212 федеральный закон об общественном контроле

Алан-э-Дейл       29.07.2022 г.

Изменения в ФЗ 212 об общественном контроле в РФ

Последние поправки в Федеральный закон о проведении контролирующих мероприятий были введены 3 июля 2016 и вступили в силу 1 января 2017. Коррективы были внесены в статью 2 в рамках изменения закона «Об охране окружающей среды» и приведения других законодательных актов в соответствие с вводимыми поправками.

Статья 2 ФЗ 212 определяет правовую основу для соответствующих действий со стороны граждан. Положение регулирует следующие аспекты:

  • все осуществляемые действия не должны противоречить данному закону или иным правовым актам РФ;
  • предписывается ряд организаций и учреждений, надзор над действиями которых регулируется в отдельном порядке соответствующими законами;
  • действие ФЗ 212 не распространяется на проведение выборов и референдумов, а также в отношении охраны окружающей среды.

Статьей 2 устанавливается запрет на принятие актов, которые могут препятствовать проведению предписанных действий. Изменения, внесенные в данное положение, коснулись редакции части 3 и добавили формулировку о порядке общественного контроля над деятельностью в сфере охраны окружающей среды.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Статья 6. Принципы общественного контроля

Общественный контроль осуществляется на основе следующих принципов:

1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;

2) добровольность участия в осуществлении общественного контроля;

3) самостоятельность субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

4) публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов;

5) законность деятельности субъектов общественного контроля;

6) объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля;

7) обязательность рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах;

8) многообразие форм общественного контроля;

9) недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации;

10) презумпция добросовестности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, за деятельностью которых осуществляется общественный контроль;

11) недопустимость вмешательства в сферу деятельности политических партий;

12) соблюдение нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля.

Какие были внесены изменения?

В ходе изменений, состоявшихся 3 июля 2016 года, часть 3 статьи 2, предусматривающая сферу распространения действия настоящего законодательства, была дополнена отношениями, которые возникают в области защиты окружающей среды, когда общественный инспектор исполняет функции экологического контроля.

Последние поправки в настоящее законодательство были внесены 29 декабря 2017 года. Во время редакции часть 3 статьи 2 была расширена положением, предусматривающим распространение законодательства на отношения, связанные с обсуждением и слушанием решений, принимаемых в соответствии с законом о Градостроительной деятельности.

Также при последних изменениях была исключена часть 2 статьи 25.

Декларируется, но не предусматривается возможность личного гражданского контроля

Статья 1 Федерального закона «устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия».

В статье 4 Федерального закона дается следующее определение понятия «общественный контроль»: «Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений».

Следовательно, в соответствии с нормами Федерального закона общественный контроль осуществляется в отношении деятельности органов власти, а также государственных и муниципальных организаций, исполняющих отдельные публичные полномочия.

В соответствии с Федеральным законом субъектами общественного контроля являются «1) Общественная палата Российской Федерации; 2) общественные палаты субъектов Российской Федерации; 3) общественные палаты (советы) муниципальных образований; 4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации», но не граждане.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона «для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: 1) общественные наблюдательные комиссии; 2) общественные инспекции; 3) группы общественного контроля; 4) иные организационные структуры общественного контроля».

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона граждане могут принимать участие в общественном контроле только «в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

Следовательно, несмотря на установленную статьей 3 Федерального закона норму, в соответствии с которой «граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций», реально граждане могут участвовать в общественном контроле только в составе тех или иных организаций или «организационных структур», то есть их личное участие в общественном контроле фактически только декларируется, но не предусматривается.

Как бы ни понимались эти новые нормы российского законодательства, они дают приоритет в общественном контроле общественным палатам и общественным советам, а не самим гражданам.

Насколько эти общественные советы и общественные палаты представляют интересы граждан, в российском законодательстве и правоприменительной практике не определено, потому что эти советы и палаты не формируются на основе прямых выборов гражданами и не берут на себя добровольно обязательства представлять их интересы, хотя нередко такое собственное представительство декларируют.

В такой ситуации в нашей стране достижение целей общественного контроля, установленных частью 1 статьи 5 Федерального закона, будет определяться складывающейся практикой применения его норм.

Дело в том, что в российском законодательстве не существует гарантий того, что общественные палаты и общественные советы будут обеспечивать приоритеты и интересы граждан.

Поэтому не существуют и не вводятся законом об общественном контроле правовые гарантии того, что субъекты общественного контроля будут обеспечивать реализацию и защиту «прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций», учет «общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций» при принятии государственных и муниципальных решений, а также общественную оценку деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих публичные полномочия, в соответствии с приоритетами и интересами граждан и общественных объединений.

Статья 20. Общественная проверка

1. Под общественной проверкой в настоящем Федеральном законе понимается совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

2. Инициаторами общественной проверки могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

3. Порядок организации и проведения общественной проверки устанавливается ее организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

4. Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

5. Срок проведения общественной проверки не должен превышать тридцать дней.

6. При подготовке общественной проверки ее организатор вправе направить в проверяемые орган или организацию запрос о предоставлении необходимых для проведения общественной проверки документов и других материалов.

7. По результатам общественной проверки ее организатор подготавливает итоговый документ (акт), который должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

8. Итоговый документ (акт), подготовленный по результатам общественной проверки, направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 10. Права и обязанности субъектов общественного контроля

1. Субъекты общественного контроля вправе:

1) осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

2) выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;

3) запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

4) посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

5) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации;

6) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры;

7) обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

2. Субъекты общественного контроля при его осуществлении обязаны:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации об общественном контроле;

2) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления;

3) не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

4) соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами;

5) обнародовать информацию о своей деятельности по осуществлению общественного контроля и о результатах контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, положениями об общественных советах.

2. Общественные советы содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

3. Общественные советы могут создаваться при органах местного самоуправления.

4. В состав общественного совета не могут входить лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должности государственной службы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также другие лица, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не могут быть членами Общественной палаты Российской Федерации.

5. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти формируются на конкурсной основе, если иной порядок формирования общественных советов при отдельных федеральных органах исполнительной власти не предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Организатором конкурса является Общественная палата Российской Федерации.

6. Требования к кандидатурам в состав общественного совета при федеральном органе исполнительной власти разрабатываются соответствующим федеральным органом исполнительной власти совместно с Общественной палатой Российской Федерации. Правом выдвижения кандидатур в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений. Состав общественного совета, сформированный из числа кандидатур, отобранных на конкурсной основе, утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с советом Общественной палаты Российской Федерации. Председатель общественного совета избирается членами общественного совета из своего состава.

Выводы и рекомендации

Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» впервые в российском законодательстве дает юридическое понимание общественного контроля.

Это понимание, как было сказано выше:

предполагает, что органы власти и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия, сами будут определять, принимать ли во внимание результаты общественного контроля;
предполагает, что органы власти и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия, будут принимать во внимание только официальные результаты общественного контроля, то есть одобренные теми или иными субъектами общественного контроля, определёнными нормами закона, то есть общественными палатами и общественными советами при органах власти;
существенно ограничивает гражданскую активность и инициативу в осуществлении общественного контроля, в частности не предусматривает возможность личного гражданского контроля без согласований с субъектами общественного контроля, определёнными нормами закона;
существенно снижает значимость журналистских и правозащитных расследований в нашей стране, потому что они должны утверждаться субъектами общественного контроля, определёнными нормами закона;
существенно снижает значимость общественного мнения относительно деятельности органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия;
не предусматривает никаких изменений в практике наблюдений на выборах, фактически допускает существенные ограничения общественного контроля на выборах, несмотря на то, что это важнейшие периоды формирования значимых для граждан органов власти: президентской, законодательной и исполнительной в регионах, городах и районах.

Следовательно, Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» будет действовать скорее в интересах органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, но не в интересах общественных и государственных.

По этой причине общественный контроль в нашей стране с принятием настоящего Федерального закона будет оказывать очень ограниченное влияние на повышение эффективности деятельности органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, на снижение уровня коррупции в них, на неукоснительное соблюдение ими прав и свобод граждан.

Указанных выше причин вполне достаточно для того, чтобы рекомендовать доработать Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», провести его широкое общественное обсуждение для существенной переработки по его результатам в соответствии с имеющимся в нашей стране и мире опытом осуществления гражданского контроля деятельности органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.

Необходимо, чтобы обновлённые российские законодательные нормы об общественном контроле не ограничивали, а поддерживали такой позитивный опыт и гражданскую активность в области контроля деятельности органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Сайт «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165809

Там же. Здесь и далее, если не указано иное,  цитирование производится из этого документа. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165809

Федеральный закон от 12.06.2002№ 67-ФЗ (в ред. от 04.06.2014) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Сайт «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163985

Там же. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163985

Там же. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163985

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.