Статья 329. рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Алан-э-Дейл       20.11.2022 г.

Содержание ст. 328 ТК

В ней указано, что лица, принимаемые на работу, прямо связанную с движением транспортных средств, проходят профотбор и профобучение в установленном порядке. Его параметры утверждаются федеральной госструктурой, ответственной за разработку госполитики и регулирование в сфере транспорта.

Подчёркнуто, что оформление сотрудника на работу, прямо связанную с движением транспортных средств, происходит после его медобследования. Порядок этого обследования устанавливается федеральными госструктурами, отвечающими за регулирование транспортной отрасли и сферы здравоохранения.

Рассмотренная статья вводит обязательные базовые требования к лицам, работа которых предполагает прямую связь с движением транспортных средств. К этим требованиям относятся не только предварительный медосмотр, но и успешное прохождение профотбора и профобучения.

Комментарий к Ст. 329 ТК РФ

1. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 (СЗ РФ. 2008. N 4. Ст. 268).

Данный Перечень состоит из 4-х разделов: I. Автомобильный, городской наземный электрический транспорт, дорожное хозяйство; II. Железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, метрополитен; III. Гражданская авиация; IV. Морской и речной транспорт.

В каждом из разделов названы виды работ, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в соответствующем разделе.

2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются, как правило, соответствующими федеральными органами исполнительной власти РФ в нормативных правовых актах, учитывающих специфику труда таких работников. См., например:

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации РФ, утвержденное Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10 (БНА РФ. 2004. N 11);

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 (БНА РФ. 2004. N 24);

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденное Приказом Минтранса России от 8 июня 2005 г. N 63 (БНА РФ. 2005. N 30);

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденное Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127 (БНА РФ. 2005. N 49);

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133 (БНА РФ. 2003. N 10), и др.

3. В части, не противоречащей ТК РФ, продолжают действовать и некоторые нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, отражающие специфику труда работников соответствующих видов транспорта.

В качестве примера можно привести Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82 «Об утверждении раздела «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56″. Данный документ применяется на территории РФ в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России» (Бюлл. Минтруда РФ. 1994. N 7 — 8).

Другой комментарий к Ст. 328 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности. Поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

2. В общем виде под работой, связанной с движением транспортных средств, следует понимать работу, которая состоит в управлении (вождении, пилотировании и т.п.) транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.

3. Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должен определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области соответствующего вида транспорта. В настоящее время этот порядок для различных видов транспорта регулируется нормативными правовыми актами разного уровня.

Для железнодорожного транспорта порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, установлен Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и мотор-вагонным подвижным составом на российских железных дорогах (Приказ МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц). Аналогичное Положение утверждено Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц и для помощников машиниста.

Порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Вопросы профессионального отбора и профессиональной подготовки работников авиационного транспорта решаются Воздушным кодексом РФ и системой подзаконных нормативных актов, изданных в развитие положений Кодекса.

4. По общему правилу при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств, работодатель обязан потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки (диплом, удостоверение, свидетельство) (см. ст. 65 ТК РФ и комментарий к ней).

Заключение трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, допускается только после прохождения работником обязательного предварительного медицинского осмотра (см. ст. ст. 69, 213 ТК РФ и комментарий к ним).

Лица, не прошедшие в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, не могут допускаться к работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств.

Метод трудового права

Метод трудового права – это совокупность приемов и способов воздействия трудового права на регулируемые им общественные отношения.

Метод отражает содержание правовых норм трудового законодательства и реализуется через них.

Метод трудового права является комплексным, для него характерно сочетание элементов диспозитивности и императивности, единства и дифференциации регулирования, централизованного и локального регулирования, возможность договорного регулирования отношений, равноправие сторон трудовых отношений при заключении трудового договора и его расторжении в сочетании с подчинением работника работодателю в процессе труда.

Рассмотрим в чем проявляются вышеперечисленные признаки метода трудового права.

Сочетание централизованного и локального, законодательного и договорного регулирования труда. Централизованное нормативное регулирование позволяет установить минимальный уровень гарантий трудовых прав работников (продолжительность рабочего времени, минимальная оплата труда), которые нельзя понизить путем договорного или локального регулирования. Централизованно установленный минимум гарантий трудовых прав, может быть изменен только в сторону повышения. Роль локального регулирования – предусмотреть все нюансы на уровне конкретного работодателя.

Другой особенностью метода трудового права является сочетание диспозитивного и императивного способов регулирования отношений.

Диспозитивность проявляется при заключении трудового договора, который дает возможность сторонам по своему усмотрению и желанию определить характер отношений. Однако, пределы такой самостоятельности ограничены нормами императивного характера. Диспозитивные и рекомендательные нормы дают возможность выбора одного из нескольких вариантов поведения, устанавливают основы, предоставляя сторонам трудового отношения право определить свое поведение с учетом особенностей труда.

Договорной метод правового регулирования демонстрирует равноправие сторон трудового договора, как при заключении, так и при расторжении договора, возможности включения дополнительных условий, улучшающих положение работника, предоставление дополнительных льгот и гарантий со стороны работодателя. Данный метод используется и при заключении коллективных договоров и социально-партнерских соглашений.

Юридическая свобода сторон трудовых отношений не означает экономического равенства, независимости работника от работодателя.

Равноправие сторон трудового договора при его заключении и расторжении сочетается с подчинением работника в процессе осуществления труда работодательской власти.

Единство правового регулирования заключается в существовании общих конституционных принципов и установлении на федеральном уровне общеправовых норм, распространяющихся на всех участников правоотношений в сфере труда и действующих на всей территории России. Вместе с тем, в дифференциации находят отражение особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Этот метод учитывает условия труда, климатические условия, физиологические и психологические особенности организма, специфику и характер труда.

Проявление дифференциации регулирования – специальные нормы, предназначенные для разных категорий работников, могут составлять отдельный нормативный правовой акт или включаться в законы, содержащие общие нормы.

Специальные нормы могут быть трех видов:

  • нормы-льготы (большая часть специальных норм: о сокращении рабочего дня, удлинении отпуска, повышении оплаты труда и т.д.);
  • нормы-изъятия (ограничивающие права по сравнению с общим регулированием: запрет забастовок для государственных служащих, запрет работы по совместительству, связанной с управлением транспортом, для водителей и т.д.);
  • нормы-приспособления (дополнительные условия прекращения трудового договора с работником-педагогам и т.д.).

Еще одной особенностью метода трудового права является участие работников через своих представителей (в первую очередь, профсоюзов) в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав. К примеру, ряд локальных нормативных актов работодатель принимает с обязательным учетом мнения представителей работников (ст. 372 ТК РФ).

Имеются и особые способы защиты прав, характерные только для отрасли трудового права. Так, в качестве органа, рассматривающего индивидуальный трудовой спор, ТК РФ предусматривает комиссию по трудовым спорам, а при коллективных трудовых спорах – примирительную комиссию, посредника и трудовой арбитраж.

Статья 312.1. Общие положения

Дистанционной (удаленной) работой (далее — дистанционная работа, выполнение трудовой функции дистанционно) является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования.

Трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте).

Для целей настоящей главы под дистанционным работником понимается работник, заключивший трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору, указанные в части второй настоящей статьи, а также работник, выполняющий трудовую функцию дистанционно в соответствии с локальным нормативным актом, принятым работодателем в соответствии со статьей 312.9 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе — работник).

На дистанционных работников в период выполнения ими трудовой функции дистанционно распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Другой комментарий к статье 329 ТК РФ

§ 1. Запрещение работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени по профессии или должности, связанной с движением транспортных средств, а также работы, связанной с вредными и опасными условиями труда, касается как случаев привлечения работников к сверхурочным работам, так и работы по совместительству. Такие ограничения вызваны заботой государства о безопасности движения транспорта.

§ 2. Новая редакция комментируемой статьи указывает, что Перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движения транспортных средств, утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

§ 3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. закрепляет новый порядок законодательного установления особенностей режима рабочего времени указанных категорий работников. Теперь они устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующего общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей.

§ 4. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. N 7 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов. Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, для локомотивных и кондукторских бригад, сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на части, работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав, локомотивы и пассажирские вагоны и т.п.

Так, продолжительность рабочего времени для таких работников при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) для них не допускается.

Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается лишь в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия и с письменного согласия работника.

§ 5. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации, см. Приказ Минтранса РФ от 30 января 2004 г. N 10.

Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением и занимающих должности руководителя полетов, диспетчера-инструктора службы движения (включая старшего), диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов (включая старшего) (далее — диспетчер УВД), заключивших трудовой договор с работодателем.

Так, при суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время 9 часов, в ночное время — 12 часов.

Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Виды толкований

Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

  • Государственная Дума РФ;
  • Президент РФ;
  • законодательные органы на региональном уровне;
  • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
  • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.

К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии

Основные вопросы по ст. 328 ТК

О каком установленном порядке профотбора и профобучения упоминает данная статья?

Имеется в виду Приказ Минтранса № 264 от 29.07.20. В нём описаны:

  • необходимые составляющие профотбора для лиц, собирающихся работать водителями;
  • документы, удостоверяющие уровень квалификации кандидата;
  • разновидности испытаний и принципы их проведения;
  • информация, которая вносится в документы по результатам испытаний;
  • сроки хранения документов по результатам испытаний.

Следует отметить, что этот документ актуален до начала 2027 года.

О каком порядке прохождения медосмотра упоминает комментируемая статья?

Этот порядок регулируется несколькими документами.

В Приказе Минздрава № 344н от 15.06.15 описаны следующие моменты:

  • места, где можно проходить медосмотр;
  • кем должен оплачиваться медосмотр;
  • врачи, участвующие в медобследовании кандидата;
  • разновидности обследований, которым подвергается кандидат;
  • порядок оформления результатов медосмотра;
  • порядок действий врачей при обнаружении у кандидата недопустимых показателей.

Также в этом Приказе содержатся стандартные формы документов, обязательные к заполнению по результатам медосмотра, а также медицинские ограничения для кандидатов.

Приказ Минздравсоцразвития № 302н от 12.04.11 носит более обширный характер. Он устанавливает широкий перечень вредных производственных факторов и работ, при которых медобследование (предварительное и регулярное) носит обязательный характер. В Приложении № 2 к этому документу содержится перечень профессий, для которых необходим регулярный медосмотр. В нём указано, что водителям наземного транспорта раз в два года требуется проходить медобследование. Там же перечислены врачи, у которых должен проверяться водитель, а также разновидности исследований, которым он подвергается.

Приказ Минздрава России № 835 от 15.12.14 посвящён медосмотрам до и после рейсов. В нём указаны:

  • периоды проведения этих медосмотров;
  • принципы их оплаты;
  • порядок регистрации результатов медосмотров;
  • лица, ответственные за их проведение;
  • объём исследований для данных медосмотров;
  • принципы оповещения работодателя о результатах медосмотров;
  • порядок действий медиков при отрицательных результатах анализов и т.д.

Также следует отметить, что исчерпывающий список медицинских показаний, противопоказаний и ограничений для водителей содержится в Постановлении Правительства № 1604 от 29.12.14.

Второй комментарий к Статье 329 Трудового кодекса

1. Запрещение работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени по профессии или должности, связанной с движением транспортных средств, а также работы, связанной с вредными и опасными условиями труда, касается как случаев привлечения работников к сверхурочным работам, так и работы по совместительству. Такие ограничения вызваны заботой государства о безопасности движения транспорта.

2. Новая редакция комментируемой статьи указывает, что Перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движения транспортных средств, утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. закрепляет новый порядок законодательного установления особенностей режима рабочего времени указанных категорий работников. Теперь они устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующего общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей.

4. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. N 7 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов. Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, для локомотивных и кондукторских бригад, сменных работников и работников с рабочим днем, разделенным на части, работников пассажирских поездов, рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными отделениями, работников, обслуживающих (сопровождающих) специальный железнодорожный подвижной состав, локомотивы и пассажирские вагоны и т.п.

Так, продолжительность рабочего времени для таких работников при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) для них не допускается.

Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается лишь в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия и с письменного согласия работника.

5. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации, см. Приказ Минтранса РФ от 30 января 2004 г. N 10.

Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением и занимающих должности руководителя полетов, диспетчера-инструктора службы движения (включая старшего), диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов (включая старшего) (далее — диспетчер УВД), заключивших трудовой договор с работодателем.

Так, при суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время 9 часов, в ночное время — 12 часов.

Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Другой комментарий к статье 329 ТК РФ

Комментируемая статья предусматривает особенности регулирования трудовой деятельности определенных категорий работников транспорта, чья деятельность связана с движением транспортных средств.

В первую очередь, это работники, чей труд непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Таким работникам запрещается аналогичная работа по совместительству.

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 года N 16. Например, в данный Перечень включены такие профессии, как водитель автомобиля, водитель аэросаней, водитель вездехода, водитель-испытатель, водитель мототранспортных средств, водитель трамвая, водитель транспортно-уборочной машины, водитель троллейбуса, водитель погрузчика и др.

Во вторую очередь, это отдельные категории работников, чей труд непосредственно связан с движением транспортных средств. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда таких работников устанавливаются Министерством транспорта РФ с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ.

В частности, можно назвать такие документы, как Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 года N 15, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденное приказом Минтранса РФ от 8 июня 2005 года N 63, и др.

Работники транспорта обязаны четко соблюдать устанавливаемые согласно комментируемой статье особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда. При этом соблюдение требований к режиму работы и отдыха работника должен обеспечить работодатель путем утверждения графиков работ, устанавливающих режимы рабочего времени.

Комментарий к Статье 330 ТК РФ

Статья 330 ТК определяет, что положения (уставы) о дисциплине работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, утверждаются федеральными законами. Однако уставы и положения о дисциплине для отдельных категорий работников, в соответствии с частью 5 статьи 189 ТК, утверждаются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.

В настоящее время действуют следующие положения и уставы о дисциплине:

Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 395;

Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 708;

Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621, которое распространено также на работников метрополитенов.

Положениями и уставами о дисциплине предусмотрены дополнительные, по сравнению с нормами Трудового кодекса, виды поощрения и дисциплинарного взыскания, а также дополнительные основания увольнения. Кроме того, предусматриваются особенности в порядке применения дисциплинарных взысканий, обусловленные спецификой службы. В частности, пункт 27 Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ предусматривает, что дисциплинарное взыскание в изъятие из общего порядка, установленного статьей 193 ТК, может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка (но не позднее одного года), если виновный работник находился в плавании более пяти месяцев.

В случае противоречия нормативных актов и Трудового кодекса РФ действуют нормы последнего.

Основные вопросы по ст. 312.5 ТК

Каковы предпосылки для появления данной статьи?

Её необходимость вызвана как объективными аспектами удалённой работы, так и субъективными взглядами нанимателя.

К объективным факторам относятся:

  • возможность дистанционного сотрудника устанавливать удобный для себя график работы, если другой порядок не установлен соответствующими источниками (ст. 312.4 ТК);
  • дистанционный формат взаимодействия нанимателя с удалённым работником (ст. 312.3 ТК);
  • возможность для сотрудника трудиться из другого региона или страны (ст. 312.1 ТК).

Все эти аспекты дистанционной работы приводят к следующим последствиям:

  • для нанимателя уменьшаются возможности непосредственного контроля за деятельностью удалённого сотрудника – хотя они и доступны с помощью специальных программ и камер, но требуют дополнительных вложений и не всегда обеспечивают нужный результат;
  • удалённый сотрудник может трудиться в более комфортабельных условиях, чем его обычный коллега, в частности из дома;
  • у дистанционного сотрудника освобождается время, которое он в противном случае тратит на поездки в офис, а также сокращаются соответствующие издержки (на транспорт и т.д.).

Все эти преимущества могут послужить поводом для работодателя уменьшить зарплату удалённому сотруднику, по сравнению с обычным персоналом. Для профилактики подобных шагов и служит ст. 312.5 ТК.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.