Статья 20.29. производство и распространение экстремистских материалов

Алан-э-Дейл       27.02.2023 г.

Могут ли без суда заблокировать аккаунт?

По закону, без суда могут заблокировать ресурс с «призывами к осуществлению экстремистской деятельности» (к насильственному изменению основ конституционного строя, возбуждению расовой, религиозной вражды и пр.). Решать, что является «призывом к осуществлению экстремистской деятельности», будет Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители. Существует обширная практика внесудебного запрета страниц с материалами запрещенных организаций просто по факту их принадлежности запрещенным организациям. Кроме того, на практике заблокировать без суда могут материалы, признанные экстремистскими в судебном порядке, если решение о блокировке данных материалов или им подобных ранее принималось в отношении какого-то другого ресурса.

Законных оснований и какой-либо значимой практики внесудебного блокирования постов с символикой и словами поддержки экстремистской организации нет.

Если материал покажется властям призывом, то операторы связи по указанию Роскомнадзора заблокируют сайт или страницу сразу — разблокируют только после удаления материала и уведомления об этом Роскомнадзора. Хостер сначала предложит удалить публикацию, в которой есть экстремистские материалы. Если вы не хотите удалять материал, можете обжаловать это требование в суде.

Часть 1 статьи 20.3 КоАП

За совершение данного правонарушения предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Ответственность предусматривает до 6 лет лишения свободы

Что касается наказаний, они не прописаны в проекте закона «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму». Наказания прописаны в Уголовном кодексе, объясняет юрист Олег Агеев.

«Изменения в Уголовный кодекс уже ввели — относительно ответственности за экстремизм. Добавили новую часть в статью «Создание экстремистского формирования или участие в нем» (если это в целях совершения преступления) — предусмотрено наказание от 2 до 6 лет заключения.

Появилась новая статья «содействие экстремистской деятельности» — предусмотрено наказание от 2 до 6 лет лишения свободы.

Появилась также еще одна новая статья: «прохождение обучения или другой подготовки для участия в экстремистской деятельности». Он «тянет» на срок до 3 лет лишения свободы», — приводит примеры Олег Агеев.

Те, кто сейчас задержан, находится под следствием и ждет суда, не могут подпасть под новое законодательство.

«Закон обратной силы не имеет — так прописано во всех законодательных актах. К тому, что граждане совершили ранее, эти новые статьи Уголовного кодекса не могут применяться (я говорю только об уголовном кодексе)», — уточняет юрист.

Закон еще не принят, однако интернет-ресурсы уже наказывают.

Олег Агеев отмечает: несмотря на то, что новый закон о противодействии экстремизму еще не принят, за распространение материалов в интернете некоторые интернет-ресурсы уже наказаны. И приводит пример с порталом в Гродно.

«Их привлекли к ответственности за то, что они распространили какие-то сведения из канала, который позже был признан экстремистским, и не удалили их. То есть условно говоря, в первый день сайт распространяет информацию с телеграмм-канала, на следующий день власти признают этот канал экстремистским, а на третий день сайт  привлекают к ответственности за то, что было сделано позавчера (до признания канала экстремистским). Вот такая практика относительно экстремизма уже есть. Гродненский сайт -не первая, но такая чувствительная «ласточка», — говорит юрист БАЖ.

Важно отметить и ситуацию с Барановичским изданием Intex-press, где главного редактора Владимира Янукевича наказали штрафом до того, как материал признали экстремистским. Имеется в виду публикация изданием интервью со Светланой Тихоновской

«Издание привлекают к ответственности за факт, что вышло интервью со Светланой Тихановской (причем не объясняется, какая информация могла нести угрозу национальной безопасности). За интернет-версию редактора уже оштрафовали, за бумажную версию ожидается суд на этой неделе. Скорее всего, будет стоять вопрос о блокировании сайта и рассматриваться уголовное дело — просто за нормальное интервью».

Интервью выходит 14 апреля, главного редактора штрафуют 26-го. Суд признает интервью экстремистским 29 апреля. И только на следующий день интервью попадает в список экстремистских материалов Министерства информации, — приводит хронологию событий юрист.

Списки экстремистских материалов ведет Министерство информации. По состоянию на 3 мая перечень занимает 84 страницы. Последние 10-преимущественно перечень телеграмм-каналов, признанных экстремистскими.

Часть 2 статьи 20.3 КоАП

— пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами (изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами).

За совершение данного правонарушения предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Ответственность за распространение экстремистских материалов.

Согласно статье 20.29 КоАП РФ массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;

на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;

на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Статья 20.29 КоАП

— производство и распространение экстремистских материалов (массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения)

За совершение данного правонарушения предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Ограничения на политическую деятельность

4 июня 2021 года принят закон, запрещающий лицам, причастным к деятельности экстремистских организаций, участвовать в выборах:

  • запрет распространяется на любые выборы, а не только думские;
  • учредители и руководители не могут избираться в течение пяти лет с момента запрета организации, а члены и другие причастные к ее работе — в течение трех лет.

Причастностью к деятельности экстремистских организаций считается:

  • заявления (в том числе в интернете) в поддержку экстремистской организации или отдельного ее мероприятия;
  • перечисление денег экстремистской организации или отдельному ее мероприятию;
  • организационная, консультативная или другая помощь экстремистской организации или отдельному ее мероприятию.

Устанавливать причастность будет суд.

Другой комментарий к статье 20.29 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемых составов административных правонарушений являются общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности (экстремизму), защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства.

Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, расовой, национальной или религиозной группы.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляет деятельность по распространению экстремистских материалов, их производству и хранению в целях распространения. Обязательными признаками объективной стороны рассматриваемого состава административного правонарушения являются признание информационных материалов экстремистскими на основании решения суда и включение их в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции РФ и подлежащий опубликованию.

2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

С субъективной стороны совершение данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Зачем вам вообще читать эту памятку?

Казалось бы, если власти злоупотребляют антиэкстремистским законодательством в сравнительно небольшой части случаев и при этом вы сами считаете, что вы что-то пишете в интернете не с целью призвать к погромам, убийствам или перевороту, то не лучше ли исходить из того, что риск для вас невелик? Он сравним с риском попасть в авиакатастрофу, но ведь на самолетах мы все (или почти все) летаем.

Так обстоят дела, если вы не привлекли к себе чем-то неприязненное внимание полиции или иных органов власти. Впрочем, если и не привлекли, точнее, не думаете, что привлекли, риск не сводится к нулю, как и с самолетами, — и полезно хотя бы знать, что делает этот риск выше или ниже и каковы могут быть последствия

Наказание за флаг, гимн, граффити, логотип и даже портрет

Если будет принят новый закон, «экстремистским материалом» будет считаться информация, которую суд связал с пропагандой экстремизма, например, статьи, книги, песни или все посты телеграмм-канала, объявленного экстремистским, и даже его логотип.

Вот перечень из законопроекта:

«Экстремистские материалы-символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио -, аудиовизуальные и иные информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и другая наглядная агитация, рекламная продукция)».

Как отмечается в проекте закона, флаги, гимны, музыкальные произведения, эмблемы, символы, граффити, логотипы, вымпелы, значки и даже любые изображения лиц, в отношении которых есть приговор за экстремистское преступление, могут быть признаны экстремистскими материалами. Значит, экстремистским материалом может стать портрет человека, которого обвиняют в экстремизме либо терроризме.

В законе конкретно не прописано, что, например, погоня или свастика считаются экстремистскими, объясняет юрист БАЖ Олег Агеев.

«Когда мы говорим о носителях экстремистских материалов, в проекте закона есть перечень, что это может быть. То есть, что может быть признано экстремистским материалом, решается отдельно. Закон — это просто критерий описания процедуры. Можно взять исторические символы и признать их экстремистскими», — считает юрист.

Комментарий к Ст. 20.29 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушений по комментируемой статье являются общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности (экстремизму), защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства.

Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие либо оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в Интернете на сайте Минюста России. Указанный список также подлежит опубликованию в СМИ.

2. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, составляет деятельность по массовому распространению экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Минюстом России и подлежащий опубликованию.

3. Субъектами административных правонарушений по анализируемой статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.

4. С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.

5. Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Что относится к экстремистским материалам.

Согласно статье 1 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение 30 дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.

Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Комментарий к статье 20.3 КоАП РФ

1. Целью комментируемой статьи является защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, нравственности, общественного порядка. Объект противоправных действий — общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности.

2. Запрет на использование в любой форме нацистской символики, включая демонстрирование такой символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, установлен ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.) в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (п. 2 ст. 1).

3. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения могут образовать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистской атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют изготовление предметов, воспроизводящих или изображающих нацистскую атрибутику и символику или атрибутику и символику, сходную с ними до степени смешения, а также сбыт рассматриваемой атрибутики или символики, включая их продажу или иную передачу другим лицам.

4. Понятия «нацистская атрибутика и символика» и «атрибутика и символика, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения» носят оценочный характер.

Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты, использовавшиеся организациями, признанными Нюрнбергским международным трибуналом преступными, а также воспроизведение перечисленных элементов атрибутики и символики в любой форме. При этом решение о признании той или иной атрибутики и символики нацистской или сходной с ней до степени смешения принимается судом в том числе на основании заключения эксперта.

5. Совершаются административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, умышленно.

Следует иметь в виду, что действия, выразившиеся в демонстрировании нацистской атрибутики и символики, а также ее изготовлении и обороте, могут быть квалифицированы как административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, лишь в случаях, если они направлены на пропаганду такой атрибутики и символики.

Не влекут административной ответственности такие действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовка других материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события.

6. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» при проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.

Лица, виновные в демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистскими до степени смешения, несут ответственность в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи. Организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, не обеспечившие исполнение рассматриваемого запрета, несут административную ответственность в соответствии со ст. 20.2 комментируемого Кодекса.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

8. Демонстрирование нацистской атрибутики и символики или атрибутики и символики, сходных с нацистской до степени смешения, сопряженное с осквернением зданий и иных сооружений или с надругательством над местами захоронения умерших, влечет уголовную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 214 и ч. 2 ст. 244 УК РФ.

Что такое экстремизм: правовое регулирование понятия

Основным документом, с которого началось законодательное регулирование вопросов экстремизма в России, является Федеральный закон №114 от 25.07.2002. При этом принятие данного закона сопровождалось также внесением целого ряда изменений в положения УК и КоАП РФ, чтобы обеспечить достаточную правовую базу и диверсификацию наказаний за экстремистскую деятельность, её пропаганду или поддержку. Таким образом на текущий момент правовое регулирование экстремизма в первую очередь обеспечивается непосредственно положениями УК и КоАП РФ, а вышеозначенный ФЗ регулирует, в первую очередь, общую государственную политику в отношении преступлений, связанных с экстремизмом.

Само определение экстремизма, исходя из данного закона, является комплексным. То есть, объединяет в себе большой перечень возможных действий, подходящих под данное определение. В данный перечень входят:

  • Насильственное нарушение действующего конституционного строя и порядка, а также сепаратизм или иные действия, направленные на изменение границ и нарушение территориальной или иной целостности Российской Федерации.
  • Ведение террористической деятельности, равно как и публичное оправдание таковой в любой форме.
  • Возбуждение ненависти или иной розни по признакам, характерным для группы лиц.
  • Пропаганда исключительности, либо напротив – неполноценности лица или группы лиц по определенным признакам.
  • Нарушение законных прав или наличествующих интересов лица, связанное с его конкретной социальной принадлежностью.
  • Препятствование гражданам в реализации наличествующих у них избирательных прав, а также попытки нарушения тайны голосования, если таковые сопрягались с насилием либо угрозой применения такового.
  • Препятствование работе и ведению деятельности государственных органов, если таковое было сопряжено с угрозой применения насилия или его фактическим применением.
  • Совершение любых иных преступлений имеющих в качестве мотивов ненависть либо вражду к какой-либо социальной группе по её признакам.
  • Публичное ношение и использование экстремистской символики или нацистских символов, равно как и их пропаганда.
  • Хранение или создание материалов с признаками экстремизма, а также призывы к осуществлению любой вышеозначенной экстремистской деятельности.
  • Высказывания, обвиняющие заведомо ложным образом деятелей РФ в совершении вышеозначенных действий.
  • Подстрекательские, подготовительные и организационные мероприятия, касающиеся осуществления действий экстремистского характера.
  • Финансирование или всякое прочее содействие в организации действий, указанных в данном перечне.

Важный факт

Следует обратить внимание, что, несмотря на конкретное указание в законе про экстремизм об отношении к нему ненависти лишь по религиозным, расовым или национальным признакам, один из пунктов перечня прямо указывает на его расширение при условии наличии состава преступления, рассмотренного уголовным кодексом

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.