 1/99)) каждой организационно-правовой форме соответствует двухразрядный цифровой код, наименование организационно-правовой формы, алгоритм сбора.

С 01.01.2013 года принята и введена в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст новая версия Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012 взамен Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99.

Различают следующие виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (далее также ОПФ):

ОПФ хозяйствующих субъектов без образования юридического лица

  • Паевые инвестиционные фонды
  • Простые товарищества
  • Представительства и филиалы
  • Индивидуальные предприниматели
  • Инвестиционное товарищество

Примеры ОПФ

государственных и муниципальных учреждений

Самым простым наименованием ОПФ государственных учреждений являются ФГУ (федеральные) и ГУ (областные, Москвы и Санкт-Петербурга). Иногда добавляется в ОПФ слово «бюджетное», например у ОПФ лесничеств, исправительных колоний. В наименование ОПФ может входить слово «областное» и даже название субъекта РФ: «Новосибирской области», «города Москвы», но не обязательно.

ОПФ государственных учреждений:

  • Федеральное государственное учреждение
  • Федеральное государственное автономное учреждение
  • Областное государственное учреждение (Государственное областное учреждение), ОГУ
  • Государственное учреждение
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
  • Областное государственное бюджетное учреждение
  • Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области
  • Государственное бюджетное учреждение города Москвы
  • Государственное бюджетное учреждение
  • Государственное (муниципальное) казенное учреждение

Учреждения образования, здравоохранения и культуры имеют свои собственные наименования ОПФ:

ОПФ образовательных учреждений:

  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
  • Государственное образовательное учреждение
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
  • Муниципальное учреждение дополнительного образования

ОПФ военных образовательных учреждений:

  • Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • Государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ОПФ учреждений исполнения наказаний:

Федеральное казенное учреждение

ОПФ учреждений здравоохранения:

  • Федеральное государственное учреждение здравоохранения
  • Государственное учреждение здравоохранения
  • Муниципальное учреждение здравоохранения

ОПФ учреждений культуры:

  • Федерального государственного учреждения культуры
  • Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области
  • Государственное учреждение культуры города Москвы

Необычные ОПФ:

  • Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Государственное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов
  • Федеральное государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Астраханское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации» — не имеет указание «военное».

государственных и муниципальных унитарных предприятий

ОПФ унитарных предприятий:

  • Федеральное государственное унитарное предприятие
  • Государственное областное унитарное предприятие
  • Государственное унитарное предприятие
  • Муниципальное унитарное предприятие

Имущественный вопрос

Права казенных учреждений на материальные ценности, закрепленные за ними, реализуются по определенным правилам. Предприятие может владеть, распоряжаться, пользоваться вверенным ему имуществом в пределах, предусмотренных законодательством. При этом данные действия должны согласовываться с целями функционирования организации, заданиями, назначением ценностей. Собственник имущества вправе изъять его часть у юрлица. Это допускается в том случае, если материальные ценности окажутся излишними, неиспользуемыми или используемыми не по назначению. Изъятым имуществом собственник может распорядиться по своему усмотрению. Казенное учреждение может самостоятельно реализовывать продукцию, которую выпускает, если другое не устанавливается законодательным актом или иным нормативным документом.

Особенности и характеристика учреждений автономного типа

Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

Как бюджетные и автономные учреждения могут распоряжаться особо ценным движимым имуществом?

В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

  1. Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
  2. Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
  3. Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
  4. Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
  5. Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
  6. На них не распространяется законодательство о госзакупках.
  7. Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.

ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности. Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

  • имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
  • собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
  • ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
  • общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Создание АУ

1. АУ может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного учреждения.

2. Решение о создании АУ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти.

Решение о создании АУ на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или собственности муниципального образования, принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. Решение о создании АУ путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения принимается, если такое решение не повлечет нарушения предусмотренных законом прав граждан, в том числе права на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования, права на участие в культурной жизни.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия для принятия решений о преобразовании существующего госучреждения.

Правительством Российской Федерации, либо уполномоченным на то органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо органом местного самоуправления могут определяться перечни государственных учреждений, тип которых не подлежит изменению.

4. Предложение о создании АУ путем изменения типа существующего государственного учреждения готовится государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующее государственное (муниципальное) учреждение, по согласованию с органом исполнительной власти, на который возложено управление государственным (муниципальным) имуществом.

Такое предложение готовится указанным органом, в том числе по инициативе государственного учреждения.

5. Предложение о создании АУ путем изменения типа существующего госучреждения должно содержать:

  • обоснование создания АУ с точки зрения социально-экономических последствий, доступности населению и качества предоставляемых им услуг (выполнения работ);
  • сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении соответствующего государственного (муниципального) учреждения;
  • сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого АУ;
  • иные сведения, предусмотренные формой, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

6. Порядок рассмотрения предложений о создании АУ путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения определяется органами государственной власти, уполномоченными принимать такое решение.

7. Решение о создании АУ путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения должно содержать:

  • указание на орган, наделяемый по отношению к создаваемому АУ полномочиями учредителя и ответственный за проведение мероприятий по созданию АУ;
  • сведения об имуществе АУ, передаваемом АУ, включая перечень особо ценного движимого имущества;
  • перечень мероприятий по его созданию с указанием сроков их проведения.

8. Имущество и денежные средства, передаваемые АУ, должны быть достаточными для обеспечения его возможности осуществлять предусмотренную уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, включая обязательства, возникшие до изменения его типа и создания на его основе АУ.

9. Созданное путем изменения типа существующего государственного учреждения АУ вправе осуществлять перечисленные в его уставе виды деятельности на основании лицензий, свидетельств о госаккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному учреждению, до окончания срока их действия.

10. В случае принятия уполномоченным на то органом решения о преобразовании существующего госучреждения в АУ применяются п. п. 1 и 2 ст. 60 ГК РФ: «Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков».

Характер работы

В уставе должны быть обозначены цели и предмет деятельности. Они формулируются в соответствии с ФЗ, иным нормативным актом (региональным, местным). В документе должен указываться полный перечень типов деятельности, которые предприятие может осуществлять (указываются основные и дополнительные виды) для достижения поставленных целей. В устав включается раздел, содержащий информацию об организации работы и управлении предприятием. В числе прочего в нем указывается информация о:

  • Структуре и компетенции администрации организации.
  • Порядке формирования органов управления.
  • Продолжительности полномочий.
  • Порядке функционирования.
  • Положении об ответственности начальника учреждения.

Имущество АУ

1. Имущество АУ принадлежит ему на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ: «Лицо, владеющее государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, владеет, распоряжается и пользуется им в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества» (Комментарий к ГК РФ, части I, Москва, 1997 г.)).

Собственником имущества АУ является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

2. АУ не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным АУ за счет целевых средств, выделенных ему собственником.

Остальным своим имуществом (в том числе недвижимым) АУ вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Решение собственника об отнесении имущества к категории особо ценного принимается одновременно с принятием решения о передаче указанного имущества АУ или о перечислении целевых средств на его приобретение.

АУ вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц или иным образом передавать его другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника) только с согласия собственника имущества.

3. Земельный участок, необходимый для осуществления деятельности АУ, закрепляется за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования.

4. Объекты культурного наследия — памятники истории и культуры, культурные ценности, природные ресурсы (кроме земельных участков) и иные виды имущества, ограниченного для использования в гражданском обороте либо изъятого из гражданского оборота (п. 2 ст. 129 ГК РФ: «Ограничение оборотоспособности в соответствии с п. 2 ст. 129 заключается в том, что отдельные объекты могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо их приобретение и (или) отчуждение допускается только на основании специальных разрешений. Виды таких объектов определяются в порядке, устанавливаемом законом.

Изъятыми из гражданского оборота считаются объекты, которые не могут быть предметом сделок или иным образом переходить от одного лица к другому в рамках гражданско-правовых отношений. Такие объекты прямо указываются в законе». (Комментарий к ГК РФ, части I, Москва, 1997 г.), передаются в пользование АУ на условиях и в порядке, определяемых федеральными законами и иными федеральными правовыми актами.

Сделки с заинтересованностью

Не секрет, что в государственных структурах распространена практика заключения договоров с теми контрагентами, которые могут «отблагодарить» чиновников. Закон ставит преграду использования служебного положения. С этой целью в него включена ст. 16 «Заинтересованность в совершении автономным учреждением сделки». Члены наблюдательного совета, руководитель автономного учреждения, его заместители признаются заинтересованными в совершении сделки, если они (он), их супруги (в том числе бывшие), родители, бабушки и дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, тети и дяди (в том числе братья (сестры) его усыновителей), племянники и племянницы, усыновители и усыновленные:

  • являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  • владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами голосующих акций акционерного общества или долей, превышающей 20% уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое является в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

Заинтересованное лицо обязано до совершения сделки уведомить руководителя и наблюдательный совет автономного учреждения об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.

Сделка с заинтересованностью может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Решение об одобрении сделки принимается большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении сделки. В случае если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении сделки принимает учредитель.

Сделка с заинтересованностью либо сделка, совершенная с нарушением требований закона, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя. Однако если другая сторона в сделке докажет, что она не знала и не должна была знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее предварительного одобрения, то сделка не может быть признана недействительной.

Порядок, установленный для совершения сделок с заинтересованностью, не применяется к сделкам, связанным с предоставлением автономным учреждением услуг (выполнением работ) в процессе его обычной уставной деятельности на условиях, существенно не отличающихся от условий аналогичных сделок.

Если заинтересованное лицо не уведомило руководителя и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему сделке с заинтересованностью, то оно несет ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения такой сделки, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки. В случае если за убытки в результате совершения сделки с заинтересованностью или с нарушением требований Закона N 174-ФЗ отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной.

Членство в Ассоциации

Говоря об Ассоциациях и Союзах, безусловно, нельзя не затронуть такой важный вопрос, как члены Ассоциации (союза) и членство в Ассоциации (союзе). 

Так кто же такие члены Ассоциации? И что значит Членство в Ассоциации. Давайте разбираться. 

Как уже мы с Вами обсуждали ранее, Ассоциации — корпоративные организации, а это значит, что учредители такой формы НКО обладают правом членства в них и формируют их высший орган управления. 

Говоря простыми словами, учредители после государственной регистрации Ассоциации автоматически становятся членами Ассоциации и являются частью ее высшего органа управления – Общего собрания членов Ассоциации. 

Не стоит путать такие понятия, как учредители, члены и участники Ассоциации (союза). 

Учредители Ассоциации имеют компетенцию только при создании Ассоциации (союза). К компетенции учредителей относят – избрание руководителя при создании Ассоциации из числа учредителей, избрание ревизора, избрание коллегиального исполнительного органа, например, Правления или Совета Ассоциации. При это высший орган управления при создании не избирается, так как он автоматически формируется из числа всех членов Ассоциации (союза).  

После государственной регистрации учредители автоматически становятся членами Ассоциации (союза). Существует ошибочное мнение, то члены-учредители имеют преимущество перед теми членами, которые вступили в состав Ассоциации уже после ее государственной регистрации. Это заблуждение. Все члены Ассоциации равны, имеет равные права и обязанности, вне зависимости от того являлся ли кто-либо из членов учредителем данной Ассоциации (союза). 

Войти в состав действующей Ассоциации (союза) могут только новые члены, но не новые учредители. Законодательство запрещает ввод новых учредителей в Ассоциацию (союз) так как в этом нет никакого смысла. Полномочий по управлению Ассоциацией у учредителей нет. 

Законодательство содержит в себе требование, по которому в уставе Ассоциации должны содержаться права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены Ассоциации и выхода из нее. 

Члены Ассоциации вправе: 

  • участвовать в управлении делами Ассоциации, в том числе избирать органы управления Ассоциации и быть избранными в органы управления Ассоциации;
  • по своему усмотрению выйти из состава членов Ассоциации на основании письменного заявления в порядке, установленном настоящим Уставом и внутренними документами Ассоциации;
  • получать информацию о деятельности Ассоциации, знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией путем направления письменного запроса на имя руководителя Ассоциации;
  • получать документ, подтверждающий вступление в члены Ассоциации;
  • обжаловать решения органов Ассоциации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке предусмотренных законом Российской Федерации;
  • требовать, действуя от имени Ассоциации, возмещения причиненных Ассоциации убытков;
  • оспаривать, действуя от имени Ассоциации, совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным законом Российской Федерации, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок Ассоциации.

Члены Ассоциации обязаны:

  • соблюдать Устав Ассоциации, правила и требования, установленные Ассоциацией для своих членов;
  • содействовать достижению уставных целей Ассоциации, в том числе путем реализации приоритетных направлений развития Ассоциации;
  • выполнять решения органов управления Ассоциации;
  • своевременно и в полном объеме вносить членские и дополнительные взносы в имущество Ассоциации в размере, определенном Общим собранием членов, и в порядке, определенном Уставом;
  • участвовать в образовании имущества Ассоциации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, определенные Общим собранием членов Ассоциации;
  • участвовать в принятии решений, без которых Ассоциация не может продолжать свою деятельность;
  • не совершать действий, которые могут нанести ущерб законным интересам Ассоциации или ее членам;
  • не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда Ассоциации;
  • не совершать действия, которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана Ассоциация;
  • предоставлять по запросам руководящих органов Ассоциации сведения, необходимые для решения вопросов, связанных с деятельностью Ассоциации;
  • исполнять в полном объеме принятые на себя обязанности по отношению к Ассоциации.

Более подробно о членстве в Некоммерческих организациях Вы можете ознакомиться в нашей статье членство в НКО

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.