Статья 216. нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

Алан-э-Дейл       08.05.2022 г.

Судебная практика по ст. 216 УК РФ о нарушении правил безопасности при ведении горных или строительных работ

  1. В 2011 году в г. Пятигорске был зафиксирован несчастный случай на ЗАО «Стройдеталь-2», в результате которого погиб формовщик железобетонного цеха, получивший травму сорвавшимся грузовым крюком, использованным для зацепления грузового вагона. Причиной инцидента стали многочисленные пренебрежения двумя другими работниками цеха, хотевших быстрее завершить выполнение работ, требований безопасности, предписанных локальными и федеральными документами по охране труда. В качестве меры наказания в отношении обоих виновников трагедии было избрано лишение свободы на 2 года, которое, в силу смягчающих обстоятельств, орган правосудия заменил на годовой условный срок.
  2. Ответственный производитель работ на строительной площадке в г. Ставрополе, позволивший подчиненному персоналу производить работы без касок, в результате чего один из работавших получил травму черепа и головного мозга, был приговорен в 2010 году местным органом правосудия к полугодовому осуждению в условной форме и дисквалификации на один год.
  3. В 2010 году в г. Прокопьевске на шахте по добыче угля произошел несчастный случай с тяговой лебедкой, которая затянула кисть включившего её в работу автослесаря, по причине отсутствия защитного кожуха, о чем и.о. горного мастера, давший указание о производстве работ, был осведомлен. Кисть автослесаря в результате наматывания на барабан была раздроблена, а причиненный вред здоровью признан тяжким, за что Богданов С.Г., исполнявший обязанности руководителя, был наказан 10-тысячным штрафом, с отсрочкой.

В следующем видео также представлен случай из судебной практики по нарушению статьи 216 УК РФ:

Вопросы по действию положений ст. 216 ТК

Какой орган ответствен на общефедеральном уровне за госполитику в области охраны труда?

Этим органом является Минтруд. Данные функции возложены на него Постановлением Правительства № 610 от 19.06.12. В частности, раздел 2 этого документа описывает соответствующие полномочия данного ведомства. Другие непрофильные органы осуществляют свои полномочия по охране труда в соответствии с принципами ст. 216 ТК. Так, особенности графиков работы для отдельных групп сотрудников устанавливаются после консультаций с Минтрудом и Минздравом (Постановление Правительства № 877 от 10.12.02).

Особо нужно упомянуть и такое специализированное ведомство, находящееся в подчинении Минтруда, как Роструд. Оно действует в соответствии с положениями Постановления Правительства № 324 от 30.06.04. Эта структура является ведущим государственным учреждением по контролю за соблюдением всеми субъектами актуальных норм по безопасности осуществления трудовой деятельности.

Каким законодательством регулируется процесс передачи функций в сфере охраны труда местным властям?

О такой возможности косвенно упомянуто в ч. 2 ст. 132 Конституции. Общий порядок передачи местным властям отдельных полномочий описан в ст. 19 ФЗ № 131 от 06.10.03, посвящённого деятельности органов местного самоуправления. Конкретные нюансы, касающиеся непосредственно сферы охраны труда, содержатся в соответствующих документах, принятых на региональном уровне.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Судебная практика предоставляет немало примеров, позволяющих более детально ознакомиться со статьей 216.

Примеры дел:

  • Гражданин П. управлял экскаваторам на стройплощадке, когда задумался и въехал в ворота. От этого получил травмы рядом находящийся охранник. Его вышвырнуло из кабины, он ударился головой. П. обвинили в нарушении правил при работе со спецмашиной. Охранник подал на него в суд за причинение вреда здоровью. П. вменили штраф и условно лишили свободы.
  • Гражданка Л. работала маляром на строительстве дома, выполняла отделочные работы на высоте. Ее страховка дала сбой, она упала с высоты 3-го этажа и сломала ногу. За это суд приговорил ответственное за соблюдение правил безопасности лицо к аресту на 2 года. Также инженер по безопасности выплатил пострадавшей моральный и материальный ущерб, связанный с восстановлением трудоспособности.
  • Гражданин У. работал шахтером, взрывал руду, чтобы потом ее извлекать наружу. В один из дней взрывчатка не сработала, он полез смотреть, что не так, в этот момент она взорвалась. У. погиб, соседние шахтеры получили тяжелые увечья. Суд привлек к ответственности руководителя шахты и инженера по безопасности. Их лишили должности, приговорили к 7 годам лишения свободы.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 216?

Статья применяется довольно часто, выносит обвинительные решения. В 2020 по ней проходило 168 дел, из которых 2 человека было оправдано, 24 лишились свободы, 78 – условно. 8 человек получили ограничение свободы, 45 – штраф, 1 – исправительные работы.

Действующие стандарты

Свод правил, регламентирующих меры безопасности при осуществлении горных разработок и переработке твердых ископаемых пород, актуальный на текущий момент, утвержден приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 года. Он заменил собой, действовавшие до того момента правила, включая ПБ 03-498-02, ПБ 03-553-03, ПБ-06-111-95, ПБ 03-571-03, и направлен на создание оптимальных безвредных условий труда и защищенности работающих, а также недопущение аварий и получения травм при производстве работ.

Основополагающими документами, регламентирующими безопасность труда при осуществлении работ, связанных со строительством, являются:

  • СНиП 12-03-2001, определяющий общие требования;
  • СНиП 12-04-2002, рассматривающий специфические аспекты строительного производства.

Про нарушение техники безопасности на площадке при выполнении строительно-монтажных, горных работ расскажем далее.

Судебная практика

По судебной практике возможно отследить успешное и неуспешноеприменение любой статьи, подготовить материалы на основании решений суда, определить примерный исход деладо подачи исков. Судебная практика помогает начинающим юристам во многом.

По статье 216 УК РФ существует наработанный материал. Примером осуждения по данному закону может стать следующее дело.

В одной из республик проводились работы по восстановлениюводопроводных сетей.Общество с ограниченной ответственностью (ООО) заключило договор подряда с другим ООО на прокладку открытым способомполипропиленовых водопроводных труб, что подразумевало копку траншей на определённую глубину, закладку полипропилена и его соединение ручным способом. Фирма-подрядчик приняла на себя обязательства и начала работы. Директор данной фирмы Каланчин одновременно являлся инспектором по охране труда и поэтомупроводилнеобходимый инструктаж работников, также он обеспечивал основные меры по обеспечениюнадёжных условий труда.

При прокладке трубвертикальные стенки траншеи во избежание обвалов должны были укрепляться специальными откосами.Директор и ответственный по охране труда Каланчин проигнорировал данную часть работы, в результате чего произошёл обвал. В итоге один из работников был завален землёй, он умер в результате асфиксии.

По данному факту было возбуждено уголовное дело, квалифицируемое по статье 216 УК РФ ч. 2.

В ходе следствия подсудимый Каланчин выразил готовность ответить по закону, но пожелал остаться на свободе, поэтому произвёл следующие действия:

  • оказывал содействие следствию, помогал определять временные промежутки, указал на свои личные недоработки;
  • полностью возместил компании-подрядчику ущерб, возникший из-за несчастного случая;
  • возместил моральный вред семье погибшего и принёс извинения.

Следствие пришло к выводу, что Каланчин не имел умысла причинить смерть, искренне раскаялся в своём поступке. Поэтому одновременно с материалами дела в суд поступило ходатайство о смягчении наказания.

На основании предоставленных данных суд посчитал, что смягчение вины возможно и приговорил Каланчина к наказанию:

  • штрафу в 80 тысяч рублей;
  • лишению права занимать должность инструктора по технике безопасности на 3 года.

Штраф виновный должен выплатить в течение двухмесячного срока. В противном случае дело может вернуться на доследование, виновный понесёт наказание, связанное с реальным сроком лишения свободы.

Комментарий к статье 217 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основной объект этого преступления – общественные отношения, обеспечивающие безопасное проведение работ на взрывоопасных объектах.

Дополнительный объект – отношения по охране здоровья человека, собственности.

В соответствии с Приложением N 1 к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” к категории опасных производственных объектов относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

– получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 град. C или ниже;

б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

– используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 град. C;

– получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

– ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

То есть это не только предприятия или отдельные цеха, деятельность которых связана со взрывоопасными веществами, но и любые производства, использующие оборудование с указанными техническими характеристиками.

Если при производстве горных работ существует опасность взрыва, то нарушение правил безопасности на таком объекте по правилам конкуренции уголовно-правовых норм надлежит квалифицировать по ст. 216 УК РФ

Объективная сторона преступления, так же как и преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, состоит в нарушении правил безопасности работ, но в отличие от ст. 216 УК РФ, где для наличия состава преступления требуется фактическое наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба, состав преступления, предусмотренный ст. 217 УК РФ, будет иметь место, если содеянное создавало реальную угрозу смерти хотя бы одного человека (например, допуск к работе лиц, не прошедших первичный или текущий инструктаж, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, использование на территории взрывоопасного объекта источников открытого огня и т.п.) или повлекло причинение крупного ущерба.

Состав преступления формально-материальный. Деяние будет окончено как с момента создания опасности для жизни человека, так и с момента реального причинения крупного ущерба. В соответствии с примечанием к ст. 216 УК РФ крупным является ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

Следует обратить внимание на значимость места совершения деяния для наличия рассматриваемого состава преступления. Нарушение правил обращения со взрывоопасными материалами за пределами взрывоопасных объектов не может быть квалифицировано по ст. 217 УК РФ

217 УК РФ

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины

Признаки субъекта преступления те же, что и субъекта преступления, предусмотренного ст

216 УК РФ

Признаки субъекта преступления те же, что и субъекта преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ

Частью 2 ст

217 УК РФ установлена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, влечет ответственность по ч

3 ст. 217 УК РФ

Характеристика ст. 216 ТК

В её начале указано, что государственное управление охраной труда производится в двух форматах:

  • непосредственно Правительством;
  • по поручению Правительства.

Во втором формате управлением в данной области может заниматься как профильная госструктура, так и непрофильные органы исполнительной власти федерального уровня.

В случае если управлением занимаются непрофильные госструктуры, им могут быть предоставлены отдельные полномочия в следующих сферах:

  • правовое регулирование;
  • выдача разрешений;
  • контроль и надзор.

Подчёркнуто, что данные непрофильные госструктуры должны координировать свои операции по охране труда с профильной госструктурой.

Указано, что управление охраной труда на местном уровне производится как федеральными, так и региональными профильными госструктурами. Некоторые полномочия в этой области могут передаваться структурам местного самоуправления. Параметры этой передачи диктуются соответствующим законодательством федерального и регионального уровня.

Далее даётся перечисление функций Правительства и федеральных уполномоченных госструктур по охране труда. В этот список входят девять пунктов:

  • создание новых профильных нормативных актов;
  • разработка федеральных профильных программ и надзор за эффективностью их осуществления;
  • создание норм для профильного обучения сотрудников, менеджеров, владельцев ИП; проверка их знаний; разработка основ обучения оказания немедленной помощи пострадавшим и проведения соответствующих инструктажей и стажировок;
  • составление правил проведения госэкспертизы и оценки условий труда;
  • разработка мер по экономическому поощрению нанимателей к обеспечению ими оптимальных условий труда;
  • координация взаимодействия органов госвласти регионального и общефедерального уровня, объединений нанимателей и профсоюзов по аспектам осуществления профильной госполитики;
  • координация научной деятельности по охране труда и обеспечение распространения инновационного опыта в данной сфере;
  • обеспечение профильного сотрудничества на международном уровне;
  • осуществление других профильных полномочий в соответствии с положениями актуальной нормативно-правовой базы.

В заключение приведены также функции региональных профильных госструктур, многие из которых идентичны вышеперечисленным, хотя реализуются на уровне субъектов РФ:

  • реализация в конкретном регионе мероприятий соответствующей госполитики и целевых программ;
  • создание, ввод в действие и контроль за реализацией целевых программ на уровне региона;
  • координация обучения методам охраны труда, оказанию немедленной помощи пострадавшим, а также проведение мероприятий по проверке соответствующих знаний;
  • проведение на своей территории госэкспертизы условий труда;
  • сбор и обработка данных по параметрам охраны труда на предприятиях, действующих на уровне региона;
  • осуществление других профильных полномочий, не реализуемых федеральными органами, в соответствии с положениями актуальной правовой базы.

Рассмотренная статья, как видно из её положений, детально описывает параметры ответственности госструктур в области охраны труда.

Лица, подлежащие ответственности

При применении любой статьи следствие будет искать ответчика, который виновен в произошедших событиях. Если следствием рассматривается обвинение по 216 статье УК РФ, то данных обвиняемых ищут по признаку их меры ответственности за безопасность на предприятии или при проведении работ общественного характера.

Субъекты:

  1. Главные руководители предприятий.
  2. Ответственные за технику безопасности.
  3. Лица, нарушившие установленные правила.

Главные руководители организации горных работ или строительства могут считаться виновными в нарушении установленных правил, если с их ведома или по приказу были осуществлены работы, приведшие к травме или получению материального ущерба.

Из судебной практики следует, что таких лиц часто лишают права занимать те должности, при которых случилось подобное нарушение закона. Их наказание часто связано с ограничением свободы, но не её лишением, ввиду того, что эти люди не являются основными ответственными лицами по технике безопасности.

Лица, ответственные за технику безопасности, подвергаются наказанию чаще, поскольку они занимают должность, которая требует внимательности, умений и навыков. Они должны отвечать за доведение до работниковинформации о правилахпо обеспечению должных условий труда, которые не станут причиной чрезвычайной ситуации.

Эти работники обязаны проводить на регулярной основе собрания, на которых должнызнакомить работников с правилами техники безопасности и разъяснять основные моменты по эксплуатации оборудования и действий в опасных ситуациях. Также на них возложена ответственность за разработку плана по эвакуации людей, расположению оборудованиядля ликвидации опасности или нанесения вреда имуществу.До наступления момента опасности они должны оповестить сотрудников о надвигающейся катастрофе.

К лицам, которые являются непосредственными нарушителями правил, относят работников в горнодобывающей, строительной и иных сферах, где установленные законы и правила помогают рабочим сохранить не только свою жизнь, но и не подвергать опасности иных людей

Их наказание будет зависеть от факторов, на основании которых рабочийнарушал правила охраны жизни и здоровья людей, а также важно, кто и какие повреждения получил, если будет доказана связь между произошедшим нарушением и причинённым вредом

Комментарии к статье

Многие юристы дают комментарий о применении статьи на практике.Чтобы применение данной статьи было возможно, необходимо тщательно исследовать состав преступления, найти моменты, которые свидетельствуют о том, что данное деяние можно квалифицировать по 216 статье.

  1. Место преступления должно быть в границах субъекта, где проводятся работы горного, строительного или похожего характера.
  2. Из материалов можно понять, что повреждения случились в результате нарушений ТБ.
  3. Пострадавший должен получить повреждения именно на месте работы в результате нарушения техники безопасности.
  4. Смерть пострадавшего будет признана судом, если он действительно умер от нанесённых травм.
  5. Размер ущерба должен быть от 500 тысяч рублей.

Данная статья будет применена с вынесением приговора, если условия, перечисленные выше, были соблюдены. Следствие обязано представить суду доказательства, подтверждающие наступившие события, и доказательства вины обвиняемых лиц.

Как правило, виновные представляют характеристику с места работы, сотрудничают со следствием и получают более мягкое наказание.

Наказание и ответственность

Ответственность за игнорирование требований правил, обеспечивающих безопасность работающих на строительной площадке или в горной выработке, может быть исключительно уголовной. Выбор наказания производится согласно требованиям ст.216 УК РФ, в зависимости от тяжести случившего и определятся следующим образом:

  1. Если вред здоровью травмированного человека отнесен к тяжкому и/или ущерб более 500 тыс. рублей, то ч.1 ст.216 УК РФ предписывает выполнить одно из действий на выбор:
    • вменить штраф в виде разового платежа до 80 тыс. рублей, либо путем удержания аналогичной суммы из доходов на протяжении до полугода;
    • выполнить ограничение свобод, в том числе перемещения и смены места обитания;
    • принудить к труду, либо лишить свободы на период до трех лет, по истечении которого допустимо назначить дополнительную меру воздействия в виде запрета на деятельность или занятие должностей, определенных судом, на срок до 3-х лет.
  2. Когда на стройплощадке или в горной выработке погибает человек, по вине субъекта нарушившего правила безопасности производства работ, то последний подлежит воздаянию по ч.2 ст.216, предусматривающей возможность назначить:
    • принудительные работы, способные продолжаться до пяти лет;
    • изоляцию в местах лишения личной свободы, на период не более 5 лет.
  3. При двух летальных исходах или большем количестве, виновный подлежит наказанию по ч.3 ст.216 УК РФ, отличающейся от ч.2 только доступным для лишения свободы интервалом, который увеличен до 7 лет.

Аддитивной мерой воздействия может быть адресная дисквалификация, срок которой ограничен трехлетним диапазоном.

Обеспечение безопасности

  1. Регулярный инструктаж по ТБ.
  2. Контроль при ведении работ.
  3. Проверку квалификации рабочего персонала.
  4. Обеспечение границ опасных зон.
  5. Проверку рабочих механизмов и техники.

По сути, специалист, отвечающий в компании за безопасность условий труда, выступает в роли консультанта руководства. Учитывая требования российского законодательства по охране труда и свои наблюдения, он может рекомендовать предприятию заменить сотрудника, обновить механизм, более внимательно относиться к проводимым работам.

Для полного ознакомления со всеми правилами данному сотруднику разрешается скачать необходимые законодательные акты на свой рабочий компьютер, чтобы в дальнейшем руководствоваться ими для обеспечения надёжной работы.

Этот специалист должен не менее двух раз в год проводить инструктаж по ТБ для сотрудников фирмы, проверять людей, работающих со спецоборудованием, их знания по работе с механизмами. Если работы проводятся в общественных местах или на объектах, где изолировать людей невозможно, специалист должен рассчитать безопасные границы для населения и установить ограждения.

Комплекс проводимых действий таким работником должен обеспечивать максимально надёжные условия работы для сотрудника любого уровня, а также для населения в случае работы в общественных местах.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.