Статья 269 тк рф. дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора

Алан-э-Дейл       25.08.2022 г.

Комментарий к Ст. 269 ГК РФ

Судебная практика.

Пунктом 4 ст. 20 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе те, за которыми такое право на земельные участки сохраняется в силу п. 3 названной статьи, не вправе распоряжаться данными земельными участками.

В связи с этим после введения в действие ЗК лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка (Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11).

Не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций.

Изменен порядок нормирования процентов

Внесены корректировки в порядок применения п. 2 ст. 269 НК РФ – о контролируемых задолженностях перед иностранной организацией. Согласно названной норме такая задолженность возникает:

  • если налогоплательщик – российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) российской организации;
  • по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством РФ аффилированным лицом указанной иностранной организации;
  • по долговому обязательству, в отношении которого аффилированное лицо и (или) непосредственно иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации.

Статьей 2 Федерального закона № 32-ФЗ в отношении долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте и возникших до 1 октября 2014 года, установлены особенности определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль в период с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года.

В частности, величина такой контролируемой задолженности определяется по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курсы ЦБ РФ по состоянию на 1 июля 2014 года. При расчете величины собственного капитала не нужно учитывать курсовые разницы, возникшие с 1 июля 2014 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона № 32-ФЗ установлено еще одно переходное положение. Предельная величина процентов, включаемых в расходы в период с 1 декабря по 31 декабря 2014 года, при отсутствии сопоставимых долговых обязательств перед российскими организациями, а также по выбору налогоплательщика принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не более 3,5 ставки рефинансирования ЦБ РФ (по рублевым обязательствам).

Комментарий к статье 269 ГК РФ

1. Земельный участок, предоставленный лицу в постоянное пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в документах, удостоверяющих права на земельный участок. Право постоянного пользования подлежит регистрации в установленном порядке.

Права и обязанности пользователей земельных участков четко определены в законе. Они имеют право: самостоятельно хозяйствовать на земле; использовать в установленном порядке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды; возводить различного рода производственные и иные строения и сооружения. Землепользователи обязаны эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, не нарушать прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами; вести любое строительство, руководствуясь строительными нормами и правилами по согласованию с архитектурными, градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами.

2. Комментируемая статья закрепляет право собственности лиц, которым земельный участок предоставлен в постоянное пользование, на иное недвижимое имущество, созданное этими лицами для себя. При этом из контекста данной статьи следует, что это правило распространяется на всех юридических и физических лиц, имеющих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Однако из этого правила имеются исключения, поскольку любое имущество государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений находится у указанных юридических лиц не на праве собственности, а на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления (ст. ст. 113 — 115, 120, 296 ГК).

Имея в виду, что земельные участки предоставляются в постоянное пользование указанным выше предприятиям и учреждениям, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК, вряд ли корректно определять их права на недвижимое имущество, исходя из прав на земельный участок.

К указанному правилу не может быть применен также и п. 2 ст. 298 ГК, который указывает, что имущество, приобретенное за счет доходов от соответствующей деятельности учреждения, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на самостоятельном балансе, поскольку здесь не определено, что данное имущество становится собственностью учреждения и данная статья находится в разделе, посвященном праву хозяйственного ведения и праву оперативного управления.

Комментарий 2

Статьей 269 НК РФ установлен порядок определения предельного размера процентов, учитываемых организацией-заемщиком для целей налогообложения прибыли организаций.

Основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.

В связи с этим с момента прекращения долгового обязательства вследствие расторжения (изменения) договора кредита либо прекращения начисления процентов по договору кредита в случаях, предусмотренных договором кредита, основания для начисления процентов в налоговом учете, отсутствуют.

Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 14.01.2011 № 03-03-06/2/5.

Отметим, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» в нормы абзаца 4 пункта 1 статьи 269 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми для применения предельной величины процентов, признаваемых расходом в размере 15 процентов от суммы обязательства в иностранной валюте и равной ставке рефинансирования, умноженной на коэффициент 1,1 необходимо отсутствие долговых обязательств в том же квартале и на аналогичных условиях не только перед российскими организациями, но также и перед иностранными организациями.

Кроме того, финансовое ведомство указало, что выданная заимодавцем-нерезидентом справка с указанием среднего уровня процентов и размерами выданных ею займов не является основанием для признания в расходах процентов по займу в пределах среднего уровня процентов, указанного в справке. Данная позиция изложена в письме от 21.11.2011 № 03-03-06/1/770.

Минфин России в письме от 31.01.2011 № 03-03-06/1/44 разъяснил, что предельная величина процентов, учитываемых в расходах, в отношении долговых обязательств в иностранной валюте, возникших до 1 ноября 2009 г., при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, определяется:

— в период с 1 января 2010 г. по 30 июня 2010 г. включительно — в специальном порядке;

— с 1 июля 2010 г. — в общем порядке.

Ее величина составляет:

— с 1 января 2010 г. по 30 июня 2010 г. включительно — 15%;

— с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. включительно — 15%;

— с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно — произведение ставки рефинансирования Центрального банка РФ и коэффициента 0,8.

При этом в письме от 19.06.2009 № 03-03-06/1/414 финансовым ведомством отмечено, что порядок определения сопоставимости по критериям определяется в учетной политике налогоплательщика, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота.

Как указано письме Минфина России от 24.11.2010 № 03-03-06/2/204, под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по долговому обязательству, содержащему условие об изменении процентной ставки в случае увеличения или уменьшения суммы данного обязательства, понимается ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату признания расходов в виде процентов.

В письме от 25.02.2010 № 03-03-06/2/33 Минфин России разъяснил, что главой 25 НК РФ не конкретизируется такой критерий сопоставимости, как аналогичные обеспечения. Тем самым, исходя из положений главы 25 Кодекса об организации налогового учета (статья 313 НК РФ), налогоплательщику предоставляется право в учетной политике для целей налогообложения прибыли самостоятельно установить значения этого критерия (в том числе долговые обязательства без обеспечения).

Таким образом, если способы обеспечения разные, то обязательства не признаются сопоставимыми. При этом учитываются также объем обеспечения и категории лиц, их предоставивших.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 02.06.2010 № 03-03-06/2/104, долговые обязательства, выданные юридическими и физическими лицами, не признаются долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях. В учетной политике для целей налогообложения устанавливается порядок определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, по долговым обязательствам, выданным юридическими лицами, а также порядок определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, для долговых обязательств, выданных физическими лицами.

Вместо заключения

Федеральный закон № 420-ФЗ не содержит никаких переходных положений. В связи с этим Минфин счел возможным распространить порядок учета процентов по долговым обязательствам, установленный в нем, на правоотношения, которые возникли до 1 января 2015 года. Данному вопросу посвящены разъяснения, приведенные в Письме от 13.01.2015 № 03-03-06/1/69460.

В Федеральном законе № 32-ФЗ обозначенный момент, напротив, прописан четко. Статьей 3 названного закона прямо установлено, что действие новых положений ст. 269 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года. 

Федеральный закон от 28.12.2013 № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон от 08.03.2015 № 32-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 105.14 НК РФ в целях налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом определенных особенностей, установленных названной статьей.

Напомним: под ключевой ставкой ЦБ РФ понимается процентная ставка по основным операциям ЦБ РФ по регулированию ликвидности банковского сектора. Ключевая ставка была введена ЦБ РФ 13 сентября 2013 года, и с 13 марта 2015 года ее размер составляет 14%.

Другой комментарий к Ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Предусмотренное ст. ст. 216 и 268 ГК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком существенно ограничено Земельным кодексом. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 20 ЗК земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. В то же время в соответствии со ст. 268 ГК участок в постоянное (бессрочное) пользование мог быть получен любым юридическим лицом и гражданином.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ЗК возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками сохраняется. Однако при этом граждане и юридические лица не вправе распоряжаться этими земельными участками, хотя ст. 270 ГК и предусмотрено право передавать участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании, в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника. С введением в действие ЗК это право, стало быть, больше не может быть реализовано.

2. Граждане, имеющие участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут один раз бесплатно приобрести участок в собственность. При этом, как и в случае пожизненного наследуемого владения, уплачиваются только сборы, установленные федеральными законами. Это право сроком не ограничивается.

3. Юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязаны были до 1 апреля 2004 г. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию.

Закрепление критериев сопоставимости в учетной политике

Статья 269 НК РФ не содержит требования о том, что сопоставимые условия должны быть сформулированы в учетной политике. По мнению Министерства финансов Российской Федерации, это должно быть сделано <3>, в противном случае подлежит применению коэффициент, рассчитанный на основе ставки рефинансирования, — для долговых обязательств в рублях, или вычет процентов в пределах зафиксированной НК РФ процентной ставки — для обязательств в иностранной валюте <4>.

<3> Письмо Министерства финансов РФ от 10.06.2008 N 03-03-06/1/357.<4> Письмо Министерства финансов РФ от 17.12.2008 N 03-03-06/1/694.

Судебная практика по этому вопросу немногочисленна, и единообразной позиции пока нет. Так, ФАС Центрального округа, применяя положения статьи 269 НК РФ к межбанковским кредитам, определил, что пунктом 1 данной статьи не предусмотрена обязанность налогоплательщика оговаривать в приказах об учетной политике условия сопоставимости данного вида долговых обязательств, «поэтому отсутствие таких условий в учетной политике не является нарушением положений указанной нормы закона» (Постановление ФАС Центрального округа от 01.06.2007 по делу N А64-6494/06-22, Определение ВАС РФ от 03.09.2007 N 10940/07).

ФАС Волго-Вятского округа, напротив, проводя анализ сопоставимости условий полученных займов, исходил из того, что «в нарушение требований пункта 1 статьи 269 Кодекса в приказах об учетной политике для целей налогообложения предприятие не определило, какие именно долговые обязательства следует считать сопоставимыми» (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.04.2008 по делу N А79-6805/2007).

Необходимость закрепления в приказе об учетной политике условий сопоставимости долговых обязательств не следует из буквального прочтения статьи 269 НК РФ, но находит поддержку в судебной практике <5>. Не сформулировав такие условия, налогоплательщик оставляет решение вопроса о сопоставимости обязательств на усмотрение налогового органа и суда. В этом смысле признание или непризнание судами разных инстанций условий, на которых выданы долговые обязательства, трудно предугадать.

<5> Определение ВАС РФ от 18.04.2008 N 1824/08; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.04.2008 по делу N А79-6805/2007.

Показательным в этом смысле является Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2008 по делу N А21-6798/2007, в котором суд каждой следующей инстанции отменял решение нижестоящего суда в части, касающейся выполнения/невыполнения налогоплательщиком условий сопоставимости долговых обязательств: суд первой инстанции признал займы сопоставимыми, апелляционный суд указал, что условия сопоставимости не выполнены, суд кассационной инстанции согласился с мнением суда первой инстанции.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении по данному делу поддержал налогоплательщика, указав, что тот в каждом отчетном периоде все-таки «имел долговые обязательства, выданные на сопоставимых условиях», а «в случаях, когда у Общества отсутствовали долговые обязательства, выданные в соответствующем отчетном периоде на сопоставимых условиях, оно рассчитывало величину процентов, признаваемых расходом, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату оформления кредита и увеличенной в 1,1 раза».

Отмена нормирования процентов

 По общим правилам, доходом (расходом) признаются проценты, начисленные исходя из фактической ставки, без учета ограничений (абз. 2 НК РФ).

Новые правила применяются также в отношении долговых обязательств, возникших до 1 января 2015 г. (Письмо Минфина РФ от 13.01.2015 г. №03-03-06/1/69460).

Порядок признания процентов по долговым обязательствам в составе налоговых расходов не изменился.

В Письме ФНС РФ от 16.02.2015 г. №ГД-4-3/2289 разъяснен порядок признания процентов, начисленных по долговым обязательствам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период.

При использовании метода начисления расходы (доходы) признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств ( НК РФ). Это означает, что начисленные проценты по долговым обязательствам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, признаются ежемесячно независимо от сроков выплат, установленных кредитным договором (договором займа).

Отраженная в упомянутом письме позиция налогового органа, соответствует общеустановленному порядку признания расходов (доходов) при применении метода начисления и подтверждается сложившейся арбитражной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2013 г. №А42-4473/2012 и от 18.01.2013 г. №А42-2049/2012, Восточно-Сибирского округа от 10.02.2012 г. №А78-4116/2011, Поволжского округа от 21.02.2012 г. №А55-12535/2011 и от 30.01.2012 г. №А65-20766/2010).

Право учитывать проценты для целей налогообложения на конец соответствующих отчетных периодов согласуется с принципом равномерности признания доходов (расходов), что подтверждено и в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2014 г. №Ф05-8402/2014.

Если налогоплательщик применяет кассовый метод либо УСН, то расходы в виде процентов признаются в целях налогообложения на дату их фактической уплаты (пп. 1 п. 3 ст. 273, НК РФ).

Следует отметить, что новый порядок налогового учета процентов не предоставляет индульгенцию налогоплательщикам для использования схем, при которых одна сторона получает кредит под большие проценты, нежели выдает их другой стороне.

Так, в одном из судебных споров основанием для вынесения решения в пользу налогового органа послужили выводы о том, что основной причиной получения убытка явилось превышение процентов, уплаченных третьим лицам, к процентам, полученным от третьих лиц по договорам займа и кредита, заключенным налогоплательщиком с третьими лицами. При этом получение займов осуществлялось между взаимозависимыми лицами, входящими в группу компаний (Постановление ФАС Московского округа от 14.07.2014 г. №Ф05-6918/2014). 

Отметим причины, позволившие суду поддержать претензии налоговых органов:

— расчеты по сделкам производились в один день, в одном банке;

— движение денежных средств происходило по замкнутой цепочке при отсутствии достаточных для этого денежных средств на расчетных счетах организаций;

— договоры соинвестирования заключались в один день;

— у всех организаций на расчетных счетах на начало операционных дней отсутствовали денежные средства, достаточные для самостоятельного расчета по хозяйственным операциям;

— ни один из участников хозяйственных операций не мог осуществить расходные операции по своему счету, не получив предварительно на расчетный счет денежные средства от предыдущего участника.

Таким образом, указанные сделки носили формальный безденежный характер, а их осуществление стало возможным в результате согласованных действий указанных организаций с использованием расчетных счетов, открытых в одном банке.

Итак, с 1 января 2015 г. в большинстве случаев (речь идет о представителях малого и среднего бизнеса) нормирование процентов по долговым обязательствам отменено. Однако в ряде случаев установлен особый порядок признания процентов по долговым обязательствам.

Комментарий к статье 269 ГК РФ

1. Землепользователь вправе владеть и пользоваться земельным участком, извлекая его полезные свойства в соответствии с его целевым назначением. Срок такого использования не устанавливается, но право постоянного (бессрочного) пользования является менее стабильным, чем право пожизненного наследуемого владения, поскольку может быть прекращено ранее, чем деятельность субъекта, а в случае прекращения существования правообладателя также прекращается.

В соответствии с земельным законодательством объем правомочий по владению и пользованию земельным участком землепользователя и землевладельца одинаков (см. коммент. к ст. 266 ГК).

2. Владение и пользование земельным участком может быть ограничено только целевым использованием или специальным указанием закона.

Среди прочего землепользователь может осуществлять на выделенном участке строительную деятельность. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные для себя, являются собственностью землепользователя. Он может свободно распоряжаться своим недвижимым имуществом, включая заключение сделок по его отчуждению. При переходе права собственности на недвижимое имущество (например, по договору купли-продажи) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит переоформлению на право аренды либо право собственности по выбору покупателя.

3. Землепользователю не принадлежит правомочие распоряжения участком. Он не может не только отчуждать земельный участок и право постоянного (бессрочного) пользования, но и передавать в аренду, безвозмездное пользование в качестве взноса в уставный (складочный) капитал юридических лиц или по наследству.

Единственная возможность распорядиться правом постоянного (бессрочного) пользования, предоставленная земельным законодательством, — отказ землепользователя от такого права.

В случаях, указанных в законе, возможно принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования по решению суда (см. коммент. к ст. 267 ГК).

Комментарий к статье 269 НК РФ

Статья 269 Налогового кодекса РФ устанавливает, в каком порядке учитываются при налогообложении прибыли проценты по долговым обязательствам любого вида.

По общему правилу включить в расходы проценты можно лишь в пределах, которые не превышают определенного норматива.

Определяя максимальную величину процентов по заемным средствам, которую можно учесть в составе расходов для целей налогообложения, фирма может выбрать один из двух предложенных Налоговым кодексом РФ вариантов расчета.

Первый. Заемщик определяет средний уровень процентов по полученным в течение квартала кредитам. В расчет берутся проценты по тем договорам, которые заключены на сопоставимых условиях. То есть когда деньги получены в одинаковой валюте, на те же сроки, под аналогичные обеспечения, в сопоставимых объемах.

Если таковых займов не было, то можно воспользоваться вторым вариантом расчета. В этом случае максимальный уровень процентов, которые можно учесть при налогообложении прибыли, составляет: — по договорам в иностранной валюте — 15 процентов годовых; — по рублевым договорам — ставка рефинансирования, увеличенная в 1,1 раза.

Если во время действия кредитного договора ставка рефинансирования менялась, расчет нужно делать исходя из той ставки, которая действует на дату признания расходов в виде процентов. Напомним, если фирма при расчете налога на прибыль использует метод начисления, то проценты по заемным средствам признаются либо на конец отчетного периода, либо на дату погашения долга — в зависимости от того, что произошло раньше (п. 8 ст. 272 Налогового кодекса РФ). У тех же фирм, которые рассчитывают налог на прибыль кассовым методом, проценты учитываются в расходах в день уплаты (ст.

Критерии сопоставимости займов

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 НК РФ для признания процентов расходами требуется, чтобы они соответствовали «рыночному» уровню, т.е. не отклонялись существенно от «среднего» уровня процентов по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях, а именно «в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения». При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации для займов в рублях.

Соответственно, при процентной ставке, значительно превышающей ставку рефинансирования, положения пункта 1 статьи 269 НК РФ позволяют признать большую сумму процентов расходом, если долговые обязательства сопоставимы с учетом «среднего» уровня процентов.

Вместе с тем именно критерии сопоставимости вызывают значительное число вопросов.

Из текста статьи 269 НК РФ однозначно не следует, для кого должны удовлетворяться указанные критерии сопоставимости: для российской организации-должника, кредитора или, возможно, для всего финансового рынка. Также возникает вопрос сопоставимости долговых обязательств, полученных от одного кредитора: могут ли они считаться сопоставимыми? Недостаточно точны и сами критерии. Например, какие обеспечения считать аналогичными, а объем — сопоставимым.

И наконец, при «существенном отклонении» процентов (более чем на 20 процентов) для определения их величины, подлежащей вычету при расчете налогооблагаемой прибыли, используется «средний» уровень процентов, порядок расчета которого не установлен.

Несмотря на то что существующая судебная практика немногочисленна и не всегда последовательна, она все же позволяет проследить за аргументацией судов и их толкованием спорных положений статьи 269 НК РФ.

Комментарий к Ст. 269 Гражданского кодекса РФ

1. Лица, владеющие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, именуются в п. 3 ст. 5 ЗК РФ землепользователями.

Землепользователи обладают правомочиями владения и пользования. Земельный участок должен использоваться по его целевому назначению в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. О правах и обязанностях лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков см. ст. ст. 41 и 42 ЗК РФ соответственно.

2. Землепользователь имеет право на возведение на земельном участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, но при условии, что иное не предусмотрено законом и это соответствует целевому назначению земельного участка. Так, на земельном участке, предоставленном для осуществления производственной деятельности, нельзя построить жилой дом.

Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданное землепользователем для себя, является его собственностью, то есть он имеет право распоряжаться указанным имуществом.

3. По общему правилу, предусмотренному п. 3 комментируемой статьи, лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками.

Однако это правило не распространяется на случаи заключения соглашения об установлении сервитута (см. комментарий к ст. 274 ГК РФ; ст. 23 ЗК РФ) и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены ст. 39.10 ЗК РФ, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с ГК РФ (см. гл. 36 (ст. ст. 689 — 701) ГК РФ) и ЗК РФ.

С 01.01.2017 нормы п. 2 ст. 24 ЗК РФ устанавливают, что земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, являющиеся служебными наделами, предоставляются в безвозмездное пользование в соответствии с указанной статьей. Категории работников организаций транспорта, лесной промышленности, категории работников лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Служебные наделы предоставляются указанным работникам на время установления трудовых отношений на основании их заявлений по решению соответствующих организаций. Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами п. 1 ст. 41 и абз. 2 — 4, 7 — 9 ст. 42 ЗК РФ.

Второй комментарий к Ст. 269 УК РФ

1. Предметом преступления является магистральный трубопровод — комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления.

2. Строительство магистрального трубопровода охватывает его сооружение, проектирование, а также испытание на прочность и проверку на герметичность в соответствии с рабочим проектом. Эксплуатация трубопровода означает использование его по назначению. Ремонт предполагает устранение неисправностей магистрального трубопровода. Он подразделяется на текущий, капитальный и аварийно-восстановительный.

Преступление считается оконченным с момента наступления преступного последствия в виде тяжкого вреда здоровью (см. ст. 111 УК).

3. С субъективной стороны преступление предусматривает неосторожную форму вины.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

5. Квалифицирующие признаки: наступление смерти человека (ч. 2); наступление смерти двух лиц и более (ч. 3 ст. 269 УК).

Комментарий к статье 269 БК РФ

1 — 3. Комментируемая статья в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ полностью изложена в новой редакции, необходимость чего вызвана следующим.

Прежде всего указанным Законом полностью изложена в новой редакции ст. 158 Кодекса, определяющая бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Данные изменения, как и предопределенные ими изменения, внесенные в комментируемую статью, по мнению авторов законопроекта, принятого в качестве Закона 2007 г. N 63-ФЗ, создают необходимые предпосылки для развития бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР). В частности, определено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения не только правомерного, но и целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 152 Кодекса), новациями Закона 2007 г. N 63-ФЗ являются введение в состав участников бюджетного процесса и описание бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджета (новая ст. 160.1 Кодекса) и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета (новая ст. 160.2 Кодекса). Соответственно, комментируемая статья дополнена положениями, определяющими предмет финансового контроля, осуществляемого главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Главные распорядители бюджетных средств в соответствии с п. 1 комментируемой статьи наделены правом проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета согласно п. 3 комментируемой статьи — проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

В отношении таких основных инструментов финансового контроля, как ревизия и проверка, целесообразно отметить, что согласно определениям, данным в п. 4 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. N 42н <1>:

———————————
<1> Финансовая газета. 2000. N 23.

ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление;

проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Однако следует иметь в виду, что указанный Приказ Минфина России от 14 апреля 2000 г. N 42н в соответствии с Приказом Минфина России от 30 мая 2007 г. N 48н <1> признан утратившим силу, так как Приказом Минфина России от 2 мая 2007 г. N 39н утверждена Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (см. комментарий к ст. 268 Кодекса). Указанная же Инструкция разницу между ревизией и проверкой не определяет.

———————————
<1> СПС «КП».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.