Федеральный закон от 08.12.2020 n 402-фз

Алан-э-Дейл       05.05.2022 г.

Первичные документы

Одним из главных новшеств Закона N 402-ФЗ является отмена обязательности применения хозяйствующими субъектами унифицированных форм, чего требовал Закон N 129-ФЗ. Это лишний раз подтвердил Минфин в Информации от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012. Хотя унифицированная «первичка» с 2013 г. не обязательна к применению, вместе с тем обязательными продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов и в соответствии с ними (например, кассовые документы). Чиновники допускают, что для ведения бухучета могут использоваться формы первичных учетных документов, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, форма книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности).

В свою очередь, заметим: для организаций государственного сектора в Законе N 402-ФЗ есть отдельное указание: для них формы первичных учетных документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством. Что следует подразумевать под организациями государственного сектора? Ответ содержится в рассматриваемой Информации Минфина России N ПЗ-10/2012. Это государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов. Учреждения физической культуры и спорта как раз относятся к государственным (муниципальным) учреждениям (п. 2 ст. 9.1 Закона о некоммерческих организациях <5>). То есть бухгалтер вправе продолжать использовать в работе предусмотренные бюджетным законодательством формы документов. Напомним, они приведены в нескольких приложениях к Приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н.

<5> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

По Закону N 402-ФЗ учетные документы на бумажном носителе и в электронном виде имеют одинаковую силу, в то время как раньше Закон N 129-ФЗ требовал представления бумажной копии первичного учетного документа, составленного на машинном носителе. Электронная «первичка» тоже может быть распечатана, но по требованию партнера (если в договоре есть такое условие). Что касается налоговых органов, в связи с переходом на электронный документооборот они также вправе принимать документы в электронном виде от учреждения при условии, что документ сформирован в установленном формате. Приказом ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@ уже утверждены Форматы двух документов (товарной накладной и акта приемки-сдачи работ (услуг)). Будем ждать «цифровых» форматов других востребованных документов в наступившем году.

И еще. Хотя в Законе N 402-ФЗ нет прямого запрета на внесение исправлений в кассовые документы, как было предусмотрено Законом N 129-ФЗ, это не означает, что приходные и расходные ордера можно править. Законодатель предусмотрел оговорку, согласно которой исправления разрешены, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами. Запрет на исправления в кассовых документах установлен в п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций <6>. Поэтому для кассиров учреждений физической культуры и спорта, можно сказать, ничего не изменилось: в кассовых документах исправления не допускаются. Здесь нужно добавить, что в отличие от прежнего Закона N 129-ФЗ в новом есть прямое требование об обеспечении учреждением безопасных условий хранения документов бухгалтерского учета и их защиты от изменений. Сроки хранения «первички», а также регистров и отчетности, как и сейчас, будут устанавливаться правилами организации государственного архивного дела (Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

<6> Утверждено Банком России 12.10.2011 N 373-П.

Цели бухгалтерского учета

Компания должна достоверно отражать свои хозяйственные операции. Они позволяют заинтересованным лицам получать точные сведения об использовании материальных, трудовых ресурсов.

Благодаря ведению бухучета в компании становится возможным:

  • вести учет хозяйственной деятельности;
  • контролировать соблюдение норм законодательства;
  • рационально использовать финансовые, трудовые ресурсы;
  • учитывать существующие долги и активы;
  • проверять деятельность на соответствие утвержденным нормам и сметам;
  • формировать направления развития бизнеса.

Указанные цели достигаются лишь в том случае, когда отражается истинное положение дел. Сейчас многие фирмы стараются засекретить ценную информацию. Для этого подписывают соответствующие договоры с сотрудниками. Но в отношении сведений по бухучету вводить режим коммерческой тайны не допускается.

Заинтересованные лица не могут влиять на составление отчетности. Все операции следует отражать своевременно. Доходы отражаются после совершения операции, а убытки – сразу, как появляется вероятность их возникновения.

402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: сфера действия

Нормативный акт распространяется на:

  1. Некоммерческие и коммерческие предприятия.
  2. Госорганы, территориальные структуры самоуправления, административные аппараты государственных и местных внебюджетных фондов.
  3. ЦБ.
  4. Индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, создавших кабинеты, и иных лиц, осуществляющих частную практику.
  5. Представительства и прочие структурные подразделения компаний, созданных по законодательствам зарубежных стран, международные организации и их филиалы, находящиеся на территории РФ, если другое не установлено межгосударственными соглашениями.

Ключевые понятия

В 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» используются специальные определения. Их должен знать сотрудник, составляющий на предприятии финансово-хозяйственную документацию. К таким понятиям относят:

  1. Бухгалтерскую отчетность. Она представляет собой документы, содержащие сведения о финансовом состоянии субъекта предпринимательства на конкретную дату, результатах его экономической деятельности, перемещении денежных средств за определенный период. Отчетность систематизируется в соответствии с предписаниями, установленными рассматриваемым законом.
  2. Уполномоченный орган. Им является исполнительная структура, наделенная Правительством полномочиями на осуществление функций по разработке госполитики и нормативному регулированию в области бухучета и отчетности.
  3. Стандарт. Он представляет собой документ, по которому устанавливаются минимальные требования к учету, допустимые методы его ведения. Стандарт может быть внутригосударственным или международным.
  4. План счетов — систематизированный перечень статей бухучета.
  5. Руководитель хозяйствующего субъекта. Им выступает лицо, которое является исполнительным единоличным органом на предприятии или управляющим, которому переданы соответствующие полномочия. Руководителем может быть специалист, ответственный за ведение дел в организации.
  6. Отчетный период — временной промежуток, за который составляется бухгалтерская документация.
  7. Факт хозяйственной деятельности (жизни). Им может являться событие, операция, сделка, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое состояние субъекта, результат его экономической деятельности или движение средств.

Поправки с 2020 года

Важные поправки планируются в будущем году. Госдума уже приняла соответствующий проект закона. Предпринимателей обяжут сдавать отчетность в налоговые органы по месту регистрации. При этом отменят сдачу отчетности в органы статистики.

Фискальные органы будут обеспечивать доступ к этим данным для всех заинтересованных лиц.

Организации госсектора переименуют в бюджетную сферу.  Бухгалтерам придется еще тщательнее проверять все документы. Ведь исправление ошибок после утверждения отчетности будет запрещено для организаций, которые обязаны ее предоставлять. При необходимости исправить ошибки нужно будет соблюсти специальную процедуру взаимодействия с фискальными органами.

Главные бухгалтеры получат большие влияния на весь трудовой коллектив. По их письменному требованию любому работнику придется представить документы, имеющие отношение к бухучету.

Юрист Крапивницкая Анна Владимировна.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.