Статья 298. распоряжение имуществом учреждения

Алан-э-Дейл       20.11.2022 г.

Другой комментарий к статье 298 ГПК РФ

1. Часть 1 ст. 298 ГПК определяет процессуально-правовые последствия поступления заявления держателя документа, так как его заявление о правах на ценную бумагу, поданное в соответствии со ст. 297 ГПК, порождает возникновение спора о праве. В связи с этим заявление, на основании которого было возбуждено вызывное производство, суд оставляет без рассмотрения. Следует отметить, что оставление заявления без рассмотрения, т.е. завершение производства по делу без вынесения решения, предусматривается также ст. 263 ГПК, в которой говорится, что, если при подаче заявления или рассмотрении дела обнаруживается спор о праве, подведомственный суду, судья выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства. Таким образом, ст. 263 и 298 ГПК устанавливают дополнительное основание для вынесения судом определения об оставлении заявления без рассмотрения (общие основания оставления заявления без рассмотрения содержатся в ст. 222 ГПК).

2. По делам о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам в отличие от иных категорий дел особого производства закон обязывает судью одновременно с оставлением заявления без рассмотрения определить срок, в течение которого по ним запрещаются платежи и выдачи и который по своей сути является сроком на предъявление иска об отобрании ценной бумаги у ее держателя. Данный срок не должен превышать двух месяцев, однако истечение срока, установленного судом в порядке ч. 1 ст. 298 ГПК, не препятствует обращению в суд в порядке искового производства. Нарушение требований суда о запрещении обязанным учреждениям производить платежи и выдачи приводит к тому, что они считаются произведенными ненадлежащему кредитору. А значит, что учреждение несет перед лицом, которое суд признает собственником ценной бумаги, имущественную ответственность в размере ненадлежаще произведенных платежей и выдач.

3. Определение суда по вопросам, указанным в настоящей статье, может быть обжаловано в апелляционную инстанцию. Частная жалоба может быть подана в верховный суд республики, края, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Частная жалоба может быть подана в течение 15 дней с момента вынесения определения судом первой инстанции. Частная жалоба будет рассмотрена в порядке гл. 39 ГПК, в результате чего суд апелляционной инстанции вправе оставить определение суда первой инстанции без изменения либо отменить определение суда первой инстанции полностью или в части и разрешить вопрос по существу. Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по частной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения.

Комментарий к Статье 298 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступает авторитет судебной власти (ч. 1) или органов, призванных содействовать осуществлению правосудия либо исполнению судебных актов (ч. 2). Честь и достоинство лиц, выполняющих соответствующие функции, являются дополнительными объектами.

2. Объективная сторона выражается в клеветнических действиях, обладающих, во-первых, признаками, присущими общему составу клеветы (см. коммент. к ст. 129), во-вторых, рядом особенностей. Последние характеризуют круг потерпевших и наличие связи с определенной деятельностью.

3. Потерпевшими от преступления, предусмотренного ч. 1, выступают лишь лица, участвующие в отправлении правосудия (см. коммент. к ч. 2 ст. 297), а ч. 2 — прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, судебный пристав или судебный исполнитель.

4. Клевета в отношении лица, участвующего в отправлении правосудия, должна быть связана с рассмотрением дел или материалов в суде, а в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя — находиться в связи с производством предварительного расследования либо исполнением судебных актов. Связь, о которой идет речь, может иметь предметный и мотивационный характер. В первом случае клевета своим предметом имеет ложные сведения, содержанием которых является деятельность по рассмотрению в суде материалов и дел, осуществлению предварительного расследования, исполнению судебных актов. Здесь мотивы и цели виновного не имеют значения (пока не встает вопрос о разграничении данного состава с заведомо ложным доносом). Во втором случае, когда содержанием клеветнических сведений не является соответствующего рода деятельность, именно мотивам и целям придается решающее значение.

5. Мотивационная связь данного преступления с деятельностью указанных в статье лиц предполагается двоякого рода. Она может выразиться в стремлении виновного посредством клеветы затруднить основанную на законе деятельность по осуществлению правосудия, исполнению судебных актов, производству предварительного расследования. Побуждениями виновного могут быть и мотивы мести за подобную деятельность, орудием мести избирается клевета.

6. Субъект преступного посягательства обладает лишь общими признаками.

7. Особенности объективной стороны данного вида клеветы находят свое отражение и в специфике содержания прямого умысла виновного. Помимо общих признаков клеветы сознанием виновного охватывается как принадлежность потерпевшего к кругу лиц, чьи честь и достоинство охраняются коммент. статьей, так и наличие связи содержания распространяемой информации с соответствующей деятельностью в том случае, когда связь эта носит предметный характер. Во втором случае, когда указанная связь осуществляется на мотивационном уровне, особенность умысла клеветника выражается в природе этого умысла, его формировании под влиянием названных мотивов и целей.

8. Законодателем предусмотрен и квалифицированный вид данных составов преступления путем указания на такой квалифицирующий признак, как соединенность с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Содержание данного квалифицирующего обстоятельства, а также критерии, позволяющие отграничить преступление, предусмотренное ч. 3 коммент. статьи, от квалифицированного вида заведомо ложного доноса, те же, что и применительно к общему составу клеветы, о чем речь пойдет ниже (см. коммент. к ст. 129 и 306).

9. Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 коммент. статьи, отнесены законодателем к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 3 — к категории преступлений средней тяжести.

Комментарий к статье 298 ГК РФ

1. ГК РФ выделяет четыре основных вида учреждений, осуществляющих деятельность на территории РФ: частное, автономное, бюджетное и казенное. Являясь учреждениями, все они обладают общими и особыми чертами, реализующимися в их деятельности.

Общим для всех видов учреждений является ограничение в части распоряжения имуществом, переданным им собственником или приобретенным на средства собственника. Независимо от вида учреждения обязательным условием осуществления ими распорядительных действий является наличие согласия собственника имущества. Однако виды имущества, в отношении которого требуется получение согласия, различаются:
— для автономного учреждения согласие требуется на распоряжение недвижимым или особо ценным имуществом;
— для бюджетного — только в отношении особо ценного имущества, переданного собственником или приобретенного за счет его средств;
— для казенного учреждения получение согласия собственника является обязательным условием для совершения распорядительных действий в отношении любого переданного ему имущества или имущества, приобретенного за счет средств собственника;
— для частного учреждения необходимость получения согласия не предусмотрена, запрет совершения распорядительным действий в отношении переданного или приобретенного имущества является императивным и действует независимо от наличия согласия собственника.

2. Второй особенностью правового положения учреждения является возможность осуществления им коммерческой деятельности, т.е. деятельности, направленной на получение доходов, извлечение прибыли. По общему правилу, действующему в отношении всех некоммерческих юридических лиц, осуществление коммерческой деятельности допускается лишь для достижения целей, ради которых образовано учреждение при условии закрепления соответствующей возможности в его учредительных документах — уставе. Указанное правило действует в отношении всех видов учреждений. Не соблюдение указанных ограничений нередко влечет за собой применение мер ответственности.

3

Немаловажное место среди особенностей правового статуса учреждения занимает и распределение полученных от его деятельности доходов. Указанная особенность в большей степени характерна лишь для казенного учреждения, поскольку иные виды учреждений вправе самостоятельно распоряжаться полученным ими по результатам деятельности доходами и имуществом, приобретенным на указанные средства

Согласия собственника имущества на распоряжение указанными средствами частному, автономному и бюджетному учреждениям не требуется. Правовой статус казенного учреждения в значительной степени отличается от всех иных, поскольку любые полученные им от своей деятельности средства поступают в бюджет соответствующего уровня и формируют его доходную часть. Казенное учреждение не только лишено возможности самостоятельного распоряжения заработанными средствами, но и права приобретения имущества на такие средства. Любое имущество может быть ему передано исключительно собственником — государством, субъектом РФ или муниципальным образованием.

4. Судебная практика:
— постановление ФАС Московского округа от 23.04.2014 по делу N А40-66125/13-85-641;
— постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 N 06АП-2676/2014 по делу N А73-2808/2014;
— постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по делу N А40-79178/2013;
— решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2014 по делу N А43-2429/2014;
— решение Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2014 по делу N А51-26333/2013;
— постановление судьи Нолинского судебного района Кировской области по делу об административном правонарушении от 23.05.2014 по делу N 5-125/2014.

Основные вопросы по ст. 298 ТК

О каком порядке оформления врачебных заключений упоминает данная статья?

Имеется в виду действующий с начала 2021 года Приказ Минздрава № 972н от 14.09.20. Этот документ утверждает правила выдачи врачебных справок медучреждениями. В нём изложены:

  • возможные формы их выдачи;
  • сроки оформления и предоставления справок;
  • правила оформления документов в электронном виде;
  • необходимые атрибуты справок;
  • возможные основания для выдачи справок;
  • информация, которая может содержаться в справках и т.д.

Также следует отметить, что этот приказ действует до конца 2026 года.

С чем связаны ограничения, перечисленные в данной статье?

В ст. 297 перечислены ключевые признаки вахтовых работ:

  • сотрудники трудятся на большом удалении от своего постоянного места жительства;
  • вахтовики не могут ежедневно возвращаться домой;
  • вахты организуются для работы в малонаселённых районах с неблагоприятными природными условиями.

Также на практике имеются следующие особенности вахтовых работ:

  • проживание в неоптимальных условиях;
  • значительная трудовая нагрузка на вахтовиков;
  • ограниченные возможности для их отдыха и восстановления;
  • регулярные переработки.

Все эти условия требуют от вахтовиков значительной физической и психологической устойчивости, а также их готовности работать вдали от семьи в неблагоприятных условиях, причём достаточно долгое время (как указано в ст. 299 максимальная длительность вахты может составлять три месяца). Предъявляемые требования объективно ограничивают возможность задействовать на вахтах беременных сотрудниц, несовершеннолетних и других уязвимых работников. Ст. 298 переводит ограничения для них в законодательное русло.

Как действовать в ситуации возникновения беременности у сотрудницы, задействованной на вахте?

В данном случае нужно ориентироваться на положения ст. 254 ТК. В ней указано, что после обнаружения беременности сотрудница переводится на другую работу или ей снижается норма нагрузки. Поскольку, как устанавливает ст. 298, беременная женщина не может трудиться на вахте, её следует перевести на другую работу, подходящую в плане безопасности будущего ребёнка. Вариант снижения для неё трудовой нагрузки не допускается. При этом нанимателю следует учитывать, что ст. 254 предусматривает сохранение за беременной сотрудницей её среднего заработка по прежней должности.

Также следует упомянуть, что факт беременности должен быть подтверждён соответствующим медицинским заключением. После оформления такого заключения беременная переводится с вахты на другую работу даже без её заявления.

Ст. 254 предусматривает и вариант отсутствия подходящей альтернативной работы. В этом случае беременная сотрудница просто освобождается от текущей работы. Её средняя зарплата за эти пропущенные дни сохраняется за счёт финансовых ресурсов работодателя.

Комментарии к ст. 298 ГК РФ

1. Статья конкретизирует содержание права оперативного управления на закрепленное за учреждением имущество, в чьей бы собственности это учреждение ни находилось.

2. По общему правилу учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

Из общего правила существует ряд исключений. В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона РФ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135) высшее учебное заведение вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ним имущества. В частности, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать такое имущество в аренду без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. При этом получение какого-либо согласия собственника на эти действия не требуется.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 марта 1997 г. N 342 «О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду» (Вестник ВАС РФ. 1997. N 5. С. 8) научные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, Российской и отраслевым академиям наук, имеют право сдавать в краткосрочную (до 1 года) аренду без права выкупа временно не используемое имущество, относящееся к федеральной собственности, включая недвижимое.

И хотя законность предоставления отдельным видам учреждений правомочий такого рода иными правовыми актами, чем закон, вызывает определенные сомнения, на практике указанные учреждения пользуются ими достаточно широко.

3. Иной характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения.

4. ГК исключает возможность заключения каких-либо договоров между собственником имущества и учреждением о передаче последнему государственного (муниципального) имущества в оперативное управление. В соответствии со ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами для учреждения могут служить лишь решение собственника о его создании и устав. Поэтому попытки отдельных комитетов по управлению имуществом вновь, уже после вступления в силу ГК, навязать практику заключения подобных договоров с учреждениями являются противозаконными (см., например, Договор о порядке использования закрепленных за государственным образовательным учреждением федерального имущества на праве оперативного управления, утв. письмом ГКИ РФ от 26 марта 1996 г. N ОК-6/2279; Типовой договор о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908).

Учреждение вправе отказаться заключить такой договор, а если он все же был заключен — обратиться в суд с иском о признании условий договора, ограничивающих его правоспособность, ничтожными.

Нарушение установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.

Федеральным законом № 344-ФЗ предлагается дополнить нормы Кодекса об административных правонарушениях новым составом административного правонарушения, связанным с несоблюдением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.

Напомним, что все имущество государственных (муниципальных) учреждений подлежит учету в соответствующем реестре. Так, порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447.

В силу п. 14 этого положения для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном учреждениями по договорам или иным основаниям, поступающем в их оперативное управление, в двухнедельный срок со дня приобретения имущества представляют в Росимущество (его территориальный орган) надлежащим образом заверенные правообладателем:

  • карты сведений об объекте учета согласно формам реестра федерального имущества;
  • копии документов, подтверждающих приобретение объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета и копии иных документов, которыми подтверждаются сведения об объекте учета и реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.

Отметим, что под надлежащим образом заверенными копиями документов подразумеваются:

  • нотариально заверенные копии документов;
  • копии документов, заверенные выдавшим их органом.

Кроме того, с учетом сложившейся судебной практики, а также практики, применяемой в налоговых органах и органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, к надлежащим образом заверенным можно отнести копии документов, заверенные правообладателями – с одной стороны – и должностным лицом Росимущества – с другой. При этом правообладатель наряду с заверенными со своей стороны копиями документов, подтверждающих данные, указанные в карте сведений об объекте учета, представляет оригиналы названных документов.

При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них, государственное (муниципальное) учреждение в двухнедельный срок со дня произведения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством РФ о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), для внесения в реестр представляет в соответствующий территориальный орган новые сведения об объекте учета и о соответствующем лице (п. 15 Положения об учете федерального имущества):

  • делает запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на него либо сведениями о нем, в нужной карте сведений об объекте учета или о таком лице и заверяет ее надлежащим образом. Если изменившаяся информация содержится в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на него либо сведениями о нем, то правообладатель представляет запись по каждой из них;
  • копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.

В силу п. 42 Положения об учете федерального имущества на правообладателей возложена ответственность согласно законодательству РФ за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем.

Вместе с тем до внесения Федеральным законом № 344-ФЗ изменений отсутствовал механизм воздействия на руководителей бюджетных учреждений в части соблюдения указанных требований. В силу ст. 19.7.12 КоАП РФ непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб., на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб., на само учреждение – от 70 000 до 100 000 руб.

При этом во избежание неоднозначного толкования в новой ст. 19.7.12 предусмотрено разъяснение термина «ненадлежащее представление сведений (информации)» – несвоевременное представление сведений (информации) либо представление недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений (информации).

В заключение отметим, что указанные изменения вступили в силу 09.12.2015.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.