Статья 62. обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

Алан-э-Дейл       23.05.2023 г.

Специальные сроки

Законами Российской Федерации защищены все категории преемников, имеющих право на принятие наследства. При этом установлены специальные периоды. Есть ряд обстоятельств, оговоренных в Гражданском кодексе, когда возможно вступление в наследство по закону после истечения общего срока. Дополнительными называются периоды, которые прибавляются к основному. Продление может быть на 3 или 6 месяцев. При этом существует несколько нюансов в определении отсчета.

Нюансы, влияющие не начало отсчета

Даже основной период может стартовать от других дат. Все зависит от обстоятельств. Необходимо заявить о принятии наследства в течение полугода, при этом датой начала отсчета срока может быть:

  1. День вступления в силу судебного акта, определяющего наследодателя погибшим.
  2. День, прописанный в судебном акте, если момент ухода из жизни установить невозможно.

Календарное полугодие включает выходные или праздничные дни. Когда это окончание срока, период продлевается до первого рабочего дня согласно государственному графику (утвержденному календарю). Принятие наследства в течение периода предполагает переоформление прав собственности после окончания сроков, отведенных на наследственное дело. А непринятие наследства в срок предусматривает исключение правопреемника из очередности наследования.

При признании гражданина умершим

Срок вступления в наследство можно отсчитать, если известен момент ухода из жизни. Рассмотрим, как оформить принятие имущества, если такой возможности нет. Нотариальная контора не вправе брать на себя обязанности назначать сроки. Для этого есть единственная инстанция – суд. Наследник для того, чтобы установить сроки, обращается с исковым заявлением в районную судебную инстанцию, оплачивает госпошлину, доказывает, что завещатель действительно умер.

Результатом разбирательства является издание судебного акта. Судья определяет дату, после которой человека можно считать физически не существующим. А значит, что после смерти никаких юридических действий он делать не может. В данном случае срок для принятия наследства отсчитывается от указанной в акте даты. Принятие возможно в течение полугода, если нет особых условий, позволяющих продлить или сократить процесс.

Отказ или отстранение от наследства

Наследование по закону не является обязательным. Случай с завещанием тоже. Наследник может оформить принятие или отказаться от него. Когда отказ является следствием нежелания воспользоваться документальным волеизъявлением, процедура идет в зависимости от степени родства претендентов. Изменение порядка принятия наследства по общему правилу приводит к тому, что назначается еще полгода.

Как пример, можно рассмотреть ситуацию, когда в период срока принятия наследства прямой претендент отказался и не назначил правопреемника. Тогда нотариус инициирует новое наследственное дело, которое ведется в шестимесячный срок. Но теперь первый день – дата отказа от принятия права на собственность. Вступление в наследство производится в порядке очередности. Приоритетом пользуются родственники из первой. Имущество делится равными долями.

Наследственная трансмиссия

Данный термин предполагает, что в установленные 6 месяцев умирает наследник. В таком случае в процедуру вступают его преемники по праву наследования. Порядок вступления в наследство предполагает дополнительные 3 месяца, чтобы нотариус успел перепроверить все данные, подготовить и выдать свидетельство. Составлять завещание на не переоформленные ценности нельзя, т. к. официально наследник не успел принять материальные блага, а значит, не является собственником.

Но это не проблема. Уже его правопреемники могут инициировать процедуру принятия. Для этого законодательство дает дополнительные сроки. Но есть возможность и сократить их. Такое допускается, если претендент всего один. Также сроки уменьшаются на основании судебного постановления, если в тексте присутствует данное требование.

Продление возможно также по решению суда, когда есть основания полагать, что без увеличения сроков не будет восстановлена справедливость. Каждый случай уникален, и для того, чтобы разобраться во всех тонкостях законодательной базы, обращайтесь к профильным юристам, которые точно определят сроки для принятия наследства в каждом конкретном случае.

Комментарий к Ст. 61 ГК РФ

Ликвидация — это один из способов прекращения деятельности юридического лица. Существенным отличием его от реорганизации является то обстоятельство, что при ликвидации права и обязанности юридического лица не переходят в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация может быть осуществлена в добровольном (по решению участников или самого юридического лица) или принудительном (по решению суда) порядке. Также ликвидация всегда является следствием признания соответствующих юридических лиц несостоятельными (банкротами).

Судебная практика.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 N 23).

Устанавливая правовое положение юридических лиц как участников гражданского оборота и субъектов предпринимательской деятельности, ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов может быть ликвидировано по решению суда (п. 2 ст. 61). Названная норма под угрозой содержащейся в ней санкции понуждает юридические лица — коммерческие организации различных организационно-правовых форм, включая производственные кооперативы, осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов… Норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 14-П).

При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84).

Другой комментарий к Ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Ликвидация юридического лица — длительный процесс. Принятие соответствующего решения является первым действием в этом направлении. Для защиты интересов имеющихся и будущих кредиторов ликвидируемого должника в реестр вносится информация о начале процедуры ликвидации.

2. Если решение о ликвидации принято самим юридическим лицом (или его уполномоченным органом), но ликвидационная комиссия не сформирована (ликвидатор не назначен), дальнейшие действия зависят от причины принятия решения. В случае, когда оно является полностью добровольным, отсутствие ликвидационной комиссии можно рассматривать в качестве отказа от реализации ранее принятого решения. Только учредители (участники) могут требовать продолжения начатого процесса. Когда же решение о самоликвидации основано на угрозе принудительной ликвидации по тем или иным основаниям, уполномоченные государственные и муниципальные органы вправе в судебном порядке потребовать продолжения процедуры ликвидации (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

В нормативных правовых актах могут быть предусмотрены дополнительные условия формирования и порядка работы ликвидационной комиссии. Такие особенности установлены в отношении государственных унитарных предприятий (см. п. 22 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур» (Ведомости РФ. 1992. N 25. Ст. 1419) и п.

Комментарий к Ст. 1128 ГК РФ

1. Статья 1128 ГК РФ устанавливает еще одну возможность распорядиться имуществом на случай смерти путем составления завещательного распоряжения в простой письменной форме, которое в силу прямого указания закона приравнивается к нотариальному.

Представляется, что установление возможности совершения завещания именно в отношении денежных средств и именно в банке или иной кредитной организации обусловлено необходимостью обеспечения сохранения банковской тайны.

2. Завещательное распоряжение, совершаемое в соответствии с п. 1 ст. 1128 ГК РФ, не подчиняется общим правилам о совершении завещания, в том числе правилам о форме, реквизитах и порядке совершения. Исчерпывающие требования к его форме и реквизитам содержатся в п. 2 ст. 1128 ГК РФ, порядок совершения завещательных распоряжений денежными средствами в банках определяется Постановлением Правительства РФ от 27.05.2005 N 351.

Разработанный Правительством РФ порядок во многом повторяет порядок совершения нотариального завещания, в частности, на уполномоченного сотрудника банка возложена обязанность проверить личность завещателя, разъяснить содержание тех или иных норм действующего законодательства и др. В отличие от нотариального завещания, плата за удостоверение завещательного распоряжения в отношении денежных средств в банке не взимается.

Статья 1174 ГК РФ. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им

  1. Необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места погребения наследодателя, расходы на охрану наследства и управление им, а также расходы, связанные с исполнением завещания, возмещаются за счет наследства в пределах его стоимости.
  2. Требования о возмещении расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть предъявлены к наследникам, принявшим наследство, а до принятия наследства — к исполнителю завещания или к наследственному имуществу.
    Такие расходы возмещаются до уплаты долгов кредиторам наследодателя и в пределах стоимости перешедшего к каждому из наследников наследственного имущества. При этом в первую очередь возмещаются расходы, вызванные болезнью и похоронами наследодателя, во вторую — расходы на охрану наследства и управление им и в третью — расходы, связанные с исполнением завещания.
  3. Для осуществления расходов на достойные похороны наследодателя могут быть использованы любые принадлежавшие ему денежные средства, в том числе во вкладах или на счетах в банках.
    Банки, во вкладах или на счетах которых находятся денежные средства наследодателя, обязаны по постановлению нотариуса предоставить их лицу, указанному в постановлении нотариуса, для оплаты указанных расходов.
    Наследник, которому завещаны денежные средства, внесенные во вклад или находящиеся на любых других счетах наследодателя в банках, в том числе в случае, когда они завещаны путем завещательного распоряжения в банке (статья 1128), вправе в любое время до истечения шести месяцев со дня открытия наследства получить из вклада или со счета наследодателя денежные средства, необходимые для его похорон.
    Размер средств, выдаваемых на основании настоящего пункта банком на похороны наследнику или указанному в постановлении нотариуса лицу, не может превышать сорок тысяч рублей.
    Правила настоящего пункта соответственно применяются к иным кредитным организациям, которым предоставлено право привлекать во вклады или на другие счета денежные средства граждан.

Статья 1171 ГК РФ. Охрана наследства и управление им

  1. Для защиты прав наследников, отказополучателей и других заинтересованных лиц исполнителем завещания или нотариусом по месту открытия наследства принимаются меры, указанные в статьях 1172 и 1173 настоящего Кодекса, и другие необходимые меры по охране наследства и управлению им.
  2. Нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по заявлению одного или нескольких наследников, исполнителя завещания, органа местного самоуправления, органа опеки и попечительства или других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества. В случае, когда назначен исполнитель завещания (статья 1134), нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по согласованию с исполнителем завещания.
    Исполнитель завещания принимает меры по охране наследства и управлению им самостоятельно либо по требованию одного или нескольких наследников.
  3. В целях выявления состава наследства и его охраны банки, другие кредитные организации и иные юридические лица обязаны по запросу нотариуса сообщать ему об имеющихся у этих лиц сведениях об имуществе, принадлежавшем наследодателю. Полученные сведения нотариус может сообщать только исполнителю завещания и наследникам.
  4. Нотариус осуществляет меры по охране наследства и управлению им в течение срока, определяемого нотариусом с учетом характера и ценности наследства, а также времени, необходимого наследникам для вступления во владение наследством, но не более чем в течение шести месяцев, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 1154 и пунктом 2 статьи 1156 настоящего Кодекса, не более чем в течение девяти месяцев со дня открытия наследства.
    Исполнитель завещания осуществляет меры по охране наследства и управлению им в течение срока, необходимого для исполнения завещания.
  5. В случае, когда наследственное имущество находится в разных местах, нотариус по месту открытия наследства направляет через территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, нотариусу по месту нахождения соответствующей части наследственного имущества обязательное для исполнения поручение об охране этого имущества и управлении им. Если нотариусу по месту открытия наследства известно, кем должны быть приняты меры по охране имущества, такое поручение направляется соответствующему нотариусу или должностному лицу.
  6. Порядок охраны наследственного имущества и управления им, в том числе порядок описи наследства, определяется законодательством о нотариате. Предельные размеры вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  7. В случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации, необходимые меры по охране наследства и управлению им могут быть приняты соответствующим должностным лицом.

Комментарий к ст. 62 ГК РФ

  1. 1

    Нормы комментируемой статьи претерпели ряд существенных изменений, призванных урегулировать ряд практических вопросов, возникающих в ходе ликвидации юридических лиц. В своем большинстве эти изменения носят корректирующий, уточняющий характер, направляют деятельность уполномоченного лица (органа), а также ликвидационной комиссии (ликвидатора) на соблюдение требований действующего законодательства в рамках ликвидационной процедуры.

    Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации организации, сводятся к следующему:

    — определение ликвидатора или ликвидационной комиссии. Нередко в данном качестве выступает один из учредителей или директор организации, хотя закон не ограничивает учредителей в выборе ликвидатора — им может быть любое дееспособное лицо;

    — выбор оптимальной процедуры ликвидации. В добровольном порядке, в том числе и за счет погашения обязательств учредителями, либо в рамках банкротства при недостаточности имущества должника. Указанная обязанность может быть реализована как одновременно с принятием решения о ликвидации (например, при наличии явных долговых обязательств ликвидируемого субъекта), так и в любой момент после возбуждения ликвидационной процедуры;

    — представление документов о начале процедуры ликвидации в регистрирующий орган, поскольку именно учредитель в данном случае выступает в качестве заявителя в данном виде регистрации;

    — публикация сведений о начале ликвидационной процедуры. Указанная функция реализуется ликвидатором, поскольку публикация производится после вышеуказанной государственной регистрации, после перехода обязанностей от учредителя к ликвидатору. Требование кредитора к ликвидируемому юридическому лицу должно быть заявлено только ликвидатору (ликвидационной комиссии) с момента публикации о ликвидации, а не учредителю с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатора;

    — исполнить все обязательства должника при их наличии. Как правило, данная обязанность также реализуется ликвидатором по результатам проведенной инвентаризации имущества и обязательств ликвидируемого субъекта.

  2. 2

    Ликвидатор обязан:

    — надлежаще исполнять возложенные на него обязанности;

    — действовать в интересах ликвидируемого юридического лица;

    — принять все необходимые меры для исключения субъекта из ЕГРЮЛ, в том числе возбуждать дела о банкротстве или исключении организации из ЕГРЮЛ в ином порядке.

    Ликвидатор действует с момента его назначения и до завершения выбранной процедуры либо назначения иного лица, уполномоченного на управление организацией в ходе отдельных процедур. Например, ликвидатор действует до принятия решения о признании должника банкротом и утверждения конкурсного управляющего. В ходе наблюдения ликвидатор сохраняет свои полномочия и реализует их наряду с временным управляющим, равно как и в ходе внешнего управления.

  3. 3

    Судебная практика:

    — Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу N А46-15536/2013;

    — Постановление ФАС Московского округа от 29.05.2014 по делу N А40-101750/13;

    — Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу N А46-15536/2013;

    — решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2014 N А40-41038/2014;

    — решение Арбитражного суда Омской области от 20.06.2014 по делу N А46-11947/2013;

    — решение Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29.05.2014 по делу N 2-176-2014.

Другой комментарий к статье 62 ГК РФ

1. Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка в реестре юридических лиц, открытом для всех заинтересованных субъектов. Обязанность письменно уведомить регистрирующий орган о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, возложена п. 1 комментируемой статьи на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации. Арбитражный суд разъяснил, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица. Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их регистрацию (п. 11 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50). Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящий с ним в отношениях имеет возможность узнать о начатой процедуре ликвидации.

2. Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначаются ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами ст. 63, 64 ГК. Суд, принявший решение о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК), а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). В качестве ликвидатора не может быть назначен государственный или муниципальный орган, по иску которого принято решение о ликвидации (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий см. п. 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников»; в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала — п. 4 ст. 21 Закона об акционерных обществах.

3. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62), кроме тех, которые согласно прямому предписанию закона закреплены за учредителями или участниками данного лица, например утверждение ликвидационных балансов. В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица, и соответственно в силу ст. 854 ГК любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению комиссии. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (п. 12 письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.

Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 62 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена обязанностям инициаторов ликвидации ЮЛ, которыми могут быть его учредители (участники), его уполномоченный орган, а также госорган или орган местного самоуправления (п. п. 2, 3 ст. 61 ГК). Прежде всего инициаторы ликвидации ЮЛ должны незамедлительно письменно уведомить об этом уполномоченный госорган (п. 1 ст. 62). Под незамедлительностью понимается трехдневный срок с момента принятия решения о ликвидации, под уполномоченным госорганом — регистрирующий орган, который должен внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации.

На основании полученного уведомления регистрирующий орган вносит данную запись; с этого момента правоспособность ликвидируемого ЮЛ претерпевает ограничения — не допускается регистрация изменений в его учредительные документы, регистрация ЮЛ, учредителем которых оно выступает или которые возникают в результате его реорганизации. Кроме того, инициаторы ликвидации ЮЛ должны сформировать ликвидационную комиссию (назначить ликвидатора) и уведомить об этом регистрирующий орган (ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц), а также установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) — особый орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению его делами, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (п. п. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях).

2. Обязанности инициаторов ликвидации ЮЛ не исчерпываются названными в ст. 62. Они также должны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора), а позднее — по окончании срока для предъявления требований кредиторами — и о составлении ликвидационной комиссией (ликвидатором) промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК, п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

Может ли быть завершена добровольная ликвидация ООО, если не все кредиторы заявили свои требования?

ООО существует с момента государственной регистрации. Если уставом организации не предусмотрен срок существования общества, то общество создается без ограничения срока.

К отношениям с участием ООО применяются нормы соответствующего ФЗ №14-ФЗ.  Согласно ФЗ, общество может быть добровольно ликвидировано в порядке предусмотренном ГК РФ. При этом учитываются требования устава ООО и указанного федерального закона.

Ликвидируясь, общество прекращает деятельность без какого-либо правопреемства. Решение о закрытии принимают члены ООО на общем собрании. Предложение выносит совет директоров, исполнительный орган или один из участников.

На общем же собрании назначается ликвидационная комиссия, которая возлагает на себя полномочия по управлению всеми делами общества. При необходимости она выступает в суде от имени ООО.

Регистрирующий орган обязательно должен быть уведомлен о начале ликвидации, после чего он вносит соответствующую запись в реестр.

Законодательно установлен порядок ликвидации юрлица, предусматривающий его расчёты с кредиторами при их наличии. В отсутствии кредиторов и задолженностей, имущество ООО распределяется между участниками, пропорционально доли каждого.

Кредиторы вправе заявить требования к ликвидируемому обществу, но использование этого права остается на их усмотрении.

Стоит отметить, что по п 5 и п 6 ст 64 ГК РФ, когда кредитор опаздывает с подачей своих требований и делает это после назначенного комиссией срока, то его запросы удовлетворяются из имущества и средств, оставшихся после удовлетворения требований, заявленных вовремя. Если средств, вырученных за имущество, оказывается недостаточно, то требования признаются погашенными. Также погашаются не одобренные ликвидационной комиссией требования, если их заявитель не обратится в суд и не выиграет его.

Поэтому при отсутствии запросов кредиторов, но с учётом правильного законного порядка проведения всей процедуры добровольной ликвидации, она будет считаться завершенной после внесения соответствующей записи в реестр.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.