Статья 286 ук рф. превышение должностных полномочий

Алан-э-Дейл       04.05.2022 г.

Превышение должностных полномочий ст 285 УК РФ судебная практика

На сегодня судебная практика указывает, что превышение полномочий будет произведенным явно, когда лицо совершит деяние, которое может выполнять только другое должностное лицо, если человек совершил действие, которое имел право выполнять только при определенных условиях, а их не было.

Скачать текст статьи можно здесь:

Также суд укажет, что был перейден предел дозволенного, если выявится, что виновный совершил действие, которое не имел право делать ни при каких обстоятельствах. То есть все указанные случаи подпадают под действие ст. 286, которая удобна для ознакомления с комментариями.

Криминалистическая характеристика

Криминалистическая характеристика – это совокупность типовых признаков и свойств определенного преступления. Так как в случае с превышением полномочий основой преступления есть материальный состав, будет осуществляться криминалистическая экспертиза, направленная на поиск доказательств факта нанесения материального ущерба.

Очень важна криминалистическая характеристика при нанесении чиновником вреда здоровью или при факте удержания против воли граждан. В данном случае поиск доказательств будет базироваться на наличии у жертвы следов физического воздействия и, конечно же, на сведениях потерпевшего.

Представленные экспертами-криминалистами улики позволят следователю сформировать четкую картину происшествия и связать последствия с действиями должностного лица.

Другой комментарий к Ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления; в) причинная связь между действием и последствиями.

В судебной практике выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий: а) совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; б) совершение действий, которые могли быть совершены только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации; в) совершение действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить; г) совершение единолично действий, которые могли быть совершены только коллегиально или по согласованию с другим должностным лицом или органом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г.

N 19). Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны.

В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе, но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами.

2. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий в законе описаны аналогично ст. 285 УК РФ.

3. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны, ложно понимаемые служебные интересы.

4. Применение насилия (п.

«а» ч. 3) означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание.

Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК РФ о преступлениях против личности. Угроза убийством охватывается комментируемой нормой.

5. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (п.

«б» ч. 3) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий.

Специальные средства — это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

6. О понятии тяжких последствий см. комментарий к ст. 285 УК РФ. Для превышения полномочий характерны и такие тяжкие последствия, как причинение тяжкого вреда здоровью или смерти хотя бы одному человеку

Психическое отношение к смерти и причинению тяжкого вреда здоровью может быть выражено только в форме неосторожности

Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий

  • а) с применением насилия или с угрозой его применения;
  • б) с применением оружия или специальных средств;
  • в) с причинением тяжких последствий, —
  • наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Следующая
Другое285 УК РФ злоупотребление должностыми полномочиями в редакции 2021 года

Комментарий к Ст. 19.4 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Объективная сторона данных составов правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в совершении виновным лицом действий по неповиновению законным распоряжениям (требованиям) должностных лиц, воспрепятствованию осуществления ими служебных обязанностей, доступу на объект проверки.

Это интересно: Гребенюченко результаты уголовного дела

Применяя указанные признаки актов применения права к содержанию ст. 42 УК РФ, И.Э. Звечаровским обоснованно выделены следующие признаки приказа и распоряжения:

— это требование начальника к подчиненному;

— эти требования вытекают из отношений подчиненности и субординации между лицами и органами;

— эти требования носят властный характер и потому обеспечены принудительной юридической силой;

— эти требования предписывают выполнение каких-либо действий (или воздержание от них);

— эти требования облекаются в установленную форму и издаются начальником в пределах его компетенции.

Существует презумпция законности приказа или распоряжения, изданного в надлежащей форме лицом, обладающим на это правом, и адресованного лицу, обязанному подчиняться, что обусловлено требованиями исполнительской дисциплины, необходимыми для нормального существования общества и государства.

Законным является приказ, отданный надлежащим лицом в пределах его должностных обязанностей и в надлежащей форме. Надлежащим лицом является непосредственный начальник, руководящий служебной деятельностью подчиненного, а также вышестоящий начальник (в определенных случаях).

Законными приказ или распоряжение являются, если они касаются вопросов, находящихся в пределах компетенции данного начальника. Выход за пределы компетенции признается превышением должностных полномочий и потому считается незаконным. Такое превышение служебных полномочий может повлечь уголовную ответственность по ст. 286 УК РФ.

В ряде случаев законом или иными нормативными актами предписывается определенная форма приказа или распоряжения, например письменная или заверенная печатью. Устное распоряжение, если по закону требуется оформление его письменно, является незаконным и не должно выполняться. Нарушение формы отдачи приказа или распоряжения в экстремальных условиях должно рассматриваться по правилам о крайней необходимости.

Законный приказ должен не только предписывать достижение определенной цели, но и указывать на законные пути и средства выполнения приказа.

При этом необходимо соблюсти следующие условия: требование, изложенное в приказе либо в распоряжении, должно стать своевременно известно подчиненному, данное в письменной форме вступает в силу с момента его подписания, если иное не указано в тексте; в устной — как правило, после оглашения.

Разграничение составов административных правонарушений, предусмотренных отдельными частями комментируемой статьи, производится в зависимости от лиц, в отношении которых совершаются противоправные действия — должностных лиц органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), органов охраны континентального шельфа и органов охраны исключительной экономической зоны, членов международной инспекционной группы, осуществляющей свои функции на основании действующего для Российской Федерации международного договора, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Дисциплинарная ответственность

Если тяжесть проступка невысока и превышению полномочий не предшествовали другие дисциплинарные взыскания, то правовые последствия окажутся для виновного незначительными.

Судебные дела обычно завершаются дисциплинарным взысканием, где виновный может компенсировать ущерб. В качестве меры наказания может быть выговор или увольнение. Данные об этом вносятся в личное дело.

Признаки превышения полномочий:

  • действия, запрещенные законодательными актами;
  • противоправное поведение в коллегиальной форме, когда решение принимается единолично;
  • действия, входящие в компетенцию другого должностного лица, даже в линейном подчинении.

Должностное лицо, превышая свои полномочия, всегда совершает какие-либо действия — принимает правовые акты, дает обязательные указания, издает распорядительные акты.

Своими действиями он может нарушать интересы граждан, публичных органов власти и организаций, причиняя им материальный вред. Приведем несколько примеров превышения должностных полномочий.

Пример. Сотрудник районной администрации проходила в обеденный перерыв мимо кабинета канцелярии, и приняла документы от пенсионерки Петровой, руководствуясь чувством сострадания. Работник администрации знала, что не имеет право принимать документы от граждан и действовала из личных побуждений, без существенных последствий. Служебное расследование привело к дисциплинарному взысканию в виде выговора.

Другой пример. Глава районной администрации, совершила действия, руководствуясь личными корыстными целями. Она использовала государственное жилье из фонда для переселения жителей аварийных домов в обход общей очереди, и передала права владения имуществом своему зятю. В результате этих действий пострадала гражданка Иванова, инвалид ВОВ, не реализовав свое право на получение жилья. Мера наказания к руководителю будет применена согласно ст. 286 УК РФ.

Проанализировав данные нарушения, можно установить, что вред от действий нарушителя имеет длительный характер.

Кроме самого ущерба возникает побочный вред – неуверенность в защите интересов граждан и в непоколебимости государственной власти.

Используя в личных целях инструменты государственного контроля, представитель власти может понести наказание в рамках Уголовного кодекса.

Определение состава преступления

Как и другие смежные преступления с использованием служебных полномочий субъектом выступает должностное лицо, наделённое властью. Реализация государственной власти может происходить через:

  • госаппарат;
  • органы муниципалитета;
  • аппарат Вооруженных сил РФ.

Подробный список тех, кто является представителем власти, отражён в Примечании 1 статьи 285 УК РФ:

Обязательный элемент состава преступления – объект

Комментарий статьи 286 УК РФ акцентирует внимание на необходимости выделения и формулирования основного и дополнительного объектов

Объективная сторона преступного действия – это реализация недоступных должностному лицу полномочий. Если использованы имеющиеся права и возможности, то деяние не является превышением. Правильно определённый состав преступления нуждается в установлении причинно-следственной связи между деянием представителя власти и возникшими нарушениями прав граждан или организаций.

В части субъективной стороны статья 286 УК РФ устанавливает наличие умысла. Но нет ограничения в части характера умысла: прямой или косвенный. Мотив преступления может быть любым, как материальным, так и личным.

Обособленно выделяют случаи, когда превышение полномочий привело к наступлению тяжких последствий, либо было реализовано с применением насилия. В таких делах требуется дополнительно установить факт наступления последствий либо использования оружия, угроз или насилия. К примеру, наступлением тяжких последствий может являться наступление смерти вследствие превышений должностных возможностей.

Как устанавливают факты, мотивы

Чтобы определиться с квалификацией преступного акта сначала выясняют, по какому закону, нормативному положению, проходит регламентация компетенции обвиняемого. Устанавливают конкретику выраженности преступных действий, в чем суть запредельных выходов, обоснованность каждого факта.

286 статьей наказывают людей за совершенные деяния. Умысел принимается как косвенный, так и прямой

Принимается во внимание средство, послужившее мотивом от разнообразных стремлений

К ним относят побуждения:

  • завистливые
  • корыстные
  • карьерные

Многие поступки выполняют, чтобы сформировать благополучную видимость, создать ложное представление о настоящих намерениях нарушителя, использующего служебные интересы.

Судебным разбирательством выясняются ошибочные процедуры следователей, иных представителей власти. К примеру, капитаном парохода был задержан вор, который работал на данном судне. Руководитель самостоятельно проводил следствие, не передал в первом порту подследственного. Кроме всего, в незаконном заключении, недобросовестный работник потерял здоровье. После судебного заседания, исследования всего происшествия, судья наказал за превышение своих положенных прав незадачливого капитана.

Автоинспектор тоже может несправедливо поступить на дороге, следует с осторожностью относиться к постановке подписи в составленным акте на происшествие. Указать сразу все замеченные несоответствия, объяснить свое видение проступка, записать имя полицейского, где находится его учреждение и тогда можно приступать к оформлению заявления на него

Претензию достаточно передать непосредственному начальнику, если меры не будут приняты, инстанцию следует повысить до прокуратуры.

Как доказать властные злоупотребления

Для сбора доказательной базы потребуется время и достоверность всех показаний.

Для этого проводятся следственные мероприятия, а в качестве истины принимается факт несоответствующих дел в сопоставлении с прямыми обязательствами, функциями должностного полномочия соответствующего лица.

Доказательства получают с помощью тщательного рассмотрения подписанных, заключенных трудовых договоров, контрактов, в них прописаны должностные инструкции с функциональными обязанностями.

Принесенный ущерб, вред здоровью выясняют на основании:

  • справок
  • расходных счетов
  • независимых экспертиз

Выстраивают цепь, в которой просматривают связь между причиной и следствием, от проступков должностным лицом доходят до вреда нанесенного пострадавшему. Для подтверждения своего обвинения подойдут письменные показания свидетелей.

Грамотно заполненным заявлением с изложением неправомерных поступков со стороны гражданина, наделенного властью своей должностью, можно получить правовую помощь. Прокурорским расследованием соберется необходимая доказательная база в совокупности с фактами и соответствиями.

Составление заявления

Для начала следственного расследования понадобится установить факт поступления заявления в следственный орган. Его может отправить любое лицо, не принимается только анонимная жалоба.

Подать иск можно лично или отправить его заказным письмом, но написан он должен быть заявителем.

Направляется жалоба в следственный отдел прокуратуры по месту пребывания обвиняемого. Для заявления не существует единого образца, однако общие правила есть.

Документ должен быть составлен на русском языке и написан разборчивым почерком. Также можно применить компьютерную технику.

Жалоба обычно состоит из:

  • название документа;
  • шапки в верхней правой части бланка, где указываются данные получателя и отправителя;
  • изложение дела с комментариями по делу без эмоциональных эпитетов;
  • указание норм правовых актов и статей КОАП РФ, которыми вы руководствуетесь;
  • дата и подпись.

Советуем вам внимательно подготовить иск, изучив судебные решения по схожим делам. Для примера можно взять образцы удачных заявлений, в результате рассмотрения которых дело закончилось в пользу заявителя.

Про свободу

Например, человеку грозит любая форма лишения свободы. Это может быть тюремное заключение или арест. Всё зависит от степени совершённого нарушения, а также от занимаемой вами должности. Ст. 286 ч. 1 указывает на то, что при этом максимальный срок заключения в тюрьме может длиться до 48 месяцев. А вот арест имеет куда меньшее значение. Всего лишь полгода.

Обратите внимание – арест может быть назначен и на более короткий срок. Но не менее 4 месяцев

Такие уточнения имеются в ст. 286 УК РФ. А вот для лишения свободы особых ограничений по минимуму нет. Практика показывает, что очень часто именно на 2 года грозит преступнику тюремное заключение. При отсутствии иных нарушений, разумеется. В противном случае наказание могут ужесточить в любой степени. На деле превышение полномочий, согласно вашей должности, в так называемом чистом виде встречается частенько. А вот сочетание нескольких правонарушений со статьёй 286 – довольно редкое явление.

Комментарий к статье 286.1 УК РФ:

1. Объективная сторона преступления состоит в неисполнении сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону.

Под неисполнением приказа следует понимать несовершение действий, предписываемых приказом, или, наоборот, непрекращение начатых действий, которые в соответствии с приказом должны быть прекращены.

2. Приказом является категорическое требование уполномоченного должностного лица о совершении того или иного действия (или прекращении его), адресованное подчиненному по службе сотруднику. Он должен быть отдан в установленном порядке и не должен противоречить закону, т.е. должен быть принят надлежащим лицом в пределах своей компетенции, в установленной форме и быть законным. Форма и порядок принятия приказов устанавливаются внутренними нормативными актами Министерства внутренних дел РФ.

3. Приказ может исходить только от начальника, назначенного на соответствующую должность в установленном порядке и не уволенного с нее (не отстраненного от должности, не находящегося в отпуске, не переведенного на другую должность). Начальником является лицо, которому по службе непосредственно или прямо подчинены другие сотрудники.

4. Приказ адресуется подчиненному сотруднику органа внутренних дел, который также назначен на соответствующую должность в установленном порядке. Не имеет значения, не исполняется приказ непосредственного начальника или вышестоящего, не исполняет приказ рядовой работник органов внутренних дел или руководитель того или иного звена органов внутренних дел.

5. Закон не оговаривает содержания действий, которые должен был совершить подчиненный сотрудник. Они могут быть самыми разнообразными. Приказ может содержать, например, требование освободить заложников, произвести задержание преступников. Соответственно, преступление будет заключаться в неисполнении этих требований.

6. Ответственности по комментируемой статье подлежит только сотрудник, не исполнивший законного приказа. Незаконный приказ не подлежит исполнению; более того, отдавший незаконный приказ и исполнивший его подлежат ответственности, в том числе и уголовной.

7. О содержании существенного вреда правам и интересам граждан либо охраняемым законом интересам общества и государства см. комментарий к ст. 285 УК.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

9. Субъект преступления специальный — сотрудник органа внутренних дел.

10. О содержании квалифицирующих признаков см. комментарий к ст. ст. 35 и 286 УК.

Второй комментарий к Ст. 286 УК РФ

1. В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан и организаций, а при обстоятельствах, предусмотренных в ч. 3 ст. 286 УК, и здоровье граждан.

2. Объективная сторона характеризуется совершением действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица, и наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Если при должностном злоупотреблении виновный незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, то при превышении должностных полномочий он совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Поэтому при квалификации деяния по ст. 286 УК необходимо точно установить объем полномочий должностного лица, определенный законом, уставом, инструкцией, приказом или иным нормативным актом, и выяснить, какие конкретно нормативные положения были нарушены и в чем выразились нарушения.

4. Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении действий:

1) относящихся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по рангу; данного или другого ведомства);

2) которые могли бы быть совершены данным должностным лицом, но лишь при наличии особых условий, отсутствовавших в реальной ситуации (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц; задержание лица при отсутствии оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ);

3) составляющих исключительную компетенцию коллегиального органа, но совершенных должностным лицом единолично (например, единоличное составление вердикта о виновности подсудимого старшиной присяжных заседателей);

4) которые никем и ни при каких условиях не могут быть совершены, поскольку не входят в компетенцию никого из должностных лиц (например, производство начальником охраны государственного учреждения личного обыска его сотрудников) (п. 19 постановления от 16.10.2009).

5. Преступление следует считать оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления — должностное лицо, не занимающее государственных должностей либо должности главы органа местного самоуправления.

8. Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2) характеризуется его совершением лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или должность главы органа местного самоуправления (см. комментарий к ч. 2 ст. 285 УК).

9. Особо квалифицированный состав (ч. 3) предполагает совершение данного преступления:

а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Применение насилия означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения ему побоев, физической боли, легкого или средней тяжести вреда здоровью, лишения свободы и т.п.

Угроза применением насилия — это психическое воздействие, при котором должностное лицо запугивает потерпевшего реальным применением любого физического насилия, вплоть до угрозы убийством.

Применение оружия или специальных средств означает их фактическое использование для физического или психического воздействия на потерпевшего: для устрашения (например, выстрелы поверх голов), для причинения физической боли или вреда здоровью, для ограничения личной свободы потерпевшего и т.д.

Под оружием понимаются предметы и устройства, отнесенные к оружию в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» (подробнее характеристику оружия см. при анализе ст. 222 УК).

Под специальными средствами понимаются водометы, слезоточивые газы, наручники, резиновые палки, специальные транспортные и иные технические средства поддержания общественной безопасности, правопорядка и личной безопасности граждан, состоящие на вооружении полиции, внутренних войск, иных государственных и муниципальных органов (п. 20 постановления).

10. О причинении тяжких последствий см. комментарий к ч. 3 ст. 285 УК.

Тюрьма

Помимо известной меры наказания в виде штрафа при использовании должностных полномочий не по назначению высокопоставленным лицом, стоит обратить внимание на то, что не всегда получается «откупиться». В некоторых случаях по отношению к нарушителю применяются особые санкции

О чём речь? О тюремном заключении с небольшим «дополнением». В отличие от обычного превышения полномочий, имеющихся у лица благодаря службе и труду, при участии в преступлении высокопоставленных лиц суд имеет полное право лишить свободы виновника на 7 лет. Или на меньший срок.

А в дополнение к этому назначается ещё и запрет на ведение деятельности и накладывается табу на возможность занимать определённые должности. Срок подобного наказания способен составлять до 36 месяцев. Но в ст. 286 указано, что подобного рода ограничение может и не назначаться. Хотя на практике эта мера активно применяется.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.