Статья 448. гражданского кодекса рф. организация и порядок проведения торгов

Алан-э-Дейл       14.09.2022 г.

Комментарий к статье 447 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья содержит общие положения о таком способе заключения гражданско-правового договора, как заключение на торгах. Данный способ заключения договора отличается от рассмотренного более традиционного способа наличием дополнительных стадий и более сложной процедурой.

Легальное определение торгов в российском законодательстве отсутствует, в связи с чем при уяснении данного понятия следует руководствоваться общепринятым значением этого слова. При этом следует учитывать, что на практике торги, организуемые с целью заключения договора, зачастую именуются тендером.

2. По общему правилу, закрепленному в п. 1 комментируемой статьи, любой гражданско-правовой договор, как предусмотренный законом, так и прямо не урегулированный, может быть заключен посредством проведения торгов. На торгах не может быть заключен лишь такой договор, существо которого этому противоречит. В законе отсутствует даже примерный перечень таких договоров. Представляется, что путем проведения торгов не могут быть заключены так называемые фидуциарные договоры (договор поручения, договор доверительного управления имуществом, договор пожизненной ренты, договор пожизненного содержания с иждивением и др.), публичные договоры (договор розничной купли-продажи, договор бытового подряда, договор проката и др.), договоры, заключаемые в сфере личных неимущественных отношений (соглашение о соавторстве, соглашение об использовании изображения гражданина), договоры, порождающие семейные правоотношения (брак, брачный договор, соглашение об уплате алиментов, соглашение о детях и т.д.), а также договор дарения и договор простого товарищества.

3. В случае заключения договора на торгах в качестве организатора соответствующих торгов должны выступить либо само заинтересованное лицо, либо специализированная организация, действующая в интересах оферента на основании договора поручения, договора комиссии или агентского договора. Указание в комментируемой статье на то, что организация, действующая в интересах оферента, должна быть специализированной, не в полной мере согласуется с закрепленным в п. 1 ст. 49 ГК правилом об общей правоспособности коммерческих организаций. В связи с этим данное указание не следует понимать буквально: в роли специализированной организации может выступить любая коммерческая организация (за исключением унитарных предприятий). Наличие специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по организации торгов по действующему законодательству не требуется.

4. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает одно из исключений из принципа свободы договора, согласно которому в установленных ГК или иным федеральным законом случаях договор о продаже вещи или имущественного права может быть заключен исключительно путем проведения торгов. В настоящий момент ГК такие случаи не установлены. В то же время некоторые специальные законы предусматривают обязательность проведения торгов для заключения договора (см. ст. ст. 56, 59 Закона об ипотеке, ст. ст. 89 — 93 Закона об исполнительном производстве).

5. В зависимости от критерия, по которому оферент выбирает контрагента по будущему договору, комментируемая статья различает две формы торгов — аукцион и конкурс. Если критерием отбора является условие о цене, то данные торги являются аукционом. Если же в качестве критерия выступают какие-либо иные условия договора, такие торги являются конкурсом. По общему правилу критерий, по которому должен быть определен контрагент по договору, определяется их организатором. Однако данное право организатора может быть ограничено специальной нормой закона (см., например, п. 2 ст. 56 Закона об ипотеке).

6. Торги, в которых принял участие только один участник, признаются несостоявшимися. Как следствие, договор, заключенный в результате проведения торгов с единственным участником, должен также считаться несостоявшимся (незаключенным). Имущество, переданное по данному договору, может быть истребовано по правилам о неосновательном обогащении (гл. 60 ГК).

7. Общие нормы об организации, порядке и последствиях проведения торгов, содержащиеся в ст. ст. 448, 449 ГК, в силу прямого указания п. 6 комментируемой статьи распространяются также на публичные торги, проводимые в рамках исполнительного производства. Определенные отступления от данных правил могут быть установлены процессуальным законодательством. Так, в настоящий момент специальные нормы относительно организации, порядка и последствий реализации имущества должника на торгах на стадии исполнительного производства содержатся в ст. ст. 89 — 93 Закона об исполнительном производстве.

Договор, заключаемый в результате торгов

В части оформления результатов торгов в проект изменений в ГК РФ внесено исключение: подписание протокола, имеющего силу договора, обязательно, если иное не установлено законом. Будут устранены формальные противоречия с ГК РФ при подписании протокола заказчиком и последующем заключении договора между заказчиком и победителем торгов в публичных закупках.

Но заключение отдельного договора по результатам торгов порождает ряд практических проблем в случае уступки прав и перевода долга, а также изменения и оспаривания договора.

Проект изменений ГК РФ предусматривает запрет на уступку прав и перевод долга в случаях, когда заключение договора возможно только путем проведения торгов. Обязательства победителя торгов должны быть исполнены лично, если иное не установлено законом. В отсутствие специального указания в законе на такую возможность фактически исключается привлечение соисполнителей. Такое правило необоснованно жестко, в регулировании гражданских отношений необходимо проявлять большую гибкость.

В части изменения договора новая редакция ст. 448 ГК РФ допускает такое изменение, но при условии, что это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом. Данная редакция недостаточно точно определяет рамки допустимых изменений, что создает условия для злоупотреблений.

Что касается оспаривания договора, то в соответствии с ГК РФ здесь есть дуализм предмета оспаривания — могут оспариваться нарушения, допущенные в ходе торгов (в соответствии с п. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги), может оспариваться и сам договор. При этом проект изменений ГК РФ устанавливает годичный срок обжалования торгов, в то время как в отсутствие специальных норм в законодательстве о публичных закупках срок обжалования договора составляет три года.

Решения, предлагаемые в проекте изменений ГК РФ и касающиеся оформления результатов торгов, нельзя признать эффективными. В качестве альтернативы предлагается рассмотреть возможность отказа от заключения отдельного договора (как дублирующего документа), считать договором только заявку участника торгов (оферту), составленную в соответствии с требованиями документации о торгах, и протокол, подписанный заказчиком (акцепт), что полностью соответствует сути торгов как способа заключения договора.

Устранение дублирования протоколов и договора решит вышеперечисленные проблемы с изменением условий и уступкой (это будет невозможно, так как нельзя будет внести изменения в протокол вне процедуры торгов), упростит оспаривание нарушений на торгах. Это также освободит заказчиков от обязанности размещать в составе документации о торгах проекты договоров, которые чаще всего являются типовыми формами, не способными учесть возможные нюансы исполнения договора, согласованные в рамках торгов.

Ключевые особенности процедуры торгов

В чем основная цель процедуры торгов? В определении наилучшего предложения при отчуждении или приобретении имущества. Если торги проводятся в частных интересах (например, частное лицо продает принадлежащую ему картину на аукционе), то регулирование торгов должно быть минимальным или отсутствовать вовсе, так как организатор торгов действует в своем интересе, он сам все определит наилучшим образом.

Если торги проводятся в публичных интересах (это, в частности, закупки для государственных нужд, продажа государственного имущества, защита интересов кредиторов при продаже предмета залога или имущества в исполнительном производстве), то здесь регулирование торгов обоснованно и необходимо, потому что интересы организатора торгов могут не совпадать с публичными интересами.

Поэтому первая особенность и одновременно предпосылка регулирования торгов — наличие публичного интереса. Это принципиальное положение должно быть закреплено в ГК РФ, а нормы специальных актов должны основываться на нем. Пока достаточно жесткие правила ГК РФ применяются ко всем случаям проведения торгов.

Способом достижения указанной выше цели (определение наилучшего предложения) является создание правил, которые делают возможной конкуренцию различных предложений при определении победителя торгов. Эти правила в основном сводятся к требованию публичности (закрытые процедуры должны быть исключением из правил), созданию условий для широкого участия (исключение — процедуры с ограниченным участием), выбор победителя по заранее определенным критериям с максимальной степенью объективности. Необходимость регламентации процедур для создания конкурентной среды является следующей особенностью торгов.

Если защищаются публичные интересы при проведении торгов и создаются условия для конкуренции, то должны быть разработаны механизмы контроля, позволяющие оперативно устранить нарушения. В дополнение к судебной защите прав появляется функция административного контроля в публичных закупках, которую традиционно выполняют антимонопольные органы. Это третья особенность торгов, тесно связанная с двумя предыдущими.

Можно ли условиями аукциона установить более продолжительные сроки подписания протокола об участии в торгах по телефону или онлайн?

Договор можно заключить при помощи торгов, если иное не предусмотрено его сутью. Торги в свою очередь проводятся путем аукциона или конкурса.
Аукцион выигрывает тот, кто назначит более высокую цену, а победителя конкурса определяет комиссия, исходя из предложенных конкурсантами условий.
Согласно п 5 ст 448 ГК РФ организатор аукциона и его победитель подписывают по результатам мероприятия протокол, имеющий силу договора. Неподписание этого документа ведет к материальным потерям: выигравшее лицо, уклонившись от подписи, теряет задаток; а организатор, не подписав протокол, должен вернуть уплаченный победителем задаток в двойном размере, возместив при необходимости убытки. Подписание протокола должно происходить в день проведения торгов.
Иногда предметом аукциона бывает само право на заключение договора. В этом случае последующий договор подписывается по истечении не более чем 20 дней после него, если иной срок не отмечен в извещении о торгах.
Таким образом ГК устанавливает конкретный срок подписания протокола о проведении торгов. Если условиями аукциона предусмотреть иные, более длительные сроки его подписания для ситуаций, когда торги проводятся не непосредственно, а по телефону или через интернет, то такие условия будут ничтожными. Ведь в таком случае договор будет противоречить законодательству.

Недостатки регулирования торгов в ГК РФ

Причиной отказа от использования указанного термина могут быть недостатки регулирования торгов в Гражданском кодексе Российской Федерации <1> (далее — ГК РФ), устранение которых возможно в рамках реформирования гражданского законодательства <2>.

<1> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.<2> Проект изменений ст. ст. 447 — 449 ГК РФ был принят в первом чтении Государственной Думой 27 апреля 2012 г. (проект N 47538-6), в настоящее время этот проект рассматривается и принимается частями.

Во-первых, торги по ст. 447 ГК РФ — это только конкурсы и аукционы. Любые иные закупочные процедуры, в частности запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры, с точки зрения ГК РФ торгами не являются, к ним данные нормы не применимы. При этом многие нормы Закона о размещении заказов и Закона о закупках компаний применяются исключительно к торгам, в результате возникают пробелы в регулировании закупок без проведения торгов.

Следует также отметить, что нормы антимонопольного законодательства (прежде всего это ст. 17 Закона о защите конкуренции <1>) регулируют особенности контроля за торгами и запросом котировок, следовательно, в соответствии с буквой закона закупки иными способами не могут контролироваться антимонопольной службой. Это актуальная проблема для обжалования нарушений при проведении запроса предложений, который широко используется в соответствии с Законом о закупках компаний <2> и предусмотрен Законом о контрактной системе.

<1> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).<2> Уже сложилась определенная арбитражная практика, признающая право антимонопольной службы рассматривать жалобы участников закупок, проводимых в форме запроса предложений. Одним из первых было решение по иску ГУП «Московский метрополитен» (дело N А40-63754/12).

Во-вторых, правила ГК РФ преимущественно сводятся к регулированию торгов, организуемых для продажи имущества (например, в порядке приватизации, после обращения взыскания на залог, в порядке исполнительного производства), специфика торгов как закупочной процедуры в них не отражена. Следовательно, их применение в публичных закупках весьма ограничено и порождает трудности на практике. Например, совсем не совпадают правила об обеспечении исполнения обязательств, вытекающих из участия в торгах: п. 4 ст. 448 ГК РФ говорит о внесении задатка (правило рассчитано на продажу имущества, потенциальные покупатели вносят задаток), Закон о размещении заказов — о внесении денежных средств в качестве обеспечения (это иной способ обеспечения, предусмотренный законом на основании п. 1 ст. 329 ГК РФ), так как правила о задатке не применимы при закупках.

В-третьих, процедура заключения договора в ГК РФ и в законодательстве о публичных закупках не совпадает. Наиболее существенные отличия в документальном оформлении результатов торгов: в соответствии с п. 5 ст. 448 ГК РФ победитель на торгах и организатор торгов подписывают протокол, имеющий силу договора, согласно Закону о размещении заказов и Закону о контрактной системе протокол подписывается только заказчиком, силы договора такой протокол не имеет.

В целях повышения эффективности регулирования торгов необходима гармонизация правил о торгах в ГК РФ и в законодательстве о публичных закупках. Основой для такой гармонизации должно быть определение ключевых особенностей процедуры торгов, которые должны найти отражение в ГК РФ и распространяться как на торги продавца, так и на торги покупателя.

Оглавление

Ч.1 статьи 448 ГК РФ

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

Ч.2 статьи 448 ГК РФ

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Ч.3 статьи 448 ГК РФ

3. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Ч.4 статьи 448 ГК РФ

4. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.

Ч.5 статьи 448 ГК РФ

5. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

Ч.6 статьи 448 ГК РФ

6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.
Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

Ч.7 статьи 448 ГК РФ

7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.

Ч.8 статьи 448 ГК РФ

8. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:

П.2 статьи 448 ГК РФ

2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);

П.3 статьи 448 ГК РФ

3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.