Статья 475 гк рф. последствия передачи товара ненадлежащего качества

Алан-э-Дейл       03.05.2022 г.

Важный момент

Кроме всего, что выше обсуждалось, в рассматриваемой статье присутствует не совсем очевидное, но существенное положение – дефекты изделия могут оговариваться продавцом. Из этого следует, что значение для исполнения договорных условий будет иметь не то или другое состояние продукта, а степень достоверности сведений о нем. В розничной торговле, в отношениях, где в качестве одного из участников выступает гражданин, интересы которого должны защищаться в особом порядке, продавец обязан его предупредить о дефектах, имеющихся в изделии. Это делается не только устно, но и в письменном виде. Соответственно, закон допускает возможность продажи товара с недостатками. Стоит сказать, что такая возможность вызывает резкую отрицательную реакцию а иногда и деятельное сопротивление со стороны некоторых исполнительных структур, реализующих надзорные функции.

Нюансы

Интересен тот факт, что рассматриваемая статья, формируя закрытый список допустимых требований приобретателя, не устанавливает иных последствий передачи изделия ненадлежащего качества. Более того, не предусматривается даже возможность их наступления. Между тем, общепринятым считается мнение, что императивность нормы не исключает применение статей 293, 15, 394 и прочих. На практике руководствуются тем, что приобретатель может, наряду со специальными, предусмотренными в норме требованиями, рассчитывать на возмещение понесенных потерь. В рамках статьи рассматривается не один, а два юридических факта. Они различны, но присутствуют одновременно. Эти факты заключаются в невыполнении обязанности предоставить качественное изделие и передача некачественного продукта. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что первое обстоятельство в рамках купли-продажи выступает как невыполнение договорного обязательства. Именно этот факт может повлечь те последствия, которые установлены рассматриваемой статьей. В первую очередь, основания ответственности продавца закрепляются 401 статьей. При этом учитываются положения 476 нормы. Во-вторых, указанная ответственность считается ограниченной. Данный факт обуславливается положениями 400 и 394 статей. Ограничивается ответственность правилами рассматриваемой нормы.

Статья 475. Последствия передачи товара ненадлежащего качества

В п. 2 комментируемой статьи вводится понятие «существенных» в противовес обычных (несущественных) недостатков. Последствия обнаружения их в товаре различны и, в частности, в случае существенного нарушения требований к качеству, помимо перечисленных в п. 1, эти последствия могут включать право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

3. В п. 3 комментируемой статьи установлено правило, согласно которому требования об устранении недостатков или о замене товара могут быть предъявлены не всегда. Так, невозможна замена товара в отношении недвижимого имущества в силу его уникальности, а в отношении продуктов питания невозможно устранение недостатков.

4. Правила, предусмотренные п. 1 и 2 комментируемой статьи, применяются и в тех случаях, когда только часть товаров, входящих в комплект, может быть охарактеризована как товары ненадлежащего качества.

5. В п. 5 комментируемой статьи установлено, что предусмотренные ею правила носят диспозитивный характер, и в самом ГК или в другом законе может быть предусмотрено иное.

Статья 475. Последствия передачи товара ненадлежащего качества

Комментарий к Ст. 475 ГК РФ:

1. Продавец отвечает за недостатки товара, возникшие до его передачи покупателю (см. ст. 476 ГК и коммент. к ней). Исключение составляют случаи, когда недостатки товара были оговорены продавцом при заключении договора. По смыслу п. 1 коммент. ст. подобная «оговорка» не может носить общего характера, а должна содержать указание на конкретные недостатки товара. Коммент. ст. не устанавливает особой формы, в которой продавец должен сообщить покупателю о недостатках (исключения из этого правила могут предусматриваться нормативными актами — см., например, п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров). Соответственно, такое предупреждение может быть сделано продавцом в любой форме. При этом в случае спора бремя доказывания факта уведомления покупателя о недостатках товара лежит на продавце.

2. Коммент. ст. устанавливает последствия нарушения условия о качестве товара, дифференцирует их в зависимости от характера недостатка. При этом в качестве единственной юридически значимой классификации недостатков коммент. ст. закрепляет деление на существенные и несущественные (обычные).

К числу существенных относятся: недостатки, носящие неустранимый характер; недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени; недостатки, которые проявляются вновь после их устранения (абз. 1 п. 2 ст. 475 ГК РФ). Все остальные недостатки считаются обычными (несущественными).

При обнаружении в товаре обычных недостатков покупатель вправе по своему выбору требовать: а) соразмерного уменьшения цены; б) безвозмездного устранения недостатков; в) возмещения собственных расходов на устранение недостатков (п. 1 коммент. ст.).

При обнаружении существенных недостатков дополнительно к трем указанным выше покупатель получает возможность использования еще двух вариантов защиты: а) потребовать замены товара товаром надлежащего качества; б) отказаться от договора (п. 2 коммент. ст.). Таким образом, в подобной ситуации покупатель имеет пять возможных способов защиты и может воспользоваться любым из них по своему усмотрению (с учетом положений п. 3 и 5 коммент. ст.).

3. Особый характер товара или само существо обязательства могут препятствовать предъявлению покупателем ряда требований, предусмотренных п. 1 и 2 коммент. ст. Так, право требовать замены недоброкачественного товара отпадает, если предметом является недвижимая вещь или уникальный предмет искусства (см. также п. 17 Постановления ВС N 7). Требование об устранении недостатков не может быть заявлено, если вещь в силу своих особых свойств не подлежит ремонту или восстановлению (например, продовольственные товары, лекарства и т.п.).

Вместе с тем возможность предъявления покупателем требований, указанных в п. 1 и 2 коммент. ст., не может быть исключена его договором с продавцом. Равным образом договор не может устанавливать особых правил реализации предусмотренных коммент. ст. способов защиты.

4. Если предметом договора является комплект товаров (см. ст. 479 ГК и коммент. к ней), нарушение требований к качеству части товаров, входящих в комплект, дает покупателю возможность использовать в отношении такой части способы защиты, предусмотренные п. 1 и 2 коммент. ст.

5. Нормы коммент.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.