Лекция 39. преступления против мира и безопасности человечества

Алан-э-Дейл       08.07.2022 г.

Правовой статус ЧВК

Первая серьезная попытка международного регулирования деятельности ЧВК была осуществлена в так называемом «Документе Монтрё», принятом 17 сентября 2008 года. Его создание было инициировано правительством Швейцарии и Международным комитетом Красного Креста. 

С момента публикации документ подписали представители более 50 государств, в том числе США, Великобритания, Франция, Германия и Китай. Россия в их число не входит, так как ее законодательство пока не предусматривает и не регулирует такую деятельность. Основой Документа Монтрё является тезис, гласящий, что международное гуманитарное право и соблюдение прав человека должны распространяться на деятельность ЧВК. 

Сам Документ призван устранить правовой вакуум в деятельности таких организаций. 

Определение, содержащееся в Документе, гласит, что ЧВК — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они сами себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например, транспортных колонн, зданий и других мест, техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов, содержание под стражей заключенных, консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников.

Документ Монтрё возлагает ответственность за действия ЧВК на государства, которые заключают с соответствующей компанией договор об оказании услуг, в том числе и в тех случаях, когда такие ЧВК заключают субподряды с другими ЧВК. Государство-наниматель несет ответственность за возможные нарушения международного гуманитарного права, стандартов в области прав человека или иных норм международного права, совершенные ЧВК, если такие преступления вменяются ему в вину согласно обычному международному праву.

Государство происхождения, которому принадлежит соответствующая ЧВК или в котором зарегистрирована ее штаб-квартира, обязано при соответствующих обстоятельствах принимать все меры для пресечения и расследования возможных нарушений со стороны ЧВК. 

На государствах происхождения лежит обязательство принимать законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных санкций в отношении лиц, совершающих или приказывающих совершать серьезные нарушения норм, установленных Женевскими конвенциями. 

То государство, на территории которого действует соответствующая ЧВК, в Документе Монтрё называется государством территориальной юрисдикции. В ситуациях оккупации части территории обязательства государств территориальной юрисдикции ограничиваются районами, в которых они способны осуществлять эффективный контроль.

Помимо декларативных заявлений о всеобщей обязанности соблюдать норму международного гуманитарного права, совершать действия, направленные на их защиту, Документ содержит правила и практические рекомендации для разработки соответствующих нормативных актов.

Например, определение круга услуг, которые могут или не могут быть переданы на подряд частных военных компаний, а также критерии при отборе ЧВК и условия заключающихся с ними контрактов. Вместе с тем, как указано во Введении к документу, он сам и «содержащиеся в нем положения не создают правовых обязательств», а носят рекомендательный характер, являясь своего рода наброском для возможной международной нормативной базы.

Наёмник с точки зрения закона

Предусматривая наказание за наёмническую деятельность, законодательство даёт точную характеристику наёмнику.

Это тот, кто соглашается участвовать в вооружённом соперничестве и при этом никак не связан с данным государством:

  • не является его гражданином;
  • не живёт на территории государства в качестве постоянного жителя;
  • не числится на военной службе в стране, участвующей в конфликте;
  • главная мотивация для действий – получение значительной, как правило, финансовой, выгоды для себя лично.

Перечисленные выше качества, которые характеризуют лицо как наёмника, указаны в протоколах конвенции подписанной в Женеве 12 августа 1949 г. Главной темой которой была защита тех, кто пострадал от военных действий.

Эти же критерии используются и в законодательстве Российской Федерации при оценке действий лица как наёмнических.

В отличие от комбатанта, действующего в рамках закона, наёмник:

  • носит особую форму;
  • имеет специальный знак отличия;
  • носит оружие открыто;
  • имеет официального руководителя;
  • соблюдает законы войны.

Наёмник приравнен Уголовным кодексом РФ к военному преступнику. Соответственно, при доказанности того, что лицо является наёмником, его ожидает наказание.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЕМНИКА, СОДЕРЖАЩИХСЯ В НОРМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И В НОРМАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ

<*> Большими буквами обозначены несоответствия.

Таблица 1

   Дополнительный        протокол I (1977)       статья 47        
   Международная     конвенция (1989)      статья 1      
  Уголовный кодекс       России (1996)    статья 359 <*>   
1) материальное возна-граждение существенно ПРЕВЫШАЕТ ВОЗНАГРАЖДЕ-НИЕ  КОМБАТАНТА   ТОГОЖЕ РАНГА  ИЛИ ФУНКЦИЙ,ВХОДЯЩЕГО  В    СОСТАВВООРУЖЕННЫХ СИЛ СТОРО-НЫ;                   
1) аналогично  п. 1графы 1            (ДПI, ст. 47);     
1) действует в  целяхполучения  материаль-ного вознаграждения; 
2) специально   завер-бован    для     того,чтобы   сражаться    ввооруженном конфликте;
2) аналогично  п. 2графы 1            (ДПI, ст. 47);     
2) ПУНКТ,  СООТВЕТСТ-ВУЮЩИЙ ПУНКТУ 2 ГРАФЫ1 И 2, ОТСУТСТВУЕТ;  
3) фактически принима-ет    непосредственноеучастие  в боевых дей-ствиях;               
3) аналогично  п. 3графы 1            (ДПI, ст. 47);     
3) участвует в воору-женном  конфликте ИЛИВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ;   
4) не    является   нигражданином   стороны,находящейся в конфлик-те, ни лицом, постоян-но  проживающим на те-рритории, контролируе-мой  стороной, находя-щейся в конфликте;    
4) аналогично  п. 4графы 1            (ДПI, ст. 47);     
4) не гражданин госу-дарства, участвующегов вооруженном конфли-кте или военных  дей-ствиях, не  проживаетпостоянно на его тер-ритории;             
5) не послано государ-ством,   которое    неучаствует     в воору-женном  конфликте  длявыполнения официальныхобязанностей в качест-ве  лица, входящего  всостав     вооруженныхсил;                  
5) аналогично  п. 5графы 1            (ДПI, ст. 47);     
5) не является лицом,направленным  для ис-полнения  официальныхобязанностей;        
6) не входит в  личныйсостав     вооруженныхсил;                  
6) аналогично  п. 6графы 1            (ДПI, ст. 47);     НАЕМНИК ТАКЖЕ ЛИЦО:- участвующее     всовместных  насиль-ственных действиях,направленных на:   - свержение  прави-тельства  или  инойподрыв  конституци-онного  порядка го-сударства           или               - подрыв территори-альной  целостностигосударства, ПРИЧЕМПРИ УСЛОВИЯХ, ОПРЕ-ДЕЛЕННЫХ ПП. 1 - 6 
6) ПУНКТ,  СООТВЕТСТ-ВУЮЩИЙ ПУНКТУ 6 ГРАФЫ1  И  2, ОТСУТСТВУЕТ;СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПУНК-ТЫ ОТСУТСТВУЮТ.      

<*> Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Казаченко, З.А. Незнамова и др. М., 1998. С. 754.

Отсюда следует вывод о необходимости приведения нормы УК РФ в соответствие с международным договором Российской Федерации.

Суть понятия «наёмник»

Впервые понятие «наёмник» было использовано в ст. 47 Дополнительного протокола I Женевской Конвенции 1977 г., в соответствии с которой наёмником считается лицо, которое:

  • специально завербовано на местной или иностранной территории, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
  • фактически сражается в боевых операциях;
  • получает материальное вознаграждение;
  • не является гражданином государства-участника конфликта или не проживает на его территории;
  • не входит в состав вооруженных сил противоборствующих стран.

В резолюции ООН от 4 декабря 1987 г. отмечено, что действия наёмника направлены на подрыв конституционного порядка в стране или её территориальной целостности и свержение правительства.

Уголовный Кодекс

В рамках Уголовного Кодекса РФ рассматриваемое преступление регулируется статьёй 359, положения которой выглядят следующим образом:

Итак, для начала следует обратиться к общим положениям существующих нормативно-правовых актов и определиться с вопросом : «Кто же является наёмником».

Законодателем Российской Федерации данное определение было значительно усечено и приведено в качестве примечания к статье 359 УК РФ и заключается в следующем:

Итак, в рамках диспозиции части 1 статьи 359 УК РФ рассматривается 4 альтернативных действия (состав преступления), имеющих прямое отношение к вышеописанной категории лиц:

  • это их вербовка, то есть любые действия, направленные на поиск наёмных солдат, в том числе обращение к третьим странам (не участвующим в конфликте), агитационные мероприятия, их регистрация, передислокация на военные базы и школы.
  • обучение – это осуществление подготовительной деятельности, заключающейся в тренировочном процессе и развитии навыков, направленных на психологическую и физическую подготовку, а также оттачивание навыков владения различными видами вооружения.
  • финансирование – это любые формы материального спонсирование деятельности наёмника, например, перечисление денежных средств, открытие банковского счёта, оплата штата инструкторов, приобретение помещений, закупка средств обмундирования.
  • иное материальное обеспечение – по смыслу практически идентично финансированию, за исключением того, что виновное лицо передаёт не финансовые материальные средства: предоставление оружия и боеприпасов, техники и спец. средств, снабжение питьём, продовольствием и т. п.

Да, несмотря на весь ужас войны, не редки случаи привлечения несовершеннолетних в качестве наёмной силы, которая зачастую используется лишь как психологические оружие и как «пушечное мясо» (к сожалению, в более мягкой форме и не скажешь). В основном данные методы используют страны Африки, где войны неустанно чередуются одна за другой и уровень жизни ниже критического, где ребёнок с автоматом Калашникова — это обычное явление.

В отличие от частей 1 и 2, где субъектом рассматриваемого преступления является организационное звено, в части 3 установлена тяжесть наказание для самого наёмника. Стоит понимать, что участие охватывает не только фактические боевые мероприятия, но и любая другая организационная деятельность по той же подготовке новых наёмников (ч. 1 и ч. 2), по разработке и осуществлению тактических планов и т. д.

Вербовка и её признаки

Наёмническая деятельность – это не только незаконное участие в военном конфликте, но и организация действий по привлечению лиц к такому участию, вербовка.

Сегодняшнее законодательство относит к вербовке следующие мероприятия:

  1. Наём на службу для участия в военных действиях.
  2. Заключение в устной или письменной форме некоего договора об участии субъекта вербовки в вооружённых нападениях.
  3. Агитация людей на подписание подобного договора.
  4. Направление желающих преступить закон на специальные базы.

Чтобы кто-либо был признан виновным в вербовке, необязательно присутствие всех элементов данной деятельности. Доказанность хотя бы одного из них предполагает уголовную ответственность. Наказание ожидает и лиц, организующих обучение завербованных. При этом в комментарии к статье оговорено, какие действия признаны обучением:

  • психологическая подготовка;
  • работа над физическим состоянием человека;
  • научение пользоваться оружием.

Почему наёмничество является преступлением?

В современном мировом сообществе отношения основаны на принципах уважения суверенитета государств и народов, территориальной целостности страны, мирного разрешения споров, всеобщей борьбы против применения силы в межгосударственных отношениях.

Эти положения были выработаны человечеством на протяжении всего своего существования. Наёмничество стало сегодня угрозой стабильности в мире.

На рубеже 20-21 веков между государствами участились вооруженные конфликты как внешние, так и внутренние, участниками которых являлись наёмники.

Эти лица провоцируют или усиливают вооруженные столкновения, нарушают спокойную жизнь мирного населения.

Проявления наёмничества наблюдались в вооруженных конфликтах в Афганистане и Ираке, Югославии, Чечне. Большое число наёмников замечено в Западной Африке.

Наёмники признаются международным правом уголовными преступниками и должны нести за свои деяния ответственность перед судом.

В 1980 году по решению ООН был создан Специальный комитет из представителей 33 государств для разработки международной конвенции, в которой планировалось закрепить обязательства государств по борьбе с наёмничеством.

Резолюция была принята Генеральной Ассамблеей ООН, подписана 40 и ратифицирована 30 государствами 4 декабря 1989 года.

Россия не подписала и не ратифицировала данную Конвенцию, но признаёт наёмничество преступлением по национальному уголовному праву.

Уголовный кодекс РФ содержит раздел XII, в котором глава 34 посвящена преступлениям против мира и безопасности человечества, среди которых обозначено и наёмничество. В ст. 359 УК РФ рассматривается состав данного преступления и виды ответственности за подобное деяние.

Наёмничество – преступление глубоко безнравственное и особо опасное, поскольку в рамках данного преступления формируется группа людей, которые профессионально занимаются такими страшными деяниями, как:

  • убийства;
  • теракты;
  • причинение тяжких ранений;
  • уничтожение народно-хозяйственных объектов;
  • хищение национального богатства государства и имущества населения страны, против которой наёмник работает.

Интересный факт! В США наёмничество разрешено законом.

Комментарий к статье 359 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 359 УК, может выражаться в одном из следующих действий:

а) вербовка наемников;

б) организация обучения наемников;

в) финансирование наемников;

г) иное материальное обеспечение наемников;

д) использование наемников в вооруженном конфликте или военных действиях.

2. Содержание понятия наемника впервые было раскрыто в ст. 47 Дополнительного протокола I “О международном вооруженном конфликте” к Женевским конвенциям о защите жертв войны. В декабре 1989 г. в рамках ООН была принята Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. Она расширила понятие наемников и отнесла к ним лиц, не только непосредственно участвующих в вооруженных конфликтах, но и завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. В соответствии с примечанием к комментируемой статье (воспринявшим международно-правовое определение наемника) для того, чтобы считаться наемником, лицо должно характеризоваться следующими признаками:

а) должно действовать в целях получения материального вознаграждения;

б) не должно являться гражданином страны, участвующей в конфликте;

в) не должно постоянно проживать на территории такой страны;

г) не может быть отнесено к лицам, направленным для выполнения официальных обязанностей государством, которое не является конфликтующей стороной.

3. Под материальным вознаграждением понимается получение наемником за свою деятельность любых материальных ценностей (в денежном или ином выражении).

4. Постоянно проживающим на территории страны – участницы конфликта считается лицо, имеющее в этой стране жилье, работу, семью, а равно вид на жительство и легально находящееся на ее территории.

5. От наемников следует отличать военнослужащих невоюющих государств, посланных для выполнения официальных обязанностей (военные инструкторы, советники, направляемые в другие государства на основе двусторонних соглашений об оказании помощи в подготовке военных кадров, и т.д.).

6. К вербовке относится деятельность по привлечению одного или нескольких лиц к участию в вооруженном конфликте в качестве наемника. Она может выражаться в записи желающих, агитации, направлении к месту обучения, дислокации и т.п.

7. Обучение представляет собой деятельность по подготовке уже завербованного наемника (или наемников) к участию в вооруженном конфликте или в военных действиях. Она может выражаться в обучении приемам обращения с оружием, методам ведения военных действий, обучении способам ведения диверсионной работы, организации специальных школ, лагерей, баз и т.д.

8. Финансирование наемников – это создание материальной базы для обучения, вербовки и использования наемников в вооруженном конфликте или военных действиях путем обеспечения наемников денежными средствами (открытие счетов в банках на лиц, являющихся наемниками, выплата им денежного или иного вознаграждения, выделение средств на содержание наемников и т.д.).

9. Иное материальное обеспечение наемников может выражаться в предоставлении им военного или иного имущества, вооружения, техники, боеприпасов, обмундирования и др.

10. Под использованием наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное привлечение их к боевым операциям или акциям военного характера, как в районе военных действий, так и за его пределами (направление к месту ведения военных действий, руководство действиями формирований, их подразделений или отдельных наемников и т.д.).

11. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции статьи действий.

12. Ответственность по ч. 1 ст. 359 УК может нести лицо, достигшее возраста 16 лет, которое действовало умышленно.

13. Под использованием виновным служебного положения (ч. 2 комментируемой статьи) понимается деяние, совершенное вопреки интересам службы как должностным лицом, так и не являющимся таковым государственным служащим или служащим органов местного самоуправления, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в негосударственной организации, направленное на вербовку, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение наемника либо его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.

14. Личное участие в вооруженном конфликте или военных действиях лица, завербованного в качестве наемника, означает непосредственное участие в подготовке, планировании или проведении боевых действий и военных операций.

Судебный процесс

При задержании человека, чья деятельность расценивается как наёмничество, суду необходимо будет выяснить, действительно ли она была таковой. Поскольку добровольцы и комбатанты также не являющиеся гражданами воюющих государств, но участвующие в войне на законных основаниях, имеют оговорённые государствами права.

При захвате вражеской стороной:

  • они получают статус военнопленного;
  • с ним обязаны обращаться соответственно.

Например, по пилотам самолёта, если они спускаются на парашюте, нельзя стрелять. Им должны предложить сдаться. Наёмник никак не может на это рассчитывать, так как его деятельность однозначно преступна.

Комментарии к ст. 359 УК РФ

1. Впервые понятие наемника было дано в 1977 г. в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1949 г. Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. к ним отнесла и лиц, которые были завербованы для участия в ранее запланированных актах насилия в целях свержения законной власти государства, подрыва его конституционного порядка или нарушения его территориальной неприкосновенности. В Конвенции к преступлениям были отнесены действия лиц, которые осуществляли вербовку, финансирование, обучение и использование наемников, а также попытку совершения перечисленных действий и соучастие в их совершении.

2. В комментируемой статье содержатся два состава преступления: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 1); 2) участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 2).

3. Непосредственный объект преступления аналогичен объекту преступления, предусмотренного ст. 356 УК.

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК, включает вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, использование наемника.

Вербовка означает достижение соглашения с гражданином третьих государств о его участии в вооруженном конфликте за материальное вознаграждение. Обучение — деятельность по тренировке лиц в получении специальных знаний и навыков пользования различными видами оружия и техники, приемов силовой борьбы, тактики боевых действий и др. в разнообразных климатических условиях в обстановке вооруженного конфликта. Финансирование наемника проявляется в предоставлении ему денежных средств, открытии счетов. Иное материальное обеспечение наемников включает снабжение их необходимым довольствием, обмундированием, военной техникой, транспортом и т.д. Под использованием наемников понимается привлечение их к непосредственному участию в вооруженном конфликте.

Обязательный признак состава преступления — обстановка в виде вооруженного конфликта или военных действий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественно опасный характер вербовки, обучения, финансирования либо иного материального обеспечения наемника или использования его в вооруженном конфликте или военных действиях и желает совершить такие действия.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются его совершение:

  • с использованием служебного положения;
  • в отношении несовершеннолетнего.

8. В части 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность наемника за его участие в вооруженном конфликте или военных действиях.

9. Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в непосредственном участии наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Обязательным признаком является обстановка вооруженного конфликта или военных действий. Преступление окончено с начала участия наемника в боевых операциях.

10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательный признак преступления — цель его совершения: получение лицом определенного материального вознаграждения за его участие в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

11. Субъект преступления специальный — лицо, завербованное как наемник, достигшее возраста 16 лет. Согласно примечанию к ст. 359 наемником признается лицо, действующее в целях материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военную службу по контракту могут проходить иностранные граждане (см. комментарий к ст. 331). В рассматриваемое примечание необходимо внести дополнение об исключении из числа наемников иностранных лиц, входящих в личный состав вооруженных сил воюющей стороны и проходящих военную службу по контракту. В противном случае военнослужащие иностранцы, проходящие службу по контракту в рядах Вооруженных Сил РФ, при буквальном толковании положения, содержащегося в рассматриваемом примечании, будут считаться наемниками.

Судебная практика по статье

Разбирательства по статье проходят в традиционном суде без присяжных заседателей, но если применяется 1 и 2 часть, то обвиняемый может ходатайствовать на присутствие таких членов правосудия.

Примеры дел:

  1. Гражданин К. был завербован представителями другого государства, чтобы осуществлять военные действия на конфликтных территориях. Он согласился, так как имел корыстный мотив. Во время вооруженного конфликта другая сторона захватила его, и так как он оказался такого же гражданства, то его статус определили как наемник. Его отправили в суд. За участие в войне он получил штраф и 5 лет колонии.
  2. Гражданка В. была завербована другим государством для обучения их военных тактикам обращения с биологическим оружием. Она была микробиологом, поэтому знала точно, каковы будут последствия. Ей пришлось согласиться, так как ей угрожали, но при первом же случае она сдалась своим властям. Так как ее действия были противоправными, но она не хотела их осуществлять, ей удалось избежать уголовного наказания.
  3. Гражданин К. в возрасте 16 лет захотел отправиться на конфликтные территории Донбасса. Он проник на Украину, стал наемником и воевал против ополченцев. Его удалось пленить, но так как он был наемником, особого статуса ему не дали, а отправили в суд. За то, что он был несовершеннолетний, суд списал ему часть срока, но все равно он получил штраф и 3 года лишения свободы.

Какие решения выносятся по статье 359?

Статья практически никогда не оправдывает преступников, так как их деяния особой тяжести. В 2017 по ней проходило 3 дела, все по 3-й части. В итоге все преступники получили несколько лет колонии.

Что является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

Усилить уголовную ответственность по статье могут преступления, совершенные с использованием служебного положения. Возможно смягчение обстоятельств, если наемник сам добровольно сдастся властям и продолжит с ними сотрудничать.

Специфика состава

Наёмничество осуждается не только как обычное преступление, но как идеологическое. Это явление порождает в обществе таких личностей, которые способны к массовым убийствам, терроризму, другим преступлениям, если предполагают получение за указанные деяния крупной прибыли. При этом их вовсе не интересует моральная сторона вопроса.

Основной пункт, который важен при характеристике деятельности как наёмнической – это присутствие существенной материальной награды для поощрения вступивших в военные действия.

К материальной награде относят:

  • денежные средства;
  • открытый в банке счёт;
  • просто обещание подобного вознаграждения.

Уголовно наказуемо и финансовое обеспечение, вербовки, обучения, приобретения оружия и других действий, необходимых для найма и содержания наёмника.

Согласно УК РФ, наёмничество может быть представлено в любой форме:

  • организация;
  • обучение;
  • выполнение боевых заданий;
  • материальное обеспечение.

Преступление подлежит наказанию. При этом вид и степень наказания могут быть различными.

Похожие материалы

Новости

21 марта 2019

Теория электронных доказательств

Новая монография издательства «Юрлитинформ» посвящена

28 декабря 2017

Светлое цифровое будущее уголовного процесса

В издательстве «Юрлитинформ» вышла книга, посвященная

Статьи

09 апреля 2019

Уголовное дело не возбуждают: что делать?

Нет дела – нет проблем: что предпринять, если вы столкнулись с

28 января 2019

Изъять нельзя копировать

164.1 УПК РФ: статья, которую мы так долго ждали. С момента

Комментарии

05 апреля 2019

Останутся ли экспертизы независимыми?

Адвокаты и юристы опасаются расширения полномочий СКР в сфере

07 марта 2019

Самые интересные законопроекты февраля

«Каникулы» для ипотечников, у которых сложности, уголовная

Мероприятия

12 апреля 2019

Юридический форум Южного Урала

Представители ИНТЕЛЛЕКТ-С Дмитрий Загайнов, Анастасия

21 марта 2019

Лучшие юридические практики

Статья 359. Наемничество

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового .

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового .

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Остались вопросы по ст 359 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 359 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Ответственность по статье 359 УК РФ

Наказание будет назначаться в зависимости от обстоятельств происшествия и того, по какой части статьи проходит дело виновника.

Если его обвиняют по ч. 1 ст. 359 УК РФ, то мера пресечения избирается следующая: заключение в тюрьму на период от 4 до 8 лет с ограничением передвижений гражданина на 2 года.

При определении злодеяния по ч. 2 той же статьи гражданина приговорят к заключению в колонию на срок от 7 до 15 лет с выплатой штрафа суммой в 500 000 руб. или з/п за 3 года и ограничением передвижений осужденного на 1-2 года.

В случае определения преступления по ч. 3 ст. 359 УК РФ суд приговаривает лицо к заключению в тюрьму на 3-7 лет с ограничением его свободы на 1 год или без данной санкции.

Как доказывается вина и причастие к наемничеству

Обязательным признаком того, что преступление имело место, является то, что оно происходило на территории, где происходили боевые действия. В качестве доказательной базы часто используется тот факт, что гражданин вдруг получил материальное вознаграждение в виде крупной денежной суммы. Это одно из обязательных условий, при которых вполне реально доказать факт наемничества.

Допустим, некоторые лица хотят отправиться на службу в иностранные легионы. Возможно ли будет в дальнейшем доказать их причастность к этому? Тем более известно, что при поступлении в ИЛ им заменяют имена. При наличии показаний свидетелей, которые будут готовы их предоставить, это будет возможно.

Конечно, следствие обязательно принимает в расчет такие доказательства, как фото- и видеоматериалы, по которым можно установить, что гражданин действительно состоял на службе в ИЛ или какой-либо иной организации, участвующей в военных действиях в другом государстве.

Далее очень важно учитывать, что привлечь к ответственности лицо, которое находится за пределами РФ, будет довольно сложно. Ведь нужно, чтобы этот человек находился на территории того государства, где наемничество считается преступлением

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.