Статья 288. присвоение полномочий должностного лица

Алан-э-Дейл       28.10.2022 г.

Содержание и суть преступления

Деяниям с использованием должностных полномочий посвящён блок статей в УК РФ. Определение преступного присвоения служебных возможностей дано в ст. 288 УК РФ:

Место совершения

Совершение преступления может происходить на любом уровне. Обязательным элементом для квалификации является использование реальных полномочий. То есть то должностное лицо, чьим статусом прикрывается преступник, действительно существует и наделено правами. Если обман происходит на основании вымышленной информации, то такое деяние следует квалифицировать как мошенничество, ввод в заблуждение или злоупотребление довершением. Конкретная инкриминируемая статья определяется на этапе следствия.

Состав преступного деяния

В обязанности следствия вменяется доказывание причинно-следственной связи между тремя аспектами преступления:

  1. Действие совершается с присвоением полномочий или служебного положения.
  2. Суть деяния входит в печень возможностей служащего, чьи полномочия были использованы.
  3. Лицо, присвоившее себе полномочия должностного лица, причинило своими действиями вред.

Субъектом могут быть лица, состоящие на службе или работающие в сфере реализации государственной власти, но не наделённые определёнными полномочиями. Минимально допустимый возраст субъекта – 16 лет. Определение понятия гос. служащий дано в ст. 10 Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации»:

Объектом в данном преступлении выступит порядок реализации власти. При нарушении прав граждан или организации – это будет считаться дополнительным объектом. Объективная сторона – механизм того, как будет совершаться присвоение полномочий должностного лица, перечень использованных средств и способов. В процессе расследования проводится отграничение от смежных деяний. Для признания преступления завершённым необходимо наступление последствий. Умысел или корыстный интерес может отсутствовать. Это не препятствует квалификации.

Статья 309

Объектом рассматриваемого преступления является нор­мальная, правильная деятельность отдельных звеньев государ­ственного аппарата.

На наш взгляд, вполне обоснованно осуждена по ст. 309 УКРК курьер Октябрьского района г. Караганды К. К. представилась ма­тери обвиняемого П. следователем СО Октябрьского РОВД С, ко­торая в это время находилась на больничном За признание П. за­щитником по делу и за выдачу разрешения на свидание с аресто­ванным П. К. потребовала передачу ей денег в размере 10 тысяч тенге 1.Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 309 УК РК, складывается из следующих двух признаков: Присвоение полномочий должностного лица означает, что виновный путем обмана выдает себя за должностное лицо и осуществляет его полномочия.

Уголовно-правовая характеристика

Для определения факта преступного деяния лица, не уполномоченного решать ответственные проблемы, требуется доказательство трёх аспектов деяния и установление взаимосвязи между ними:

Виновный, осуществил деяние, в соответствии с присвоением полномочий должностного лица;
Совершённое деяние или отданные им распоряжения уполномочено совершать исключительно должностное лицо;
Совершённое деяние причинило вред или нанесло ущерб.

При анализе фактов, характеризующих наличие состава преступления, изучаются должностные инструкции сотрудников и должностных лиц, с целью установления точного понимания – чьи должностные полномочия присвоил виновный.

Важным становится определение действительного присвоения должностных полномочий, так как от этого факта зависит определение состава преступления.

Кроме этого, проводится тщательный анализ причинно-следственных связей, подтверждающий или опровергающий нанесённый вред как последствия совершённого деяния.

Если должностные обязанности были присвоены в чрезвычайных условиях и все действия были продиктованы острой необходимостью, состав преступления в данном случае, отсутствует.

Состав преступления

Состав преступления – материальный. Преступление считается законченным тогда, когда наступают его последствия в виде нанесённого вреда.

Объект преступления – законные распоряжения государственной власти, распределившей ответственность между должностными лицами, которые использовались произвольно и безответственно.

К объективной стороне преступления относится также:

Причинённый имущественный и моральный вред, в результате преступного деяния;
Должностные обязанности, которые были использованы незаконно;
Ситуация, в которой виновный, действовал преступно;
Лица и материальные объекты, которые подверглись ущербу;
Время и место совершения преступления.

Субъект преступления – сотрудник государственного, муниципального учреждения или органа местного самообразования, достигший возраста 16 лет, который использовал не принадлежащие ему полномочия.

Субъективной стороной преступления является также вина в виде прямого умысла.

Виновный мог не предвидеть и не желать наступивших последствий, но это не играет роли, так как он обязан был предвидеть возможность развития негативного сценария, который спровоцирован его неловкими и незаконными действиями.

Мотивы преступления не играют никакой значимой роли. Существенным фактором является лишь нанесённый ущерб.

Комментарий к статье 289 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; дополнительный — отношения в области защиты конкуренции;
2) объективная сторона: учреждение или участие (лично или через доверенное лицо) в управлении должностным лицом организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, если такое учреждение или участие связаны с предоставлением указанной организации льгот и преимуществ;
3) субъект: должностное лицо;
4) субъективная сторона: умышленная форма вины.

Преступление считается оконченным с момента начала осуществления действий, направленных на учреждение указанных в диспозиции статьи организаций, или управления ими (лично путем подписания документов, отдачи распоряжений и приказов или через доверенное лицо) с предоставлением льгот и привилегий, связанных с должностными полномочиями виновного лица.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 12.1 — ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности);
2) ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (ст. 17 — ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в Следственном комитете);
3) ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 82 — запрет осуществления предпринимательской деятельности и участия сотрудника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации как оснований для прекращения или расторжения контракта);
4) ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 14 — запреты, связанные с муниципальной службой);
5) ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17 — запреты, связанные с гражданской службой);
6) ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 51 — запрет осуществления предпринимательской деятельности и участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации как оснований для увольнения с военной службы);
7) ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ст. 7 — ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении);
8) ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ст. 16.1 — служба в органах федеральной службы безопасности);
9) ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 6 — условия осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий);
10) ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» (ст. 9 — правовое положение сотрудника федеральной фельдъегерской связи);
11) ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 40.2 — ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры);
12) ФЗ «О полиции» (ст. 29 — ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции);
13) ФЗ «О судебных приставах» (ст. 3 — требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава);
14) ФЗ «О государственной охране» (ст. 19 — сотрудники органов государственной охраны);
15) ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» (ст. 5 — запреты, связанные с прохождением дипломатической службы);
16) Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 3 — требования, предъявляемые к судье).

3. Судебная практика. Постановлением президиума Свердловского областного суда от 27.02.2008 по делу N 44-У-128/2008 отменен приговор в отношении гр.Г., содержащий выводы о том, гр.Г., будучи должностным лицом и являясь государственным служащим федеральной государственной службы, вопреки установленному законом запрету для государственных служащих на занятие предпринимательской деятельностью 15.04.2002 учредила ООО «Меридиан» и участвовала в управлении данной организацией, предоставляя этой организации льготы и преимущества. Президиум установил, что гр.Г. не являлась должностным лицом.

Судебная практика по ст. 288 УК РФ

Из практики судебных заседаний стоит выделить такой пример. Приговором Ивановского суда устанавливается, что физическое лицо К., не обладающий правами служащего лица – главы администрации Новоталицкого поселения, находясь на службе в муниципалитете, воспользовался полномочиями по принятию решений. Это имело уголовные последствия, а именно:

  • выдачу юридически важных справок с подписью главы администрации Новоталицкого села;
  • оформление справок соответствующими данными (печатью).

При этом справка имела ложные сведения о наличии у гражданина С. участка земли на территории сельской местности. За эти деяния физическое лицо К. было наказано соответствующим образом.

Состав преступления

Состав преступления – материальный. Преступление считается законченным тогда, когда наступают его последствия в виде нанесённого вреда.

Объект преступления – законные распоряжения государственной власти, распределившей ответственность между должностными лицами, которые использовались произвольно и безответственно.

К объективной стороне преступления относится также:

Причинённый имущественный и моральный вред, в результате преступного деяния;
Должностные обязанности, которые были использованы незаконно;
Ситуация, в которой виновный, действовал преступно;
Лица и материальные объекты, которые подверглись ущербу;
Время и место совершения преступления.

Субъект преступления – сотрудник государственного, муниципального учреждения или органа местного самообразования, достигший возраста 16 лет, который использовал не принадлежащие ему полномочия.

Субъективной стороной преступления является также вина в виде прямого умысла.

Виновный мог не предвидеть и не желать наступивших последствий, но это не играет роли, так как он обязан был предвидеть возможность развития негативного сценария, который спровоцирован его неловкими и незаконными действиями.

Мотивы преступления не играют никакой значимой роли. Существенным фактором является лишь нанесённый ущерб.

Кем может совершаться?

Это должностное преступление популярно в органах власти: федеральных, муниципальных и органах местного самоуправления.

Осуществляется оно служащими и сотрудниками административного учреждения, которые не имеют должностных полномочий, но спекулируют фактом работы в учреждении.

Преступное деяние определяется в контексте их деятельности тогда, когда они принимают на себя обязанности должностного лица, позиционируя себя перед доверчивыми гражданами, уполномоченными на решение тех или иных вопросов.

Если эти сотрудники причинили своими неуместными действиями, вред – им будет вменено наказание. Но только при условии, что деяние совершилось без осведомления должностного лица.

Если должностное лицо распорядилось в отношении выполнения своих обязанностей, нижестоящим сотрудником, то оно понесёт, ответственность за последствия безграмотного решения вопроса, сотрудником.

При этом необходимо иметь письменное распоряжение руководителя – должностного лица. Если распоряжение будет отдано устно, а не письменным приказом – руководитель, во избежание ответственности, может отказаться от данного им, распоряжения.

Понятие


Преступление рассматривается в общем контексте преступлений против государственной власти. Должность ответственного лица – достояние общества, так как посредством своего статуса он призван регулировать общественные отношения и определять развитие событий в соответствии с законностью их реализации.

Присвоение должностного статуса – моральное и духовное покушение на незаконное использование чужой власти. Отсутствие компетентности в решении ответственных вопросов может привести к негативным последствиям и ущербу.

Подобными действиями, противоправные лица наносят существенный вред государственной власти, так как общество воспринимает их в качестве должностных лиц, которые не могут справляться с вменёнными им обязанностями, дискредитируя фактических представителей власти.

Компетенция решения соответствующих вопросов играет значимую роль для граждан, она принадлежит должностным лицам, имеющим право их решения. Эти полномочия предоставлены им, государственной властью.

Любое нарушение утверждённой государством, иерархии, является преступным деянием. Но сам по себе факт выполнения полномочий должностного лица, не является уголовным преступлением.

Это нарушение может рассматриваться в административном или дисциплинарном порядке.

Но в том случае, если деяние повлекло деструктивные последствия и нанесло гражданину или обществу вред – оно рассматривается в рамках уголовной ответственности.

Наказание и ответственность вменяются лицу за присвоение должностных полномочий, в соответствии со статьёй 288 УК РФ.

Комментарий к ст. 288 УК Украины

1. Законом «О дорожном движении» от С июня 1993 г. установленные правила, нормы и стандарты строительства, реконструкции и ремонта автотранспортных средств, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других сооружений.

2. Нарушение этих правил, норм и стандартов, образует объективную сторону преступления, если эти нарушения привели к последствиям, предусмотренным ст. 286 УК.

3. Нарушения, указанные в ст

288 УК, совершаются неосторожно

4. Субъектами деяния, предусмотренного ст. 288 УК, являются только лица, на которых была возложена ответственность за строительство, реконструкцию, ремонт или содержание дорог, улиц, переездов и других транспортных сооружений.

Комментарий к статье 288 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Присвоение полномочий должностного лица заключается в том, что виновный путем обмана выдает себя за должностное лицо и совершает действия с использованием присвоенного должностного положения, причиняя существенный вред правоохраняемым интересам.

2. С объективной стороны преступление характеризуется действием, наступившими общественно опасными последствиями и причинной связью между действием и последствиями.

3. В законе не указывается конкретная форма присвоения полномочий – устно, используя заблуждение потерпевшего, с предъявлением фиктивных документов и т.п. Разрыв между присвоением полномочий должностного лица и совершением с их использованием противоправных действий не всегда обязателен – фактическое совершение действий, которые может совершить только должностное лицо, и есть присвоение его полномочий.

4. Полномочия должностного лица присваиваются для совершения неправомерных действий, о чем говорит указание закона на наступившие в результате этих действий последствия – существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Эти действия могут содержать состав какого-либо иного преступления (мошенничества, присвоения, служебного подлога и т.д.). В подобных случаях они образуют совокупность преступлений.

5. Преступление окончено в момент наступления указанных в законе последствий – существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций (см. п. 5 комментария к ст. 285 УК).

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления специальный – государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами (см. п. 15 комментария к ст. 285 УК). Если же полномочия должностного лица присваиваются другим должностным лицом, действия последнего квалифицируются по ст. 286 УК. Если звание и власть должностного лица присваиваются так называемым общим субъектом и в связи с этим причиняется вред правоохраняемым интересам, содеянное следует квалифицировать как преступление против личности, собственности и т.п.

8. Присвоение полномочий должностного лица может образовать совокупность с иными преступлениями раздела X УК. Если служащий предварительно подделал какие-либо официальные документы (например, приказ о назначении на должность), содеянное должно быть квалифицировано по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 288 и 292 УК. Если виновный сам не изготавливал поддельный документ, но фактически использовал его в процессе присвоения полномочий, содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 288 и ч. 3 ст. 327 УК.

Меня хотят посадить за критику Читы

М.: Зерцало, 1998. С.195.

Подводя итог анализу положений Постановления от 16 октября 2009 г., следует отметить, что его роль и значение преимущественно технические — осуществление замены терминологии (названий составов, учреждений, организаций), имевшей место в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 и устаревшей в связи с изменением социальных условий и принятием нового УК РФ. В данном случае уточняются виды прав граждан, которые могут быть нарушены, однако основанием при оценке существенности вреда остается, как и в более раннем постановлении, тот же перечень обстоятельств: степень отрицательного влияния противоправного поведения на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т. п. Ущерб терпит новый вид собственности — собственность юридического лица или предприятия без создания юридического лица.

Преступление считается оконченным с момента наступления последствий.

Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Государственные служащие бывают двух видов: федеральные государственные служащие и государственные гражданские служащие субъекта РФ. В соответствии со ст.

10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Уголовно-правовая характеристика

Для определения факта преступного деяния лица, не уполномоченного решать ответственные проблемы, требуется доказательство трёх аспектов деяния и установление взаимосвязи между ними:

Виновный, осуществил деяние, в соответствии с присвоением полномочий должностного лица;
Совершённое деяние или отданные им распоряжения уполномочено совершать исключительно должностное лицо;
Совершённое деяние причинило вред или нанесло ущерб.

При анализе фактов, характеризующих наличие состава преступления, изучаются должностные инструкции сотрудников и должностных лиц, с целью установления точного понимания – чьи должностные полномочия присвоил виновный.

Важным становится определение действительного присвоения должностных полномочий, так как от этого факта зависит определение состава преступления.

Кроме этого, проводится тщательный анализ причинно-следственных связей, подтверждающий или опровергающий нанесённый вред как последствия совершённого деяния.

Если должностные обязанности были присвоены в чрезвычайных условиях и все действия были продиктованы острой необходимостью, состав преступления в данном случае, отсутствует.

Отграничение от смежных преступлений


Данное преступление может ввести следствие в заблуждение своим сходством с другими преступлениями, а также их взаимосвязью. В особенности это касается мошенничества, которое зачастую осуществляется с незаконным присвоением полномочий.

Сложно классифицировать состав преступления:

  1. Со злоупотреблением должностными полномочиями;
  2. С превышением должностных полномочий;
  3. Со служебной халатностью;
  4. Со служебным подлогом.

Во всех перечисленных деяниях могут отражаться общие характеристики и фрагменты незаконных действий. Но данное преступление отличается тем, что должностные обязанности именно присваиваются, выдаются за свой собственный статус и преступная инициатива осуществляется путём позиционирования себя, уполномоченным лицом.

При наличии корыстного мотива, преступление будет схоже с получением взятки. Но получением взятки оно будет при условии, что субъект преступления не действовал от имени должностного лица, в обратном случае – просматривается совокупность преступлений.

Особенно опасным может быть присвоение преступником должности сотрудника полиции, при изготовлении фальшивых документов и приобретении специальной формы.

Но этот факт нельзя сводить к обозначенному составу преступления, так как оно по преимуществу имеет злой умысел совершения преступлений средней тяжести, а также – тяжких и особо тяжких преступлений.

Состав преступления

Состав преступления – материальный. Преступление считается законченным тогда, когда наступают его последствия в виде нанесённого вреда.

Объект преступления – законные распоряжения государственной власти, распределившей ответственность между должностными лицами, которые использовались произвольно и безответственно.

К объективной стороне преступления относится также:

Причинённый имущественный и моральный вред, в результате преступного деяния;
Должностные обязанности, которые были использованы незаконно;
Ситуация, в которой виновный, действовал преступно;
Лица и материальные объекты, которые подверглись ущербу;
Время и место совершения преступления.

Субъект преступления – сотрудник государственного, муниципального учреждения или органа местного самообразования, достигший возраста 16 лет, который использовал не принадлежащие ему полномочия.

Субъективной стороной преступления является также вина в виде прямого умысла.

Виновный мог не предвидеть и не желать наступивших последствий, но это не играет роли, так как он обязан был предвидеть возможность развития негативного сценария, который спровоцирован его неловкими и незаконными действиями.

Мотивы преступления не играют никакой значимой роли. Существенным фактором является лишь нанесённый ущерб.

Другой комментарий к статье 288 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом данного состава преступления являются интересы и нормальная деятельность государственных органов власти и управления, права и законные интересы конкретного гражданина, организации, предприятия, учреждения.

2. Объективная сторона характеризуется совершением виновным действий, сопряженных с неправомерным, вопреки установленному законодательством порядку самовольным присвоением полномочий должностного лица. Фактически государственный служащий или служащий органа местного самоуправления выдает себя перед другими лицами в роли должностного лица. Например, штатный работник законодательного органа пользуется полномочиями, которыми может обладать только народный депутат. Использование полномочий народного депутата и есть фактическое их присвоение. Государственный служащий выдает себя за депутата и, благодаря использованию полномочий депутата, совершает уголовно наказуемые действия. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является причинение вреда в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, предприятий, учреждений. Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица характеризуется следующими составляющими единое целое признаками: а) деяние совершается государственным служащим или служащим органа местного самоуправления; б) деяние сопряжено с присвоением полномочий должностного лица либо представителя власти; в) совершение деяния связано с выдачей себя другим лицам в качестве должностного лица; г) деяние влечет существенное нарушение прав и законных интересов, составляющих объект уголовно-правовой охраны; д) между деянием и существенным нарушением прав установлена причинная связь.

3. Субъективная сторона преступления представляет собой только умышленную форму вины. При прямом умысле виновный желает существенно нарушить охраняемые законом права, а при косвенном умысле сознательно это допускает либо относится к этому безразлично.

4. Субъектом преступления является только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, достигший 16-летнего возраста, вменяемый.

Комментарий к Ст. 288 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона заключается в двух обязательных действиях: во-первых, присвоении государственным служащим или муниципальным служащим полномочий должностного лица и, во-вторых, совершением им в связи с этим действий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Фактически виновный вводит в заблуждение граждан и представителей юридических лиц и совершает под видом должностного лица те или иные юридически значимые действия; тем самым в совершении действий под видом должностного лица фактически объединяются оба действия.

2. Преступление окончено с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Недействительность совершенных под видом должностного лица действий и необходимость повторного обращения граждан или организаций за их совершением фактически означают наличие этого последствия практически во всех ситуациях присвоения полномочий должностного лица.

Понятие


Преступление рассматривается в общем контексте преступлений против государственной власти. Должность ответственного лица – достояние общества, так как посредством своего статуса он призван регулировать общественные отношения и определять развитие событий в соответствии с законностью их реализации.

Присвоение должностного статуса – моральное и духовное покушение на незаконное использование чужой власти. Отсутствие компетентности в решении ответственных вопросов может привести к негативным последствиям и ущербу.

Подобными действиями, противоправные лица наносят существенный вред государственной власти, так как общество воспринимает их в качестве должностных лиц, которые не могут справляться с вменёнными им обязанностями, дискредитируя фактических представителей власти.

Компетенция решения соответствующих вопросов играет значимую роль для граждан, она принадлежит должностным лицам, имеющим право их решения. Эти полномочия предоставлены им, государственной властью.

Любое нарушение утверждённой государством, иерархии, является преступным деянием. Но сам по себе факт выполнения полномочий должностного лица, не является уголовным преступлением.

Это нарушение может рассматриваться в административном или дисциплинарном порядке.

Но в том случае, если деяние повлекло деструктивные последствия и нанесло гражданину или обществу вред – оно рассматривается в рамках уголовной ответственности.

Наказание и ответственность вменяются лицу за присвоение должностных полномочий, в соответствии со статьёй 288 УК РФ.

Комментарий к статье 288 УК РФ

1. Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.
Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки, подписание документа, предоставляющего права, и т.п.
Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (ст. 159 УК) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК).
Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Установление существенности нарушений должно осуществляться с учетом конкретных обстоятельств дела.
2. Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.
Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.
4. Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Если вам нужна помощь Адвоката

Статья 288 и комментарий к ней

Присвоение полномочий должностного лица работниками на государственной и муниципальной основе и осуществление ими проступков, влекущих нарушение правовых основ и постановлений физических и юридических лиц, наказуемо штрафными санкциями:

  • в сумме до 40 тыс. руб. или в размере зарплаты;
  • иной прибыли заключённого на срок до 3 мес.;
  • принудительными работами на время до 360 ч.;
  • исправительной деятельностью на срок до двух лет;
  • лишением свободы на период до 3 мес.

Стоит привести ст. 288 УК РФ с комментариями действий, входящих в состав противоправного проступка:

  1. Объекты: главный – взаимоотношения в сфере власти страны, интересов государственной служебной работы и службы на местах осуществления деяния; дополнительный – взаимоотношения в области охраны законных прав юридических и физических лиц либо сберегаемых законом интересов социума или страны.
  2. Объективная сторона: осуществление работниками на государственной и муниципальной основе действий с присвоением полномочий лица, который находится выше по службе. Присвоение выражено в определённых приказаниях, актах, выдаче определённых указаний, подписании документации, участии в переговорах.
  3. Субъект: служащий государства или муниципалитета, который не считается должностным лицом.
  4. Субъективная сторона: по смыслу диспозиции ст. 288 Уголовного кодекса присвоение прав способно совершаться с прямым умыслом, когда физическое лицо понимает всю социальную опасность собственных правонарушений, и с косвенным умыслом.

Противоправное деяние способно окончиться в момент значимого нарушения правовых основ и интересов определённых лиц или компаний либо охраняемых законодательством интересов социума или страны.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.