Как создать службу охраны труда в организации

Алан-э-Дейл       27.07.2022 г.

Основные новшества новой редакции трудового кодекса РФ

Самоконтроль — новое право работодателя

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)».

За неприменение средств индивидуальной защиты — неоплачиваемый простой

В соответствии с новыми требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан будет отстранить от работы работника, «не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях».

Запретительные меры в сфере труда женщин изменяются на ограничительные

Законодатель следует международному тренду на гендерное равенство. С 1 января 2021 года действует новый Перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается труд женщин (далее — Перечень).

В обновленном Перечне вместо слов о запрете труда женщин на определенных работах предполагается только ограничение на его применение. В документе применяется иная классификация производств и работ, где ограничивается женский труд.

Например, новой редакцией предусмотрено, что применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, ограничивается. В действующей редакции применять труд женщин на соответствующих работах запрещено.

Также сняты ограничения по работе женщин на воздушном и водном транспорте и в качестве дальнобойщиков — водителей большегрузных автомобилей. Установлен безусловный запрет только на девять видов работ, которые упомянуты в п. 89–98 Перечня (среди них тушение пожаров, транспортировка, погрузка, разгрузка вручную ядохимикатов и др.). В остальных случаях труд женщин запрещен во вредных и опасных условиях труда, а также когда не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ).

Для гармонизации законодательства (Трудового кодекса РФ и его подзаконного акта — Перечня) вносятся изменения в раздел XII, главу 41, ст. 253 ТК РФ.

Охрана труда: апгрейд раздела X «Охрана труда» ТК РФ

Наибольшее количество корректировок внесено в раздел X «Охрана труда» ТК РФ

Далее подробно разберем, что изменилось и на что особенно надо обратить внимание

Какие факторы оказывают влияние на структуру службы охраны труда

Формирование системы охраны труда и расчёт численности её сотрудников производится руководителем предприятия с учётом рекомендаций Минтруда и соцразвития. Причём комментарии к закону позволяют сделать однозначный вывод о том, что изложенные в них принципы носят не столько рекомендательный, сколько обязательный характер.

Принимая решение относительно создания комиссии по охране труда на предприятии, руководитель отталкивается от факторов, свойственных не только определённому предприятию, но и всей профильной отрасли:

  • от производственных условий, качество которых продиктовано режимом технологических операций и организацией производства;
  • от отраслевого уровня травматизма и количества фактов профессиональной заболеваемости;
  • от списочного числа работников;
  • от показателя отсутствия на рабочих местах по причине заболеваний или травм персонала предприятия.

С учётом этих факторов руководством юридического лица устанавливается состав и подчинённость службы, в обязанности которой вменяется контроль безопасности производственного пространства.

Назначение службы ОТ, круг её полномочий и подчинённость

Ст. 217 ТК РФ наделяет уполномоченных сотрудников контролирующими функциями как в отношении самого работодателя по факту обеспечения им безопасных условий труда, так и относительно исполнения персоналом требований системы безопасности.Основным аргументом для формирования системы охраны труда на предприятиях служит создание максимально комфортных и безвредных условий для исполнения сотрудниками их производственных обязанностей, причём на всём предприятии, а не в отдельных его подразделениях.

В задачи этой службы входит:

  1. Организация безопасной рабочей обстановки и систематический контроль, направленный на выполнение требований, которые предусмотрены системой ОТ.
  2. Текущая административная деятельность, направленная на поддержание режима безопасного труда. К ней относится разработка предложений по усовершенствованию охраны труда, разработка профильных мероприятий и издание распорядительных документов.
  3. Профилактическая деятельность, направленная на выявление рисков на производстве, предупреждение травм и профессиональных заболеваний.
  4. Тщательный анализ всех происшествий, связанных с несоблюдением ОТ и подготовкой мероприятий, нацеленных на опережение потенциальных нарушений.
  5. Учёт производственных помещений с точки зрения их санитарно-гигиенического состояния, а также классификация используемого оборудования по его производственно-техническим характеристикам.
  6. Осуществление вводных и периодических инструктажей, имеющих целью ознакомление сотрудников с нормами безопасности на производственном объекте.

На предприятиях с большим штатом трудящихся, превышающим семьсот человек, отдел ОТ формируется в виде самостоятельной структурной единицы, обладающей персональным руководством. В ходе осуществления своих полномочий данному подразделению показано тесное взаимодействие с государственными надзорными и контролирующими органами.

Руководитель предприятия наделён достаточно широкими полномочиями по принятию принципиальных решений относительно организации системы безопасности труда. Руководствуясь производственной целесообразностью, он может взять структуру ОТпод собственное подчинение или, издав соответствующий приказ, назначить куратором своего заместителя, чаще всего технического директора.

Статья 217. Служба охраны труда в организации

кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) » Раздел X. ОХРАНА ТРУДА » Глава 35. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА » Статья 217. Служба охраны труда в организации В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

  • Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
  • Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

Статья 216. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Часть вторая утратила силу.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

назад к оглавлению

Комментарий к Ст. 217 ТК РФ

1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (Бюлл. Минтруда РФ. 2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Бюлл. Минтруда РФ. 2000. N 2, 3).

3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.

Новая редакция Трудового Кодекса РФ с изменениями на 2020 год

Это:

  1. государство как гарант законности реализации прав людей на труд.
  2. работодатель;
  3. работник;

Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:

  1. своевременную выплату заработной платы;
  2. защиту от произвольного увольнения;
  3. сорокачасовую рабочую неделю;
  4. отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.
  5. отдых в соответствии с режимом и графиком;
  6. обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
  7. защиту персональных данных;

Комментарий к Статье 217 ТК РФ

Статья 217 Трудового кодекса РФ определяет вопросы создания службы по охране труда в организации. Часть первая указанной статьи обязывает работодателей, которые ведут производственную деятельность, создать такую службу или ввести штатную должность специалиста по охране труда

Обратите внимание: в названии статьи 217 Трудового кодекса РФ сказано, что такая службе только в организациях, однако в самом тексте статьи речь идет о работодателях. Получается, что ее нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей

Создать службу по охране труда (ввести должность специалиста по охране труда) обязан каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек.

Приказ о создании службы выглядит так:

ООО «Стройремонт»

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:

ПРИКАЗЫВАЮ:

1) Создать в организации (на предприятии) службу охраны труда.

2) Начальнику отдела кадров:

подготовить штатное расписание службы охраны труда как структурного подразделения организации;

подготовить «Положение о службе охраны труда».

3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.

Директор Иванов В.В.

Приказ о введении штатной должности может быть составлен так:

ООО «Аудит»

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:

ПРИКАЗЫВАЮ:

1) Ввести на предприятии (в организации) должность специалиста по охране труда.

2) Начальнику отдела кадров:

ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;

подготовить «Должностные обязанности специалиста по охране труда».

3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.

Директор Васильева И.А.

Если у работодателя трудится меньше 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности. Если такого решения не принято, то функции по охране труда осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем сотрудник или работодатель — индивидуальный предприниматель. Допускается также заключение гражданско-правового договора с организацией или специалистом, оказывающим услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 Трудового кодекса РФ).

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, оказание которых подлежит аккредитации, и ее правила устанавливаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Последняя часть комментируемой статьи устанавливает, что структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть Минздравсоцразвития России. Правда, в настоящее время все еще действуют Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, которые утверждены Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Необходимость обеспечения безопасности труда

Первостепенной задачей каждого нанимателя является создание безопасных условий труда. Безопасность не может быть абсолютной, но ее необходимо минимизировать до установленных пределов. Выполнение данной задачи требует комплексного подхода и регулярности  применений.

Безопасность трудовых функций включает в себя мероприятия направленные на минимизацию вредных или опасных факторов, которые воздействуют на работников в процессе выполнения ими своих обязанностей. Основной задачей охраны труда является сведение к минимальному показателю уровню травматизма и профессиональных заболеваний.

Достичь абсолютной безопасности невозможно, так как существует приемлемый риск. Допустимым рисков считается соотношение между стопроцентной безопасностью и возможностями для ее достижения. Данная величина варьируется в зависимости от того, к какой именно отрасли относится организация. Безусловно, потенциальные риски в металлургических и горнодобывающих предприятиях несравнимо выше, чем в организациях, занимающихся логистикой и посреднической деятельностью.

Привлечение сторонних организаций

Трудовым кодексом разрешено привлекать к обеспечению безопасности на производстве сторонние организации. Важным фактором является наличие у такой организации обязательной аккредитации. Не аккредитованными могут быть лишь те организации, которые осуществляют услуги по специальной оценке условий труда.

Со сторонними специалистами необходимо заключать гражданско-правовые соглашения, в которых будут исчерпывающе описываться возлагаемые функции.

Сторонний специалист по ОТ наделяется теми же правами и обязанностями, что и штатный сотрудник, а именно:

  1. Может беспрепятственно посещать все рабочие места, оценивая степень выполнения работодателем и работниками предписанных мер безопасности.
  2. Проводить вводные, первичные, повторные, внеплановые и целевые инструктажи.
  3. Проверять знания работников в области ОТ и ПБ.
  4. Доводить до сведения руководителя организации сведения о выявленных нарушениях.
  5. Ходатайствовать о привлечении к ответственности нарушителей.
  6. Требовать письменных разъяснений выявленным несоответствиям.

Перечень полномочий сторонних специалистов по охране труда весьма обширен, но все их действия должны быть согласованы и одобрены с директором организации.

Законодательные требования

ОТ охватывает настолько широкий спектр требований, что для ее систематизации была создана общая система управления охраной труда (СУОТ). С 1 января 2015 года СУОТ введена как обязательный для внедрения и соблюдения элемент на всех предприятиях РФ.

СУОТ регламентируется Межгосударственным стандартом ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда».

СУОТ позволяет оценивать будущие риски и управлять ими таким образом, чтобы минимизировать не только их последствия, но и возможность их наступления.

Кроме указанного ГОСТа, охрана труда регламентируется Трудовым кодексом и иными нормативными актами.

Порядок формирования службы охраны труда

Правильное устройство системы ОТ на предприятии выступает залогом стабильного роста производительности труда и устранения фактов травматизма и профзаболеваемости на производстве.

Ответственность за разработку структуры отдела поОТ и корректное оформление его деятельности лежит на руководстве организации. В рамках выделенных полномочий оно должно:

  1. Обеспечить разработку и утверждение внутреннего нормативного акта, направленного на регулирование деятельности службы ОТ, например, соответствующего положения.
  2. Включить в штат дополнительные должностные единицы в соответствии с избранной структурой отдела. Для этого издаётся соответствующее распоряжение, подтверждающее факт корректировки штатного расписания.
  3. Разработать и утвердить должностные инструкции для новых сотрудников отдела ОТ.
  4. Подписать приказ о принятии на должности и организовать подписание трудовых договоров с вновь принятыми сотрудниками.

В рамках квалификационных требований, предъявляемых к инспекторам поОТ, предусматривается принятие на эти должности граждан, закончивших обучение по техническим специальностям в высшем или среднем специальном учебном заведении и получивших спецподготовку в области охраны труда.

Закон не предписывает работодателю содержания отдельной штатной единицы для трудоустройства специалистов по ОТ. Он уполномочен самостоятельно сформировать отдельный механизм контроля над безопасным осуществлением трудового процесса на возглавляемом предприятии. Контролирующие полномочия он может взять на себя или возложить на профессионала, привлечённого для этих целей и оформленного по гражданско-правовому договору.

Преимущество данного способа в том, что финансовые затраты ограничиваются оплатой выполненных работ по договору на оказание услуг, не вызывая у работодателя обязанности дополнительно производить социальные платежи с фонда оплаты труда штатных сотрудников или специалистов, нанятых по гражданскому договору.

Работодатели, из-за особенностей процесса производства вынужденные перемещать сотрудников на удалённые объекты для осуществления ими своих трудовых функций, обустраивают мобильные кабинеты по ОТ, внутри которых размещается информация, характеризующая уровень производственной безопасности в подразделениях. Также там вывешиваются утверждённые нормативы и внутренние документы по охране труда, принятые на промышленном объекте. Помимо исполнения информативной роли, кабинеты ОТ пропагандируют безопасные трудовые приёмы и методы, а также наглядно демонстрируют приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим от травм и несчастных случаев на производстве.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.