Подведомственность арбитражного суда: понятие и виды

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

Исключительная подведомственность

Правила специальной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  3. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  5. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  6. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все дела, перечисленные в ст. 33 и 225.1 АПК РФ, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Подсудность в арбитражном процессе: нюансы

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам характеризуются рядом нюансов. Прежде всего, возможна передача дел между судами: если выяснится, что исходная подсудность определена некорректно, если конкретное учреждение не имеет возможности рассмотреть дело. Данная передача — обязательна, поскольку иск в арбитраж не может быть оставлен без рассмотрения только лишь исходя из некорректного определения подсудности спора.

Данная особенность арбитражного процесса обусловлена спецификой норм, отраженных в ст. 47 Конституции РФ. В соответствии с ее положениями, гражданин либо организация не могут быть лишены права на рассмотрение того или иного спора. При этом передача спора из одного учреждения в другое без согласия его сторон осуществляться не должна. Данная процедура должна оформляться с применением необходимых процессуальных актов, а также при условии, что в регулирующем законодательстве будет отсутствовать конкретный перечень оснований, по которым спор не может быть рассмотрен в изначальной инстанции — той, в отношении которой законом установлена подсудность.

Подведомственность, подсудность арбитражного суда — критерии, которые не должны быть предметом споров между арбитражами. То, как они определяются, устанавливается строго в арбитражно-процессуальном законодательстве РФ.

Множественная подведомственность

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на:

  • договорную (определяемую взаимным соглашением сторон);
  • императивную (дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности);
  • альтернативную (по выбору лица, ищущего защиты своих прав).

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

  1. дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
  2. когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, например налоговыми органами.

Поэтому в настоящее время альтернативная подведомственность практически утратила свое самостоятельное правовое значение в тех случаях, когда речь идет об альтернативе между судебным и административным порядком обжалования. Что касается случаев альтернативной подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, то такие ситуации возможны в силу неоднозначности толкования судами общей юрисдикции и арбитражными судами законодательства о подведомственности.

Статья 27. Подведомственность дел арбитражному суду

1. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

3. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

5. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:

  • 1) о несостоятельности (банкротстве);
  • 2) по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса;
  • 3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • 4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  • 5) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  • 6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;
  • 7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • 8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Виды территориальной подсудности

Итак, первая разновидность территориальной подсудности — альтернативная. Она предполагает, что иск, если подведомственность споров арбитражным судам имеет место, направляется истцом в учреждение, которое работает на территории регистрации одного из ответчиков, либо в месте, в котором располагается его имущество. В ряде случаев это может быть территория другого государства.

Специфика исключительной подсудности заключается в том, что она предполагает рассмотрение дел только тем учреждением, которое определено в положениях АПК РФ. Например, если сущность спора — разногласия хозяйствующих субъектов в части признания права владения тем или иным зданием, сооружением, участком, то он рассматривается в арбитраже, который отвечает за территорию, на которой соответствующие объекты недвижимости располагаются. Еще вариант — в случае если иск направляется в адрес транспортной компании, то рассматривается он по месту регистрации управляющего органа.

Как мы отметили выше, подведомственность гражданских дел арбитражным судам — не единственная их компетенция. Соответствующие учреждения также могут рассматривать споры в рамках административных правоотношений. Если одна из сторон слушания — государственный или муниципальный орган власти, то иск в любом случае направляется в арбитраж, осуществляющий свою деятельность на уровне соответствующего субъекта РФ. В случае если речь идет о признании недействительным правового акта, изданного в том или ином субъекте РФ, то действует аналогичное правило.

Договорная подсудность предполагает определение арбитража, в котором будет рассматриваться спор, по соглашению его участников.

Подведомственность споров в административных правоотношениях

Сторонами подобных коммуникаций могут быть, в свою очередь, не только хозяйствующие субъекты, но также граждане и организации. Споры с участием тех или иных лиц могут возникать, главным образом, по причине неправомерного — по мнению гражданина или юридического лица, действия государственного органа власти. Кроме того, подведомственность арбитражных судов РФ в рамках административных правоотношений может также устанавливаться также в аспекте рассмотрения ими соответствующих правонарушений.

Еще один вариант, при котором законодательно предусмотрено возникновение подведомственности арбитража — процедура взыскания с физических или юридических лиц различных обязательных платежей в случае, если отдельным федеральным законом не установлены иные механизмы в рамках данной процедуры. Положениями законодательства подведомственность дел арбитражным судам в сфере административных правоотношений может устанавливаться и в отношении иных коммуникаций с участием граждан, юридических лиц и органов власти.

Подсудность дел арбитражным судам

Институт подсудности разграничивает подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями судебно-арбитражной системы.

Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:

    1. родовая;
    2. территориальная.

Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня.

    • арбитражных судов округов;
    • Суда по интеллектуальным правам.

Кроме того, согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации.

    • права на судопроизводство в разумный срок или

Территориальная подсудность , т.е. краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ.

Территориальная подсудность может быть:

    1. общей;
    2. альтернативной;
    3. исключительной;
    4. по связи дел;
    5. договорной.

Подробнее

Общая подсудность

В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика ( АПК РФ). Согласно ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Альтернативная подсудность

Правила альтернативной подсудности по выбору истца установлены АПК РФ:

    • иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в РФ;
    • иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков;
    • иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории РФ имущества ответчика;
    • иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора;
    • иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.

Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.

Исключительная подсудность

Исключительная подсудность характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК РФ арбитражным судом ( АПК РФ), например:

    • иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества;
    • иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации;
    • заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника, и т.д.

Подсудность по связи дел

Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор.

Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ).

Договорная подсудность

В соответствии с правилами договорной подсудности (ст. 37 АПК РФ) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная в АПК РФ, могут быть изменены по соглашению сторон (пророгационные соглашения).

Особенности рассмотрения арбитражами подведомственных дел

Изучим основную специфику рассмотрения тех дел, что подведомственны арбитражам. АПК РФ устанавливает, что соответствующие учреждения:

  • принимают исковые заявления к производству в порядке соблюдения правил, что установлены в отношении подведомственности дел;
  • рассматривают споры по существу, даже если участником процесса станет гражданин, не зарегистрированный ИП и не выдвигающий требований касательно предмета спора от себя.

Подведомственность арбитражного суда предполагает рассмотрение им дел с участием:

  • юридических лиц и граждан РФ;
  • иностранных фирм и граждан, международных компаний;
  • лиц, не имеющих гражданства и занимающихся предпринимательской деятельностью.

Значение и порядок доарбитражного урегулирования споров

Досудебный порядок урегулирования спора не является обязательным для всех категорий споров. Статья 4 АПК РФ предусматривает: если федеральным законом установлен для определенных категорий споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка. Если факт несоблюдения претензионного порядка будет установлен в процессе рассмотрения дела в суде, то исковое заявление будет оставлено без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ).

Досудебный порядокурегулирования споров предусмотрен, в частности:

  • Кодексом торгового мореплавания РФ;
  • Воздушным кодексом РФ;
  • ФЗ «Транспортный Устав железных дорог»;
  • ФЗ «О связи» и др.

Доарбитражное урегулирование споров представляет собой систему мер, направленных на непосредственное разрешение возникшего конфликта до обращения в арбитражный суд. Такое урегулирование включает в себя предъявление претензии и иных требований контрагенту, а также — рассмотрение и добровольное удовлетворение требований стороны, предъявившей претензию, — в случае ее законности и обоснованности.

Порядок предъявления и рассмотрения претензии в таких случаях должен быть предусмотрен законом или договором.

Претензия предъявляется в письменной форме. В ней указывается требование заявителя, сумма претензии, ее обоснованный расчет, обстоятельства, на которых основывается требование, подтверждающие их доказательства, а также ссылки на соответствующее законодательство.

Организация, которой адресована претензия, должна сообщить заявителю о результатах ее рассмотрения в письменной форме. При полном или частичном удовлетворении претензии в ответе указываются признанные суммы.

Отказ в удовлетворении претензии должен быть обоснован.

Если получен отказ или нет ответа в течение определенного законом или договором срока, то заявитель имеет право обратиться в арбитражный суд, приложив копию претензии и документ, подтверждающий факт ее получения контрагентом, либо документ об отказе.

Что представляет собой подведомственность?

В чем заключается сущность такого явления, как подведомственность арбитражного суда?

Данный термин соответствует объему компетенций, которые в соответствии с положениями законодательства отнесены к тому или иному учреждению. В данном случае — к арбитражным судам. Обычно подведомственность выступает критерием разграничения компетенций между КС РФ, судами общей юрисдикции, а также арбитражами.

Подведомственность определяет то, какие конкретно споры имеет право рассматривать то или иное учреждение. Рассматриваемый термин может соответствовать кругу субъективных прав, а также интересов граждан и организаций, которые должны быть защищены законом посредством задействования механизмов, что отнесены к юрисдикции арбитражей.

Родовая подсудность в арбитражах

Родовая подсудность предполагает разграничение споров между судебными учреждениями, которые осуществляют деятельность на разных уровнях. В соответствии с основным правилом, закрепленным на уровне законодательства РФ, основная часть споров находится в компетенции арбитражей в субъектах РФ. Исключение — проведение слушаний, которые прямо относятся к подсудности ВС РФ, который в 2014 году перенял полномочия ВАС РФ.

Так, в компетенции ВС РФ находятся:

  • хозяйственные споры между федеральными органами власти и субъектами РФ, между отдельными субъектами РФ;
  • слушания о признании несоответствующими закону правовых актов президента РФ, Госдумы, Совета Федерации, правительства.

Подведомственность дел арбитражному суду

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на

1) Исключительную (специальную);

Правила исключительной (специальной) подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев. Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.

2) Множественную.

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на:

    • договорную (определяемую взаимным соглашением сторон);
    • императивную (дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности);
    • альтернативную (по выбору лица, ищущего защиты своих прав).

Критерии подведомственности дел арбитражным судам:

1) Характер или предмет дела — спор либо иное дело должны:

    1. носить экономический характер и
    2. быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью.

2) Субъектный состав сторон:

Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

    • организаций, являющихся юридическими лицами;
    • граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ИП);
    • РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане) — в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

3) Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора

Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи. 

4) Спорность либо бесспорность права

Такой критерий, как спорность либо бесспорность права, разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов.

5) Характер нормативного акта

При определении подведомственности дел в сфере нормоконтроля следует исходить из необходимости прямого указания закона о возможности оспаривания нормативных правовых актов. Кроме того, в целом подведомственность в сфере нормоконтроля может быть весьма сложна для определения, поскольку в данной сфере компетенцией наделены Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Правовое регулирование подведомственности: нюансы

Подведомственность судов общей юрисдикции, арбитражных судов регулируется на уровне федерального законодательства, однако, как отмечают юристы, в соответствующих нормах права присутствует довольно много формулировок, сущность которых не позволяет говорить о стремлении законодателя строго регулировать те или иные правоотношения. Так, например, в АПК РФ есть нормы, по которым подведомственность может не только определяться на уровне соответствующего Кодекса, но также и в иных федеральных законах. Таким образом, критерии подведомственности, приведенные в законодательстве, в большинстве случаев не следует рассматривать как исчерпывающие. Вполне могут быть приняты нормы, существенно расширяющие их перечень.

Наряду с подведомственностью, в юриспруденции выделяется еще одна правовая категория — подсудность. Рассмотрим ее подробнее.

Территориальная подсудность

Следующий критерий подсудности — разграничение подведомственности суда (арбитражного суда) исходя из территории осуществления деятельности арбитражами, относящимися к одному звену. Это могут быть, к примеру, суды краев, республик, областей и других субъектов, имеющих равный статус.

Территориальная подсудность может быть общей, в соответствии с которой судебные иски направляются стороной спора в учреждение, располагающееся по месту регистрации ответчика или его обособленного подразделения — если вторая сторона его имеет, и предмет спора возник как раз таки в процессе хозяйственной деятельности соответствующей структуры.

Кроме того, как мы отметили выше, территориальная подсудность классифицируется на альтернативную, исключительную, а также договорную. Рассмотрим их особенности.

Подведомственность в сфере деятельности третейских судов

Подведомственность арбитражного суда в соответствии с АПК РФ может устанавливаться в отношении содействия работе третейских судов, а также осуществлении в отношении нее контроля, предусмотренного законодательством. В частности, арбитражи могут рассматривать дела, которые связаны:

  • с оспариванием решений, которые приняты третейскими судами при рассмотрении экономических споров;
  • с выдачей в порядке, предусмотренном законодательством, исполнительных листов в целях исполнения решений, которые приняты третейскими судами при рассмотрении споров в сфере предпринимательской деятельности;
  • с оказанием необходимого содействия третейским судам в рамках рассмотрения экономических споров.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.