Статья 263. ук рф

Алан-э-Дейл       24.04.2022 г.

Когда действие определяется в качестве правонарушения

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств заключается в анализе состава самого преступления, состоящего из объективной и субъективной сторон, а также объекта и субъекта.

Объективная сторона состоит из трех фактов:

  • нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ТС;
  • его результатом стало нанесение крупного ущерба либо серьезного вреда здоровью человека или смерть одного/нескольких лиц;
  • наличие причинно-следственной связи между этими событиями.

Субъективная сторона – это неосторожность, то есть лицо действовало с обычной преступной халатностью или пренебрежением своими служебными обязанностями. Если нарушение вышеуказанных правил было осознанным, то речь не будет идти о деянии с двумя формами вины

Если нарушение вышеуказанных правил было осознанным, то речь не будет идти о деянии с двумя формами вины.

Объекты и субъекты

Основной объект правонарушения – это безопасность движения и эксплуатации всех видов транспорта, а дополнительный – здоровье и жизнь людей. Факультативный объект – чужие объекты собственности.

Субъектом нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта выступает, как правило, должностное лицо. Им могут быть:

  • граждане, обязанные обеспечивать безопасность движения самого транспорта (механики, пилоты, машинисты, капитаны кораблей и т. д.);
  • лица, отвечающее за безопасность его эксплуатации (механики, диспетчеры и пр.)

Предметом преступления определяются все виды транспорта – как сами ТС, так и транспортная инфраструктура. Сюда не относятся маломерные суда и внутришахтные вагонетки, так как они выполняют исключительно технологические функции. Предметом деяния также не могут быть объекты, относящиеся к военной технике, так как неправильное их использование или управление уже подпадает под статьи, связанные с воинскими преступлениями.

Комментарий к Ст. 263 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья предусматривает, что право на такой отпуск предоставляется только в том случае, если это установлено коллективным договором. Следовательно, если коллективным договором указанный отпуск не предусмотрен, перечисленным в комментируемой статье работникам отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен только на общих основаниях, т.е. в соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем.

2. Комментируемая статья определяет круг работников, которым коллективным договором может устанавливаться дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. Это работники (матери, отцы, усыновители, опекуны), имеющие двух или более детей в возрасте до 14 лет; работники (матери, отцы, усыновители, опекуны, попечители), имеющие ребенка инвалида в возрасте до 18 лет; одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет; отцы, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет без матери. Установление такого перечня в данной статье не означает, что коллективным договором не могут быть предусмотрены отпуска без сохранения заработной платы и для других лиц (например, для работников, имеющих ребенка школьного возраста; женщин, воспитывающих детей, отцы которых находятся в длительной командировке). Содержание комментируемой статьи следует рассматривать как своеобразную рекомендацию при заключении коллективного договора, в соответствии с которой целесообразно предусмотреть данную гарантию лицам, воспитывающим детей.

3. При закреплении дополнительных отпусков без сохранения заработной платы в коллективном договоре следует учитывать, что правила использования этих отпусков, даже если это и не будет предусмотрено в коллективном договоре, имеют ряд особенностей.

Эти отпуска предоставляются обоим родителям независимо от того, использован или нет такой дополнительный отпуск вторым родителем.

Поскольку этот отпуск может быть использован в любое удобное для работника время, работник обязан лишь заблаговременно известить работодателя о своем намерении использовать отпуск. Целесообразно известить работодателя при составлении графика отпусков на текущий год, что даст возможность учесть это обстоятельство при определении времени предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков другим работникам.

Отпуск может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску либо использован отдельно как полностью, так и по частям. Минимальная продолжительность каждой части отпуска не установлена, поэтому он может быть использован и по одному дню.

4. Право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы предоставляется с года рождения ребенка по год исполнения ему 14 или 18 лет включительно.

Работникам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет, дополнительный отпуск предоставляется начиная с года рождения второго ребенка и по год исполнения старшему (из двух детей) ребенку 14 лет включительно.

5. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы предоставляется для создания благоприятных условий для воспитания детей и обеспечения им благоприятных условий для отдыха. Поэтому перенос отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Комментарий к статье 263.1 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения по обеспечению транспортной безопасности как состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, т.е. противоправных действий (бездействия), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавших угрозу наступления таких последствий.

Дополнительным объектом преступления являются здоровье и жизнь человека (последнее — только в ч. ч. 2 и 3), отношения собственности.

2. Объективная сторона преступления описана с помощью бланкетной диспозиции как неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Транспортная инфраструктура — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Транспортные средства — воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (п. 11 ст. 1 указанного Федерального закона).

Требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. В настоящее время не принят ни один такой нормативный правовой акт, и поэтому следует руководствоваться ранее принятыми нормативными актами, обеспечивающими транспортную безопасность (ст. 8 указанного Федерального закона).

3. Состав преступления описан в законе как материальный и предполагает причинение крупного ущерба (примечание к статье) или тяжкого вреда здоровью человека.

4

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины

5. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, т.е. лицо, на которое в установленном порядке возложены обязанности по соблюдению требований транспортной безопасности.

6. Квалифицированный состав преступления (ч

2) предполагает ответственность за совершение рассматриваемого деяния, повлекшее по неосторожности смерть человека, а особо квалифицированный (ч. 3) — смерть двух или более лиц

Судебная практика по ч.3 ст. 263 ук рф

текст в предыдущей )

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —. наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —. наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Ст. 263 УК РФ. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

1

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —. наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —. наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —. наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263 ГК РФ

1. Собственник земельного участка имеет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом (участком). В том числе собственник, естественно, может совершать действия, перечисленные в рассматриваемой статье (само собой разумеющееся указание). В данном случае акцент сделан на другом: при совершении всех таких действий (строительство, снос и др.) необходимо соблюдение множества публично-правовых предписаний. В первую очередь — требований о целевом назначении земельного участка (см. п. 2 ст. 260 ГК и соответствующий комментарий).

Законодательство о градостроительной деятельности весьма обширно. Оно включает в себя Градостроительный кодекс РФ, другие федеральные законы, иные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты. К градостроительным отношениям применяются земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, охране окружающей среды, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

2. В абз. 1 п. 2 комментируемой статьи в модифицированном виде воспроизводится правило, содержащееся в абз. 1 п. 1 ст. 218 ГК РФ: право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

При этом модификация труднообъяснима. Норма ст. 218 ГК РФ императивная. Из содержания комментируемой статьи следует, что законом или договором может быть предусмотрено иное. Налицо противоречие.

Субъект на своем земельном участке создает недвижимое имущество, а закон или договор предусматривает, что право собственности на появившуюся недвижимость приобретает не собственник участка, но кто-то другой. Идет ли речь о допустимости такой ситуации? Но к чему слова «возведенное или созданное им для себя»? Противоречие и в правиле, включенном в абз. 1 п. 2 комментируемой статьи. Впрочем, с практической точки зрения указанные противоречия значения не имеют.

3. См. также ст. 222 ГК РФ и комментарий к ней.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.