Федеральный закон от 31.01.2016 n 7-фз

Алан-э-Дейл       02.05.2022 г.

Экологические права и обязанности граждан

По букве 11-й статьей Закона об окружающей, граждане вправе:

создавать НКО, целями и уставными заданиями которых выбраны природоохранные мероприятия;

документально обращаться в профильные компетентные госорганы за полными объективными сведениями по экологической проблематике, формулировать на бумаге и доставлять им жалобы, предложения, получать официальные ответы на направленные обращения;

оказывать содействие властным органам всех уровней в работе над реализацией природоохранных мер;

участвовать в гражданских акциях, связанных с отстаиванием экологических прав и интересов юр-, физлиц;

инициировать общественную экоэкспертизу, непосредственно ею заниматься;

  • подавать судебные иски о финансовом компенсировании экологического вреда;
  • пользоваться другими правами, представляющими содержательную часть действующих нормативно-юридических актов.

Обязанностью российских граждан и наделенных идентичными экологическими правами иноземных мигрантов, проживающих в РФ, предписано сохранение природы, бережное распоряжение ее богатствами.

Система государственных мер по обеспечению экологических прав

Закон возлагает на властные органы всех уровней обязанность обеспечивать поддержку физлицам и НКО в претворении в действительность их экоправ. Решая вопросы о размещении промышленных, электроэнергетических, транспортных, сельскохозяйственных, других объектов, по презумпциальному принципу способных навредить природной среде, властно-исполнительные органы обязаны считаться с позицией людей, обитающих на близлежащей территории.

Чиновники, создающие препятствия частным лицам и НКО в добровольной природоохранной деятельности, несут предусмотренную законодательными, внутриведомственными, иными нормами ответственность.

Какие возможности дает закон

Правовой акт ставит достойную цель – сохранить природу и создать благоприятную среду для жизни людей. Вред от работы фабрик, заводов, мусорных полигонов очень велик, поэтому установлены требования к хозяйственной деятельности:

  • соблюдение законодательства при создании и эксплуатации объектов;
  • бережное отношение к природным ресурсам;
  • использование современных технологий, снижающих уровень загрязнения;
  • защита природы, животного, растительного мира от вредного воздействия.

Установлен приоритет в сохранении существующей экосистемы, биологического разнообразия. Запрещена хозяйственная деятельность, последствия которой непредсказуемы и могут привести к исчезновению животных и организмов.

Как будет выглядеть планета, на которой мы живем, зависит от нас. Закон обязывает всех беречь природу

Важно не быть равнодушными – интересоваться состоянием окружающей среды и настаивать на ее охране, если стало известно о вредном воздействии

Юрист Крапивницкая Анна Владимировна.

Объекты охраны природной среды

Природные объекты, которым необходима охрана со стороны человека, указаны в 4-й статье Закона об окружающей. Речь идет о ста процентах гидросферы (включая подземные воды), земельных ресурсах (грунтах и глубинах земли), флоре, фауне, воздухе, пласте озона, защищающем атмосферу.

Здесь же приводится список категорий природных объектов, требующих усиленной охраны. Среди прочих в нем значатся:

заповедные территории, типы которых выписаны в данном законе;

курортные местности и находящиеся в них целительные ресурсы природы;

области исконного проживания малочисленных народностей.

К усиленно охраняемым принадлежат объекты, официально признанные представляющими признанную ценность — для науки, рекреации, оздоровления, сохранности исторического наследия и др.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», являются:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

  • экологизацию экономики;
  • создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
  • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экономическое регулирование природоохраны

Формы экономического регулирования природоохраны содержатся в 14-й статье. Она предусматривает принятие прогнозов, данных экологами, в качестве основы для прогнозирования соцэкономразвития.

Региональные и федпрограммы по экоразвитию, планирование и реализация экомероприятий, финансирование этой работы тоже относятся к экономической составляющей природоохраны.

Госорганы устанавливают и взимают плату за неблагоприятное воздействие на экологическое состояние, лимитируют это влияние, проводят его экономическую оценку.

Ст. 16 Закона об окружающей посвящена плате за все выписанные в ней (статье) формы вреда природе.

Следующая статья 7-ФЗ устанавливает порядок господдержки работы по природоохране, а 18-я предписывает осуществлять экологическое страхование.

Экономический механизм обеспечения качества окружающей среды

Экономическому механизму в охране окружающей природной среды и обеспечении ее качества Закон посвящает самостоятельный раздел. Цель экономического механизма — материально заинтересовать предприятие, граждан в охране природной среды, сделать природоохранительную деятельность составной частью хозяйственного процесса, непременным атрибутом прибыльности и рентабельности производства.

В содержании экономического механизма различают две категории факторов: позитивные и негативные. К позитивным для субъектов факторам относятся меры экономического стимулирования, связанные с планированием, финансированием, кредитованием, материально-техническим обеспечением природоохранительных мероприятий, с предоставлением льгот при внедрении экологически чистых технологий, проведении других эффективных мер по охране окружающей природной среды (ст. 15, 17, 22 — 24). К числу негативных, опять-таки с точки зрения субъектов отношений, факторов принадлежат предусмотренные Законом меры экономического стимулирования посредством изъятия определенной части дохода, лишения соответствующих льгот.

Наиболее значительной мерой экономического стимулирования, отмеченной в Законе (ст. 20), является платность использования природных ресурсов. Закон различает два вида использования ресурсов природы: изъятие, потребление природного вещества; выброс, сброс вредных веществ в природную среду. В зависимости от этого подразделения строится система платности использования ресурсов.

Плата за пользование ресурсами направляется в местные бюджеты для потребления на нужды охраны природной среды. Платежи за выбросы, сбросы и размещение вредных загрязняющих веществ перечисляются предприятием в соответствующие экологические фонды.

Закон (ст. 21) подробно регламентирует режим внебюджетных экологических фондов, их порядок образования и расходования. Достаточно сказать, что в актив таких фондов перечисляются суммы административных штрафов за экологические правонарушения (а они сейчас высокие), платежи за загрязнение окружающей среды в результате сбросов, выбросов, захоронения вредных веществ.

В числе основных направлений расходования средств указанных фондов проведение мер по оздоровлению окружающей среды и внедрению экологически совершенных технологий, строительство очистных сооружений, научные исследования, просвещение. Закон предусматривает образование государственных экологических фондов трех уровней: местного (60% отчислений); областного, республиканского (30% отчислений); федерального (10% отчислений).

Для материального поощрения природоохранительной деятельности Закон предусматривает образование нового института экологического страхования (ст. 23). Предполагается введение добровольного и обязательного экологического страхования предприятий, организаций, учреждений, граждан на случаи экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. Фонды страхования используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий экологических бедствий и катастроф.

Как менялся закон

Число объектов, загрязняющих атмосферу, постепенно растет. Закон дополняется новыми статьями, регулирующими порядок их деятельности.

В зависимости от категории предприятия определен перечень разрешительных экологических документов. Новый завод или фабрику, негативно влияющую на окружающую среду, нужно ставить на учет в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации.

Предприятия ежегодно обязаны вносить плату в бюджет за вредное воздействие (ст. 16.2 ФЗ №7). Размер взносов зависит от объема выброшенных загрязняющих веществ и количества сбросов, превышающих нормативы. В расчетах применяется формула: платежная база по каждому загрязняющему веществу умножается на коэффициент, зависящий от степени негативного воздействия на атмосферу.

На государственном учете состоят те объекты, которые отрицательно влияют на природу. В зависимости от степени негативного воздействия предприятия разделили на 4 класса опасности. К первой категории отнесли объекты, которые очень негативно действуют на природу. Ко второй – предприятия, которые умеренно загрязняют атмосферу. Третья и четвертая категории – это объекты, которые наносят незначительный или умеренный вред.

Предыстория: от проекта до Закона

Возникновение идеи комплексного природоохранительного акта и ее активное развитие связаны с появлением в союзных республиках того времени законов об охране природы (1957 — 1963). Появление этой новой формы, доныне неизвестной природоохранительному законодательству, послужило хорошей питательной средой для почти тридцатилетней дискуссии о форме и содержании союзного природоохранительного акта. Были высказаны три точки зрения: основы законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов (Г.А. Аксененок, 1960 г.); Закон об охране природы, окружающей среды (Г.Н. Полянская, 1963 г.); Природоохранительный кодекс (Н.Д. Казанцев, 1961 г.). В последующие годы обсуждение данной проблемы шло в основном на базе идеи Закона об охране либо природы, либо окружающей среды, либо окружающей природной среды.

Однако практическое осуществление кодификации союзного и республиканского законодательства о природе шло по другому пути. В Союзе ССР и союзных республиках стали приниматься акты отраслевого законодательства: Основы законодательства земельного, о недрах, водного, лесного; соответственно земельные, о недрах, водные, лесные кодексы, законы о воздухе, животном мире. В 1980 г. с принятием Законов об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира идея кодификации отраслевого законодательства о природе исчерпала себя. Наука приготовилась к «прыжку» на принятие комплексного Закона об охране природы, окружающей среды. Но «команды сверху», по которой готовились все законы, не поступало. Чиновничий аппарат явно опасался стрессовых ситуаций. Принятые отраслевые акты не выполнялись. На страну надвигался экологический кризис. Ведомства, сохраняя свои интересы, основанные на потребительском отношении к природе, болезненно реагировали на всякое ограничение их сферы действия, даже во имя охраны среды обитания человека.

С учетом вышеизложенных причин не приходится удивляться, что «санкция» на подготовку Закона об охране природы была дана лишь в начале четвертого года перестройки. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» было дано задание Минюсту СССР и Госкомприроде СССР представить в 1989 г. проект Закона СССР об охране природы. На межведомственной комиссии, созданной Госкомприродой СССР, обсуждались два проекта, подготовленные МГУ (автор — проф. В.В. Петров) и Институтами государства и права АН СССР и Украины (руководители — проф. О.С. Колбасов и чл.-кор. АН УССР Ю.С. Шемшученко). За основу для дальнейшего обсуждения был принят проект, разработанный МГУ. С учетом замечаний и дополнений министерств и ведомств, Советов Министров союзных республик этот законопроект одобрен решением коллегии Госкомприроды СССР.

Однако путь от проекта до Закона оказался не таким уж простым, как казалось до этого. Проект Закона с его «зубастыми» формулировками, конкретными санкциями для нарушителей-предприятий и организаций, загрязняющих окружающую среду, с его приоритетом охраны здоровья человека оказался «не по нутру» сильным мира сего, прежде всего военно-промышленному комплексу и окружающим его министерствам и ведомствам. Услужливые юристы аппарата Совмина СССР «обкорнали» проект, вытравив из него само существо экологических требований. После проведенной обработки проект Закона возымел жалкий вид, не вызывающий интереса ни у сторонников, ни у противников принятия такого Закона. Короче говоря, цель была достигнута, дело сделано.

Возрождение проекта Закона началось вместе с возрождением самой России. В феврале 1991 г. проект был представлен Комитету Верховного Совета республики по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов нового состава. После обсуждения в мае 1991 г. проект направляется на рассмотрение четвертой сессии Верховного Совета Российской Федерации. 19 декабря 1991 г. проект Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» единогласно принимается Верховным Советом Российской Федерации.

Последние изменения в законе

В редакции от 26 июля 2019 года произошли небольшие корректировки внутри статей, а также добавлено несколько дополнительных пунктов. В первой статье были изменены некоторые формулировки, добавлены новые термины и абзацы. В третьей, пятой и шестой статьях — незначительная редактура.

Четвертая, шестнадцатая, семнадцатая и двадцать восьмая статьи отредактированы и пополнились дополнительными пунктами. Статью под номером 14 принята недействительной. 19-23 статьи переписаны. 31, 32, 67 и 69 статьи дополнены новой информацией.

В 65 статье третий пункт признан утратившим силу, пятой дополнен, а шестой отредактирован.

Основные принципы охраны естественной среды

Фундаментальные принципы работы госорганов, региональных и местных властей, юрлиц, частных лиц по защите окружающей среды содержаться в 3-й статье 7-ФЗ.

Обеспечение права человека на чистую естественную среду — существеннейшая цель природопользователей и властных органов. Действуя ради сохранения экобезопасности, они обязаны соблюдать баланс экологических, экономических, социальных интересов.

Власти всех уровней отвечают за экобезопасность, обязательно занимаясь природоохраной. При этом в России действуют независимые структуры, задание которых — строгий контроль за природопользователями.

Другая важная норма Закона об окружающей — презумпция экологической опасности хозяйственной и всякой другой деятельности (далее — хоздеятельность), которой намереваются заниматься организации и физлица. Прежде чем принимать решение о допустимости строительства и запуска в той или иной местности нового промпредприятия, энергетического объекта, образования транспортной артерии, другого вмешательства в естественный ландшафт и экосистему, следует производить оценку его влияния на будущее состояние природных систем, проводить экоэкспертизу проектной и иной документации.

Если же хоздеятельность получает все надлежащие согласования и начинается, хозяйствующие субъекты должны добиваться минимальности неблагоприятного влияния на природу, разрабатывая и внедряя соответствующие технологии.

Краткий обзор ФЗ № 7

Законопроект состоит из 16 глав, каждая из которых посвящена отдельным вопросам в сфере охраны природы.

  1. В первой главе раскрываются основные понятия, которыми оперирует текст закона, основные принципе работы.
  2. В приведенных пунктах раздела перечисляются компетенция власти.
  3. Представлены права и обязанности членов правоотношений в области охраны окружающей среды.
  4. Информация о порядке взимания штрафа, о поддержке охраны экологии государством.
  5. В этой главе раскрывается понятие нормирования.
  6. Вводится понятие экологической экспертизы.
  7. Излагаются определенные требования к деятельности, которая способна оказывать влияние на экологию.
  8. Изложен порядок установления областей ЧС.
  9. Перечислены охраняемые природные объекты, а также особенности их создания.
  10. В этой главе описан порядок реализации мониторинга.
  11. В главе раскрывается основная работа, компетенция государственного экологического надзора.
  12. В статьях этой главы изложены цели и места проведения научных исследований.
  13. Представлены принципы и основы экологического образования.
  14. Перечислены виды ответственности, а также разрешение споров.
  15. Глава рассказывает о принципах и нормах сотрудничества
  16. Излагается вступление в юридическую силу 7-ФЗ.

Органы власти, занимающиеся госуправлением в природоохранной области

Госуправление в природозащитной сфере возлагается на властные органы, имеющие полномочия по Основному Закону и конституционно-федеральному закону о Правительстве РФ.

Ведущим федведомством определено Министерство природных ресурсов и экологии. К его преимущественной компетенции относятся охрана природы, воспроизводство ее возобновляемых ресурсов, пользование богатствами фауны, разработка и претворение в действительность мер по экобезопасности, ряд других функций, связанных с общенациональной экологической политикой.

В субъектах РФ создаются госорганы субъектов федерации, уполномоченные на госуправление в природозащитных делах, реализующие необходимые меры.

Полномочия органов власти

По букве ст. 5 Закона об охране окружающей среды, госорганы уполномочены разрабатывать и принимать нормативно-юридические акты по природозащитной деятельности, производить надзор за их претворением в жизнь, проводить надлежащий экоконтроль.

Предписанная федзаконом задача властных структур, управляющих природоохраной — разрабатывать и утверждать федпрограммы по экоразвитию, выступать гарантом их практической реализации.

Управление охраной природы на заповедных объектах, установление зон экологического бедствия, ведение в них мероприятий по реабилитации природной среды, природозашитный госмониторинг тоже принадлежат к компетенции специально уполномоченных госорганов.

Они же обязаны подвергать ограничительным мерам, приостанавливать и запрещать хоздеятельность, нарушающую природоохранные нормы.

Сбор и публикация сведений о зафиксированном состоянии натуральной среды, претворенных в реальность природоохранных мерах представляет еще одну обязанность властей.

Природоохранные требования при ведении хозяйственной и иной деятельности

Требования к хозяйствующим субъектам обозначены в 23-х статьях 7-ФЗ.

Там говорится о регламентировании расположения, постройки, реконструирования, использования сооружений и иных объектов, в их числе:

города и села в совокупности жилых строений, хозсооружений, коммунальной инфраструктуры (ст. 44);

оборонные объекты, вооружения воинских подразделений, правоохранительных структур (ст. 41);

объекты атомной энергетики (ст. 40);

объекты сельхозназначения (ст. 42);

гидротехнические строения, средства мелиорации (ст. 43);

производство транспортных средств (ст. 45);

объекты нефтегазодобычи, нефте- и газоперерабатывающие предприятия (ст. 46).

7-ФЗ устанавливает природоохранные правила при утилизации и переработке отходов, территориях охранных зон, изменении формы собственности на хозяйственную недвижимость.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.