Статья 201. злоупотребление полномочиями

Алан-э-Дейл       05.05.2022 г.

Комментарий к Ст. 201 Уголовного кодекса

1. Использование полномочий вопреки законным интересам организации как деяние, составляющее объективную сторону, предполагает как совершение действий, так и бездействие, когда лицом не осуществляются необходимые действия управленческого характера при наличии обязанности и возможности их совершения.

Уголовно наказуемым является как совершение действий в пределах формально предоставленных лицу правомочий, однако вопреки законным интересам организации, так и превышение полномочий, т.е. совершение действий, выходящих за пределы формально предоставленных лицу правомочий.

2. Преступление признается оконченным с момента причинения существенного вреда. Данное понятие является оценочным и выражается в причинении имущественного и иного экономического ущерба.

3. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом и альтернативно предусмотренной целью совершения преступления: а) цель извлечения выгод и преимуществ для себя (т.е. для виновного) или других лиц либо б) цель нанесения вреда другим лицам.

4. Субъект специальный: лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание 1 к статье). Содержание юридически значимых признаков данного субъекта раскрывается в п. 4, 5, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности должны выполняться лицом постоянно, временно либо по специальному полномочию. Постоянное выполнение соответствующих обязанностей предполагает их выполнение в течение неопределенного периода времени либо периода времени, ограниченного законом или подзаконным актом; временное — выполнение их на непродолжительный, определенный подзаконным актом или договором срок (например, замещение временно отсутствующего руководителя организации). Выполнение обязанностей по специальному полномочию означает выполнение определенных действий, образующих указанные обязанности, на основании закона, подзаконного акта, судебного решения или договора. К лицам, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности по специальному полномочию, относятся, в частности, арбитражные управляющие и руководители временной администрации при проведении процедур банкротства и иных процедур, связанных с последним; поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых (не более 50%) закреплена (находится) в федеральной собственности.

5. Понятие тяжких последствий в ч. 2 является оценочным и выражается в причинении имущественного и экономического вреда, выходящего за рамки существенного.

Комментарий к статье 201 УК РФ:

1. Объективная сторона преступления характеризуется:

  • 1) использованием лицом своих полномочий вопреки законным интересам организации (общественно опасное деяние);
  • 2) последствиями в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства;
  • 3) причинной связью между поведением служащего и этими последствиями.

2. Общественно опасное деяние реализуется как путем действия (совершаемого в пределах или с превышением своих полномочий), так и путем бездействия служащего соответствующей организации, выражающихся в использовании управленческих полномочий вопреки законным интересам этой организации.

Полномочия того или иного лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут быть определены законом или иным нормативным актом, не противоречащими им уставом организации, договором (контрактом), приказом, распоряжением.

3. Использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать широко: как совершение деяния против определенных в законе и в учредительных документах задач деятельности организации.

4. Преступление считается оконченным с момента наступления существенного вреда в результате злоупотребления полномочиями, который устанавливается судом по каждому конкретному делу исходя из обстоятельств совершения преступления. Будучи по своему содержанию как имущественным (материальным), так и любым другим (моральным, физическим, организационным), он может быть причинен своей организации, в связи с чем уголовное преследование по такому факту осуществляется по заявлению или с согласия организации. Если же существенный вред наносится интересам других организаций, а также гражданам, обществу и государству, то уголовное преследование производится на общих основаниях.

5. Субъект специальный — лицо, достигшее возраста 16 лет:

  • выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллективного органа;
  • постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, возложенные на него в установленном порядке, в коммерческой независимо от форм собственности либо некоммерческой организации, не являющейся государственным, муниципальным органом или учреждением.

6. К организационно-распорядительным рекомендуется относить функции по управлению трудовым коллективом (руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины и т.д.), а к административно-хозяйственным — полномочия по управлению и распоряжению имуществом (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п.) (п. п. 3 и 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

7. Принципиальное отличие преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, от перечисленных в гл. 30 УК состоит в особенностях их объекта и субъекта.

8. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесение вреда другим лицам.

9. Тяжкие последствия (ч. 2 комментируемой статьи) не раскрываются в законе. К ним можно отнести крупную аварию, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах или значительное число потерпевших, потерю значительного количества рабочих мест и др. В соответствии со ст

27 УК преступление, повлекшее эти последствия, может быть совершено по неосторожности

10. В примечании 2 статьи закреплен особый порядок возбуждения уголовного преследования.

Судебная практика

Статья применяется нередко, так как многие преступники могут нарушать свои полномочия и превышать их для получения выгоды.

Примеры дел:

  1. Гражданин Ш. работал бухгалтером компании. Он знал о нескольких пробелах в законе, поэтому использовал их для своей собственной выгоды – переводил деньги на счет якобы фирме-контрагенту, а сам получал их и тратил на свои нужды. Это случайно заметил его коллега, который передал начальству о действиях Ш. Того арестовали, привлекли к судебному разбирательству. Вина Ш. была доказана, он лишился должности и получил 300 ч обязательных работ.
  2. Гражданка Е. работала помощником депутата. Она знала, что тот ответственен за бюджет, поэтому помогала ему правильно его распределить. Но она специально приписала сумму 200 тысяч рублей в лишний пункт, чтобы взять эти деньги для себя. Это получилось, но потом при сверке факт хищения вскрылся. Е. была уволена, получила арест на полгода.
  3. Гражданин Б. работал начальником отдела продаж в фирме. Он знал, что его договоры практически никто не проверяет, а потому раз в месяц заключал договор с фирмой-однодневкой, которая быстро разорялась и не возвращала долг фирме. Прибыль шла в карман Б. При проверке Налоговая служба выявила этот факт, на Б. подали в суд. Он признал вину, но его все равно осудили на год и обязали выплатить ущерб.

Решения по статье

Статья применяется нередко и выносит чаще обвинительные решения. В 2020 по ней проходило 200 дел, из которых 5 закончились оправдательным приговором. 38 человек сели в тюрьму, 40 лишились свободы условно, 28 получили штраф, 3 – исправительные, 5 – обязательные работы.

Определение статуса

Субъект, подпадающий под ст.201 УК РФ, обладает следующими качествами: трудится в коммерческой организации; выступает ее должностным лицом. Именно с определением последнего качества у судебных органов возникают проблемы. Это связано с тем, что участие государства в экономике страны происходит все чаще, в связи с чем появляются разновидности организаций, которые хоть и относятся, пусть несколько формально, к органам государственной власти, но при этом имеют все признаки коммерческой организации, занимаются хозяйственной деятельностью, инвестированием и т.п. Ярким примером такой структуры выступает госкорпорация, которая на законодательном уровне отнесена к некоммерческим организациям, а это говорит о том, что привлечь к ответственности по ст. 201 их не получится.

Но в отличие от госкорпораций, многие организации не имеет выраженных признаков отношения к государственной собственности, и судебная практика часто сталкивается с трудностями в определении: являются они коммерческими или нет.

Так, в судебной практике фигурирует случай о превышении полномочий путем получения взятки директором продовольственной корпорации. Изучая учредительные документы, суд не смог выяснить к какому виду относится рассматриваемое предприятие, а соответственно, по какой статье классифицировать действия должностного лица: по ст. 201, если оно является руководителем коммерческой структуры, или совсем по другой статье, если государственной, где надлежит рассматривать в составе правонарушения получение взятки.

Другой комментарий к Ст. 285.3 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, наряду с деяниями, предусмотренными ст. 292 и ч. 1 ст. 292.1 УК, является частным случаем злоупотребления должностными полномочиями.

2. Предметом преступления являются, во-первых, единые государственные реестры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, во-вторых, подлежащие в соответствии с этим законодательством обязательному хранению документы, на основании которых в соответствующие реестры вносятся записи и (или) изменения.

3. В настоящее время в Российской Федерации законодательно предусмотрено существование двенадцати единых государственных реестров. Любой из них представляет собой систематизированный свод сведений, представленных в электронном виде и на бумажных носителях формирование и ведение которого осуществляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти в публичных и частно-публичных целях (контрольных, фискальных, правоустанавливающих). Предметом преступления выступают все эти реестры, за исключением Государственного кадастра недвижимости (см. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и комментарий к ст. 170 УК РФ). Это: а) единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), б) единый государственный реестр юридических лиц, в) единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, г) единый государственный реестр автомобильных дорог, д) единый государственный реестр прав на воздушные суда, е) единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, ж) единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, з) единый государственный реестр субъектов страхового дела, и) единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к) единый государственный реестр лотерей, л) единый государственный реестр сертификатов ключей подписей.

4. Круг и содержание подлежащих обязательному хранению документов, на основании которых в единые государственные реестры вносятся записи и изменения, определяется законами, предусматривающими создание и ведение соответствующего реестра, а также принятыми во их исполнение подзаконными нормативными правовыми актами. Документы могут исходить от органа, отвечающего за ведение единого реестра (например, свидетельство), и от третьих лиц (участники подлежащей регистрации сделки представляют текст соответствующего договора и ряд иных документов в регистрирующий орган).

5. Объективная сторона преступления выражается альтернативно в следующих действиях: а) внесение в реестр заведомо недостоверных сведений; б) уничтожение документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменение; в) подлог таких документов.

6. Преступление окончено в момент фактического искажения данных единого реестра либо уничтожения соответствующего документа.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В отличие от общих норм о должностном злоупотреблении и служебном подлоге мотивы на квалификацию не влияют.

8. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см. комментарий к ст. 285 УК РФ). Государственные служащие, не являющиеся должностными лицами, из корыстной или иной личной заинтересованности совершившие подлог официальных документов, являющихся составной частью соответствующего единого реестра, несут ответственность по ст. 292 УК РФ.

Второй комментарий к Ст. 202 УК РФ

1. Непосредственный объект — установленный государством порядок совершения нотариальных действий и аудита, обеспечивающий соблюдение прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства. Деятельность частных нотариусов осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1, а также постановлениями Правительства РФ и приказами Минюста России.

2. Объективную сторону образуют действия, совершение которых запрещено частным нотариусам, в частности:

1) разглашение сведений или оглашение документов, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий;

2) выдача сведений (документов) о совершенных нотариальных действиях иным лицам, кроме тех, от имени и по поручению которых совершены эти действия;

3) совершение нотариальных действий на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков);

4) оказание посреднических услуг при заключении договоров;

5) участие в предпринимательской деятельности субъектов, в отношении которых частный нотариус совершает нотариальные действия, и т.п.

3. Деятельность аудиторов регламентируется Федеральным законом от 30.12.2007 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. 01.05.2017). Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются Министерством финиансов РФ.

Аудиторам запрещается, в частности, разглашать содержание документов, полученных или составленных в ходе аудиторской проверки, без согласия проверяемого субъекта; предоставлять полученные в ходе аудиторской проверки сведения третьим лицам без разрешения аудируемого лица.

4. Объективная сторона злоупотребления полномочиями аудитора характеризуется невыполнением обязательных для аудитора требований объективности, достоверности и конфиденциальности аудиторской проверки. Так, она может выразиться в составлении заведомо ложного аудиторского заключения (ч. 5 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности); в использовании сведения о финансовом состоянии или хозяйственном положении аудируемого лица в собственных интересах или интересах других лиц; в предоставлении полученных в ходе аудиторской проверки сведений или сделанных по ее результатам выводов конкурентам аудируемого лица или иным лицам; в намеренном искажении результатов аудита в ущерб аудируемому лицу и т.д.

5. Признаком объективной стороны данного преступления является использование частным нотариусом либо аудитором своих полномочий не в интересах этой деятельности, а вопреки ее задачам. Объективная сторона включает в качестве обязательного признака причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Содержание этого признака тождественно содержанию последствий, предусмотренных ст. 201 УК РФ.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью извлечь личную выгоду или получить материальные либо иные преимущества для себя или для других лиц либо цель нанесения вреда другим лицам.

7. Субъект преступления — специальный. Им может быть либо частный нотариус (лицо, сдавшее квалификационный экзамен, имеющее лицензию на право занятия нотариальной деятельностью и являющееся членом нотариальной палаты), либо аудитор (лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов).

8. Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2 ст. 202 УК РФ) предусматривает совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного.

Второй комментарий к Ст. 201 УК РФ

1. Непосредственным объектом является нормальная управленческая деятельность коммерческой или иной организации, соответствующая российскому законодательству и уставным задачам этой организации. В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.

2. Объективная сторона характеризуется действиями или бездействием, состоящими в использовании управленческих полномочий вопреки, т.е. в ущерб законным интересам организации.

3. Обязательным признаком объективной стороны являются общественно опасные последствия в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства. Признание вреда существенным осуществляется по усмотрению суда.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесение вреда другим лицам (из ненависти, мести или по иным мотивам).

5. Субъект — специальный: лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, т.е. функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в организациях, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией, государственной компанией, государственным или муниципальным унитарным предприятием, акционерным обществом, контрольный пакет акций которого принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям (примечания 1 к ст. 201 и 1 к ст. 285 УК). Содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций (хотя и применительно к должностным лицам) раскрывается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (п. 4 и 5).

6. Квалифицированный состав преступления предусматривает причинение тяжких последствий (например, причинение крупного имущественного ущерба, дезорганизация работы предприятия, срыв крупного контракта, большое число граждан, пострадавших в результате преступления, подрыв деловой репутации субъекта экономической деятельности и т.п.).

Ответственность по ст.285 УК РФ

  • до 80 тысяч рублей штрафа (или в размере заработка виновного лица за период до полугода);
  • до 5 лет запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • до 4 лет принудительных работ;
  • от 4 до 5 месяцев ареста;
  • до 4 лет пребывания в колонии.

«Какое наказание чаще всего получают субъекты за злоупотребление должностными полномочиями? По данным Судебного департамента при ВС РФ, подавляющее большинство осужденных штрафуются, также достаточно часто граждане лишаются права занимать определенные должности. Лишение свободы применяется, но редко (в основном, суды назначают не более 1 года лишения свободы)».

При наличии отягчающих обстоятельств наказание, естественно, ужесточается. Так, если субъект занимал государственную должность РФ, то максимальная санкция – до 7 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности в течение 3 лет.

Если деяние повлекло тяжкие последствия, то наказание – только помещение в колонию на срок до 10 дет с запретом занимать определенные должности в течение 3 лет.

Однако негативным последствием возбуждения дела по ст.285 УК РФ будет также и потеря занимаемой должности. «Темное пятно» в виде судимости по данной статье фактически закроет доступ гражданину к службе в государственных и муниципальных органах власти.

Отметим, что на практике злоупотребление должностными полномочиями часто сочетается с другими преступлениями – служебным подлогом, получением взятки и т.д., что напрямую влияет на итоговый приговор. Приведем пару реальных примеров.

Экс-начальник УМВД РФ по Томской области – Игорь Митрофанов – был осужден за взяточничество в особо крупном размере, злоупотребление должностными полномочиями, а также за мошенничество при получении выплат. По версии следствия, Митрофанов сознательно игнорировал противозаконные действия своего подчиненного, вымогавшего взятку у лица, подозреваемого в незаконной банковской деятельности.

Кроме того, бывший правоохранитель получал различные имущественные преференции от делового партнера своих родственников в обмен на общее покровительство. Было также установлено, что Митрофанов предоставил ложные данные в центр финансового обеспечения, из-за чего переплата по его пенсии за год составила более 200 тысяч рублей.

Суд признал экс-начальника виновным в совершении вменяемых ему преступлений: Митрофанов получил 8 лет колонии условно, штраф в размере 6 млн 475 тысяч рублей, а также запрет занимать должности в МВД РФ в течение 5 лет.

А теперь приведем пример, когда виновное должностное лицо получило реальный срок.

Бывший замглавы отдела МВД РФ по району Лефортова – Анзор Шулая – был признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, служебном подлоге, в мошенничестве в особо крупном размере и присвоении (растрате) в особо крупном размере. Судя по материалам дела, правоохранитель возвратил похищенные драгоценности общей стоимостью более 350 млн рублей, являющиеся доказательством, ювелирному магазину в обмен на определенное «вознаграждение».

Кроме того, Шулая занимался подделкой документов по уголовным делам с целью частичного присвоения ценных вещественных доказательств. В итоге суд назначил Шулая 8 лет колонии общего режима, лишил звания майора юстиции и запретил осуществлять организационно-распорядительную деятельностью в течение 3 лет.

Ответственность по ст. 201 УК РФ

201 статья УК РФ состоит из двух частей. В первом пункте сказано, что должностным лицам, «причинившим существенный вред» (цитата из статьи 201) организации, государству или другим людям грозит лишение свободы до 4 лет, а минимальное наказание — взыскание штрафа в размере до 200 тысяч рублей.

Во втором пункте регламентируются меры наказания для неправомерных действий лица, которые повлекли за собой «тяжкие последствия».

В таком случае минимальным наказанием является наложение штрафа в размере 1 млн рублей, а максимальное наказание — лишение свободы на 10 лет.

В статье 201 Уголовного кодекса РФ указано максимальное наказание за злоупотребление полномочиями — лишение свободы и содержание под стражей сроком до 10 лет.

Существуют некоторые сложности в понимании этих двух пунктов 201 статьи, поскольку в ней нет чекой формулировки терминов «существенный вред» и «тяжкие последствия», по которым определяется наказание нарушителю.

К тяжким последствиям злоупотребления полномочиями можно отнести серьезные аварии, продолжительную остановку транспорта, нанесение материального вреда в особо крупных размерах, дезорганизация работы коммунальных служб, государственных учреждений, промышленных предприятий, летальный исход или серьезные телесные повреждения, нанесенные потерпевшему. В этот перечень также входит вред, причиненный репутации предприятия или организации.

Для того, чтобы признать вред существенным или тяжким, следует брать во внимание конкретную степень негативного влияния злоупотребления полномочиями на обычную работу предприятия, учесть размер и характер нанесенного ей ущерба, изучить упущенные возможности, количество пострадавших и степень тяжести материального, физического, морального вреда, нанесенного им. Примечательно, что если ущерб был нанесен только лишь интересам коммерческой компании, то, согласно статье 201 УК РФ, должностное лицо могут привлечь к уголовной ответственности исключительно по заявлению данного учреждения

Примечательно, что если ущерб был нанесен только лишь интересам коммерческой компании, то, согласно статье 201 УК РФ, должностное лицо могут привлечь к уголовной ответственности исключительно по заявлению данного учреждения.

Если же ущерб был нанесен правам иных организаций, интересам граждан, государства или общества, то данное лицо будет привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях.

При этом основанием для возбуждения дела является рапорт представителя правоохранительных органов о составе преступления или же заявление любого другого лица (физического или юридического).

Однако других лиц также могут по этой статье привлечь к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями в качестве соучастников преступления.

Именно поэтому по статье 201 УК РФ привлекать к уголовной ответственности могут не только лишь руководство компаний.

С другой стороны, суд не станет признавать лицами, занимающими управленческую должность в коммерческой или другой компании, сотрудников, которые занимаются исключительно техническими или профессиональными вопросами (к примеру, специалист определенной отрасли, секретарь, бухгалтер).

Лица, которые выполняют функции, не связанные с управлением компании, по статье 201 УК РФ не несут уголовной ответственности.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объект преступления — отношения по обеспечению нормальной деятельности органов власти, государственной службы и органов местного самоуправления.

Объективная сторона преступления состоит в использовании должностным лицом своих служебных полномочий во вред интересам службы. Данные действия являются уголовно-наказуемыми при условии, если они повлекли существенные нарушения прав и законных интересов общества и государства.

Состав является материальным.

Объективная сторона характеризуется 3 признаками:

  1. совершение действий, указанных в диспозиции статьи;
  2. наступление вредных последствий;
  3. причинная связь между использованием служебных полномочий и наступлением указанных вредных последствий.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 285, виновный действует в пределах предоставленных ему полномочий и пользуется предоставленными ему правами, однако действует он вопреки интересам службы.

Преступление может совершаться как путем действий, так и бездействия. Обязательным элементом объективной стороны состава является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом. Суд устанавливает, насколько серьезно нарушены права или законные интересы, исходя из обстоятельств дела. Существенные нарушения могут выражаться в причинении материального ущерба, а также нарушении, например, конституционных права и свобод, подрыве авторитета органов власти, государственных и других организаций и т. д.

Субъективная сторона выражается только умышленной формой вины в виде прямого и косвенного умысла. Виновный сознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что это приведет к существенному нарушению охраняемых законом прав и интересов, желает или сознательно допускает наступление общественно опасных последствий.

Обязательным элементом субъективной стороны является мотив: корысть или иная личная заинтересованность. Действуя по корыстным мотивам, лицо стремится получить имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу. Иная личная заинтересованность понимается как стремление извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное различными побуждениями: карьеризмом, семейственностью, получением взаимной услуги и др.

Субъект преступления — должностное лицо. Часть 2 ст. 285 предусматривает квалифицированный состав — то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Таким образом, преступление представляет повышенную опасность, если субъектами его являются:

  1. лица, занимающие государственные должности РФ, то есть лица, должности которых установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 2 к ст. 285), например, председатели палат Федерального Собрания, депутаты Государственной Думы;
  2. лица, занимающие государственные должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы, депутаты представительных органов субъектов Федерации);
  3. главы органов местного самоуправления — должностные лица, возглавляющие деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями будет причинение в результате их тяжких последствий. Такими последствиями могут быть дезорганизация аппарата управления, нанесение ущерба в особо крупном размере.

Что подпадает под понятие «злоупотребление»

Этот вид преступления характеризуется тем, что особа, которому предоставлены особые полномочия, использует их в корыстных целях в свою пользу или третьих лиц, при этом совершая действия, не предусмотренные должностными обязанностями. Как правило, превышение служебных полномочий возникает тогда, когда лицо желает получить какую-то экономическую пользу (выгоду). Например, руководитель предприятия или одного из его подразделений, в обязанности которого входит выполнение определенной работы, идет на нарушение и выполняет эту работу таким образом, чтобы в результате извлечь из своих деяний выгоду, нанося тем самым ущерб самому предприятию или своему подразделению.

Несмотря на то, что статья 201 УК РФ достаточно четко определяет обстоятельства, которые могут послужить основанием для открытия уголовного дела, судебная практика свидетельствует о том, что подобные дела доходят до разбирательств в суде крайне редко.

ОБВИНЕНИЕ

Совершенно очевидно, что указанная выше сумма в перечне элементов «существенного ущерба» далеко не первична. Криминален не ущерб, выраженный в рублях и копейках, а произвол, творимый директором.

Органы предварительного расследования квалифицировали содеянное Г. по ч. 1 ст. 201 УК — злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации. Его действия, во-первых, якобы противоречили интересам «Севастополь Телеком», во-вторых, повлекли причинение существенного вреда этой организации, так как за ее счет Д. извлек некие преимущества и даже выгоды имущественного характера. Г. в нарушение ст. 349.3ТК, п. 1.10, 4.1, 5.5.1, 5.5.9, 5.6.1 устава ГУП подписал 17.02.2015 соглашение о расторжении трудового договора от 08.10.2014 №  7 между ГУП и Д. на основании п. 1 ст. 77 и ст. 78 ТК, предусматривающее выплату помимо причитающейся зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск дополнительной компенсации в размере трех должностных окладов, а также приказ (распоряжение) от 17.02.2015 №  10 об увольнении Д. 18.02.2015 на основании п. 1ст. 77 ТК. Более того, в нарушение устава предприятия прекращение трудового договора с первым заместителем директора он не согласовал с учредителем.

Встает вопрос: злоупотребил ли Г. своими полномочиями, требуя от Д. немедленного увольнения? Скорее всего, да, поскольку это, во-первых, противоречит общепризнанным стандартам кадровой политики, а во-вторых, увольнение первого заместителя директора надо было согласовать с учредителем ГУП. Как видим, исполнению требований ТК и ведомственного регламента Г. предпочел торг с увольняемым.

Возникает и второй вопрос — о существенности причиненного ГУП ущерба. От ответа на него зависит, перейдут ли правоотношения между директором и его первым замом из трудовых в уголовно-правовые.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.