Статья 284. утрата документов, содержащих государственную тайну

Алан-э-Дейл       19.02.2023 г.

Комментарий к Статье 284 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения в сфере сохранения и защиты государственной тайны.

2. Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя признаками: а) деянием (действием или бездействием), связанным с нарушением конкретных правил обращения с предметами и документами, составляющими государственную тайну; б) последствием (утратой указанных предметов и документов и наступлением тяжких последствий); в) наличием причинной связи между указанным деянием и последствиями.

3. Документ — это текстовые и иные графические материалы официального характера, т.е. облеченные в установленную форму, имеющие регистрационный номер, гриф секретности, особый порядок составления, хранения, выдачи и уничтожения. Предмет — все остальные носители, сведения о которых содержат государственную тайну. К ним могут быть отнесены сырье, оборудование, материалы и изделия, энергоносители, видео-, аудиоматериалы и т.п. Как и документы, такие предметы имеют особый порядок создания, регистрации, хранения и уничтожения.

4. Под утратой документов и предметов следует понимать их противоправный выход из владения ответственного лица, в результате которого наступили тяжкие последствия. Уничтожение предметов и документов, составляющих государственную тайну, не образует утраты, поскольку в этом случае исключается возможность ознакомления с ними посторонних лиц.

Вышедшим из владения признается документ или предмет в случае, когда он отсутствует в месте его постоянного хранения, у ответственного лица и нет сведений о его передаче другому лицу или уничтожении.

5. Правила обращения с указанными предметами и документами регулируются ФЗ (например, Законом РФ «О государственной тайне»), а также иными нормативными актами.

5.1. Нарушение правил обращения означает отступление от правил обращения с содержащими государственную тайну документами и предметами или их полное игнорирование. Для наступления УО необходимо установить, какие конкретно правила обращения и какие конкретно пункты правил нарушены виновным (например, работа с секретными документами не в установленном месте, нарушение правил их передачи и т.п.).

6. Наличие причинной связи между нарушением правил обращения, с одной стороны, и утратой предметов и документов, повлекшей тяжкие последствия, — с другой, заключается в прямой зависимости между фактом нарушения правил и фактами выхода предмета или документа из владения данного лица и наступлением указанных последствий. В противном случае состав преступления отсутствует.

6.1. Не всякое нарушение правил обращения с секретными документами и предметами является причиной их последующего выхода из владения (например, неопечатывание сейфа, из которого в последующем произошло хищение секретных документов, не находится в связи с хищением, так как не могло его предотвратить).

7. Тяжкие последствия — оценочное понятие (см. коммент. к ст. 283).

8

Субъективная сторона состава преступления определяется неосторожной виной. Лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (совершение преступления по легкомыслию) или лицо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло эти последствия предвидеть (преступная небрежность)

9. Субъект преступного посягательства специальный — лицо, имеющее допуск к государственной тайне, т.е. ответственное за сохранность предмета (документа), либо допущенное к государственной тайне лицо, которому данный предмет или документ был передан по службе или работе.

10. Преступление относится к категории средней тяжести.

Другой комментарий к статье 284 Уголовного Кодекса РФ

1. Под утратой документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, понимается такой противоправный выход их из владения данного лица, вследствие которого они стали достоянием посторонних лиц и наступили тяжкие последствия.

К документам относятся текстовые и графические материалы, исполненные типографским, машинописным способом или от руки (чертежи, планы, типографские карты, приказы, директивы, ведомости, акты, обзоры и т.п.), в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Документ — это акт, имеющий реквизиты: гриф секретности, регистрационный номер органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, осуществивших засекречивание, особый порядок хранения, перемещения, выдачи и работы.

Предметы, сведения о которых образуют государственную тайну, — это различные материалы и изделия, несущие в себе информацию указанного вида. К ним относятся: закрытые образцы техники и вооружения, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.

2. С объективной стороны преступление включает в себя совокупность трех признаков: а) деяние, связанное с нарушением установленных правил обращения с документами (предметами); б) выход документов (предметов) из владения данным лицом, вследствие чего наступили тяжкие последствия; в) причинную связь между деянием и наступившими последствиями.

Правила обращения с документами регламентируются законами и подзаконными актами (инструкциями, положениями, наставлениями). Нарушения правил выражаются: в работе с документом в неустановленном месте (например, дома), неопечатывании сейфа, нарушении правил передачи его другим лицам и т.п.

Документ считается вышедшим из владения (утраченным), если его нет ни в месте постоянного хранения, ни у конкретного исполнителя, которому он был выдан.

Между фактом нарушения правил обращения с документом (предметом), содержащим государственную тайну, и его выходом из владения и наступлением тяжких последствий должна быть непосредственная причинная связь. Если документ хотя и утрачен, но факт его выхода из владения и наступление тяжких последствий не находятся в причинной связи с имевшим место нарушением правил обращения с ним, то состав преступления отсутствует <1>.

———————————
<1> Например, если сейф, в который проникли преступники, хотя оказался неопечатанным, но изъятие документов произошло путем вырезки окна в нем автогенным аппаратом, — налицо отсутствие причинной связи, а следовательно, оснований для квалификации по ст. 284 УК.

Как показывают материалы практики, нарушения чаще всего связаны с тем, что лицо работает с документами в неустановленном для этого месте, в ненадлежащее время, не соблюдает правила и порядок их хранения, пересылки, передачи из рук в руки, уничтожения, ознакомления с ними других лиц и т.п. Например, Ч., находясь в служебной командировке в другом городе, в нарушение действующих правил носил по городу в сумке находящиеся при нем 12 совершенно секретных документов. Зайдя в телефонную будку, чтобы позвонить, Ч. забыл в ней сумку вместе с документами. Документы были найдены только на следующий день, в другом месте города, что привело к ознакомлению с ними посторонних лиц и наступлению тяжких последствий.

Понятие тяжкого вреда давалось применительно к ст. 283 УК. Если тяжкие последствия при утрате не наступили, то состав преступления отсутствует. Виновный должен нести административную или дисциплинарную ответственность.

3

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Вместе с тем по отношению к факту нарушения правил обращения с документами вина может быть в форме и умысла, и неосторожности

По отношению же к наступившим последствиям вина может быть только неосторожной (в виде легкомыслия или небрежности).

4. Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее допуск к государственной тайне (ст. 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»).

Расследование уголовных дел по утрате вызывает значительные трудности по двум причинам: 1) наличие факта утраты требует фактического наступления тяжких последствий, доказать которые во временном плане проблематично; 2) наличие обязательного допуска у субъекта связано с реальными ситуациями, когда определенная категория граждан допуск не имеет, а фактический допуск к таким сведениям налицо либо форма допуска не соответствует грифу секретности документов и материалов. Подобные вопросы, очевидно, потребуют своего решения на законодательном уровне, вплоть до изменения содержания статьи в УК.

Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ)

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 284 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий. В 1997 г

было зарегистрировано — 0, в 1998 г. — 0, в 1999 г. — 0, в 2000 г. — 2, в 2001 г. — 1, в 2002 г. — 0, в 2003 г. — 3, в 2004 г. — 1, в 2005 г. — 1, в 2006 г. — 1, в 2007 г. — 0, в 2008 г. — 0 преступлений, предусмотренных ст. 284 УК РФ

В 1997 г. было зарегистрировано — 0, в 1998 г. — 0, в 1999 г. — 0, в 2000 г. — 2, в 2001 г. — 1, в 2002 г. — 0, в 2003 г. — 3, в 2004 г. — 1, в 2005 г. — 1, в 2006 г. — 1, в 2007 г. — 0, в 2008 г. — 0 преступлений, предусмотренных ст. 284 УК РФ.

Объективная сторона преступления характеризуется: а) действием либо бездействием (нарушение установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну), б) последствием (утрата последних и наступление тяжких последствий) и в) причинной связью между указанными действиями (бездействием) и последствиями.

Документ, содержащий государственную тайну, — официальный или неофициальный носитель информации о такой тайне (документы официального характера — справки, отчеты и т.п., черновые записи, данные, занесенные на магнитную ленту, фото- и кинопленку и т.п.).

Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, являются различные изделия, образцы, модели и материалы, например, отдельные экземпляры или модели техники, приборов, вооружения.

Правила обращения с указанными документами и предметами регулируются Законом РФ «О государственной тайне», а также другими нормативными актами.

Утрата — это выход документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, из владения лица, имеющего допуск к государственной тайне. Уничтожение документов или предметов, составляющих государственную тайну, утраты не образуют, так как это исключает возможность ознакомления с ними посторонних лиц.

Понятие наступления тяжких последствий понимается так же, как в ч. 2 ст. 283 УК РФ.

Уголовная ответственность по ст. 284 УК РФ наступает лишь при условии, что утрата документов и предметов, содержащих государственную тайну, повлекла наступление тяжких последствий.

Субъектом преступления может быть только лицо, имеющее допуск к государственной тайне.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью (равным образом в виде легкомыслия или небрежности). При легкомыслии лицо предвидит возможность утраты соответствующих документов и предметов в результате нарушения правил обращения с документами, содержащими государственную тайну, и наступление вследствие этого тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий

При небрежности лицо не предвидело возможности утраты указанных документов и предметов и наступление тяжких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть.

Другой комментарий к статье 284 Уголовного кодекса Украины

1. Объектом преступления является безопасность судоходства, здоровье, жизнь и собственность людей. Положения по безопасности судоходства, спасения людей на море закрепленные Брюссельскими конвенциями от 23 сентября 1910 г. и от 10 мая 1952 г., Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.

Эти международно-правовые акты устанавливают единые правила уголовной юрисдикции по делам о спасении на море (”Международная конвенция об унификации некоторых правил в отношении уголовной юрисдикции по делам столкновения судов и других событий, связанных с судоходством ” от 10 мая 1952 г.).

На уровне национального законодательства положения о спасании на море имплементированы в “Кодекс торгового мореплавания Украины” и другие нормативные акты, регулирующие безопасность судоходства. Капитан судна обязан оказать помощь судну и лицам, терпящим бедствие, если он может это сделать без серьезной угрозы для своего судна и лиц, находящихся на нем: оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать с максимальной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, и если на такие действия с его стороны можно разумно рассчитывать.

В соответствии со ст. 60 КТМ на капитанов каждого из столкнувшихся судов возлагается обязанность после столкновения подать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу, насколько это возможно без серьезной угрозы для своих пассажиров, экипажа и судна.

2. Объективная сторона преступления находит свое проявление в бездействии – уклонении капитана судна от выполнения обязанности предоставления помощи:

– другому судну, столкнувшемуся с ним, его экипажу и пассажирам;

– встреченным в море или на другом водном пути лицам, потерпевшим бедствие.

Обязанность оказания помощи судну, с которым произошло столкновение, не зависит от наличия вины экипажей судов, а возникает из факта столкновения судов. Законодательство и другие нормативные акты, регулирующие безопасность судоходства и эксплуатации морского и внутреннего водного транспорта, не дают исчерпывающего перечня действий, которые капитан судна должен осуществить для спасения судна, которое столкнулось с ним, экипажу и пассажирам последнего, а также других лиц, терпящим бедствие на море или других водных путях. В каждом конкретном случае необходимо установить, имел возможность капитан судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу, а также лицам, которые испытали бедствия.

Потерпевшие могут находиться в воде, на транспортных, спасательных средствах или на других предметах, оказавшихся в море, реке или озере.

3. Обязательным условием ответственности капитана за неоказание помощи судну, с которым произошло столкновение, и лицам, терпящим бедствие, является наличие у него реальной возможности оказать такую помощь без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров. Ссылки в данных случаях на такие обстоятельства, как жаль имущественного характера (вследствие изменения курса движения, возможных гражданско-правовых санкций за нарушение договора, наличие на судне продуктов, которые быстро становятся непригодными, и тому подобное), не могут исключать уголовную ответственность капитана.

4. Данное преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента неоказания помощи судну или лицам, терпящим бедствие, независимо от последствий, которые наступили (судно затонуло, экипаж и пассажиры погибли др).

5. Если столкновение судов произошло по вине капитана, который нарушил правила безопасности движения или эксплуатации водного транспорта и не оказал помощи судну, с которым произошло столкновение, его действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст.276 и 284.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

7. Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и занимает должность капитана судна выполняет его обязанности. Исключается ответственность за данное преступление частных судоводителей водных транспортных средств (катеров, лодок, шлюпок и т. п). За неоказание помощи на море или на другом водном пути они могут нести ответственность по ст. 135.

Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ)

Непосредственным объектом преступления являются экономическая безопасность и обороноспособность РФ.

Объективная сторона — нарушение правил обращения с документами, содержащими государственную тайну либо с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло их утрату. Утрата документов и предметов, обладающих указанными признаками, является следствием нарушения специальных требований.

Конструкция нормы бланкетная.

Для привлечения к ответственности необходимо установить, каким актом регламентируются правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, и предметами, сведения о которых носят такой же характер, и какие положения этих правил были нарушены.

Документами, содержащими государственную тайну, являются письменные акты, содержащие сведения, которые составляют такую тайну.

Предметами — являются всякого рода изделия, приборы, материалы, сведения о которых составляют государственную тайну.

Под утратой документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, понимается такой противоправный выход их из владения данного лица, при котором они стали или могли стать достоянием других лиц, которым содержание документа или сведения о предмете не должны быть известны. Поскольку утрате документов или соответствующих предметов предшествовало нарушение специальных требований, между фактом нарушения правил и выходом документа из владения лица, имеющего допуск к государственной тайне, должна быть установлена причинная связь.

Документы считаются вышедшими из владения, если их нет в месте постоянного хранения.

Утеря документа или предмета в условиях, при которых он не мог оказаться в распоряжении посторонних лиц (например, документ оставлен в пределах служебного помещения) не подпадают под признаки ст. 284.

Утрата документов, содержащих государственную тайну, влечет уголовную ответственность при условии наступления тяжких последствий

Последствия будут тяжкими в том случае, если утраченные документы и предметы попали в руки иностранных спецслужб либо, например, в результате утраты документов нарушается нормальный ход проектирования важного оборонного проекта. Если тяжкие последствия при утрате документа или предмета, содержащего государственную тайну, не наступили, то состав преступления отсутствует

Субъективная сторона преступления характеризуется двойной формой вины: нарушение правил обращения с документами совершается умышленно, по отношению же к последствиям имеет место неосторожность. В целом преступление совершается по неосторожности

Субъектом преступления может быть только лицо, имеющее доступ к государственной тайне.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

  1. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность РФ
    • Государственная измена (ст. 275 УК)
  2. Шпионаж (ст. 276 УК)
  3. Преступления, посягающие на легитимность государственной власти
    • Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК)
  4. Вооруженный мятеж (ст. 279 УК)
  5. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280 УК)
  6. Преступления, посягающие на конституционные принципы политического многообразия и многопартийности, а также равенства граждан
    • Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК)
  7. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК)
  8. Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность российской Федерации
    • Диверсия (ст. 281 УК)
  9. Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК)
  10. Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК)

Комментарий к Ст. 284.1 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона выражается в форме действий: а) по руководству деятельностью на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»; б) участию в такой деятельности.

2. Условием привлечения к ответственности выступает факт предшествующего двукратного привлечения лица к ответственности в течение одного года по ст. 20.33 КоАП РФ.

Комментарий к ст. 284.1 УК РФ

В статье раскрывает сущность законопроекта, который определяет виды наказания руководителей компаний иностранного значения, осуществляющих действия на территории нашей страны, в то время, как их деятельность признана нежелательной. Речь идет именно о неправительственных организациях. Статьей устанавливаются различные меры наказания, с учетом особенностей деятельности компании, а также последствий такой работы. При осуществлении серьезных нарушений назначается ответственность в виде лишения свободы. В тоже время, обязательно формируется отсутствие возможности осуществлять подобную деятельность на территории страны в дальнейшем.

Разработчики данных норм законодательства, считают, что такие действия спровоцируют создание своеобразного института защиты от появления нежелательных организаций, деятельность которых может иметь негативное значение для безопасности государства. Кроме всего прочего, законодатель считает, что именно данная норма статьи станет одним из элементов препятствия проявлению деятельности «цветных» революций.

Нежелательная деятельность компании — это те действия, которые законодательством признаны опасными, хотя и не содержат в своем составе определенного правонарушения, но в дальнейшем, могут привести к таковому

Например, организации, которые занимаются вопросами правозащиты, все время акцентируют внимание на том, что государство не заботится о своей нации, подбивая тем самым граждан, к организации группировок, которые будут бороться за независимость или же смену правительства. Деятельность таких организаций нередко сопряжена с терроризмом и экстремизмом, которые завуалированы деятельностью иных организаций

В качестве примера можно привести организации проповедующие вопросы веры, занимающиеся сбором денежных средств на территории РФ, и спонсирующие иные организации, действия которых сопряжены с экстремизмом или же терроризмом.

Компании, которые попадают в список нежелательных, должны прекратить свою деятельность на территории страны, в случае, если предписание законодательной власти не выполняется, формируется возможность применить уголовную ответственность. В статье также сказано, что если лицо — руководитель компании, самостоятельно оставляет пост и прекращает действие организации, в данном случае применение уголовных вариантов наказания является невозможным.

Решение, которое определяет, что деятельность компании является нежелательной, принимается исключительно на основании особенностей деятельности, с учетом того, что государственные инстанции усматривают в них определенные аспекты угрозы безопасности государства, или же возможность формирования межрасовой розни. Субъектом, который имеет право принимать подобное решение, касательно определенной компании неправительственного значения, считается генеральный прокурор или же его заместители.

Такие действия в направлении организации национальной безопасности на текущий момент времени являются важными и необходимыми. Соответственно, законодательство разработано с целью предотвратить возможность развития компаний, деятельность которых может иметь весьма негативное значение для многих аспектов развития государства и государственности.

Статья 281 УК РФ. Диверсия

  1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
  2. Те же деяния:
    а) совершенные организованной группой;
    б) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, —
    наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к ст. 284 УК Украины

1. Международной брюссельской конвенцией от 23 сентября 1910 г. о подаче помощи и спасении людей на море на капитанов всех морских судов возложена обязанность оказывать помощь всем терпящим бедствие людям при условии, что такая помощь может быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

2. Состав преступления образует непредставление помощи при столкновении судов, независимо от того, виновен ли капитан судна в столкновении, а так же непредставление помощи встреченным на море лицам, потерпевшим бедствие. Если столкновение судов произошло вследствие нарушения капитаном судна правил безопасности движения, то деяние содержит совокупность преступлений, предусмотренных статьями 276 и 284 УК.

3. Ответственности по ст. 284 УК подлежит только капитан судна или лицо, исполняющее обязанности капитана.

Второй комментарий к Ст. 284.1 УК РФ

1. Объект преступления — основы конституционного строя, обороноспособности или безопасности Российской Федерации.

2. Объективная сторона преступления характеризуется действиями:

а) руководством деятельностью на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) участием в такой деятельности.

3. Преступление окончено с момента выполнения руководящих функций упомянутой организации либо с момента вступления в такую организацию.

4. Решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. В случае принятия или отмены решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации Генеральная прокуратура Российской Федерации информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в целях включения им иностранной или международной неправительственной организации в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, либо исключения иностранной или международной неправительственной организации из данного перечня (Федеральный закон от 28.12.20012 № 272-ФЗ в ред. от 23.05.2015).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

6. Субъект преступления — лицо, которое ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

7. В соответствии с Примечанием к ст. 284.1 УК лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Понятие

Ответственность за утрату секретной документации предусмотрена в каждом государстве.

В российском законодательстве это преступление описано в статье 284 УК РФ, его особенной части — то есть раздела, предусматривающего преступления против государственной власти.

Государственную тайну, как следует из статьи 283 УК РФ, составляют сведения, имеющие отношение к боеспособности, внешней безопасности, разведывательной, политической и контрразведывательной деятельности, научным разработкам и т.д.

Ответственным считается лицо, не просто знающее, а прошедшее специальную процедуру допуска к государственной тайне и уведомленное о правилах и ответственности обращения с секретными документами.

Таковыми могут являться: топографические карты, тексты, химические формулы (например, ракетного топлива), регистрационные номера, реквизиты.

Уголовно-правовая характеристика

Состав преступления

Объективную сторону преступления составляет нарушение виновником установленных норм обращения и хранения с документами, в которых содержится «закрытая» информация.

Вина в смысле субъективной стороны преступления есть неосторожность и небрежное отношение к установленному порядку обращения с секретными документами. Виновник не обязательно может быть растяпой, он может «потерять» важную документацию намеренно (и тогда обвинять его будут уже именно в разглашении государственных секретов, статья 283) , однако , как следует из диспозиции статьи 284 УК, отношение его к самому этому факту и возможным последствиям — именно неосторожное

Виновник не обязательно может быть растяпой, он может «потерять» важную документацию намеренно (и тогда обвинять его будут уже именно в разглашении государственных секретов, статья 283) , однако , как следует из диспозиции статьи 284 УК, отношение его к самому этому факту и возможным последствиям — именно неосторожное. По сути, преступление, предусмотренное вышеупомянутой 284 статьей есть единственное преступление против государственной безопасности, где ответственность предусмотрена даже за «нечаянно»

По сути, преступление, предусмотренное вышеупомянутой 284 статьей есть единственное преступление против государственной безопасности, где ответственность предусмотрена даже за «нечаянно».

Окончание преступления есть момент наступления тяжких последствий для государства после утраты документа.

Объект преступления — информация, составляющая государственную тайну. Какая именно это информация, указано в Указе Президента Российской Федерации № 90 от 11 февраля 2002 года.

Субъектом в данном случае является человек, допущенный к государственной тайне.

Обоснование

Совместительство предполагает выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство) (ст. ст. 60.1, ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Таким образом, совместители в силу закона работают на условиях неполного рабочего времени. 

Обязательными для включения в трудовой договор являются условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) и режиме рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) (абзацы 3, 6 части второй статьи 57 ТК РФ).

Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором (ст. 100 ТК РФ).

Дополнительно отметим следующее:

Согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается

Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.

Таким образом, в рассматриваемой случае в трудовом договоре работника режим рабочего времени должен быть отражен в соответствии со ст. 100 ТК РФ: указывается продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы, время начала и окончания работы, чередование рабочих и нерабочих дней. Перерыв для питания может не устанавливаться, если это предусмотрено ПВТР. 

Извлечение из: Типовая ситуация: Как принять на работу по совместительству (Издательство «Главная книга», 2021)

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.