Парламент рф, как называется орган власти в российской федерации

Алан-э-Дейл       10.08.2022 г.

Компетенция Совета Федерации

Совет Федерации в законотворческом процессе участвует посредством одобрения законов, принятых Государственной Думой. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон также считается одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Под последнее правило не подпадают законы, которые обязательно должны быть рассмотрены и одобрены Советом Федерации. Это законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции Российской Федерации.

Компетенция Совета Федерации не ограничивается законодательным процессом. К исключительной компетенции Совета Федерации относится отрешение Президента РФ от должности. Палата назначает на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Назначает и освобождает от должности Генерального Прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной Палаты и половину состава ее аудиторов. Значительную часть исключительной компетенции Совета Федерации составляют вопросы, непосредственно затрагивающие интересы всех или большинства субъектов Федерации. Совету Федерации предоставлено право одобрять указы Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения и решать иные вопросы, отнесенные к компетенции Совета Федерации.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Вопрос этот рассматривается только по взаимному согласию субъектов Российской Федерации, границы между которыми предполагается изменить.

Совет Федерации принимает решение о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории России. Этот вопрос решается в соответствии с Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» от 23 июня 1995 г.

В соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ и ряда других нормативных правовых актов.

Совет Федерации по вопросам своего ведения издает постановления. Внутренняя организация палаты регулируется Регламентом. Этот документ достаточно подробно регулирует процедурные вопросы, закрепляет структуру палаты в виде комитетов и комиссий.

Из числа членов Совета Федерации выбирается Председатель и три его заместителя.

Решения Совета Федерации принимаются на основе принципов коллективности и открытости. На заседаниях палаты могут присутствовать представители средств массовой информации, Президент Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели высших судебных органов, Генеральный Прокурор Российской Федерации. На заседание Совета Федерации могут быть приглашены представители государственных органов, независимые эксперты, ученые, специалисты, которые оказывают профессиональную помощь палате, например, путем предоставления квалифицированного заключения по обсуждаемому закону.

Для работы Совета Федерации необходимо присутствие на заседании не менее двух третей членов палаты. Заседания происходят под руководством Председателя. В Совете Федерации используют несколько видов выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступление в прениях, справки, информации, заявления, обращения.

Совет Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также по вопросам своей внутренней деятельности принимает постановления. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления.

показать содержание

Деятельность Совета Федерации

Как часто проводятся заседания

Согласно статье 41 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 года «О Правительстве Российской Федерации», Совет Федерации собирает сессии в два срока:

  • весенний (с 25 января по 15 июля);
  • осенний (с 16 сентября по 31 декабря).

Во время данной сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетом СФ, слушания парламента, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах РФ и Дни Совета Федерации Федерального Собрания в субъектах РФ.

Заседания СФ проводятся не реже двух раз в месяц, один или несколько дней подряд. В каждый подобный день заседания проводятся дважды – утром и вечером. Утреннее начинается в 10 часов утра, а заканчивается в 14 часов дня с 30-минутным перерывом. На вечернее заседание выделено время – с 16:00 до 18:00. Однако время проведения заседаний может быть изменено по решению руководства организации.

Порядок заседаний

Согласно статье 38 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 года «О Правительстве Российской Федерации», заседания проводятся открыто, на гласной основе, а средствам массовой информации позволено освещать данное мероприятие.

Совет Федерации может распорядиться провести заседание закрыто, если предложение об этом внесено Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом Совета Федерации или группой членов Совета Федерации (не менее 25 человек). Решение о закрытом заседании Совета Федерации принимается по большинству голосов от членов палаты, которые приняли участие в голосовании, однако не менее одной четверти голосов от общего числа членов СФ.

Как избирается Совет Федерации

Два указа президента определяют формирование и избрание членов Совета Федерации:

  1. Указ президента Российской Федерации «О выборах в Совет Федерации ФС РФ» от 11 октября 1993 года.
  2.  Указ президента Российской Федерации «Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и положения о выборах депутатов Совета Федерации ФС РФ в 1993 году» от 6 ноября 1993 года.

Таким образом предусматривалось, что от каждого субъекта РФ будет входить по два представителя. Депутаты Совета Федерации избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, которые образованы в пределах административных границ субъектов РФ.

Выборы первого созыва состоялись 12 декабря 1993 года. Было зачислено 175 депутатов, большинство из которых – руководители региональных органов исполнительной власти государства, а конкретнее: 5 президентов, 11 глав правительств, 43 краевых и областных губернаторов, три федеральных министра. Председатель – Владимир Филиппович Шумейко.

Порядок формирования изменился последний раз с 1 января 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ ««О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Основываясь на данном документе, наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно представительным органом государственной власти субъекта РФ нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта РФ на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта страны.

Введено: исключается возможность досрочного отзыва сенатора по инициативе губернатора (законодательного собрания). Для этой возможности предусмотрены те же основания, которые требуются для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной думы.

Общие требования:

  • старше 30 лет;
  • безупречная репутация;
  • более 5 лет проживания в одном месте.

Ограничения:

История парламента в мире и в России

Прежде, чем рассматривать понятие парламента, необходимо обратиться к истории парламентаризма. Родиной парламента может являться Англия, в которой с 13 века королевская власть ограничивалась собранием крупных феодалов, высшего духовенства и представителей графств и городов. В дальнейшем парламенты появляются в других государствах Европы. В условиях современности они существуют уже в измененном виде в большинстве мировых стран.

Замечание 1

В нашем государстве рассматриваемое «изобретение» человечества не прижилось сразу. Еще в октябре 1905 года царем Николаем II был подписан Манифест. В нем он заявил о формировании парламента, поскольку в то время было сильное давление демократически настроенного общества России.

Государственная дума

Ст. 95 Конституции РФ определяет, что Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Государственной Думы являются открытыми или закрытыми (в случаях, предусмотренных регламентом палаты). Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению Государственной Думы относятся (ст. 103 Конституции РФ):

  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Организация деятельности Государственной Думы

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ (далее – Государственная Дума, палата) самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Порядок работы Государственной Думы – это закрепленная в нормах Конституции РФ Регламента форма проявления ее деятельности, выявления коллегиальной воли Думы и отдельной воли депутатов с целью реализации полномочий Государственной Думы. Главной формой деятельности Государственной Думы являются ее пленарные заседания.

Определенная совокупность заседаний палаты и ее органов, а также других проводимых ими мероприятий представляют собой такую организационно-правовую форму деятельности, которая называется «сессия».

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции.

Законодательная власть

Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное собрание, которое является двухпалатным парламентом РФ, т. е. представительным и законодательным органом. В отличие от Правительства РФ, которое формируется по усмотрению Президента, Федеральное собрание преимущественно выбирается самими гражданами на выборах. Верхней палатой Федерального собрания является Совет Федерации, а нижней — Государственная Дума. Предметами общего ведения двух палат являются: обсуждение и принятие законов РФ, вопрос о принятии федерального бюджета, вопросы мира и войны, вопросы защиты и статуса границ государства, ратификация международных договоров. Но и Совет Федерации, и Государственная Дума осуществляют и свои собственные для каждой палаты функции. Так, Государственная Дума одобряет кандидатуру Председателя Правительства, выдвигаемую Президентом РФ. Также, в ведении Государственной Думы находится решение вопроса о недоверии Правительству.

Совет Федерации занимается утверждением государственных границ между субъектами страны, утверждает указы Президента по введению военного положения внутри страны, решает вопрос об использовании Вооруженных сил страны за пределами Российской Федерации, а также некоторыми другими вопросами.

Структура главного законодательного органа (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Парламент, функции, полномочия которого мы с вами рассматриваем, представляет собой достаточно сложную и действенную структуру. Иными словами, современный орган данного типа не является чем-то подобным народному вече. Это достаточно упорядоченный механизм, главной целью которого является издание законов, о чем детальнее пойдет речь далее в статье. Таким образом, парламент имеет свою внутреннюю структуру. Нужно отметить, что она может меняться, в зависимости от специфики политического режима и территориальных особенностей государства.

В первоначальном, классическом виде любой парламент имеет двухпалатную структуру. Следует помнить, что она зародилась в Великобритании – родине мирового парламентаризма. Двухпалатная структура была создана для обеспечения компромисса между буржуазией и, конечно же, аристократами – высшим сословием. В данном случае двойственная система вполне оправдывается необходимостью рассмотрения идей и взглядов всех без исключения сословий. Ведь дворянство, как основная сила монархического строя, стало существенно терять свои позиции в период буржуазной революции в Европе. Поэтому с влиянием этого сословия необходимо было смириться.

Под действием революционных движений, в некоторых странах появились однопалатные парламенты. Они отлично подходят для мобильного решения определенных проблем, однако достаточно часто используются в качестве поддержания тоталитарного лидера. Тем не менее однопалатные парламенты существуют и в современном мире. Отсюда возникает вполне логичный вопрос: «Какие виды структур существуют на сегодняшний день?» В XXI веке в мире можно встретить следующие системы парламента, а именно:

  1. Двухпалатные.
  2. Однопалатные.

Первый вид наиболее популярен в современном мире. Однако стоит учитывать тот факт, что палаты имеют свои четко разграниченные полномочия. При этом в подавляющем количестве случаев они являются абсолютно равными по своему юридическому статусу.

Контрольные функции – другое направление деятельности Федерального Собрания

4. Контрольные функции – другое направление
деятельности Федерального Собрания.
Парламентский контроль – традиционная
функция органов законодательной власти, вполне вписывающаяся в осуществление
принципа разделения властей и их взаимодействие. Для осуществления контроля над
исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума
образуют Счетную палату. Палаты Федерального Собрания проводят по вопросам
своего ведения парламентские слушания. Значительную роль в осуществлении
парламентского контроля обычно играют комитеты и комиссии палат. Заслушивания
посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, проводимые совместно
палатами, также в некоторой степени могут служить осуществлению парламентского
контроля, во всяком случае, информированию Федерального Собрания. Деятельность
Уполномоченного по правам человека, назначенного Государственной Думой, тоже
может рассматриваться как своеобразная форма контроля над соблюдением прав
человека; его работа должна быть посвящена их защите. С контрольной функцией
связано и право Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству, а
также депутатские запросы, вопросы депутатов Государственной Думы к членам
Правительства РФ.

Основания и порядок роспуска Государственной Думы Президентом Российской Федерации

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции РФ:

а) трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства РФ, представленных Президентом РФ. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

б) трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, если более одной трети должностей членов Правительства РФ остаются вакантными. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ч. 4 ст. 112 Конституции РФ);

в) повторное в течение 3-х месяцев выражение недоверия Правительству РФ Государственной Думой. В этом случае Президент может либо распустить Государственную Думу, либо отправить в отставку Правительство (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

г) Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, Президент РФ в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству РФ откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Согласно части 3 статьи 109 Конституции РФ, Государственная Дума не может быть распущена:

  • в течение года после ее избрания в случае повторного в течение 3-х месяцев выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой, а также в случае, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а Государственная Дума в доверии Правительству РФ отказала;
  • с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  • в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
  • в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109 Конституции РФ).

Становление представительного органа в России

Существование парламентаризма в России можно наблюдать начиная с момента образования государственности. При князе существовали совещательные органы. Действовала сперва Боярская дума, позднее — Земский собор. Созданные Петром Первым коллегии, Сенат и Синод, также выполняли функции совещательных и представительных органов.

В классическом европейском виде парламент появился в Российской империи в начале двадцатого века. Манифест 1905 года о выборах в Государственную Думу заложил основы представительства от населения государства. Выборный Верховный Совет СССР по-своему продолжил начатую инициативу.

В девяностые годы сформировалось в современном виде Федеральное Собрание. Год 1993 стал зарождением нового органа власти по принятой двенадцатого декабря Конституции.

Функции парламента РФ

Федеральное собрание – это законодательный орган Российской Федерации. В соответствии с действующей Конституцией государства, парламент РФ осуществляет следующие функции:

  1. Создание законодательных актов.
  2. Назначение на должности и освобождение от них председателя Счетной палаты и Центрального банка.
  3. Проведение импичмента.
  4. Объявление амнистии.
  5. Осуществление контроля над органами исполнительной власти.
  6. Представительство народа.

Таким образом, функции российского парламента в целом имеют общий характер с классической тенденцией функционирования законодательных органов в мире. Это достаточно позитивный фактор. Ведь он свидетельствует прежде всего о том, что функции парламента РФ воплощают лучшие европейские тенденции. Но это далеко не все позитивные моменты представленной структуры. Ведь сам парламент, его признаки и функции позволяют говорить о реальном народовластии в государстве. Если в стране нет представленного органа, или же он действует не должным образом, то о демократии не стоит и говорить.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

7) Назначение на должности:

              а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

              б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.

8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:

             а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

             б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя,  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);

10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) Заслушивание ежегодных отчетов:

              а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

              б) Центрального банка РФ.

5) Назначение на должность и освобождение от должности:

              а) Председателя Центрального банка РФ

              б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты

              в)  Уполномоченного по правам человека

7) Объявление амнистии;

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности. 

Суть разделения власти

Основные функции парламента и его характерные особенности невозможно рассматривать без анализа принципа разделения власти, о котором уже упоминалось ранее.

Что касается последней категории, то она характеризуется учением о том, что власть в любом государстве должна быть распределена между соответствующими и независящими друг от друга органами. Это позволит намного эффективнее координировать жизнедеятельность населения страны, а также даст возможность избежать злоупотребления властью, что достаточно часто, можно увидеть в государствах с монархической формой правления и тоталитарным режимом.

Созданию принципа предшествовала череда важных исторических событий. Помимо того, учение было создано на основе знаний и опыта государств древности и Средневековья.

Государственная Дума

Государственная Дума — это нижняя палата Федерального Собрания, состоящая из 450 депутатов, которые избираются сроком на пять лет (начиная с 2011 г.; до этого депутаты избирались на четыре года).

В отличие от Совета Федерации, Госдума формируется населением напрямую, по партийным спискам, поэтому она является более политизированным органом. Палата делится на партийные фракции, независимые депутаты отсутствуют. Кроме того, каждый депутат по профессиональному признаку входит в тот или иной комитет Думы. Можно выделить комитет по законодательству, по государственному строительству, по безопасности и обороне, по международным делам, по социальным вопросам, образованию, здравоохранению и др.

На первом заседании в Государственной Думе избирается председатель и его заместители, которые, как правило, представляют все партийные фракции, входящие в палату.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • разработка и принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от нее Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Они одобряются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Госдума может быть досрочно распущена Президентом в двух случаях:

в случае трехкратного отклонения представленной Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства

Причем не важно, была заявлена одна кандидатура трижды или же разные (ст. 111 Конституции)

В этом случае Президент распускает нижнюю палату, объявляет в нее новые выборы, а также назначает исполняющего обязанности главы Правительства — того, кого он считает нужным;
в соответствии с п. 3 ст. 117 Конституции Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Подобное постановление принимается большинством голосов от общего числа депутатов нижней палаты. После этого Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если нижняя палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

В п. 4 указанной статьи говорится, что Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если нижняя палата в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового.

Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях:

  • по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания;
  • с момента выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  • в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента.

Представительная власть

Представительным органом парламент назван в силу того, что во всех регионах России население имеет своих представителей. Депутаты выбираются по одномандатному и мажоритарному округу. Выборы представителя по одномандатному округу означают голосование за определённую политическую партию, выборы по многомандатным округам (мажоритарная система), предполагают избрание населением своего конкретного кандидата. Представительная власть в РФ – это комплексность интересов между народом и властью. Народ через своих выборных представителей, выражает свою волю и намерения (волеизъявления), для совместного решения проблем общежития народонаселения страны, общенациональных вопросов.

Также парламент назван законодательным органом, потому что наделён законодательной инициативой. Парламентом принимаются законы, обязательные как для всех граждан государства, всех ветвей власти, разделённых на законодательную, исполнительную и судебную, так и самого Президента РФ.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.