Новые правила обращения с тко с 1 января 2021 года

Алан-э-Дейл       28.08.2022 г.

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный в пределах территории современной Российской Федерации, регулярно проходит через процедуру актуализации его положений. Учитывая постоянно и стремительно меняющиеся социально-политические условия современного общества, данный процесс необходим для поддержания легитимности документа.

Последние поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89 внесены 28 декабря 2016 года. В качестве изменяющего документа использовался Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 486-ФЗ. Согласно статье 2 ФЗ 486, статья 29.1 закона об отходах дополняется:

  • Пунктом 3, гласящим, что договорённость между органами исполнительной власти и операторами регионов Российской федерации в отношении отходов должна быть оформлена не позднее 1 мая 2018 года;
  • Пунктом 4, определяющим, что предложения о едином тарифе на услуги регионального оператора предоставляются не позднее 1 июля 2018 года.

Указанные выше изменения действительны на период ноября 2017 года.

Важные положения Федерального закона № 89

В рамках изучения нормативно-правового акта об отходах производства и потребления рекомендуется обратить внимание на содержание следующих статей:

  • Ст. 11 — Определяет нормативы эксплуатации строений, связанных с обращением отходов. Юридические лица, при использовании подобных объектов обязаны:
    • Разрабатывать стратегию по уменьшению количества свободного утиля и вредного воздействия такового на окружающую среду;
    • Вносить установленную действительным законодательством Российской Федерации плату в случае, если урон окружающей среде, всё-таки, был нанесён;
    • Внедрять экологические и малоотходные технологии;
    • Инвентаризировать получившийся производственный утиль;
    • Следить за состоянием окружающей среды;
    • Соблюдать иные правила, предписанные рассматриваемым законом об обращении с отходами;
  • Ст. 12 — Устанавливает требования местам размещения средств, подлежащих утилизации или переработке, полученных в итоге производства и потребления. В частности указывается запрет на хранение таковых в пределах населённых пунктов;
  • Ст. 14 — Определяет требования по обращению с производственными издержками всех классов опасности;
  • Ст. 15 — Устанавливает требования к лицам, на которых возлагаются обязательства по перевозке, переработке и упразднению излишков производства. В частности указывается, что данные лица обязуются предоставлять документы, свидетельствующие о соответствующей квалификации;
  • Ст. 18 — Определяет уровень нормирования;
  • Ст. 24 — Устанавливает меры экономического стимулирования в области обращения с отходами, а именно:
    • Понижение финансовых выплат за причинение вреда окружающей среде в случае, если юридическим лицом установлены технологии, обеспечивающие минимальное количество утиля;
    • Ускоренная амортизация ведущих финансовых фондов;
    • Предоставление определённых, текущим законодательством, финансовых льгот;
    • Предоставление льгот по выплатам за причинение вреда окружающей среде (при производстве упаковочного материала);
    • Предоставление материальных средств из государственного бюджета для улучшения экологического положения;
  • Ст. 26 — Устанавливает принципы производственного контроля в изучаемой сфере. Данная процедура является важным звеном в области защиты экологии и защиты окружающей среды.

Нормирование

Для обеспечения экотребований законодательства РФ устанавливаются нормативы на возникновение и дислокацию отходов, лимиты на размещение.

Норма образования утиля – масса веществ, возникающих согласно годовому технологическому регламенту или проекту при максимальной мощности производства.

Весь мусор, располагаемый на территории предприятия, подлежит нормированию на следующих условиях:

  • наличие разрешительных документов;
  • соблюдение экологической безопасности;
  • целесообразность сбора и дислокации в пределах определенной местности;
  • максимальная утилизация остатков;
  • внесение установленной платы.

Нормирование предполагается для каждой группы материалов.

На определение предельного показателя влияют такие критерии:

  • тара хранения;
  • габариты;
  • грузоподъемность;
  • период размещения.

Лимиты на размещение утиля устанавливаются из коэффициента расхода материала в пределах производства. Параметры разрабатывают согласно допустимой границе опасного влияния на экосистему, объемам и классам мусора. Нормирование и утверждение лимитов является прямой обязанностью юридических лиц и ИП.

Установление показателей требует предоставления субъектами хозяйствования следующего пакета:

  • письменное заявление установленного образца;
  • копию лицензии;
  • проект нормативов и лимитов.

Подача недостоверных данных преследуется по закону.

Последние важные изменения в ФЗ 89

С начала 2019 года все действия по работе с мусором сосредоточены в руках региональных операторов. Им даётся право заключать договоры с собственниками (организациями или частными лицами). Зона деятельности является территориальной. Операторы действуют на основании договоров с исполнительной властью.

В соответствии с новыми изменениями не нужно накапливать и хранить отходы. Теперь время содержания мусора на определённой площадке ограничено одиннадцатью месяцами.

Предусмотрена необходимость раздельного хранения отходов. Местным органам власти вменено в обязанность то, что они должны создавать и обслуживать площадки для хранения мусора, а также вести их реестр.

Исполнение норм ФЗ 89 будет способствовать повышению эффективности сбора, размещения, хранения и обработки мусора. Действие закона поможет защитить природу, обеспечит безопасную утилизацию отходов.

Ростех может стать единым оператором по обращению с медотходами

Как правильно избавиться от мусора после ремонта квартиры в Москве

Вывоз ТКО предложили оплачивать по месту проживания

Методы переработки промышленного мусора и твердых бытовых отходов

Расшифровка ТКО и ТБО — перечень твердых бытовых отходов

Медведев поручил решить вопрос с утилизацией медицинских отходов

О тарифах и их формировании

Согласно данной реформе, предусмотрено два варианта тарификации за вывоз, утилизацию и переработку твердых коммунальных отходов:

  • По определенным нормативам, в зависимости от числа проживающих на данной площади
  • Согласно площади квадратных метров жилья. Расчет будет производиться в зависимости от количества квадратных метров жилья собственника недвижимости.

Мнение эксперта
Валерия
Юрист
и эксперт сайта мусорная-реформа.рф

В том случае, если жильцы выбрали вариант по раздельному сбору мусора, то и в тарификации это должно быть прописано.

Для этого дополнительно должны быть обустроены специальные площадки с определенными контейнерами, позволяющими осуществлять раздельный вывоз ТКО. Такой вариант будет более экономным для жильцов, так как расчет оплаты за обращение с ТКО будет производиться исходя из общих объемов вывезенного мусора.

Также реформа коснулась жителей сельской местности, но платить они должны только в том случае, если для вывоза мусора созданы все необходимые условия. То есть установлено необходимое количество контейнеров, отходы вывозятся в соответствии с определенным графиком. Например, в Томской области для сельских жителей с 1 апреля 2019 года был пересмотрен тариф, который начал действовать с января, так как для многих сельчан он оказался непомерным, и его пришлось регулировать местным властям.

Закон о региональном операторе по вывозу мусора

Децентрализованный вывоз мусора, особенно на незаконные свалки, запрещен. Каждый владелец недвижимости обязан подписать договор с региональным оператором, который занимается вывозом отходов на определенной территории. Заключать договор всегда необходимо по официальной типовой форме предусмотренной статьей 24.7 п. 5 (Закона №89-ФЗ). Данный составляющий документ называется договором, где обеими сторонами подписывается соглашение на оказание услуг населению по переработке и вывозу твердых отходов в специальное отведенное место.

Что должно быть обязательно указано в договоре

  1. Дата заключения договора и место подписания.
  2. Полное наименование компании (организации), являющейся представительским лицом (региональным оператором), достоверное местоположение и рабочие контактные данные, а также информация о потребителе (его прописка, адрес проживания по паспорту и другие необходимые требуемые данные согласно договору).
  3. Главные обязанности оператора, который должен вывозить с указанного места твердые, коммунальные отходы в указанных объемах предусмотренные договором. Вдобавок ко всему, в договоре должны быть обозначены обязанности перевозки, последующей переработки и утилизация по стоимости прописанного в договоре тарифного плана. Компания возложившая на себя работу по утилизации обязана передавать данные, требуемые потребителями, а именно: назначенное время на вывоз отходов, данные о месте переработки, на котором осуществляется полная утилизация. А если не заключать договор на вывоз мусора то может последовать приличный штраф. В этих и других вопросах могут помочь наши специалисты.
  4. В обязанности потребителя входит своевременная оплата согласно действующим тарифам и желательно в срок, который со всеми другими нюансами указывается в договоре, складывать отходы исключительно в предусмотренных местах или специальных отведенных площадках. Потребители также обязаны выбрать представителя, который будет взаимодействовать сообща с региональным представителем по вывозу отходов в рамках заключенного договора, при этом в его обязанности входит слежка за контейнерами для отходов и не допускать их повреждения.
  5. Варианты складирования отходов: должно быть обязательно оговорено, где будет храниться содержимое мусорных контейнеров, приготовленное для транспортировки. Это могут быть: бункеры, огромные контейнеры, камеры хранения, пакеты и многое другое. Располагаться склад для отходов обязательно должен в отведенном месте, согласно схеме в подписанном договоре.
  6. Сроки вывоза мусора по нормам как правило составляют либо до окончания подписанного договора, либо же до окончания лицензии регионального оператора работающего в этом направлении.
  7. В обязанности оператора входит также прием жалоб, связанных с неисполнением обязательств в договоре, своевременно и в случае порчи специальных контейнеров менять их на новые.
  8. Право потребителя и регионального оператора время от времени осуществлять сверку расчетов, вести обязательный учет по вывозу и переработки отходов. При несовпадении записанных расчетов настоящим, потребитель вместе с региональным представителем составляют официальный акт, при подписании которого обязательно должны присутствовать совсем незаинтересованные лица с обеих сторон, с приложением к акту фото- и видео фиксации, после чего, составленный акт отправляется оператору по месту нахождения с основной целью изучить выявленные потребителем нарушения и вовремя устранить их (копия акта обязательно должна быть отправлена в муниципалитет). Региональный представитель имеет полное право на составленный акт, написать свое личное возражение, но только в том случае, если он не согласен с выявленными нарушениями потребителей. Если акт не подписывается региональным оператором в течение 3-х дней, он будет считаться согласованным в пользу потребителей.
  9. Договор подписывается обеими сторонами.

Новые требования к площадкам для накопления ТКО

Они прописаны в статье 13.4 закона №89-ФЗ. Данная статья была введена законом №503-ФЗ от 31.12.17г. Но два ее пункта вступают в силу только сейчас, с 1-го января 2019 года:

  • п.4 – органы местного самоуправления (далее в тексте – ОМС) при разработке схемы размещения площадок для накопления ТКО и при ведении реестра этих площадок должны будут руководствоваться правилами, утвержденными Правительством РФ в данной сфере;
  • п.5 – дается содержание самого реестра площадок, предназначенных для накопления ТКО.

В связи с расширением полномочий и обязанностей ОМС были утверждены Правительством РФ «Правила обустройства мест накопления ТКО и ведения их реестра» (Постановление №1039 от 31.08.18 г.), которые вступят в силу только с 1-го января 2019 года. В этом нормативном документе конкретизируются положения, в частности, статьи 13.4 и статьи 8 закона №89-ФЗ, и разъясняются:

  • каким образом ОМС должны будут согласовывать размещение площадок для ТКО на территории населенных пунктов;
  • в каком порядке необходимо вести реестр таких площадок и что подлежит включению в данный реестр.

Согласно правительственному Постановлению №1039:

  • если собственником земли является ОМС, тогда площадка для ТКО создается муниципалитетом путем принятия соответствующего решения. При этом должны учитываться технические регламенты, прописывающие порядок создания таких площадок, и требования российского законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия людей;
  • если же территория, где планируется создание мест накопления твердых коммунальных отходов, входит в состав имущества, принадлежащего всем собственникам помещений в многоквартирном доме, тогда ТСЖ, управляющая или иная компания, обслуживающая данный дом, должна обратиться в ОМС. И подать письменную заявку, чтобы на указанной территории создать площадку для ТКО. Но предварительно этот вопрос подлежит рассмотрению на общем собрании многоквартирного дома.

Как только решение о создании площадки для накопления ТКО принято, в реестр площадок вносятся определенные сведения:

  • местонахождение новой площадки;
  • ее технические характеристики;
  • данные о собственнике территории, на которой открыта данная площадка;
  • источники образования коммунальных отходов, складируемых на этой площадке (т.е. об объектах капстроительства, которые «создают» ТКО: о многоквартирных домах, и иных зданиях).

Реестр оформляется в бумажном или электронном виде. Должен быть доступен неограниченному кругу лиц и бесплатно. Размещаться реестр будет на официальном сайте ОМС.

Общие требования ФЗ 89 по обращению с отходами

Требования, относящиеся к тому, как нужно собирать, хранить и обрабатывать твёрдые бытовые отходы (ТБО) и производственные, изложены в третьей главе закона.

В обязанности юридических лиц входит создание паспортов для отходов, которые образуются в результате их деятельности. Это требование относится к мусору 1-4 классов опасности.

Сбор

Сбор отходов осуществляется в назначенных для этого местах. Вывоз региональным оператором с таких площадок производится на специальные места хранения.

Вывоз

Перемещение происходит в соответствии с оформленным паспортом отходов. Для перевозки применяют специально предназначенный для этой цели транспорт. Без его использования перевозить мусор, относящийся к 1-4 категории, не разрешается.

Транспорт, используемый при перевозке твёрдых коммунальных отходов (ТКО), должен быть специально предназначенным для таких целей и иметь на себе предусмотренные правилами обозначения. Во время перемещения необходимо иметь документы, в которых указана цель перевозки, количество мусора и место назначения.

Обработка для последующей утилизации

Мусору необходима обработка с целью извлечения полезных материалов. Если есть такая возможность, нужно организовать его применение в качестве сырья для производства товаров или материалов. То, что не используется, будет подлежать утилизации.

Накопление (хранение) отходов до 11 месяцев

Такое накопление может осуществляться на специально предназначенных для этого площадках. Хранение мусора происходит раздельным образом для различных типов отходов.

Обезвреживание

Для мусора, относящегося к 1-4 классам опасности, необходимо производить обработку, которая максимально снижает степень опасности.

Утилизация

Проведение утилизации операторами должно учитывать требования техники безопасности и соответствующих законов. Необходимо соблюдать нормативные акты об охране окружающей среды (ФЗ 7), об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия (ФЗ 52).

Захоронение

Запрещается проводить захоронение в следующих местах:

  • населённые пункты;
  • в зоны, предназначенные для отдыха или являющиеся рекреационными;
  • там, где обнаружены запасы полезных ископаемых и выполняются работы по их добыче.

Запрещается проводить захоронение бытового и производственного мусора на тех объектах, которые не включены в соответствующий реестр. Если предусмотрено, что из мусора должны быть извлечены полезные вещества, это надо сделать до того, как производить захоронение.

Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона

Закон говорит о трех главных принципиальных пунктах экономического регулирования осуществления практики, касающейся отходов. Одним из главных принципиальных положений является максимальное сокращение числа веществ и материалов, образующихся в результате протекающих процессов как отбросы и выбросы, и включение их в производственную деятельность в качестве вторсырья.

Вторым принципиальным положением,  указанным в Главе V этого Федерального закона, является установление определенного уровня денежной компенсации за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юрлицами. Если быть точнее, то плата взимается в случае, когда отбросы представляют опасность для нормальной экологической обстановки, здоровья людей. Однако если организация обеспечена техническими разработками и сооружениями, позволяющими полностью защищать природную среду от негативного воздействия образующихся отходов, то компенсация не взимается. При этом отсутствие отрицательного влияния промышленного, бытового мусора должно подтверждаться данными проведенных мониторингов. Также плата не взимается с предприятий, которые подвергают остатки производственной и другой деятельности накоплению в течение не более 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации. Статья 23 данного закона говорит и о других нюансах, о которых должны знать предприниматели для осуществления своей деятельности.

Третьим основным положением является экономическое стимулирование. Суть данного принципа заключается в том, что компенсация за оказание отрицательного влияния на среду снижается, если предприниматель использует в своей деятельности новейшие технологические разработки, позволяющие снижать количество образующегося мусора. Также, например, предпринимателям будут предоставлены льготы на плату за негативное влияние на среду размещаемых отходов, если они используют в своей деятельности для изготовления товаров биоразлагаемые материалы.

Статья 24.5 рассматриваемого ФЗ говорит об экологическом сборе, являющимся неналоговым доходом бюджета страны.  Такой сбор должны проплачивать изготовители и поставщики продукции, подлежащей совершению утилизационных мероприятий при утрате ее потребительских свойств, в нужный срок. Формирование ставки этого сбора совершается исходя из средних денежных показателей затрат на действия с единицей товара или массы изделия, утратившего свои технические, экономические и эстетические качества. Расчет экологического сбора производят путем умножения ставки на массу выпущенной продукции или на число единиц утилизируемого товара в зависимости от его вида, или на массу упаковки, использованной в изготовлении этого товара, и еще на утилизационный норматив, считающийся в относительных единицах.  Очень подробно о теме экологического сбора, о его расчете рассказано в 12 подпунктах Статьи 24.5 закона.

Общая характеристика нового закона

В законодательство о вывозе мусора были внесены следующие изменения:

  1. В обязанности муниципальной власти входит оборудование специальных площадок, с которых производится вывоз мусора.
  2. Начиная с января 2021 года вывозом мусора занимается специализированная организация — региональный оператор.
  3. Размер тарифа за вывоз мусора определяется на региональном уровне.
  4. В регионах начинает вводиться сортировка мусора.

Читать так же: ​​Как найти хорошего адвоката

Благодаря появлению мусорного закона существенно увеличился диапазон борьбы с незаконно организованными свалками. Теперь их устранением должны заниматься владельцы участков, на которых обнаружены такие места хранения. При отсутствии собственника, обязанность по ликвидации свалки перекладывается на городские власти.

Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Что включено в стоимость

С 2021 года услуги по вывозу ТКО вынесены в отдельную графу в квитанции. В нее включены следующие суммы

  1. Расходы, связанные с оформлением договоров — 10%.
  2. Транспортировка мусора — 61%.
  3. Различные сбытовые расходы — 1%.
  4. Обработка мусора, его обезвреживание и последующее захоронение — 28%.

Следовательно, основная часть тарифа отводится под транспортировку мусора.

В различных регионах Российской Федерации установлены свои тарифы на вывоз мусора. Можно выделить только среднюю стоимость предоставления такой услуги: от 100 до 150 рублей.

Уменьшение размера оплаты

Внесение оплаты за вывоз мусора предполагает наличие способов для уменьшения размера платежа.

  1. К примеру, если человек длительное время отсутствует дома: находится в командировке или в отпуске, ему потребуется предоставить в офис регионального оператора подтверждающий документ, на основании которого будет произведен перерасчет.
  2. Еще один реальный способ сэкономить — раздельный сбор мусора. При таком варианте расчет стоимости вывоза будет происходить исходя из тонн, а не из количества проживающих в квартире лиц. Чтобы в полной мере реализовать эту государственную программу требуется заняться строительством специальных мусороперерабатывающих заводов.

Льготные категории граждан могут ежемесячно экономить на оплате стоимости вывоза мусора, оформив льготу, которая предоставляется в виде компенсационной выплаты.

Кто отвечает за вывоз мусора

С 2021 года в регионах Российской Федерации были назначены специальные региональные операторы, которые несут ответственность за вывоз мусора и его последующую переработку.

На оказание таких услуг может быть назначена только компания, отвечающая всем требованиям законодательства, касающимся операторов. Если у МУПов и ГУПов есть соответствующая лицензия, они вправе заниматься вопросами перевозки мусора.

Что относится к компетенции регионального оператора, а что к УК?

До реформирования системы, вся ответственность за своевременный вывоз мусора с площадки была возложен на УК. В 2021 году, компания отвечает только за выполнение следующих функций:

  1. Оформление договора с оператором.
  2. Предоставление жильцам перечня тех отходов, которые могут быть распределены по разным контейнерам, если будет принято решение о раздельном сборе.
  3. Установка контейнеров и поддержание их в чистоте.

Оператор обязан выполнять следующие функции:

  1. По установленному графику вывозить мусор.
  2. Перерабатывать отходы.

Что изменится после ввода мусорной реформы

Вот самые важные изменения, которые предлагают реформаторы:

1. С нового года в каждом российском регионе должны появиться единый оператор, которые будут заниматься вывозом и переработкой твердых бытовых отходов. Региональные власти выбирают оператора на конкурсной основе. Операторы будут нести полную ответственность за ТБО: собирать, перевозить, перерабатывать или обезвреживать и утилизовывать. В регионе может быть выбрано несколько операторов, у каждого – своя зона ответственности.

2. До 1 января 2021 года вывоз ТБО был жилищной услугой, а теперь будет коммунальной. Это значит, что раньше тарифы на нее могли устанавливать ТСЖ или управляющие компании, а теперь они будут регулироваться на государственном уровне (как отопление, газоснабжение, водоснабжение). Вывоз ТБО будет значиться в квитанциях отдельной строкой.

Отказаться от этой услуги невозможно.

3. Все организации и собственники жилья по ст.24.7 закона «Об отходах производства и потребления» будут обязаны заключить договор с единым региональным оператором. Даже если владелец дома, как участник нашего портала с ником Пользователь499365, выбрасывает только стекло, да и то дробит и сыплет его на дорогу вместе со щебнем, он все равно должен будет в обязательном порядке заплатить оператору по установленному тарифу.

Теперь это касается:

  • всех владельцев частных домов (в том числе в любой глухой деревне);
  • членов садоводческих объединений;
  • членов гаражных кооперативов.

Если собственник жилого дома откажется подписать договор, ему все равно придется оплачивать услугу по вывозу мусора в соответствии с Жилищным кодексом РФ 29.12.2004 и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

4

Важное изменение: платить за вывоз мусора россияне будут в зависимости от количества проживающих в доме или квартире. Тариф будет определяться по формуле:

Цена = Норматив*(количество проживающих)*(региональный тариф за куб).

Эксперты считают, что в большинстве регионов власти постараются соблюсти баланс: тариф должен быть и экономически целесообразным для заинтересованного в прибыли оператора, и «посильным» для граждан.

5. Нормативы для разных категорий собственников жилья могут разниться: для домов за городом одни, для квартир другие, для дач — третьи. Льготы на вывоз мусора предусматриваются для тех граждан, которые имеют право на льготу на оплату ЖКУ. Чтобы узнать, кто имеет на нее право, нужно позвонить в министерство социальной защиты своего региона.

6. Садоводческие объединения будут обязаны заключить договор с региональным оператором. Тарифы будут рассчитываться по количеству членов объединения. Если дача в СНТ имеет статус жилого дома, собственник сможет выбирать, заключать договор напрямую с оператором или с СНТ. Платить будут и те члены СНТ, у которых дача считается нежилым помещением с правом проживания.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.