В россии может появиться избирательный кодекс

Алан-э-Дейл       07.05.2022 г.

Общие сведения о голосовании

Напомним, что с 17 по 19 сентября в 2021 году в России пройдут выборы в Государственную думу VIII созыва; в девяти субъектах будут выбирать глав регионов в ходе прямого голосования — это Хабаровский край, Республика Мордовия, Белгородская, Пензенская, Ульяновская, Тульская и Тверская области, Чеченская Республика и Республика Тыва.

Еще в трех регионах — Дагестане, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии – Алании, — глав субъектов выберут депутаты законодательных собраний.

Во весь голос

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Коньков Сергей

Кроме того, в 39 субъектах федерации в ходе единого дня голосования одновременно пройдут выборы в региональные парламенты.

В этом году для семи регионов России будет доступно дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Выбрать кандидата через интернет смогут жители Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областей, а также жители Москвы и Севастополя.

Нормы, которые на практике приводят к нарушению избирательных прав граждан

Поскольку в первую очередь речь идет о нормах, связанных с регистрацией кандидатов и списков кандидатов, можно констатировать, что здесь ничего принципиально не изменилось (не считая предложений, вынесенных за рамки проекта-2019, о которых речь пойдет в пункте 4а).

Уже отмечалось, что не изменился огромный перечень оснований для признания подписи избирателя недействительной. Также сохраняется широкий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов (16 пунктов), требование представить огромное число документов уже в момент выдвижения кандидата и т.п.

Соотношение федерального и регионального регулирования в области выборов

Неудобство заключается в том, что при проведении любых выборов приходится одновременно использовать два закона – ФЗ-67 и специальный. Но этого при проведении региональных и муниципальных выборов не избежать. Хуже то, что почти по каждому вопросу приходится смотреть нормы обоих законов, которые довольно часто различаются формулировками. И применителю нужно понять, нет ли между этими нормами коллизии, а если есть, то какой норме отдать предпочтение.

На мой взгляд, проблему можно решить, четко разделив в Кодексе императивные и диспозитивные нормы. В этом случае императивные нормы не потребуется дублировать ни в Особенной части Кодекса, ни в региональных законах. При этом диспозитивные нормы будут более заметны, и региональному законодателю будет легче понять, что он должен регулировать. Тем не менее, на случай, если региональный законодатель упустит регулирование каких-либо вопросов, которые он обязан регулировать, в Кодексе должны быть нормы, действующие по умолчанию.

Возьмем для примера нормы, касающиеся выдвижения кандидатов и списков кандидатов избирательными объединениями. В Общей части проекта-2019 есть статья 59, которая так и называется. В ней сразу видна часть 2 диспозитивного характера, начинающаяся со слов «Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено». Далее мы видим часть 4, которая относится исключительно к выборам представительных органов муниципальных образований, поэтому ей, при наличии в Особенной части специальной главы, не место в Общей части.

Следует отметить, что видно стремление авторов проекта-2019 избегать дублирования норм в Общей и Особенной части Кодекса. Однако дублирование в ряде случаев все же имеет место. Так, в частях 4 – 6 статьи 62 Общей части устанавливается, в каких случаях партии на выборах законодательных органов субъектов РФ освобождаются от сбора подписей. И аналогичные нормы содержатся в части 6 статьи 190 Особенной части.

Насколько удобен проект-2019 для региональных законодателей, насколько он позволит сделать региональные законы более компактными – можно будет проверить, попытавшись подготовить на его основе закон для конкретного региона или модельный закон.

Какие законы регулируют выборы

Основной закон нашей страны — Конституция РФ — не содержит отдельной главы или группы статей, посвященных конкретно выборам или избирательной системе. Однако Конституция устанавливает сам принцип выборности. Так, основной закон провозглашает свободные выборы и референдум высшим выражением власти народа (п. 1 ст. 3); закрепляет право гражданина на участие в них (п. 2 ст. 32); устанавливает ограничения избирательных прав ко всем видам выборов (п. 3 ст. 32) и т.д.

Решение же основных вопросов, связанных с ходом голосования, обеспечивает ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (от 12 июня 2002 года). В нем устанавливаются общие правила учета избирателей; система и статус комиссий; обязательные для всех правила голосования и подсчета голосов. Также в нем дан перечень нарушений избирательных прав, которые влекут различные меры ответственности.

Во весь голос

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Значительная часть принципов избирательного права закреплена в статьях 3, 4 и 7 данного закона. А именно:

— тайное голосование;- обязательность и периодичность выборов;- альтернативность выборов;- добровольность участия в выборах;- организация и проведение выборов органами, не входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления;- гласность и открытость избирательного процесса.

Стоит отметить, что любые федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные акты о выборах и референдумах не должны противоречить закону об основных гарантиях избирательных прав (п. 6 ст. 1). Таким образом, именно этот документ определяет основные избирательные права граждан России.

Последние изменения 67 ФЗ

Последняя редакция закона номер 67 произошла 1 июня 2017 года, при принятии ФЗ номер 104.

В статье 17 произошло два изменения, в пунктах 4 и 17. В них написано, что гражданин имеет право голосовать на определенном участке, привязанном к месту его жительства. Участки определяются органами регистрационного учета Российской Федерации. Лица же, находящиеся в других районах страны, работающие в полном цикле и не имеющие возможности освободиться для голосования или военнослужащие, находящиеся на других территориях, имеют право подать письменное заявление для права голосования на ближайшем к ним участке. Заявление должно быть подано не позже трех дней до начала голосования.

В 19 статье изменился пункт 2. Чтобы организовать голосование или референдум, организаторам необходимо согласовать действия с главой местной администрации района или руководителем органа исполнительной власти. Участок должен вмещать не более 3 тысяч человек.

В 22 ст. был добавлен пункт номер 9. При возникновении ситуации, когда срок избирательной комиссии истекает во время проведения выборов или референдума, комиссия не заменяется до момента оглашения итогов и принятия решения. Сроки приема заявлений по пожеланиям о новом составе комиссии – 30 дней.

В ст. 30 изменился пункт 4. Согласно ему, наблюдателя при проведении выборов могут назначить следующие уполномоченные лица:

  • Кандидат;
  • Избирательное объединение, сформировавшее список кандидатов;
  • Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата.

При проведении же референдума наблюдателя могут назначить общественные объединения или инициативные группы.

Изменения в статье 64 произошли в пункте номер 16. В случае проведения выборов Президента Российской Федерации или выборов в органы гос. власти, референдума любого субъекта РФ, участник, не проживающий на территории проведения действия, имеет право подать письменное заявление на участие в местные административные органы. Сроки подачи бумаги определяются Центральной избирательной комиссией, но обязательно не раньше 45 дней до начала процесса.

Четвертая статья описывает всеобщие права граждан на участие в выборах и референдумах. Если в момент начала проведения мероприятия гражданин является совершеннолетним, он имеет право голосовать. Также у такого гражданина есть право быть выбранным на должность в муниципальные учреждения.

Согласно 12 статье, на референдуме на территории Российской Федерации не могут быть подняты следующие вопросы:

  • О досрочном прекращении, временном прекращении или продлении срока действия любых государственных органов власти и исполнительной власти;
  • Об использовании и принятии чрезвычайных мер по спасению граждан, обеспечению их здоровья и безопасности;
  • О составе сотрудников государственных органов или органов местного самоуправления;
  • Об изменениях в доходах или расходах и принятии бюджета субъектов РФ или муниципальных учреждений;
  • О выборах и избрании депутатов или должностных лиц.

Согласно 29 ст., членами комиссии не могут быть следующие лица:

  • Не имеющие гражданства или иностранные лица;
  • Граждане, имеющие непогашенную судимость;
  • Кандидаты или представители выборов;
  • Определенные Правительством РФ лица и руководители местных государств.

В 70 статье описаны способы определения результатов описываемых мероприятий, процессы определения и способы оглашения итогов. Специальная комиссия определяет итоги голосования, голоса ее членов могут быть решающими. Членами комиссии составляется итоговая таблица, руководитель и секретарь подписывают ее и составляют два протокола.

Скачать текст действующей редакции закона

ФЗ об основных гарантиях избирательных прав описывает права граждан при проведении выборов и референдумов. В случае нарушения определенных условий и положений этого закона, гражданин или сотрудник органа или комиссии может понести ответственность. Во избежание ошибок или в случаях, если лицо обнаружило нарушение собственных прав, для подробностей рекомендуется просмотреть описываемый закон.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Другие законы о выборах

Деятельность политических партий в России регулируется соответствующим законом (ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года). Например, политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в одном субъекте может быть только одно партийное отделение. Численность партии — не менее 500 членов.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» уточняет правила именно для этого вида выборов. В частности, в 2013 году были внесены поправки, согласно которым кандидат в депутаты Госдумы обязан к моменту регистрации в данном статусе закрыть счета (вклады) и прекратить хранение наличных и ценностей в зарубежных банках, а также осуществить отчуждение иностранных финансов.

Этот же акт регулирует правила предвыборный агитации через СМИ (ст. 65). В медиа агитация начинается за 28 дней до выборов. Информационные блоки на государственных теле- и радиоканалах предоставляются кандидатам и партиям бесплатно. На общероссийских каналах каждой партии выделяется не менее 60 минут бесплатного эфира. На региональных — не менее 30 минут. Все программы выходят в рабочие дни, в рейтинговое время, и не прерываются рекламой.

Во весь голос

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Помимо этого, в апреле 2021 года президент России Владимир Путин подписал закон об отмене дня тишины при многодневном голосовании. Ранее глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова заявила, что день тишины в современных условиях развития социальных сетей и интернета лишен смысла.

Другие документы содержат нормы, гарантирующие, что голосование пройдет спокойно и по общим правилам. Так, закон «О полиции» (от 7 февраля 2011 года) возлагает на правоохранительные органы обязанность пресекать незаконную агитацию; предоставлять сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у кандидатов; охранять помещения, где хранятся бюллетени; поддерживать общественный порядок в помещениях для голосования и на территориях вокруг них в единый день голосования.

Наконец, особую группу представляют законы, устанавливающие юридическую ответственность за нарушения избирательного законодательства. Прежде всего, это Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Какими законами регулируются выборы в РФ?

Законы, которыми руководствуется Правительство на выборах:

  1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.
  2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года.
  3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года.
  4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.
  5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

В дополнение ознакомьтесь с ФЗ 58 о системе государственной службы Российской Федерации.

Краткое содержание выше указанных законов.

1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был принят 22 мая 2002 года. Одобрен законодательный проект был 29 мая того же года. Вступил в силу ФЗ-67 12 июня.

Действие ФЗ-67 распространяется по всей территории России. Согласно его положениям россиянин вправе участвовать в выборах на равных со всеми правами. Если гражданин РФ находится за пределами страны, то он также имеет право на свободное волеизъявление.

Также в законопроекте обозначено, что в день голосования гражданин должен достигать восемнадцатилетнего возраста. Также он может избирать и быть избранным. Категория граждан, которые не могут быть избраны:

  • обладающие гражданством другого государства;
  • были осуждены за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • обладают непогашенной судимостью;
  • совершили административные правонарушения и им было назначено наказание ввиду общественных работ и другие.

Согласно положениям ФЗ-67, голосование на выборах должно быть тайным и любым органам гос власти запрещается наблюдать за воле изъявлением гражданина. Для эффективного контроля над всеми избирателями создаются списки, в которые вносятся все участники референдума, обладающие правом голоса.

2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 20 ноября 2002 года. Одобрен законопроект был 11 декабря того же года. Вступил в силу ФЗ-175 20 декабря.

ФЗ-175 включает в себя 99 статей и 5 приложений. Почти все статьи закона утратили свою силу, и действуют только ст 86, 88 и 92.

3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» был принят 24 декабря 2002 года. Одобрен законопроект был спустя 3 дня. Вступил в силу ФЗ-19 10 января 2003 года. ФЗ-19 состоит из 12 глав и 88 статей.

Согласно положениям законодательного акта №19 Президент Российской Федерации должен быть избран гражданами путем тайного голосования. Участие в выборах является добровольным и свободным. Запрещено воздействовать на мнение участников выборов.

На момент выборов кандидат на должность Президента должен быть в возрасте не менее 35 лет и проживать на территории Российской Федерации последние 10 лет. Сроки проведения выборов устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ-19. Решение о проведении выборов должно быть принято за 100 дней до их начала. Они проводятся во второе воскресенье месяца.

Также в законопроекте №19 обозначены мероприятия по подготовке кандидатов к выборам. Каждый кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в допустимой законом форме. Государство дает предвыборным компаниям полную свободу действий в их предвыборной политике.

4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 11 июня 2004 года. Одобрен законодательный проект был 23 июня того же года. Вступил в силу ФКЗ-5 спустя 5 дней после одобрения.

ФКЗ-5 состоит из 15 глав, 93 статей и двух приложений. В нем описывается понятие референдума, принципы его проведения, право граждан на участие в нем и другое.

Принципы проведения референдума:

  • равное;
  • свободное;
  • прямое волеизъявление.

Россиянин имеет право на голос, не зависимо от:

  • расы;
  • пола;
  • языка;
  • национальности;
  • места жительства;
  • принадлежности к той или иной группе.

Согласно положениям ФКЗ-5 язык проведения референдума — русский, как государственный в РФ.

5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 16 сентября 2003 года. Одобрен законопроект был спустя 8 дней. Вступил в силу ФЗ-131 6 октября того же года.

Закон включает в себя 12 глав и 86 статей.

Изучить положения ФЗ-131 можно, скачав его тут.

Общие положения

ФЗ об избирательной системе РФ был принят Государственной Думой 22 мая 2002 года, а одобрен Советом Федерации 29 мая того же года. Последние изменения в него были внесены 1 июня 2017 года. Закон об избирательном праве имеет 11 глав и 85 статей, а также 11 приложений. Этот закон определяет права граждан на участие в выборах и референдумах, контролирует правоотношения между гражданами и государством при проведении референдумов, выборов, при подготовке к ним, назначением и проведением.

Содержание закона о гарантиях избирательных прав:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описана сфера, на которую распространяется описываемый закон и термины и понятия, используемые в нем и их определения. Оформлены принципы проведения выборов и референдумов, описаны права на участие в них граждан, описан процесс и способы проведения тайного голосования. Даны сроки полномочий органов гос. власти и местного самоуправления, обязательны ли выборы, их назначение и другие акты и законы, регулирующие эту область;
  • В главе номер два даны гарантии на права граждан на участие в выборах. Описаны вопросы, рассматриваемые на референдумах и ситуации, когда референдум может быть отменен или перенесен, инициатива проведения и назначение выборов;
  • В третьей гл. даны гарантии на права граждан в организации участков, участие в регистрации лиц, составление списков избирателей и т. д.;
  • В четвертой описаны системы, процессы набора, требования и условия по комиссиям референдумов и выборов. Дан список категорий и статусов разных комиссий Российской Федерации, включая описание и способы формирования Центра избирательной комиссии РФ. Подробно оформлены также избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, участковые собрания, комиссии муниципальных образований, территориальные и окружные. Виды деятельности, полномочия членов комиссий, их статус, гласность и негласность их деятельности и способы и причины расформирования комиссий;
  • В гл. пять даны гарантии на права граждан в выдвижении своих кандидатов. Условия, процессы и способы выдвижения кандидата или самовыдвижения. Поддержка государства и поддержка кандидата гражданами, описана регистрация кандидата, списки лиц и процессы назначения референдумов с такими лицами;
  • В главе шесть описаны статусы каждого вида кандидатов и статус инициативной группы. Оформлено равенство выдвинутых на референдум или выборы лиц, но и ограничения, данные этим лицам в связи с должностью и служебным положением. Гарантии выполнения кандидатами своих обязательств и статусы доверенных лиц;
  • В седьмой главе даны гарантии на права граждан на получение и распространение сведений или информации о выборах или будущих референдумах. Описаны процессы информирования граждан о ходе действий, а также информирование кандидатов и участников. Оформлен процесс проведения опросов общественного мнения. Дана информация о действиях в этой сфере средств массовой информации. Описаны агитации и сроки агитационного периода. Даны сведения о гарантиях на выдачу информации всем кандидатам о законе, выдвигаемом на референдуме. Описаны ограничения и причины ограничений во время предвыборных агитаций;
  • В главе восемь описана экономическая сторона сферы выборов и референдумов. Способы финансирования, процессы создания фондов, контроль доходов и расходов;
  • В главе номер девять даны гарантии на права граждан на проведение голосования, обнародование итогов голосования, опубликование и определение результатов. Подробно описаны здания и помещения, в которых проводятся голосования, необходимые документы, порядок проведения и условия для этого. Описаны причины досрочных голосований. Дана информация о протоколах и итогах, процессе подсчета голосов, обработка этих голосов и определение, и обнародование результатов. Описаны процессы и причины повторных голосований и юр. сила решений, принятых на референдумах;
  • В десятой гл. описаны причины, способы и процессы обжалования проведения или результата голосования, выборов или референдума. Причины аннулирования решения и отмены голосов. Даны сроки обжалования и описана ответственность за нарушение закона;
  • В 11 описаны заключительные и дополнительные положения настоящего закона.

В приложениях к ФЗ об избирательных правах граждан даны формы и образцы листов, используемых при организации и проведении голосований, выборов или референдумов, а также сведения о кандидате, включая описание имущества, способы дохода, наличие ценных бумаг или счетов в банках.

Статья 67. Протокол участковой комиссии об итогах голосования

1. Участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

1.1. Протокол об итогах голосования может быть составлен в электронном виде.

2. В случае, если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать:

а) номер экземпляра;

б) название выборов, референдума, дату голосования;

в) слово «Протокол»;

г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума;

д) строки протокола в следующей последовательности:

строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования;

строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией;

строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии);

строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования;

строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

строка 7: число погашенных бюллетеней;

строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;

строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;

строка 10: число недействительных бюллетеней;

строка 11: число действительных бюллетеней;

строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), число голосов участников референдума по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.

Если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся также строки:

строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;

строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования;

строка 11в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума;

строка 11г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений;

строка 11д: число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) избирателям, участникам референдума;

строка 11е: число утраченных открепительных удостоверений.

Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 настоящего Федерального закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки:

строка 11ж: число утраченных бюллетеней;

строка 11з: число бюллетеней, не учтенных при получении;

е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;

ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи;

з) дату и время подписания протокола;

и) печать участковой комиссии (для протокола, составленного на бумажном носителе).

3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Нумерация строк протокола устанавливается законом.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.